Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими
учащимися 2 класса
2023/2024 учебный год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ - это работа со слабоуспевающими обучающимися. Слабоуспевающими принято считать обучающихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими всех служб образовательной организации, специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, в основе которой лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель программы
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по русскому языку
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику
- вовлечение обучающихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки;
- вовлечение в групповую работу
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания
учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при
затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников
подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой
темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить
перегрузки школьников.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
|
При изложении нового материала |
|
При организации самостоятельной работы |
|
В ходе самостоятельной работы на уроке |
|
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
во 2 классе в 2023-2024 учебном году.
Список слабоуспевающих учащихся .
№ п.п. | Ф.И. ученика | Кл | Примечание (второгодник, ОВЗ, болезнь и тд.) | Результат на конец триместра (слабо успевает, не успевает, по каким предметам) | Итог учебного года (перевод в сл класс, оставлен на второй год, направлен на ПМПК) | |||
2чтв | 3 чтв | 4 чтв | ||||||
1. | И. | 2 | Слабое развитие учебных и познавательных интересов, отсутствие навыков самостоятельности в работе , слабое общее развитие, логопед. Нарушения. Физиологическая причина – частые пропуски по болезни и прогулы | математика, русский, чтение | ||||
2. | И. | 2 | Слабое развитие учебных и познавательных интересов, отсутствие навыков самостоятельности в работе , слабое общее развитие. | математика, русский, чтение |
Тематический план индивидуальной работы
с неуспевающими обучающимися 2 класса
ПРЕДМЕТ | Темы занятий | Дата проведения |
Чтение | 1. Гласные и согласные звуки и буквы. 2-3. Слоги-слияния. 4-5. Чтение по слогам. | |
Чтение | 6-10.Слоговое чтение. | |
Чтение | 11-20.Отработка навыка слогового чтения. | |
Русский язык. | 1-2.Письмо под диктовку букв, слогов.Ударение. Деление на слоги. | |
Русский язык. | 2-5.Письмо под диктовку букв, слогов, слов. Проговаривание. Безударная гласная в корне слова. | |
Русский язык. | 6-8.Списывание с печатного текста.Учимся писать безударную гласную в корне слова | |
Русский язык | 9-12.Письмо под диктовку односложных слов.Учимся писать буквы согласных в корне слова | |
Русский язык. | 13-15.Списывание с печатного текста.Непроизносимые согласные в корне слова | |
Русский язык | 16-20.Письмо под диктовкуРазделительный твердый и мягкий знаки | |
Математика | 1-3.Нумерация чисел в пределах 100.Отработка таблицы сложения и вычитания. | |
Математика | 4-6.Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100, основанные на знании десятичного состава числа. | |
Математика | 7. Решение примеров и задач изученного вида | |
Математика | 8.Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | |
Математика | 9-11.Порядок действий. Скобки. | |
Математика | 12-13.Сравнение числовых выражений. Периметр многоугольника. | |
Математика | 14-20. Письменные приёмы сложения и вычитания. |