МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«Планирование и методика проведения
занятий по вождению автомобилей»
Мастер производственного обучения
Чернов Сергей Викторович
Кирсановский округ
2024 год
Введение
Одним из важнейших факторов, определяющих успех мастера в обучении вождению, является психологическое воздействие на обучаемого.
Мастер должен быть требовательным, принципиальным, и в тоже время скромным и выдержанным. Он должен устанавливать деловой контакт с обучаемыми с учетом индивидуальных особенностей каждого из них, быть примером в соблюдении трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, правил и безопасности дорожного движения.
Мастер производственного обучения всегда обязан помнить, что он является не только преподавателем технических знаний, но и воспитателем, пропагандирующим важность выполнения требований правил безопасности движения. Он должен настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучаемого правильного понимания задач при выполнении отдельных приемов управления автомобилем путем индивидуального подхода, с учетом психологии каждого обучаемого и применения совершенной методики обучения вождению.
Совершенно недопустимы во время обучения грубость, окрики, оскорбительные выражения в обращении с обучаемыми. Это приводит к отрицательному психологическому воздействию на обучаемого, вызывает нервозность, растерянность, неуверенность, обиду и, как следствие, резкое снижение усвояемости им приемов управления автомобилем. В этом случае мастер теряет авторитет и уважение обучаемых.
Для планирования занятий с учебной группой мастер составляет график очередности обучения вождению.
Готовясь к проведению занятий, мастер должен изучить методические материалы и составить план проведения занятий с распределением учебного времени. Каждое занятие по вождению проводиться в определенной последовательности и состоит из вступительной, основной, заключительной части.
Во вступительной части каждого занятия мастер осматривает внешний вид обучаемого, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения и особенно на обувь; сверяет номер отрабатываемого упражнения с записью в книжке индивидуального учета вождения. Затем коротко объясняет обучаемому содержание и цели упражнения, заданий, которые предстоит отработать. Уделяет внимание на основные приемы управления и ошибки, которые наиболее часто допускает обучаемый при выполнении этого упражнения.
В основной части занятия отрабатываются новые задания, предусмотренные изучаемым упражнением. Задания отрабатываются в такой последовательности: в начале мастер объясняет порядок и приемы выполнения задания, в необходимых случаях показывает сам как это делать, а за тем обучаемый тренируется под руководством мастера в выполнении указанного задания самостоятельно в пределах отведенного времени.
Такое построение занятия снижает утомляемость обучаемых, повышает интерес и внимание к отработке новых приемов и, как следствие, улучшает усвояемость. Следует иметь ввиду, что многократное повторение приемов - это основа методики обучения вождению.
Немаловажное значение в методике обучения имеет умение мастера найти связь техники вождения автомобиля с ориентированием в дорожной обстановке и точным выполнением требований ПДД.
В заключительной части занятия мастер делает разбор допущенных ошибок, указывает на положительные и отрицательные действия обучаемого, объявляет оценку и оформляет учебную документацию.
Продолжительность занятия и успеваемость обучаемого отмечается в книжке учета вождения, а сводный учет вождения - в журнале учета занятий учебной группы.
Основные задачи мастера производственного обучения.
Деятельность мастера производственного обучения, как инженерно-педагогического работника направлена на развитие личности учащегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профессии, как мастера производственного обучения, заключается в подготовке водителей автомобилей категорий «В». Статистика показывает, что 60-70% дорожно-транспортных происшествий вызвано неправильными действиями (ошибками) водителя, как элемента системы «водитель – автомобиль – дорога» (ВАД), 20-30% обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями и 10-15%- отклонениями в техническом состоянии автомобиля, т.е. наиболее слабым и ненадежным звеном в системе ВАД является водитель.
Надежность же водителя во многом определяется уровнем его подготовки и профессионального мастерства. Одним из основных компонентом подготовки водителей является обучение их умению правильно действовать в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС). Сложившаяся в настоящее время система подготовки водителей в нашей стране пока не обеспечивает качественного обучения, необходимого для безопасного управления автомобилем. Основной причиной такого положения, на мой взгляд, является недостаточное влияние при обучении водителей вопросам практического формирования у них навыков и умения правильной организации восприятия, оценки и прогнозирования ДТС, принятие наиболее безопасных решений по управлению автомобилем и их эффективной реализации. Восполнение такого серьезного пробела в профессиональной подготовке осуществляется уже самим водителем за счет накопления опыта ценой проб и ошибок в течение довольно большого промежутка времени.
Безопасность вождения автомобиля в различных дорожных условиях может быть достигнута при условии правильного использования его основных эксплуатационных свойств, которые непосредственно связаны с движением и в той или иной степени определяют закономерности этого движения. К таким основным эксплуатационным свойствам автомобиля относятся: динамичность, устойчивость, проходимость, управляемость, плавность хода, топливная экономичность. Перечисленные свойства могут по разному проявляться в зависимости от сочетания дорожных, климатических и других факторов, определяющих в совокупности условия экспуатации автомобиля.
Главными факторами, которые могут значительно изменить эксплуатационные свойства автомобиля, являются: его техническое состояние, окружающие дорожные и климатические условия, в которых используется автомобиль, опыт и квалификация водителя. Профессиональные навыки и субъективные особенности каждого человека, управляющего автомобилем, имеют решающее значение в безопасном использовании всех возможностей автомобиля. Для предотвращения ДТТ следует больше внимания уделять качеству подготовки водителей, повышению профессиональных навыков вождения, научить водителей мастерски управлять автомобилем в различных условиях дорожной обстановки, усилить контроль за качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Подготовка автомобиля к эксплуатации.
Подготовка к рейсу | Ежедневное техническое обслуживание: а) мойка автомобиля б) проверочно-крепежные работы в) регулировочные и заправочные работы |
Контрольный осмотр | 1. Внимательно осмотреть автомобиль и убедиться в отсутствии повреждений, топлива, масла, охлаждающей и амортизаторной жидкостей. 2. Протереть номерные знаки, стекла кабины, приборы освещения и сигнализации. 3. Проверить состояние и крепление рулевых тяг. сошки рулевого механизма, свободный ход рулевого колеса. 4. Проверить давление воздуха в шинах колес и их крепление. 5. Проверить заправку двигателя охлаждающей жидкость. и маслом, наличие топлива в баках, при необходимости дозаправить до нормы. 6. Проверить уровень электролита в аккумуляторных батареях. 7. Проверить свободный ход педалей сцепления и тормоза, уровень тормозной жидкости в накопительных бачках главных цилиндров привода сцепления и тормозов. 8. Пустить двигатель, прослушать его работу на разных режимах и убедиться в отсутствии перебоев стуков, ненормальных шумов, течки масла, охлаждающей жидкости, топлива. 9. Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочистителей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового стекла. 10. Проверить на ходу работу сцепления, рабочей и стояночной тормозных систем, коробки передач и раздаточной коробки, рулевого управления. 11. Проверить комплектность водительского инструмента. |
Проведение практического занятия.
План урока
Тема программы: Вождение автомобиля.
Тема урока: Упражнения в приемах пользования органами управления автомобиля. Тип урока: комбинированный
Цель урока: Привить навыки и координации движения рук и ног, пользования рычагами управления.
Воспитательная цель: Привить любовь к своей профессии и бережного отношения к технике.
Методическая цель: Дифферинцированный подход к ученикам, использование на уроке элементов передовых педагогических технологий. Составление опорных конспектов.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Место проведения: автомобильный парк.
Время: 2 часа на двух учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
- наличие учащихся
- форма одежды
- готовность к уроку
Вводный инструктаж.
Провести инструктаж по технике безопасности, при запуске двигателя автомобиля и вождения. Объяснить назначения и приемы пользования рулем, рычагами и педалями автомобиля. Показать правильную посадку водителя в кабине. Выполнить упражнения пользовании рычагами и педалями.
Объяснить показания контрольных приборов. Показать приемы запуска двигателя автомобиля. Показать приемы пользования. Выполнить упражнения в приемах трогания автомобиля с места остановки автомобиля с работающим двигателем.
Формирование способов действий.
Развитие навыков руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие органами управления при трогании с места, движении с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках, плавном и экстренном торможениях, остановках (отрабатываются при неработающем двигателе).
Трогание с места, движение по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках. Приемы плавного торможения и остановка.
Применение практических знаний, умений и навыков.
Самостоятельная работа учащихся в выполнении и повторении упражнений показанные мастером производственного обучения приемов пользования органами управления автомобилем (отрабатывать при неработающем двигателе).
Текущий инструктаж
Обратить внимание на правильность выполнения приемов пользования органами упражнения автомобиля. Находясь в кабине автомобиля формировать и умение учащихся. В ходе урока обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж
Подведение итогов выполненных работ, отметить положительные и отрицательные стороны. Проанализировать не удачные моменты. Выставить оценку, сказать о результатах выполненной операции (упражнений).
Домашнее задание
Деятельность мастера производственного обучения | Деятельность учащегося | |
1 | 2 | |
I.Организационная часть | ||
Проверяет наличие учащихся. Объясняет тему урока, проверяю внешний вид. Готовит автомобиль к практическому использованию, проверка масла, воды в системе охлаждения. | Приводят в порядок внешний вид, т.е. переодеваются в спецодежду. Вместе выполняют подготовительные операции к практическому использованию автомобиля. |
II.Актуализация опорных знаний и практических способов действий | ||
Знакомит с основными частями автомобиля, опрашивает, что из себя представляет автомобиль. Опрашивает учащихся по правилам дорожного движения. Проводит инструктаж по технике безопасности при пользовании педалями управления и рулем. Показывает правильную посадку водителя в кабине. Дает инструкционную картупо технике Выполняетупражненияв пользовании рулевым колесом и педалями, рычагами. Рулевое колесо предназначено для Термометр указывает температуру жидкости в системе охлаждения двигателя не выше 80 градусов, если выше, то двигатель перегревается. Амперметр указывает зарядку и разрядку аккумуляторной батареи, т.е. электроэнергию в электрическом оборудовании. Контрольные аварийные лампочки указывают перегрев двигателя или нет давление масла в двигателя, т.е. аварийное состояние двигателя. Передзапуском проверяем нейтральное положение рычага коробки передач, включаем кнопку массы, включаем замок зажигания, при этом правая нога находится на педале подачи топлива, поворачивая ключ зажигания включаем стартер, как только двигатель заведется руку убираем с ключа зажигания, при этом стартер выключается, а зажигание остается в рабочем положении. Плавно нажимаем левой ногой на педаль сцепления и правой рукой включаем I передачу. Левой рукой включаем переключатель поворотов на лево смотрим на указатель поворотов на щитке приборов, если лампочка мигает, значит указатели поворотов работают. Начинаем трогаться с места при этом руки находятся на руле, смотрим в зеркало заднего вида, если нет помех транспортного средства подаем звуковой сигнал нажатием правой рукой на кнопку сигнала, левой ногой плавно начинаем опускать педаль сцепления, а правой ногой плавно нажимаем на педаль подачи топлива. Как только тронемся левую ногу убираем с педали сцепления. Руками вращаем руль в левую сторону после возвращаем руль в положение для езды прямо. Для остановки автомобиля нажимаем педаль сцепления левой ногой, а правой ногой на педаль тормоза и при этом правой рукой рычаг переключения передач ставим в нейтральное положение, после остановки автомобиля правой рукой включаем рычаг стояночного тормоза, т.е. натягиваем назад на 3, 4 щелчка, после этого убираем ногу с тормоза и педали муфты сцепления. Выключаем замок зажигания на О левой рукой, при этом двигатель должен заглушиться. | Внимательно слушают мастера п/о, осматривают автомобиль. Отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы по ПДД. Слушают инструктаж по ТБ, смотрят правильность выполнения мастером п/о упражнения посадки водителя в кабину автомобиля. Изучают инструкционную карту по технике безопасности. Смотрят и слушают мастера производственного обучения. Наблюдают за беседой и деятельностью мастера производственного обучения. Наблюдают за действиями мастера производственного обучения объяснения и слушают мастера производственного обучения. Наблюдаютза деятельностью мастера производственного обучения, слушают |
Формирование практических знаний приемов и способов действий | ||
При неработающем двигателе автомобиля показывает навыки руления: положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса восходящем и нисходящем порядке, положения ног на педалях. | Наблюдают за деятельностью мастера п/о и показом приемов управления автомобилем. Слушают объяснения мастера производственного обучения. | |
Применение практических знаний, умений и навыков | ||
Наблюдает за правильностью выполнения приемов управления автомобилем. Находясь в кабине автомобиля закрепляет знание и умение учащихся, частично опрашивает в ходе урока правила Обращает внимание на соблюдение правил техники безопасности, правильность действий учащихся при остановке автомобиля. Правильность действий по выполнению запуска двигателя. Точность и синхронность действий учащихся при управлении автомобилем. Подводит итоги выполненных работ, отмечает положительные и отрицательные стороны. Анализируетнеудачные моменты. Выставляет оценку, объявляет о результатах выполненной операции. Задает домашнее задание: изучить схему передач автомобиля, назначение приборов автомобиля по учебнику. | Находясь в кабине автомобиля выполняют и повторяют упражненияпоказанные мастером производственного обучения приемов пользования органами управления автомобилем(отрабатывают при не работающем двигателе). поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности. Действие педалями и рычагами при трогании с места, порядок переключения передач восходящем и нисходящем порядке, плавным и экстренным торможениях, остановках.Отрабатывают правильность положения ног на педалях. Отрабатывают и осмотр, проверяют уровень масла в двигателе, наличие воды в системе охлаждения. Отрабатывают правильность посадки в кабину автомобиля. Слушают объяснения, объявления мастера п/о выставление оценок, задание на дом. |
Используемые методы
При проведений занятий применяю словесные, наглядные, практические методы. Особенно при вождении трактора, машины, автомобиля применяю метод личного показа трудовых приемов, при этом использую словесно-наглядный и практический метод личного показа трудовых приемов, так же использую словесно-наглядный и практический метод обучения.
Беседой узнаю освоение учащимися материала, знание теоретические, которые проходят на предметных уроках. Так же объясняю связь общеобразовательных предметов с техникой. В беседе узнаю характер ученика, как он относится к предметам связанных с техникой. В случае чего объясняю надобность знания предмета (литературы чтения, химии, физики, математики) т.к. в работе с техникой все это понадобиться. Иногда бывают успехи в посещаемости, так как воспитательном отношении учащихся играет большую роль метод беседы, т.е. словесный.
Заключение.
Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам мастер.
Если ученик видит, что тот человек, который его учит, является настоящим специалистом в своем деле – успех обучения на половину обеспечен. Учащийся имеет перед собой цель – научиться работать так же, как мастер.
По изложенной выше методике провожу занятие уже в течение 4-х лет.
За эти годы не было ни одного отрицательного результата при сдаче вождения на легковом автомобиле. По мере возможности стараюсь поддерживать связь со своими бывшими учениками и после окончания ими училища. Многие из них повышают свою квалификацию, имеют свидетельства на право управления всеми вида транспортных средств, сами стали инструкторами по вождению.