Месяц, неделя Сентябрь | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Чтотакое «звук»? «Звук [А]. Буква А» | Введение термина «звук». Закрепить знания детей об органах артикуляции. Формировать умение различать «звук» и «буква». Знакомить детей со звуком и буквой А. Познакомить с понятием «гласный звук», особенностью артикуляции и его условнымобозначением – красный кружок. Развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове. | Дидактические игры «Скажи, как я», «Назови слово» |
2 неделя | «Гласные звуки». Звук и буква «О» Составление фриза для буквы «О». Введение понятия «Слог». Деление слова на слоги. | Знакомить детей со звуком и буквой «О». Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданнымзвуком. Закреплять понятия «Гласный звук». Познакомить с термином «слог». Учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов. | Игровая ситуация, дидактическая игра «Телеграф» |
3 неделя | «Гласные звуки». Звук и буква «У» Составление фриза для буквы «У» Деление слова на слоги. Введение понятия «предложение» | Знакомить детей со звуком и буквой «У». Учить называть слова с заданным слогом; выделять в слове первый звук, находящийся под ударением закреплять умение интонационно выделять звук в слове. Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения. дать пример предложений из одного, двух, трех слов. Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово; учить называть слова с заданным звуком. | Дидактические игры «Кто у кого?», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный?» |
4 неделя | Гласные звуки». Звук и буква «Ы» Составление фриза для буквы «Ы». | развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух. Упражнять в образовании множественного числа существительного с окончанием –«ы» (сосна - сосны, компьютеры и т. п.); Продолжить учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово | «Назови слово с заданным звуком» |
Месяц, неделя Октябрь | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | Звук и буква «Э» Составление фриза для буквы «Э». Составление предложения из 2-3 слов. | Закрепить знания о предложении, учить составлять предложения. Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть первый звук в слове. Учить называть слова с заданным звуком. | Фонетическая игра «Кто что услышит»? Назови первый звук. |
2 неделя | «Гласные звуки». Звук и буква «Я» Составление фриза для буквы «Я». Обучение правильному употреблению числительных в речи в согласовании с существительным | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Я], буквой Я. Учить выделять звук [Я] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Я] в начале слова. Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слово с заданным звуком. Закрепить умение согласовывать числительное с существительным (два стула, две ложки, четыре ножки т. п.) | Игра «Назови слова», фонетическая игра «Кто запомнит больше слов с заданным звуком |
3 неделя | Звук и буква «Ё» Составление фриза для буквы «Ё» Закрепление навыка правильному употреблению числительных в речи в согласовании с существительным | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ё], буквой Ё. Учить выделять звук [Ё] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Ё] в начале слова. Учить детей проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах. Закрепить умение согласовывать числительное с существительным (два стула, две ложки, четыре ножки т. п.) | Игра «Наоборот», фонетическая игра «Кто внимательнее?» |
4 неделя | Звук и буква «Ю» Составление фриза для буквы «Ю» | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ю], буквой Ю. Учить выделять звук [Ю] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Ю] в начале слова. Учить детей проводить звуковой анализ слова. Продолжать учить называть слова с заданным звуком. | Игра «С кочки на кочку», игра «Живые слоги» |
5 неделя | Звук и буква «И» Составление фриза для буквы «И» | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [И], буквой И. Учить выделять звук [И] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [И] в начале слова. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Поощрять речевую активность детей в словесных играх. | Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами». Игра «Кто больше назовет действий». |
Ноябрь
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | Звук и буква «Е» Составление фриза для буквы «Е» | Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Е], буквой Е. Учить выделять звук [Е] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Е] в начале слова. Совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительныхс окончанием – ы (слон – слоны) | Д\у «Осенние слова». Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных |
2 неделя | «Гласные звуки (обобщающее занятие)» Введение понятия «слог». Анализ слова «АУ». Знакомство с обозначением гласных звуков в звуковой схеме. | Закрепление и расширение представлений о гласных звуках, их сходстве и различи по артикуляторным и акустическим признакам. Упражнять в определении количества звуков и их последовательности в звуковых составах. Закреплять умение различать понятие «звук» и «буква» (слово АУ состоит из двух звуков). Формировать представления о слогообразующей роли гласных звуков. Познакомить с условным обозначением гласных звуков в схеме слова – красный кружок | «Кто это?» «Что это?». Цель: закреплять представления детей о родо-видовых отношениях. |
3 неделя | Звуки [М – М’]. Буква М. Согласные звуки» Составление фриза для буквы «М» | Знакомить с произношением согласного звука [М], его характеристикой и артикуляцией; развивать умения выделять его в речевом потоке. Введение термина «согласный звук», познакомить с особенностью артикуляции согласных звуков. Учить различать гласные и согласные звуки. Дать представления о твердых и мягких согласных звуках, знакомить с условным обозначением согласных звуков в схеме слова – синий кружок для твердых согласных звуков и зеленый кружок для мягких согласных звуков. | Д\у «Чудесный мешочек». Цель: упражнять в употреблении слов означающих материал, из которого сделаны предметы, развивать тактильные ощущения. |
4 неделя | «Звуки [Б – Б’]. Буква Б» Составление фриза для буквы. | Продолжать учить дифференцировать согласные и гласные звуки по акустическим, артикуляционным признакам. Развивать умение различать на слух твердость и мягкость согласных. Знакомитьс артикуляцией и характеристикой звуков [Б - Б’], буквой Б. Учить определять позицию звука в слове. Учить определять количествозвуков и их последовательность. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице. развиватьобъяснительную форму речи; закреплять пространственные предлоги | Д\и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений. |
Декабрь
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Звуки [П – П’]. БукваП» Составление фриза для буквы. | Закреплять знания об артикуляционных особенностях согласных звуков. Познакомить с артикуляцией и характеристикой согласных звуков [П – П’], буквой П. Учить выделять звук [П] из ряда гласных и согласных звуков. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, определять количество звуков и их последовательность, развивать фонематический слух. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице. | Д\у «Падают снежинки». Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов |
2 неделя | «Звуки [В – В’]. Буква В Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [В – В’], буквой В. Учить выделять звук [В] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество звуков и их последовательность. Учить определять количество слогов в односложных, двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения. | Д\у «Зимние слова». (работа по отбору слов зимней тематики) |
3 неделя | «Звуки [Ф – Ф’]. Буква Ф» Составление фриза для буквы. | Закрепить произношение звуков [В – В’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Ф – Ф’], буквой Ф. Учить выделять звук [Ф] из ряда звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество и последовательность звуков. Упражнять в подборе слов на заданный звук.Закреплять знания: звук – слог – слово. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения. упражнять в образовании слов с помощью приставок; учить определять ошибки в речи взрослого и детей. | Д\у «Мягко – твердо». Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости и мягкости |
4 неделя | «Звуки [Д – Д’]. Буква Д» Составление фриза для буквы. | Закрепить произношение звуков [Д – Д’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Д – Д’], буквой Д. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Учить составлять и читать слоги.Определять количество слогов. закреплять употребление глаголов действия в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Д/у «Новогодние елки». Цель: упражнять детей в умении дополнять готовое описание |
Январь
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Звуки [Т – Т’]. Буква Т» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Т – Т’], буквой Т. Упражнять в подборе слов с заданным звуком. Развивать способностьопределять позицию звука в слове, количество и последовательность звуков в прямых и обратных слогах. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения. учить образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения (доказательства) со словом значит | «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи. |
2 неделя | «Звуки [Н – Н’]. Буква Н» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, артикуляцией и характеристикой согласных звуков [Н – Н’], буквой Н. Учить различать согласные звуки по твердости – мягкости,закреплять понятия «звук» и «буква». Развивать умение выделять звук в речевом потоке. Формировать опыт чтения слогов открытого и закрытого типа.Развивать фонематический слух. учить составлять сложные предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что | Д/и «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи. |
3 неделя | «Звуки [К – К’]. Буква К» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [К – К’], буквой К. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Определять количество слогов в словах. Развивать слоговое чтение. закреплять употребление глаголов действия в настоящем, прошедшем и будущем времени. | Д/и «Полубуковка» |
Февраль
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Звуки [Г – Г’]. Буква Г» Составление фриза для буквы. | Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Г – Г’], буквой Г.Выделение из звукового ряда. Развивать способность определять позицию звука в слове. Договаривание слов. Воспроизведение слоговых рядов. Упражнять в подборе слов со звуком [Г]. Развивать слоговое чтение . учить образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения (доказательства) со словом значит. | Д/у « Слова-действия» Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных |
2 неделя | «Звуки [Х – Х’]. Буква Х» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Х – Х’], буквой Х. Выделение звука из звукового ряда.Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Определение количества звуков и их последовательности. Развивать слоговое чтение. закреплять пространственные представления (справа-слева). | Д/У «Зимние слова» Цель: расширять словарный запас детей; работать над лексическим значением слов. |
3 неделя | «Звуки [З – З’]. Буква З» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [З – З’], буквой З. Закреплять умение слышать мягкость и твердость согласного звука в словах. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. упражнять в дифференциации звуков, умении изменять слова с помощью суффиксовчк, ищ. | Д/у «Поиграем – посчитаем». Цель: упражнять детей в согласовании числительных и существительных; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами. |
4 неделя | Звуки [С – С’]. Буква С» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [С – С’], буквой С. Выделение звука в потоке речи.Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Упражнять в чтение слогов. совершенствовать умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса | Фонетическая игра «Сколько звуков услышали?» |
5неделя | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с | Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах. Развивать логическое мышление и внимание. |
Март
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Звуки [Л – Л’]. Буква Л Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Л – Л’], буквой Л.Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов на заданный звук. Формировать умение подбирать слова на заданное количество слогов (один и два слога). Упражнять в чтение слогов. Упражнять в согласовании местоимений мой ,моя с существительными. | Д/у «Подбери похожие слова». Цель: упражнять детей в подборе синонимов. |
2 неделя | «Звуки[Р – Р’]. Буква Р» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Р – Р’], буквой Р. Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука иззвукового ряда, в словах. Определение позиции звука в слове. Подбор слов на заданный звук. Составление слов со звуком. Упражнять в понимании и употреблении пространственных глаголов. | «Скажи наоборот». Цель: : упражнять детей в подборе антонимов. |
3 неделя | «Звук [Ж]. Буква Ж» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ж], буквой Ж.Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ односложных слов. Закреплять умение образовывать прилаг. От существительных. | «Слоги». Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слова. |
4 неделя | «Звук [Ш]. буква Ш» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ш], буквой Ш. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Определение количества слогов односложных, двухсложных и трехсложных словах. Закреплять умение строить предложение с заданными словами. | «Весенние слова». Цель: расширять словарный запас детей. |
Апрель
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Звук [Ц]. буква Ц. Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ц], буквой Ц. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Выделение звука из звукового ряда.Составление слогов. Анализ и синтез слогов. Учить детей подбирать глаголы-антонимы. Употреблять их во множ. числе. | «Что сначала. Что потом». Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений, используя слова сначала и потом. |
2 неделя | «Звук [Щ]. Буква Щ» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Щ], буквой Щ. Учить различать звуки [Ч] и [Щ]. Выделение звука [Щ] из звукового ряда. Определятьпозицию звука в слове. Определятьколичество слогов словах. Упражнять в употреблении глаголов в будущем времени | «Изменение слова» Цель: закреплять навык изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного Суффикса |
3 неделя | Звук [Ч]. Буква Ч» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ч], буквой Ч. Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Закрепление навыка изменения слов с помощью суффиксов. Закреплять умение различать звук-слог-слово. Развивать умение делить слово на слоги. Закреплять навык словоизменения помощью суффиксов и выделения первого звука в слове. | Д\и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений. |
4 неделя | «Звук [Й’]. Буква Й» Составление фриза для буквы. | Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Й’], буквой Й. Учить выделять звук [Й’] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове. Учить выделятьколичество звуков и их последовательность. Упражнять в подборе притяжательных местоимений к существительным. Закреплять образ буквы. | «Кто это?» «Что это?». Цель: закреплять представления детей о родо-видовых отношениях. |
Май
неделя | НОД | Программное содержание, задачи | Совместная деятельность с детьми |
1 неделя | «Буквы Ь и Ъ» | Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков. Дать начальные представления о роли этих букв в словах. Развивать фонематическийслух, внимание, память. упражнять в образовании существительных в родительном падеже; развивать аналитико-синтетическую деятельность. | «Весенние слова». Цель: закреплять словарь весенней тематики; развивать связную речь детей |
2 неделя | Повторение | Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки»,«слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква». Познакомить со схемой предложения. Учить строить предложенияпо схемам. Учить выделять все слова в предложении, считать их количество | Лексическая игра «Найди подходящее слово». |
3 неделя | Повторение | Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква». | грамматическая игра «Что мы видим на картинке?» |
4 неделя | Мониторинг |