Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обучение грамоте
  3. Планирование образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Планирование образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Грамотность ребенка начинается еще с детского сада, и от того, как он усвоит буквы еще до школы, как он научится оперировать ими, зависит его успеваемость в современной школе. Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значением, т.е. происходит понимание читаемого. Чтобы обучение давало результат, необходимо выстраивать логический поэтапный процесс. Планирование выстроено таким образом, что сначала дети знакомятся с гласными буквами, затем с согласными. Одновременно дети узнают, что такое слоги, слова, предложение; учатся основам обучения чтению.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Обучение грамоте

Категория

Обучение грамоте
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Месяц, неделя

Сентябрь

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Чтотакое «звук»?

«Звук [А]. Буква А»

Введение термина «звук».

Закрепить знания детей об органах артикуляции. Формировать умение различать «звук» и «буква».

Знакомить детей со звуком и буквой А. Познакомить с понятием «гласный звук», особенностью артикуляции и его условнымобозначением – красный кружок. Развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове.

Дидактические игры «Скажи, как я», «Назови слово»

2 неделя

«Гласные звуки».

Звук и буква «О»

Составление фриза для буквы «О».

Введение понятия «Слог».

Деление слова на слоги.

Знакомить детей со звуком и буквой «О». Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданнымзвуком. Закреплять понятия «Гласный звук». Познакомить с термином «слог». Учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Игровая ситуация, дидактическая игра «Телеграф»

3 неделя

«Гласные звуки». Звук и буква «У»

Составление фриза для буквы «У»

Деление слова на слоги.

Введение понятия «предложение»

Знакомить детей со звуком и буквой «У». Учить называть слова с заданным слогом; выделять в слове первый звук, находящийся под ударением закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения. дать пример предложений из одного, двух, трех слов.

Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово; учить называть слова с заданным звуком.

Дидактические игры «Кто у кого?», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный?»

4 неделя

Гласные звуки». Звук и буква «Ы»

Составление фриза для буквы «Ы».

развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.

Упражнять в образовании множественного числа существительного с окончанием –«ы» (сосна - сосны, компьютеры и т. п.);

Продолжить учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово

«Назови слово с заданным звуком»

Месяц, неделя

Октябрь

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

Звук и буква «Э»

Составление фриза для буквы «Э».

Составление предложения из 2-3 слов.

Закрепить знания о предложении, учить составлять предложения.

Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть первый звук в слове. Учить называть слова с заданным звуком.

Фонетическая игра «Кто что услышит»?

Назови первый звук.

2 неделя

«Гласные звуки».

Звук и буква «Я»

Составление фриза для буквы «Я».

Обучение правильному употреблению числительных в речи в согласовании с существительным

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Я], буквой Я. Учить выделять звук [Я] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Я] в начале слова.

Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слово с заданным звуком.

Закрепить умение согласовывать числительное с существительным (два стула, две ложки, четыре ножки т. п.)

Игра «Назови слова», фонетическая игра «Кто запомнит больше слов с заданным звуком

3 неделя

Звук и буква «Ё»

Составление фриза для буквы «Ё»

Закрепление навыка правильному употреблению числительных в речи в согласовании с существительным

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ё], буквой Ё. Учить выделять звук [Ё] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Ё] в начале слова.

Учить детей проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах.

Закрепить умение согласовывать числительное с существительным (два стула, две ложки, четыре ножки т. п.)

Игра «Наоборот», фонетическая игра «Кто внимательнее?»

4 неделя

Звук и буква «Ю»

Составление фриза для буквы «Ю»

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ю], буквой Ю. Учить выделять звук [Ю] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Ю] в начале слова.

Учить детей проводить звуковой анализ слова. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Игра «С кочки на кочку», игра «Живые слоги»

5 неделя

Звук и буква «И»

Составление фриза для буквы «И»

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [И], буквой И. Учить выделять звук [И] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [И] в начале слова. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Поощрять речевую активность детей в словесных играх.

Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами».

Игра «Кто больше назовет действий».

Ноябрь

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

Звук и буква «Е»

Составление фриза для буквы «Е»

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Е], буквой Е. Учить выделять звук [Е] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Е] в начале слова.

Совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительныхс окончанием – ы (слон – слоны)

Д\у «Осенние слова». Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных

2 неделя

 «Гласные звуки (обобщающее занятие)»

Введение понятия «слог». Анализ слова «АУ». Знакомство с обозначением гласных звуков в звуковой схеме.

Закрепление и расширение представлений о гласных звуках, их сходстве и различи по артикуляторным и акустическим признакам. Упражнять в определении количества звуков и их последовательности в звуковых составах. Закреплять умение различать понятие «звук» и «буква» (слово АУ состоит из двух звуков). Формировать представления о слогообразующей роли гласных звуков.

Познакомить с условным обозначением гласных звуков в схеме слова – красный кружок

«Кто это?» «Что это?». Цель: закреплять представления детей о родо-видовых отношениях.

3 неделя

Звуки [М – М’]. Буква М. Согласные звуки»

Составление фриза для буквы «М»

Знакомить с произношением согласного звука [М], его характеристикой и артикуляцией; развивать умения выделять его в речевом потоке.

Введение термина «согласный звук», познакомить с особенностью артикуляции согласных звуков. Учить различать гласные и согласные звуки. Дать представления о твердых и мягких согласных звуках, знакомить с условным обозначением согласных звуков в схеме слова – синий кружок для твердых согласных звуков и зеленый кружок для мягких согласных звуков.

Д\у «Чудесный мешочек». Цель: упражнять в употреблении слов означающих материал, из которого сделаны предметы, развивать тактильные ощущения.

4 неделя

«Звуки [Б – Б’]. Буква Б» Составление фриза для буквы.

Продолжать учить дифференцировать согласные и гласные звуки по акустическим, артикуляционным признакам. Развивать умение различать на слух твердость и мягкость согласных. Знакомитьс артикуляцией и характеристикой звуков [Б - Б’], буквой Б. Учить определять позицию звука в слове. Учить определять количествозвуков и их последовательность. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице.

развиватьобъяснительную форму речи; закреплять пространственные предлоги

Д\и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Декабрь

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звуки [П – П’]. БукваП» Составление фриза для буквы.

Закреплять знания об артикуляционных особенностях согласных звуков. Познакомить с артикуляцией и характеристикой согласных звуков [П – П’], буквой П. Учить выделять звук [П] из ряда гласных и согласных звуков. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, определять количество звуков и их последовательность, развивать фонематический слух. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице. 

Д\у «Падают снежинки». Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов

2 неделя

«Звуки [В – В’]. Буква В Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [В – В’], буквой В. Учить выделять звук [В] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество звуков и их последовательность. Учить определять количество слогов в односложных, двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

Д\у «Зимние слова». (работа по отбору слов зимней тематики)

3 неделя

«Звуки [Ф – Ф’]. Буква Ф» Составление фриза для буквы.

Закрепить произношение звуков [В – В’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Ф – Ф’], буквой Ф. Учить выделять звук [Ф] из ряда звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество и последовательность звуков. Упражнять в подборе слов на заданный звук.Закреплять знания: звук – слог – слово. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

упражнять в образовании слов с помощью приставок; учить определять ошибки в речи взрослого и детей.

Д\у «Мягко – твердо». Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости и мягкости

4 неделя

«Звуки [Д – Д’]. Буква Д» Составление фриза для буквы.

Закрепить произношение звуков [Д – Д’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Д – Д’], буквой Д. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Учить составлять и читать слоги.Определять количество слогов.

закреплять употребление глаголов действия в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Д/у «Новогодние елки». Цель: упражнять детей в умении дополнять готовое описание

Январь

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звуки [Т – Т’]. Буква Т» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Т – Т’], буквой Т. Упражнять в подборе слов с заданным звуком. Развивать способностьопределять позицию звука в слове, количество и последовательность звуков в прямых и обратных слогах. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

учить образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения (доказательства) со словом значит

«Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи.

2 неделя

«Звуки [Н – Н’]. Буква Н» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, артикуляцией и характеристикой согласных звуков [Н – Н’], буквой Н. Учить различать согласные звуки по твердости – мягкости,закреплять понятия «звук» и «буква». Развивать умение выделять звук в речевом потоке. Формировать опыт чтения слогов открытого и закрытого типа.Развивать фонематический слух.

учить составлять сложные предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что

Д/и «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи.

3 неделя

«Звуки [К – К’]. Буква К» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [К – К’], буквой К. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Определять количество слогов в словах. Развивать слоговое чтение.

закреплять употребление глаголов действия в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Д/и «Полубуковка»

Февраль

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звуки [Г – Г’]. Буква Г» Составление фриза для буквы.

Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Г – Г’], буквой Г.Выделение из звукового ряда. Развивать способность определять позицию звука в слове. Договаривание слов. Воспроизведение слоговых рядов. Упражнять в подборе слов со звуком [Г]. Развивать слоговое чтение .

учить образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения (доказательства) со словом значит.

Д/у « Слова-действия»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных

2 неделя

«Звуки [Х – Х’]. Буква Х» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Х – Х’], буквой Х. Выделение звука из звукового ряда.Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Определение количества звуков и их последовательности. Развивать слоговое чтение.

закреплять пространственные представления (справа-слева).

Д/У «Зимние слова» Цель: расширять словарный запас детей; работать над лексическим значением слов.

3 неделя

«Звуки [З – З’]. Буква З» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [З – З’], буквой З. Закреплять умение слышать мягкость и твердость согласного звука в словах. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове.

упражнять в дифференциации звуков, умении изменять слова с помощью суффиксовчк, ищ.

Д/у «Поиграем – посчитаем». Цель: упражнять детей в согласовании числительных и существительных; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

4 неделя

Звуки [С – С’]. Буква С» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [С – С’], буквой С. Выделение звука в потоке речи.Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Упражнять в чтение слогов.

совершенствовать умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Фонетическая игра «Сколько звуков услышали?»

5неделя

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивать логическое мышление и внимание.

Март

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

 «Звуки [Л – Л’]. Буква Л Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Л – Л’], буквой Л.Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов на заданный звук. Формировать умение подбирать слова на заданное количество слогов (один и два слога). Упражнять в чтение слогов.

Упражнять в согласовании местоимений мой ,моя с существительными.

Д/у «Подбери похожие слова». Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

2 неделя

«Звуки[Р – Р’]. Буква Р»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Р – Р’], буквой Р. Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука иззвукового ряда, в словах. Определение позиции звука в слове. Подбор слов на заданный звук. Составление слов со звуком.

Упражнять в понимании и употреблении пространственных глаголов.

«Скажи наоборот». Цель: : упражнять детей в подборе антонимов.

3 неделя

«Звук [Ж]. Буква Ж»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ж], буквой Ж.Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ односложных слов.

Закреплять умение образовывать прилаг. От существительных.

«Слоги». Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слова.

4 неделя

 «Звук [Ш]. буква Ш»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ш], буквой Ш. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Определение количества слогов односложных, двухсложных и трехсложных словах. Закреплять умение строить предложение с заданными словами. 

«Весенние слова». Цель: расширять словарный запас детей.

Апрель

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звук [Ц]. буква Ц.

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ц], буквой Ц. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Выделение звука из звукового ряда.Составление слогов. Анализ и синтез слогов.

Учить детей подбирать глаголы-антонимы. Употреблять их во множ. числе.

«Что сначала. Что потом». Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений, используя слова сначала и потом.

2 неделя

«Звук [Щ]. Буква Щ»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Щ], буквой Щ. Учить различать звуки [Ч] и [Щ]. Выделение звука [Щ] из звукового ряда. Определятьпозицию звука в слове. Определятьколичество слогов словах.

Упражнять в употреблении глаголов в будущем времени

«Изменение слова» Цель: закреплять навык изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного Суффикса

3 неделя

Звук [Ч]. Буква Ч»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ч], буквой Ч. Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Закрепление навыка изменения слов с помощью суффиксов. Закреплять умение различать звук-слог-слово. Развивать умение делить слово на слоги.

Закреплять навык словоизменения помощью суффиксов и выделения первого звука в слове.

Д\и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

4 неделя

«Звук [Й’]. Буква Й»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Й’], буквой Й. Учить выделять звук [Й’] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове. Учить выделятьколичество звуков и их последовательность. Упражнять в подборе притяжательных местоимений к существительным. Закреплять образ буквы.

«Кто это?» «Что это?». Цель: закреплять представления детей о родо-видовых отношениях.

Май

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Буквы Ь и Ъ»

Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков. Дать начальные представления о роли этих букв в словах. Развивать фонематическийслух, внимание, память

упражнять в образовании существительных в родительном падеже; развивать аналитико-синтетическую деятельность.

«Весенние слова». Цель: закреплять словарь весенней тематики; развивать связную речь детей

2 неделя

Повторение

Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки»,«слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква». Познакомить со схемой предложения. Учить строить предложенияпо схемам. Учить выделять все слова в предложении, считать их количество

Лексическая игра «Найди подходящее слово».

3 неделя

Повторение

Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква».

грамматическая игра «Что мы видим на картинке?»

4 неделя

Мониторинг

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Грамотность ребенка начинается еще с детского сада, и от того, как он усвоит буквы еще до школы, как он научится оперировать ими, зависит его успеваемость в современной школе. Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значением, т.е. происходит понимание читаемого. Чтобы обучение давало результат, необходимо выстраивать логический поэтапный процесс. Планирование выстроено таким образом, что сначала дети знакомятся с гласными буквами, затем с согласными. Одновременно дети узнают, что такое слоги, слова, предложение; учатся основам обучения чтению.
0 ₽