Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обучение грамоте
  3. Планирование образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Планирование образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе.

Грамотность ребенка начинается еще с детского сада, и от того, как он усвоит буквы еще до школы, как он научится оперировать ими, зависит его успеваемость в современной школе. Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значением, т.е. происходит понимание читаемого. Чтобы обучение давало результат, необходимо выстраивать логический поэтапный процесс. Планирование выстроено таким образом, что сначала дети знакомятся с гласными буквами, затем с согласными. Одновременно дети узнают, что такое слоги, слова, предложение; учатся основам обучения чтению.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Обучение грамоте

Категория

Обучение грамоте
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Месяц, неделя

Сентябрь

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Чтотакое «звук»?

«Звук [А]. Буква А»

Введение термина «звук».

Закрепить знания детей об органах артикуляции. Формировать умение различать «звук» и «буква».

Знакомить детей со звуком и буквой А. Познакомить с понятием «гласный звук», особенностью артикуляции и его условнымобозначением – красный кружок. Развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове.

Дидактические игры «Скажи, как я», «Назови слово»

2 неделя

«Гласные звуки».

Звук и буква «О»

Составление фриза для буквы «О».

Введение понятия «Слог».

Деление слова на слоги.

Знакомить детей со звуком и буквой «О». Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданнымзвуком. Закреплять понятия «Гласный звук». Познакомить с термином «слог». Учить детей делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов.

Игровая ситуация, дидактическая игра «Телеграф»

3 неделя

«Гласные звуки». Звук и буква «У»

Составление фриза для буквы «У»

Деление слова на слоги.

Введение понятия «предложение»

Знакомить детей со звуком и буквой «У». Учить называть слова с заданным слогом; выделять в слове первый звук, находящийся под ударением закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

Подвести детей к пониманию того, что мысли выражаются словами, слова в речи связаны в предложения. дать пример предложений из одного, двух, трех слов.

Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово; учить называть слова с заданным звуком.

Дидактические игры «Кто у кого?», «Отгадай мое слово», «Кто внимательный?»

4 неделя

Гласные звуки». Звук и буква «Ы»

Составление фриза для буквы «Ы».

развитие умения выделять звук в речевом потоке, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.

Упражнять в образовании множественного числа существительного с окончанием –«ы» (сосна - сосны, компьютеры и т. п.);

Продолжить учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово

«Назови слово с заданным звуком»

Месяц, неделя

Октябрь

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

Звук и буква «Э»

Составление фриза для буквы «Э».

Составление предложения из 2-3 слов.

Закрепить знания о предложении, учить составлять предложения.

Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть первый звук в слове. Учить называть слова с заданным звуком.

Фонетическая игра «Кто что услышит»?

Назови первый звук.

2 неделя

«Гласные звуки».

Звук и буква «Я»

Составление фриза для буквы «Я».

Обучение правильному употреблению числительных в речи в согласовании с существительным

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Я], буквой Я. Учить выделять звук [Я] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Я] в начале слова.

Учить детей проводить звуковой анализ слова. Закреплять умение называть слово с заданным звуком.

Закрепить умение согласовывать числительное с существительным (два стула, две ложки, четыре ножки т. п.)

Игра «Назови слова», фонетическая игра «Кто запомнит больше слов с заданным звуком

3 неделя

Звук и буква «Ё»

Составление фриза для буквы «Ё»

Закрепление навыка правильному употреблению числительных в речи в согласовании с существительным

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ё], буквой Ё. Учить выделять звук [Ё] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Ё] в начале слова.

Учить детей проводить звуковой анализ слова, находить одинаковые звуки в словах.

Закрепить умение согласовывать числительное с существительным (два стула, две ложки, четыре ножки т. п.)

Игра «Наоборот», фонетическая игра «Кто внимательнее?»

4 неделя

Звук и буква «Ю»

Составление фриза для буквы «Ю»

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Ю], буквой Ю. Учить выделять звук [Ю] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Ю] в начале слова.

Учить детей проводить звуковой анализ слова. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Игра «С кочки на кочку», игра «Живые слоги»

5 неделя

Звук и буква «И»

Составление фриза для буквы «И»

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [И], буквой И. Учить выделять звук [И] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [И] в начале слова. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Поощрять речевую активность детей в словесных играх.

Лексическое упражнение «Составление предложений с данными словами».

Игра «Кто больше назовет действий».

Ноябрь

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

Звук и буква «Е»

Составление фриза для буквы «Е»

Познакомить с артикуляцией и характеристикой звука [Е], буквой Е. Учить выделять звук [Е] из ряда гласных звуков, учить называть слова со звуком [Е] в начале слова.

Совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительныхс окончанием – ы (слон – слоны)

Д\у «Осенние слова». Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных

2 неделя

 «Гласные звуки (обобщающее занятие)»

Введение понятия «слог». Анализ слова «АУ». Знакомство с обозначением гласных звуков в звуковой схеме.

Закрепление и расширение представлений о гласных звуках, их сходстве и различи по артикуляторным и акустическим признакам. Упражнять в определении количества звуков и их последовательности в звуковых составах. Закреплять умение различать понятие «звук» и «буква» (слово АУ состоит из двух звуков). Формировать представления о слогообразующей роли гласных звуков.

Познакомить с условным обозначением гласных звуков в схеме слова – красный кружок

«Кто это?» «Что это?». Цель: закреплять представления детей о родо-видовых отношениях.

3 неделя

Звуки [М – М’]. Буква М. Согласные звуки»

Составление фриза для буквы «М»

Знакомить с произношением согласного звука [М], его характеристикой и артикуляцией; развивать умения выделять его в речевом потоке.

Введение термина «согласный звук», познакомить с особенностью артикуляции согласных звуков. Учить различать гласные и согласные звуки. Дать представления о твердых и мягких согласных звуках, знакомить с условным обозначением согласных звуков в схеме слова – синий кружок для твердых согласных звуков и зеленый кружок для мягких согласных звуков.

Д\у «Чудесный мешочек». Цель: упражнять в употреблении слов означающих материал, из которого сделаны предметы, развивать тактильные ощущения.

4 неделя

«Звуки [Б – Б’]. Буква Б» Составление фриза для буквы.

Продолжать учить дифференцировать согласные и гласные звуки по акустическим, артикуляционным признакам. Развивать умение различать на слух твердость и мягкость согласных. Знакомитьс артикуляцией и характеристикой звуков [Б - Б’], буквой Б. Учить определять позицию звука в слове. Учить определять количествозвуков и их последовательность. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице.

развиватьобъяснительную форму речи; закреплять пространственные предлоги

Д\и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

Декабрь

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звуки [П – П’]. БукваП» Составление фриза для буквы.

Закреплять знания об артикуляционных особенностях согласных звуков. Познакомить с артикуляцией и характеристикой согласных звуков [П – П’], буквой П. Учить выделять звук [П] из ряда гласных и согласных звуков. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, определять количество звуков и их последовательность, развивать фонематический слух. Развивать опыт чтения слогов по слоговой таблице. 

Д\у «Падают снежинки». Цель: развивать у детей пространственную ориентировку, упражнять в употреблении пространственных предлогов

2 неделя

«Звуки [В – В’]. Буква В Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [В – В’], буквой В. Учить выделять звук [В] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество звуков и их последовательность. Учить определять количество слогов в односложных, двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

Д\у «Зимние слова». (работа по отбору слов зимней тематики)

3 неделя

«Звуки [Ф – Ф’]. Буква Ф» Составление фриза для буквы.

Закрепить произношение звуков [В – В’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Ф – Ф’], буквой Ф. Учить выделять звук [Ф] из ряда звуков, развивать способность определять позицию звука в слове, определять количество и последовательность звуков. Упражнять в подборе слов на заданный звук.Закреплять знания: звук – слог – слово. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

упражнять в образовании слов с помощью приставок; учить определять ошибки в речи взрослого и детей.

Д\у «Мягко – твердо». Цель: упражнять детей в умении выделять первый звук в слове и различать согласные звуки по твердости и мягкости

4 неделя

«Звуки [Д – Д’]. Буква Д» Составление фриза для буквы.

Закрепить произношение звуков [Д – Д’]. Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Д – Д’], буквой Д. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Учить составлять и читать слоги.Определять количество слогов.

закреплять употребление глаголов действия в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Д/у «Новогодние елки». Цель: упражнять детей в умении дополнять готовое описание

Январь

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звуки [Т – Т’]. Буква Т» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Т – Т’], буквой Т. Упражнять в подборе слов с заданным звуком. Развивать способностьопределять позицию звука в слове, количество и последовательность звуков в прямых и обратных слогах. Определять количество слогов в двухсложных и трехсложных словах. Формировать опыт слогового чтения.

учить образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения (доказательства) со словом значит

«Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи.

2 неделя

«Звуки [Н – Н’]. Буква Н» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, артикуляцией и характеристикой согласных звуков [Н – Н’], буквой Н. Учить различать согласные звуки по твердости – мягкости,закреплять понятия «звук» и «буква». Развивать умение выделять звук в речевом потоке. Формировать опыт чтения слогов открытого и закрытого типа.Развивать фонематический слух.

учить составлять сложные предложения с противительным союзом а и союзным словом потому что

Д/и «Скажи наоборот». Цель: упражнять детей в подборе антонимов, представленных разными частями речи.

3 неделя

«Звуки [К – К’]. Буква К» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [К – К’], буквой К. Упражнять в подборе слов на заданный звук. Развивать способность определять позицию звука в слове. Определять количество слогов в словах. Развивать слоговое чтение.

закреплять употребление глаголов действия в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Д/и «Полубуковка»

Февраль

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звуки [Г – Г’]. Буква Г» Составление фриза для буквы.

Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Г – Г’], буквой Г.Выделение из звукового ряда. Развивать способность определять позицию звука в слове. Договаривание слов. Воспроизведение слоговых рядов. Упражнять в подборе слов со звуком [Г]. Развивать слоговое чтение .

учить образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения (доказательства) со словом значит.

Д/у « Слова-действия»

Цель: упражнять детей в умении образовывать глаголы от существительных

2 неделя

«Звуки [Х – Х’]. Буква Х» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Х – Х’], буквой Х. Выделение звука из звукового ряда.Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Определение количества звуков и их последовательности. Развивать слоговое чтение.

закреплять пространственные представления (справа-слева).

Д/У «Зимние слова» Цель: расширять словарный запас детей; работать над лексическим значением слов.

3 неделя

«Звуки [З – З’]. Буква З» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [З – З’], буквой З. Закреплять умение слышать мягкость и твердость согласного звука в словах. Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове.

упражнять в дифференциации звуков, умении изменять слова с помощью суффиксовчк, ищ.

Д/у «Поиграем – посчитаем». Цель: упражнять детей в согласовании числительных и существительных; упражнять в пространственной ориентировке; учить согласовывать движения со словами.

4 неделя

Звуки [С – С’]. Буква С» Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [С – С’], буквой С. Выделение звука в потоке речи.Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Упражнять в чтение слогов.

совершенствовать умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса

Фонетическая игра «Сколько звуков услышали?»

5неделя

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с

Упражнять в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях.

Развивать фонематический слух. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах.

Развивать логическое мышление и внимание.

Март

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

 «Звуки [Л – Л’]. Буква Л Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Л – Л’], буквой Л.Воспроизведение слоговых рядов. Подбор слов на заданный звук. Формировать умение подбирать слова на заданное количество слогов (один и два слога). Упражнять в чтение слогов.

Упражнять в согласовании местоимений мой ,моя с существительными.

Д/у «Подбери похожие слова». Цель: упражнять детей в подборе синонимов.

2 неделя

«Звуки[Р – Р’]. Буква Р»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звуков [Р – Р’], буквой Р. Воспроизведение слоговых рядов. Выделение звука иззвукового ряда, в словах. Определение позиции звука в слове. Подбор слов на заданный звук. Составление слов со звуком.

Упражнять в понимании и употреблении пространственных глаголов.

«Скажи наоборот». Цель: : упражнять детей в подборе антонимов.

3 неделя

«Звук [Ж]. Буква Ж»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ж], буквой Ж.Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ односложных слов.

Закреплять умение образовывать прилаг. От существительных.

«Слоги». Цель: упражнять детей в умении проводить слоговой анализ слова.

4 неделя

 «Звук [Ш]. буква Ш»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ш], буквой Ш. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Определение количества слогов односложных, двухсложных и трехсложных словах. Закреплять умение строить предложение с заданными словами. 

«Весенние слова». Цель: расширять словарный запас детей.

Апрель

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Звук [Ц]. буква Ц.

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ц], буквой Ц. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово». Подбор слов с заданным звуком. Определение позиции звука в слове. Выделение звука из звукового ряда.Составление слогов. Анализ и синтез слогов.

Учить детей подбирать глаголы-антонимы. Употреблять их во множ. числе.

«Что сначала. Что потом». Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений, используя слова сначала и потом.

2 неделя

«Звук [Щ]. Буква Щ»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Щ], буквой Щ. Учить различать звуки [Ч] и [Щ]. Выделение звука [Щ] из звукового ряда. Определятьпозицию звука в слове. Определятьколичество слогов словах.

Упражнять в употреблении глаголов в будущем времени

«Изменение слова» Цель: закреплять навык изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательного Суффикса

3 неделя

Звук [Ч]. Буква Ч»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Ч], буквой Ч. Подбор слов с заданным звуком. Выделение звука в речевом потоке. Определение позиции звука в слове. Закрепление навыка изменения слов с помощью суффиксов. Закреплять умение различать звук-слог-слово. Развивать умение делить слово на слоги.

Закреплять навык словоизменения помощью суффиксов и выделения первого звука в слове.

Д\и «Закончи фразу». Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений.

4 неделя

«Звук [Й’]. Буква Й»

Составление фриза для буквы.

Познакомить с произношением, характеристикой и артикуляцией звука [Й’], буквой Й. Учить выделять звук [Й’] из ряда гласных и согласных звуков, развивать способность определять позицию звука в слове. Учить выделятьколичество звуков и их последовательность. Упражнять в подборе притяжательных местоимений к существительным. Закреплять образ буквы.

«Кто это?» «Что это?». Цель: закреплять представления детей о родо-видовых отношениях.

Май

неделя

НОД

Программное содержание,

задачи

Совместная деятельность с детьми

1 неделя

«Буквы Ь и Ъ»

Знакомить детей с последними буквами алфавита, которые не обозначают звуков. Дать начальные представления о роли этих букв в словах. Развивать фонематическийслух, внимание, память

упражнять в образовании существительных в родительном падеже; развивать аналитико-синтетическую деятельность.

«Весенние слова». Цель: закреплять словарь весенней тематики; развивать связную речь детей

2 неделя

Повторение

Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки»,«слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква». Познакомить со схемой предложения. Учить строить предложенияпо схемам. Учить выделять все слова в предложении, считать их количество

Лексическая игра «Найди подходящее слово».

3 неделя

Повторение

Закрепление терминов «звук», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные звуки», «слог», «слово», «предложение». Закреплять умение различать понятия «звук» и «буква».

грамматическая игра «Что мы видим на картинке?»

4 неделя

Мониторинг

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Грамотность ребенка начинается еще с детского сада, и от того, как он усвоит буквы еще до школы, как он научится оперировать ими, зависит его успеваемость в современной школе. Чтение — сложный психофизиологический процесс, осуществляемый в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включающий зрительное восприятие, узнавание и различение букв. На основе восприятия зрительной модели слова и последующего соотнесения буквенных значков со звуками воспроизводится слово, а затем звуковой образ соотносится со значением, т.е. происходит понимание читаемого. Чтобы обучение давало результат, необходимо выстраивать логический поэтапный процесс. Планирование выстроено таким образом, что сначала дети знакомятся с гласными буквами, затем с согласными. Одновременно дети узнают, что такое слоги, слова, предложение; учатся основам обучения чтению.
0 ₽