Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Подготовка к ГИА
  3. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Сценарий консультативного урока в рамках подготовки к ОГЭ. Материал может быть активно использован в рамках отработки навыков построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. От выпускников потребуется отображение собственных знаний теории русского языка и умения отображать свои мысли в форме письменного рассуждения.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Подготовка к ГИА

Категория

Подготовка к ГИА
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Подготовка к сочинению-рассуждению

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-то выводу, суждению.

Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять – основа учения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текст – рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Текст – рассуждение четко структурирован и строится по схеме:

- тезис (утверждение, положение) – выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;

- аргументы (факты, доказательства);

- вывод.

Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - это вопрос почему? Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.

Обучающимся может быть предложена “памятка” по написанию сочинения-рассуждения. Приведем ее пример.

Памятка. Как писать сочинение-рассуждение

1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить, что текст – рассуждение четко структурирован по схеме: тезис – аргументы – вывод.

ТЕЗИС – главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.

АРГУМЕНТЫ – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.

ВЫВОД (концовка) завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид.

2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию, позицию автора. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.

ПОМНИТЕ: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.

3. Приступая к написанию сочинения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста. (Используйте основные языковые средства оформления рассуждения: вводные слова, союзы, речевые обороты).

4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.

5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. Но вы можете и назвать только номер предложения, к котором, по- вашему, содержится доказательство.

6. Напишите сочинение сначала на черновик. Прежде чем переписать на чистовик, внимательно прочитайте каждое предложение, определите, есть ли в нем мысль, достаточно ли она выражена. Больной вопрос – тавтология. Нет ли у вас такой грубой ошибки? Проверьте еще раз. Исправьте все недостатки и только тогда приступайте к переписыванию.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) достаточно сложное задание, оно обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка – обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные.

Какие же умения должны обнаружить выпускники 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?

- Умение рассуждать на лингвистическую тему.

- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.

- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.

- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.

- Умение пользоваться лингвистической терминологией.

- Практическую грамотность.

В 9-м классе необходимо дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы:

- что изучает лингвистика;

- разделы лингвистики;

- основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.

В работе Заслуженного учителя РФ г. Москвы Лаврищевой С.В. приведены речевые “формулы” для обучения сочинению на тему “Роль знаков препинания”. Таблица

Приведем пример задания и возможный вариант сочинения на лингвистическую тему.

С2.1

Помогите Косте вспомнить тему “знаки препинания в предложениях с обособленными определениями”.

Учитель:В основном, ребята, все справились с заданием контрольной работы и верно расставили знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Все, кроме Кости… Давайте поможем ему вспомнить эту тему, приводя примеры из текста.

Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему (С2.1)

В письменной речи существуют различные знаки препинания, которые помогают устанавливать связи между ее компонентами.

Обособленное определение отделяется запятыми от основного высказывания с различной целью: выделения или уточнения части высказывания.

Рассмотрим два примера из текста. В предложении N обособленное определение выражено причастным оборотом “составляющих совокупность близко известного нам места”. Оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, поэтому обособляется с обеих сторон. В предложении N представлено несогласованное обособленное определение “в виде множества каких-то странных существ”, которое стоит после определяемого слова и тоже обособляется. В данном случае определение выражено существительным с предлогом (“в виде множества”).

Обособленные определения уточняют, расширяют первоначальное представление о предмете.

В заключение хотелось бы отметить, что знаки препинания помогают и пишущему, и читающему: первому – выразить мысли и чувства, а второму – понять их.

При написании сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему обучающиеся должны продемонстрировать понимание основной мысли, логично, последовательно и связно поддержать версию автора или доказать свою, приведя аргументы из прочитанного текста. На уроках развития речи школьники приобретают навыки по комплексному анализу текста, которые именно необходимы при выполнении задания С2.2.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Полезный дидактический материал консультативного урока в рамках подготовки к ОГЭ. Материал может быть активно использован в рамках отработки навыков построения сочинения-рассуждения. Поэтапное создание творческой работы выпускниками.
0 ₽
Сценарий консультативного урока в рамках подготовки к ОГЭ. Материал может быть активно использован в рамках отработки навыков построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. От выпускников потребуется отображение собственных знаний теории русского языка и умения отображать свои мысли в форме письменного рассуждения.
0 ₽