Подготовка к сочинению-рассуждению
Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-то выводу, суждению.
Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять – основа учения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текст – рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.
Текст – рассуждение четко структурирован и строится по схеме:
- тезис (утверждение, положение) – выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;
- аргументы (факты, доказательства);
- вывод.
Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - это вопрос почему? Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.
Обучающимся может быть предложена “памятка” по написанию сочинения-рассуждения. Приведем ее пример.
Памятка. Как писать сочинение-рассуждение
1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснить и убедить, что текст – рассуждение четко структурирован по схеме: тезис – аргументы – вывод.
ТЕЗИС – главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
АРГУМЕНТЫ – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса.
ВЫВОД (концовка) завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид.
2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию, позицию автора. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.
ПОМНИТЕ: от тезиса к аргументам можно поставить вопрос “Почему?”, а аргументы отвечают: “Потому что…”.
3. Приступая к написанию сочинения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста. (Используйте основные языковые средства оформления рассуждения: вводные слова, союзы, речевые обороты).
4. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
5. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании. Но вы можете и назвать только номер предложения, к котором, по- вашему, содержится доказательство.
6. Напишите сочинение сначала на черновик. Прежде чем переписать на чистовик, внимательно прочитайте каждое предложение, определите, есть ли в нем мысль, достаточно ли она выражена. Больной вопрос – тавтология. Нет ли у вас такой грубой ошибки? Проверьте еще раз. Исправьте все недостатки и только тогда приступайте к переписыванию.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1) достаточно сложное задание, оно обусловлено стандартами образования. Одно из направлений методической работы учителя русского языка – обеспечение компетентностного подхода в обучении предмету. И именно сочинение на лингвистическую тему позволяет сделать вывод о сформированности ключевых компетенций по русскому языку: лингвистические, языковые, коммуникативные.
Какие же умения должны обнаружить выпускники 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
- Умение рассуждать на лингвистическую тему.
- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
- Умение пользоваться лингвистической терминологией.
- Практическую грамотность.
В 9-м классе необходимо дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы:
- что изучает лингвистика;
- разделы лингвистики;
- основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.
В работе Заслуженного учителя РФ г. Москвы Лаврищевой С.В. приведены речевые “формулы” для обучения сочинению на тему “Роль знаков препинания”. Таблица
Приведем пример задания и возможный вариант сочинения на лингвистическую тему.
С2.1
Помогите Косте вспомнить тему “знаки препинания в предложениях с обособленными определениями”.
Учитель:В основном, ребята, все справились с заданием контрольной работы и верно расставили знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Все, кроме Кости… Давайте поможем ему вспомнить эту тему, приводя примеры из текста.
Возможный вариант сочинения на лингвистическую тему (С2.1)
В письменной речи существуют различные знаки препинания, которые помогают устанавливать связи между ее компонентами.
Обособленное определение отделяется запятыми от основного высказывания с различной целью: выделения или уточнения части высказывания.
Рассмотрим два примера из текста. В предложении N обособленное определение выражено причастным оборотом “составляющих совокупность близко известного нам места”. Оборот стоит после определяемого слова в середине предложения, поэтому обособляется с обеих сторон. В предложении N представлено несогласованное обособленное определение “в виде множества каких-то странных существ”, которое стоит после определяемого слова и тоже обособляется. В данном случае определение выражено существительным с предлогом (“в виде множества”).
Обособленные определения уточняют, расширяют первоначальное представление о предмете.
В заключение хотелось бы отметить, что знаки препинания помогают и пишущему, и читающему: первому – выразить мысли и чувства, а второму – понять их.
При написании сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему обучающиеся должны продемонстрировать понимание основной мысли, логично, последовательно и связно поддержать версию автора или доказать свою, приведя аргументы из прочитанного текста. На уроках развития речи школьники приобретают навыки по комплексному анализу текста, которые именно необходимы при выполнении задания С2.2.