Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1.Организационный этап | 2 минуты Слайд 1 - заставка | |
Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся | Подготовка к уроку | |
2.Мотивационный этап Подведение учащихся к формулированию новой темы и цели | ||
Учитель включает видеоролик «Уходят герои, но подвиг живой» и предлагает назвать тему урока: - Подумайте, какая тема урока. Учитель подводит учеников к формированию новой темы. 1. Какие ассоциации у вас возникают со словом «герой»? 2. На какой вопрос нам сегодня предстоит ответить? 3. Какие понятия для этого нужно раскрыть? | Предполагают. Герой, героизм, подвиг. 1. Ученики называют свои ассоциации. "Подвиг: как узнать героя?" Герой, героизм, подвиг, самоотверженность, самопожертвование… | Слайд 2 – видео Слайд 3 – тема урока Слайд 4 – ключевые понятия |
3.Практическая работа. Анализ текста | 10 минут | |
Учитель выключает проектор – слайд с ключевыми понятиями Вы все назвали правильно, давайте познакомимся поближе с ключевыми понятиями сегодняшнего урока. Прочитайте текст (Задание 1) и ответьте на вопросы. Для ответа зачитайте предложения из текста. Тонкие вопросы (на извлечение информации из текста) 1.Какой приём использует автор в первом абзаце? 2.Какие вопросы называются риторическими? 3.Какие вопросы ставит автор? 4.Менялись ли со временем ответы на эти вопросы? 5.От чего зависят критерии героического? 6.Кого считали героем древние греки? 7.Какой «безрассудно смелый поступок» совершили двое молодых парашютистов-американцев? (пересказ) 8.Можно ли этот поступок назвать героическим? 9.Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения? 10.Что такое феномен? В каком значении употреблено в тексте это слово? 11.Кто, по мнению автора, является настоящим героем - творцом подвига? Толстые вопросы (на осмысление информации из текста) 1. В каком предложении заключается основная мысль текста? 2. Согласны ли вы с автором текста? 3. Как нам доказать свою точку зрения? Учитель включает проектор. | Самостоятельное чтениетекста «про себя» Читают, отвечают на вопросы. Риторические вопросы. Вопросы, на которые автор отвечает сам в тексте. 1 абзац. Для каждой эпохи эти ответы были своими. Они соответствовали мировоззрению, которое в ту пору господствовало. У древних греков героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах. Пересказ учеником начала предпоследнего абзаца …их поступок нельзя назвать героическим. Иначе пришлось бы считать, что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители, то есть все, кто идёт на риск. «Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка к героическому свершению. 2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении Герой - не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, способная к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям. Последнее предложение текста. Конечно. Проверить по словарю С. Ожегова. | Слайд 4 – ключевые понятия |
4.Работа над ключевыми понятиями Установление соответствий | 3 минуты | |
Посмотритезадание 2. Нам нужно составить определения, используя схему. Установите стрелками соответствия. Трудимся в паре. Кто быстрее? Сделали – поднять руку. Прочитайте, что у вас получилось. 1-ая пара зачитывает, 2-ая проверяет. | Парная работа ГЕРОЙ Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда. ГЕРОИЗМ Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины. ПОДВИГ Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины. САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ Жертвование своими личными интересами ради других. САМООТВЕ́РЖЕННЫЙ Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага. С. характер. С. поступок. С. труд. 1-ая пара зачитывает, 2-ая проверяет. | Слайд 5 – толкование ключевых понятий |
5. Коллективно-групповое обсуждение ситуаций | 7 минут | |
- Вы знаете, кого можно назвать настоящим героем, как отличить истинный героизм от ложного. Сейчас вам предлагаю обсудить следующие ситуации. Вопрос:можно ли назвать этого человека героем? Отвечаем «ДА» или «НЕТ» и аргументируем: почему? 1.Восемнадцатилетний воин российской армии Евгений Родионов во время Чеченской войны, попав в плен, после трехмесячных мучений отказался принимать ислам и был казнен. Учитель дополняет: «Православные художники пишут с фотографий этого воина иконы. Эти иконы мироточат». 2. Молодой человек решил доказать девушке свою любовь и прыгнул с моста в реку. 4. Блогер фотографирует себя в опасных местах: на вышках, у обрыва, обращая внимание на отсутствие страховки. 5. Мальчик забежал в горящий дом, чтобы вынести оттуда братика, забыв об угрозе собственной жизни. Такие случаи не редкость. В Белоруссии 12-летний мальчик вынес из огня младшего брата и чуть не погиб. В семье растёт ещё средний сын, который в тот день был в гостях у друга, и это спасло ему жизнь – двоих братьев из огня Ромка не успел бы вынести... Неравнодушные люди записали видео со словами поддержки в адрес Ромы. Учитель демонстрирует видеосюжет о Роме Когодовском 6. Участники СВО проявляют мужество и отвагу, защищая Россию, и являются подлинными народными героями, которыми гордится страна. Учитель в подтверждение демонстрирует слайд с цитатой В. Путина | Ответы детей и обсуждение в гуппах 1 группа. ДА. Он остался верен своей вере, так как патриот своей Родины. В нем есть такие качества: принципиальность, мужество, честность, храбрость, сила воли, смелость, самопожертвование. 2 группа. НЕТ. Он просто хвастался, хотел выделиться среди других людей. Он глупый. 1 группа. НЕТ. Они совершили преступление, за которые надо отвечать. Друг не герой, так как он был трусом и пожалел своих друзей и не выдал. 2 группа. НЕТ. Потому, что он просто хвастается, хочет выделиться среди других людей, набрать больше подписчиков. Все вместе. ДА. Он спасал жизнь человека. Слушают и смотрят, обсуждают. Все вместе. ДА. Они рискуют своей жизнью и здоровьем, защищая Отечество. Ученик зачитывает слова из поздравительной речи В. Путина с Днём защитника Отечества | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 |
6. Динамическая пауза Игра «Собери пословицы» | 3 минуты | |
- На столе лежат разрезанные пословицы: начало - 1 группа и окончание - 2 группа. Вам необходимо их собрать и встать в пары. Что помогают нам понять эти пословицы? Какой народной мудрости учат? | Встают в пары, собрав пословицы. Пословицы учат ничего не бояться, верить в победу. Мы понимаем, как важны герои, какие они сильные и смелые. Народное творчество учит почитать героев. | |
7. Рассказы учащихся о настоящих героях | 10 минут | |
- Летчик–космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой говорил: «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием. - Приведите примеры героев военного времени. - А в мирное время можно встретить героя? Как его узнать? После просмотра учитель выключает проектор | Слушают. Краткий пересказ о обсуждение прочитанных произведений Рассказы учащихся о Семене Школенко (Халил – 1-ая разведка, Катя – 2-ая разведка), о Д.М. Карбышеве (Саша) Рассказы о литературных героях повестей В.Санина «Большой пожар» (Айна) и В.Шукшина «Живет такой парень» (Василиса) Просмотр фрагментов фильма. Обсуждение качеств героев: называем скромность, доброту. | Слайд 19 2 минуты каждому рассказчику Слайды 20-22 Слайды 23-26 Слайд 27 Слайд 28 Слайд 29 Слайд 30 |
8. Коллективное составление кластера | 2 минуты | |
- Так как же узнать героя? Какие качества характера присущи герою? Давайте вместе составим кластер. Выберите из предложенных качеств и прикрепите на доску. Ненужные оставьте. Учитель в центре доски располагает слово «ГЕРОЙ» | Учащиеся встают, подходят к столу и выбирают качества, а затем прикрепляют на доске. | |
9. Подведение итогов урока | 2 минуты | |
Мы выяснили, что есть герои у нашего времени. Какие это люди? КАК они поступают? Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Смелость и мужество необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь». - Вы согласны, ребята? | Учащиеся отвечают по одному предложению каждый Ответы детей Настоящие герои поступают правильно, по совести. Таких людей уважают. |
10. Объявление оценок за работу. Домашнее задание | 1 минута | |
Соберём галерею героев. Пусть каждый приготовит сообщение о герое Отечества - ссылки в журнале. |
Тема | Подвиг: как узнать героя? |
Тип урока по ФГОС | Общеметодологической направленности (Обобщение и систематизация полученных знаний) Призван, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на саморазвитие. Урок является надпредметным и может использоваться на классных часах, внеклассных мероприятиях в соответствии со структурой технологии деятельностного метода |
Педагогическая технология | Технология проблемно-диалогического обучения, |
Методы | Словесные, наглядные, практические; метод творческого чтения (работа с текстом) |
Приёмы | Маркировка, анализ текста, тонкие и толстые вопросы, сопоставление, противопоставление, слушание и пересказ, просмотр с остановками, анализ ситуаций, ДА – НЕТ – ПОЧЕМУ, кластер, цитирование |
Формы работы | Коллективная, парная, групповая |
Форма урока | Интегрированный урок формирования и развития читательской грамотности и глобальных компетенций, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения |
Метапредметность | ОДНКНР, русский язык и литература, основы безопасности и защиты Родины, история, музыка (фон); воспитательное мероприятие |
Цель | Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению знаний о героях России и их подвигах |
Задачи: | Дать понятия «подвиг», герой», «героизм», «самопожертвование», дать базовое представление о подвиге в военное и мирное время, о лучших качествах высоконравственного человека - отзывчивости, взаимопомощи. - понимать отличия подвига на войне и в мирное время; - уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; - знать и называть героев современного общества и исторических личностей; - обосновывать разграничение понятий «героизм» и «лжегероизм» через значимость для общества и понимание последствий. Литература: повторить жанры (очерк) Воспитательные: |
Оборудование | компьютер, проектор, магниты (10), задания для индивидуальной и парной работы, пословицы, слова для кластера, карточки о героях. |