Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Естествознание
  3. Подвижные игры экологической направленности

Подвижные игры экологической направленности

Подвижные игры экологической направленности предполагают проведение динамических перемен для учащихся 5 классов. Само мероприятие рассчитано на 10-15 минут, что позволяет задействовать подвижных 5-классников во время перемены. Мероприятие не требует особых помещений: можно проводить в рекреации школы, можно в кабинете, если детей немного. Динамические перемены позволяют активизировать познавательную активность в области экологии и природопользования, а также двигательную активность у обучающихся. Динамические перемены можно проводить и в начальной школе.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Естествознание

Категория

Естествознание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Подвижные игры экологической направленности. Динамические перемены посвященные акции «День Земли» (22 апреля)

Что такое подвижные игры экологической направленности?

  1. Игра как метод экологического воспитания

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

2. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.


3. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т. д. - те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение детей к природе.
Игра – самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети, при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдения или более близком контакте – прикосновении к растению, животному, поглаживание ствола, листьев и т. д.), должны рассказать что-либо интересное об объекте природы. Это могут быть особенности внешнего вида, особенности роста, развития, ухода или случаи бережного (жесткого) отношения людей к растениям, животным. При проведении этих игр необходимо учитывать следующее:

· у детей должен быть сформирован широкий круг представлений об объектах природы;

· игры лучше всего проводить в естественной природной среде, чтобы дети могли подойти к тому или иному растению (животному), прикоснуться к нему, посмотреть на его состояние (для развития эстетического, эмоционального восприятия природы);

· игры этого блока дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей (5-7 детей). Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, вызвать их на откровенный разговор, дает возможность высказаться всем ребятам, с одной стороны, а с другой стороны – препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Необходимо подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленные знания, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность. При такой мыслительной деятельности, связанной с природой, рождается эмоциональное побуждение, совершенно исключается равнодушие и безразличие – возрастает мыслительная напряженность, творческое мышление, страстное желание узнать больше нового, сверхинтересного и необычного для себя. Создается определенное отношение к природе в целом и к конкретному её объекту, обостряется внимание к ним, и, следовательно, идет процесс эмоционально-психологической готовности принять интересную и полезную информацию о природе, т. е. появляется разносторонний интерес к познанию. Ребенок становится внимательным к миру природы и ко всему, что в нём происходит, занимает позицию защитника и созидателя красоты в природе. В результате формируется непосредственная эмоциональная отзывчивость, радость предстоящего познания, волнение от встречи с неизвестным в природе, предвосхищение необычных и прекрасных встреч в этом мире, своих сил и способностей относительно изучения окружающей природы.


4. Особенности экологической игры

Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра, и её использованию в воспитании экологической культуры. Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Основные задачи:

· формирование системы знаний о природе;

· формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе;

· формирование коммуникативных умений и навыков.

Рассмотрим подвижные игры с экологической направленностью.

Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным средством физического воспитания, развития движений детей.


Организуя подвижные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж уже имеющихся знаний.

Овладение знаниями о природе при помощи подвижных игр, вызывающих переживания, не могут не оказывать влияния на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие положительную эмоциональную реакцию у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге ее содержанием. Таким образом, подвижные игры как средство экологического образования – это специально организованный процесс, содержание которого через выполнение двигательных действий позволяет познать окружающий мир.

В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т. Д


«Воздух, земля, вода» (игра с мячом)

Учитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

*Возможен другой вариант этой игры: учитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей и океанов.

Игра «Найди пару»

Идея игры заключается в том, что каждый участник должен найти свою пару среди множества зверей и птиц. Сосчитайте детей в вашем классе, а затем составьте список животных, вдвое меньший, чем число детей. Напишите названия каждого животного на двух карточках: у вас получится столько карточек, сколько детей в классе. Перемешайте карточки и раздайте их детям. Каждый ребенок должен «превратиться» в то животное, название которого написано на его карточке. (Другие участники не должны знать, какое животное он будет изображать!) По вашему сигналу все участники игры должны начать издавать звуки и совершать наиболее характерные движения своих животных для привлечения внимание своей пары. Игра заканчивается тогда, когда все пары находят друг друга.




Игра «Неприродная тропа»

Выберите тропу длиной 10 - 15 м и расположите в непосредственной близости от нее предметы искусственного происхождения (10-15 штук). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов.

Дети проходят по тропе по одиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. Предложите детям пройти тропу еще раз.

Закончите игру обсуждением того, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем предложите детям поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).




Игра «Воронья охота»

Эта игра заключается в поиске различных природных предметов. Детям выдаются «охотничьи» списки, содержащие перечисление этих предметов. Их поиски потребуют от детей не только внимательности, но и творческого подхода. Мы приводим здесь пример такого списка, но вы можете сами включить в него те предметы, которые дети могут найти в вашей местности.

Охотничий список: 1. Перышко 2. Семечко растения, принесенное ветром 3. 100 штук чего-нибудь 4. Кленовый лист 5. Колючка 6. Косточка 7. Три различных семечка 8. Что-нибудь круглое 9. Скорлупка от яйца 10. Что-нибудь ворсистое или пушистое 11. Что-нибудь острое 12. Кусочек шерсти 13. Что-нибудь совершенно прямое 14. Что-нибудь красивое 15. Что-нибудь совершенно бесполезное для природы. (Не забывайте, что в природе ВСЕ имеет свое предназначение!) 16. Жеваный листок (не тобой!) 17. Что-то, что может шуметь 18. Что-нибудь белое 19. Что-нибудь очень важное для природы. (В природе ВСЕ важно - даже ядовитые растения!) 21. Что-нибудь мягкое 22. Солнечная ловушка. (Это все, что ловит солнечное тепло - вода, камни, растения, животные.) 23. Большая улыбка

Игра «Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».

Время проведения 21 апреля в 8.30 5а класс, после 2 урока 5б класс,

после 4 урока 5г класс.

Такие динамические перемены можно проводить и для учащихся начальной школы.

Флешмоб силами учащихся 7а класса (костюмы химзащиты, противогазы). (Ковяткина Е.С.).

Собрать пазл из рисунков учащихся «Экология» (Почебут Н.П.).

Организация представления опыта. (Старунова Т.А.)

Динамическая экологическая игра на перемене. (Егорова Я.В.)

Встаем в круг. Бросаем участнику мяч и задаем ответ, если не ответил – выходишь из круга, если ответил – продолжаешь игру. Остаются победители.

1) Какие части природы более всего загрязнены в городе? Воздух вода растения

2) Что является главным загрязнителем воздуха в городе? Автомобили промышленность

3) От какого газа можно задохнуться? Углекислого угарного

4) Уходя – гасите свет. Это экологично? Да

5) Как сберечь тепло дома? Утеплить окна, двери, освободить батареи от штор, мебели.

6) Удалять накипь с чайника – экономить энергию? Да

7) Использовать общественный транспорт вместо личного автомобиля экологично? Да

8) Покупать энергосберегающую технику экологично? Да

9) Располагать холодильник подальше от батареи и плиты экологично? Да

10) Покупать местные продукты, а не привезенные издалека экологично? Да

11) Использовать бумагу с двух сторон экологично? Да

12) Раздельный сбор мусора решает проблемы экологии? Да

13) Взять питомца – кошку или собаку из приюта – экологично? Да

14) Не использовать одноразовую посуду экологично? Да

15) Не использовать пластиковые пакеты, заменить на бумажные или многоразовые сумки экологично? Да

16) Когда пожар нельзя тушить водой? При электроэнергии

17) Как тушить пожар в лесу, если нет воды? Закидывать землей

18) Выбрасываешь ли ты пластиковые бутылки в контейнеры?

19) Почему при выгуле собак надо убирать за ними экскременты?

Бактериальное загрязнение

20) Как сократить канализационные стоки? Сократить водопотребление

21) Как экономить воду в быту? Принимать ванну, а не душ, установить счетчики,

Закрывать плотно краны, полная загрузка стиральной машины

22) Зачем надо в городе сохранять и досаживать деревья? Очищают воздух

23) Почему нельзя мыть автомобиль на берегу реки, озера? На поверхности воды

образуется маслянистая пленка

24) Куда девается мусор из города? На свалку

25) Что делать, чтобы мусора было меньше? Вторичное использование и переработка

26) Комнатные растения экологично? Чаще да

28) В какое время года вода городских родничков чище? Зимой

29) Какие деревья – лиственные или хвойные – больше страдают от загрязнений в городе?

хвойные

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Подвижные игры экологической направленности предполагают проведение динамических перемен для учащихся 5 классов. Само мероприятие рассчитано на 10-15 минут, что позволяет задействовать подвижных 5-классников во время перемены. Мероприятие не требует особых помещений: можно проводить в рекреации школы, можно в кабинете, если детей немного. Динамические перемены позволяют активизировать познавательную активность в области экологии и природопользования, а также двигательную активность у обучающихся. Динамические перемены можно проводить и в начальной школе.
0 ₽