федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Национальный исследовательский
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал ННГУ
Портфолио
профессиональных достижений
Абдурахмановой Екатерины Александровны
АРЗАМАС 2023
Содержание
| |
| |
| |
| |
|
Титульный лист
ФИО студента-практиканта | Абдурахманова Екатерина Александровна |
Факультет | Психолого-педагогический |
Курс | 5 курс |
Направление подготовки | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Направленность (профиль) программы бакалавриата | Психология и социальная педагогика |
Вид практики Производственная практика | Производственная практика(практика по профилактике и коррекции социальных девиаций) |
Сроки практики | с 08.09.2023 г. по 05.10.2023 г. |
Факультетский руководитель | к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Гусева Н.В. |
А_page-0001.jpg" /
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал ННгу
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на производственную практику(практику по профилактике и коррекции социальных девиаций)
Обучающийся Абдурахманова Екатерина Александровна
Курс 5 Семестр 9
Психолого-педагогический факультет
Форма обучения заочная
Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) программы бакалавриата: Психология и социальная педагогика
Место проведения практики:Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр «Костёр», Нижегородская область, г. Выкса, ул. Вавилина, дом 11, помещение 1
Содержание задания на практику (перечень подлежащих рассмотрению вопросов):
Оформить дневник практики
Описать результаты диагностики
Разработать программу социального сопровожденияи поддержки детей
Написать самоанализ профессиональной деятельности
Дата выдачи задания 8сентября 2023 г.
Руководитель практики от
Арзамасскогофилиала ННГУ Н.В. Гусева
ова.jpg" /> подпись И.О. Фамили
Ознакомлен
Обучающийся _______________________ Абдурахманова Е.А.
подпись И.О. Фамилия
Совместный рабочий график (план) проведения практики
(для проведения практики в Профильной организации)
ФИО обучающегося | Абдурахманова Екатерина Александровна |
Форма обучения | заочная |
Факультет | психолого-педагогический |
Направление подготовки | 44.03.02 Психолого-педагогическое образование |
Направленность (профиль) программы бакалавриата | Психология и социальная педагогика |
Курс, семестр | 5 курс, 10 семестр |
База практики (наименование базы практики Профильной организации) | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр «Костёр», Нижегородская область, г. Выкса, ул. Вавилина, дом 11, помещение 1 |
Руководитель практики от Арзамасского филиала ННГУ (ФИО, должность) | к.п.н., доцент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Гусева Н.В. |
Вид и тип практики | Производственная практика (практика по профилактике и коррекции социальных девиаций) |
Срок прохождения практики | с 08.09.2023 г. по 05.10.2023 г. |
Дата (период) | Содержание и планируемые результаты практики (характеристика выполняемых работ, мероприятия, задания, поручения и пр.) |
08.09.2023 | Участие в установочной конференции; Прохождение инструктажа по технике безопасности; Получение индивидуального задания. |
10.09.2023 | Наблюдение и анализ деятельности социального педагога в социальном учреждении |
11.09.2023 | Основные направления деятельности учреждения. |
11.09.2023 | Направления работы социального педагога в социальном учреждении. |
12.09.2023 | Методы и технологии работы социального педагога в социальном учреждении. |
15.09.2023 | Анализ методик организации проектной деятельности в деятельности социального педагога в социальных учреждениях. |
19.09.2023 | Технологии разработки и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов.Анализ ситуаций жизнедеятельности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. |
25.09.2023 | Анализ служебной документации и переписок социального педагога по ведению учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися втрудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии). |
26.09.2023 | Моделирование профессиональной деятельности социального педагога в социальном учреждении. |
27.09.2023 | Подбор эффективных способов организации проектной деятельности в работе социального педагога. |
28.09.2023 | Анализ и подбор способов разработки и реализации мер по социально- педагогическому сопровождению детей и подростков,оказавшихся втрудной жизненной ситуации. Анализ и подбор способов разработки и реализации мер по профилактике социальных девиацийсреди детей и подростков. |
28.09.2023 | Анализ методического материала социального педагога для реализации программ и мероприятий посоциально- педагогической поддержке детей иподростков.Анализ и подбор эффективных способов организации и методического обеспечения контроля результатов деятельности по социальнопедагогической поддержке детей и подростков. |
27.09.2023 | Подбор диагностического инструментария дляоценки рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей.Анализ способов разработки эффективных программ оказания помощи семьям с детьми. |
29.09.2023 | Составление программы социально-педагогического сопровождения (поддержки). |
29.09.2023 | Проведение диагностического исследования поплану работы социального педагога. |
В течение практики | Заполнение, оформление дневника практики. |
05.10.2023 | Написание самоанализа профессиональной деятельности. |
В течение практики | Оформление Портфолио профессиональных достижений (формирование отчета). |
05.10.2023 | Подготовка к презентации результатов профессиональной деятельности (сдача зачета по практике). |
Руководитель практики
от Арзамасского филиала ННГУ
Дневник практики
День недели/ Дата | Виды деятельности |
1 неделя | |
Пятница 08.09.2023 |
На данном организационном собрании факультетский руководитель по практике ознакомила нас с программой практики, сроками, целями, задачами, провела консультацию по оформлению отчетной документации. Был получен инструктаж по технике безопасности, проговорены основные вопросы безопасности жизнедеятельности студента, находящегося в здании базы практики и другие вопросы. Было получено индивидуальное задание, и получена консультация по его выполнению.
|
Суббота 09.09.2023 | 1. Знакомство с социальным учреждением (организацией). Анализ основных направлений деятельности учреждения. Поговорив с директором данного учреждения, я выяснила, какие основные направления деятельности реализуются. МБУ ДО «ДООЦ «Костёр» - открытое образовательное пространство для установления партнёрских взаимоотношений, социального взаимодействия детей и взрослых. Образовательное учреждение – это Центр, где создаются условия для самореализации и осознанного личностного самоопределения детей и подростков, позволяющих каждому из них творчески реализовать себя, культурно организовать досуг, получить доступное дополнительное образование. В Центре воспитывается жизнелюбие, способность к упорному труду, уважение к личности другого, готовность к диалогу, становятся реальностью такие смыслы воспитанного человека, как: |
Я – Человек, выбирающий свою линию развития в центре; Я – Человек, талантливый свободно проявляющий свои способности; Я – Человек ответственный за свои поступки и каждый совершённый мной выбор; Я – Человек деятельный, думающий, читающий, поющий, ищущий и созидающий. В Центре ведется в достаточном объёме методическая работа, направленная на совершенствование оздоровительно-образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности, мастерства педагогических работников. Большая роль в этом процессе принадлежит педагогическому совету, порядок работы которого определяется Положением о педагогическом совете. Основной целью деятельности Учреждения является создание условий для развития мотивации детей к познанию и творчеству через реализацию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ и услуг в интересах личности, общества, государства, а также полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся; профессиональную ориентацию учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья и творческого труда учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. Учреждение обеспечивает открытость и доступность достоверной и актуальной информации о себе и предоставляемых образовательных услугах путем создания и ведения официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещения на нем перечня сведений, установленного федеральным законодательством и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений; Оказывает первичную, в том числе доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь в соответствии с действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности; |
Обеспечивает проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий; Учреждение ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы; Учреждение создает условия для реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в кружках, студиях, клубах и других объединениях с учетом интересов детей и возможностями Учреждения. Занятия проводятся со всем составом по группам или индивидуально, согласно программе, утвержденному учебному плану и режиму дня, и регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка и санитарно-гигиеническими требованиями; Администрация и коллектив Учреждения при наличии необходимых условий осуществляют дифференцированную работу по психологической коррекции и социальной реабилитации нуждающихся в этом учащихся, привлекая к этому соответствующих специалистов. 2. Оформление дневника практики 3.Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Понедельник 11.09.2023 | 1. Анализ направлений работы социального педагога в разных типах социальных учреждениях. . Проведя анализ направлений работы социального педагога в разных типах социальных учреждениях я узнала, что: Содержание, характер деятельности социального педагога определяется спецификой учреждения, его задачами, направленностью. Учреждения социального обслуживания (территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи) оказывают социальные услуги детям и семье: выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; осуществление социальной реабилитации; профилактическая работа с безнадзорными детьми, организация их досуга. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационные центры, социальные приюты) осуществляют круглосуточный прием несовершеннолетних, обеспечивают временное проживание; оказывают помощь в восстановлении социального, правового статуса; оказывают социальную, психологическую, педагогическую и иную помощь несовершеннолетним и их родителям; организуют обучение, содействуют профессиональной ориентации . Образовательные учреждения (общего, начального профессионального образования) оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь учащимся, имеющим отклонения в развитии и поведении; выявляют несовершеннолетних, семьи, находящихся в социально-опасном положении; способствуют формированию законопослушного поведения, здорового образа жизни; |
Образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы –интернаты) обеспечивают охрану и защиту прав детей, представляют интересы детей в различных учреждениях; осуществляют патронаж выпускников. Деятельность социального педагога осуществляется в соответствии с Положением о деятельности учреждения, его функционалом в данном учреждении.2. Оформление дневника практики 3. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Вторник 12.09.2023 | 1. Методы и технологии работы социального педагога в социальных учреждениях. Проведя анализ методов и технологий работы социального педагога в социальных учреждениях я узнала, что: Основные задачи методики работы социального педагога: Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами; Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов. Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального педагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна. Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. Практика более подвижна и изменчива, чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей многовариативности ситуаций и условий. Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента: - диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации; - конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой социальной практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социальной работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом - развитие индивидуального творчества каждого социально го педагога. Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками: |
- определение цели социальной работы; - определение способов решения проблемы подопечного; - определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных. Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных. Рассматриваются следующие формы: - индивидуальная социально-педагогическая работа; - групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных); -социально-педагогическая работа в микросоциуме. Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы: -психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.); -пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.); -активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально- полезной общественной деятельности, в благотворительной работе и т.д.). 2.Методы работы социального педагога - способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально проблемы. Каждый метод выступает как инструмент, с помощью которого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подопечного, его отношения с окружающей средой, организует разнообразную социальную деятельность. В теории и практике социально-педагогической деятельности употребляется и такое понятие, как «прием работы социального педагога» — составная часть, деталь метода социально- педагогической работы. Приемы обычно обеспечивают конкретное использование методов в определенных условиях. Методы могут рассматриватся как определенное сочетание, совокупность различных приемов. Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств (воспитание, обучение, консультирование, психолого-педагогическая помощь и поддержка, оздоровление, информирование и др.). Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа. Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и |
мастерства социального педагога. Классификация методов работы социального педагога — выстроенная по определенному признаку система. Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру: -методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.); -методы организации деятельности и формирования позитивного социального опыта подопёчного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.); -методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.); -методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.). При классификации на основе функций социально-педагогической деятельности можно выделить следующие группы методов: - социально-педагогической помощи и поддержки; - психолого-педагогической коррекции; - социальной адаптации; - профилактики; - реабилитации; - исследовательские методы. С учетом основных направлений профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие методы: - диагностика социальных ценностей Личности (наблюдение, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мониторинг, биографический метод и др.); -профессиональное взаимодействие с подопечным(убеждение, внушение, информирование, консультирование, гуманизация условий учебы, труда и быта, включение в социально-полезную, трудовую деятельность, создание условий для реализации творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев и традиций и др.); -организация социально-педагогического профессионального взаимодействия со специалистами различных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.); -социально-экономические(денежная единовременных пособий, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.); -организационно-управленческие(регламентирование, инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения). 3. Понятие «технология» в работе социального педагога. В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом: - совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий; - совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия. |
В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта. Основными параметрами любой технологии являются: - детальное определение конечного результата; - разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные - поэтапное выполнение определенных действий; - однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций; - тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения. Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом. Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто процентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми. Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить: - цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации; - условия ее реализации; - особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности; - особенности места реализации цели; - возможности по времени для реализации цели; - возможные формы реализации; -особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности. В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий. По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые). По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д. По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.). |
По количеству подопечных можно выделить следующие виды: индивидуальные - технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.; групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.. 2. Оформление дневника практики. 3.Оформление Портфолио профессиональных достижений (формирование отчета). | |
Среда 13. 09.2023 | 1. Анализ методик организации проектной деятельности в деятельности социального педагога в социальных учреждениях. Проведя анализ методик организации проектной деятельности в деятельности социального педагога в социальных учреждениях, я узнала, что: Проектная деятельность Еще одной не менее эффективной социально-педагогической методикой является проектная деятельность. Проектная деятельность занимает особое место, позволяя учащемуся раскрыть свои личные качества, сформировать гражданскую позицию, нравственные качества, проявить себя с позитивной стороны, являясь большим подспорьем в профилактической и коррекционной работе. Работая над проектами, учащиеся, познают много нового и интересного, показывают умения индивидуальной и коллективной работы. Применение вышеописанных технологий позволяет повышать эффективность социально-педагогической деятельности, как с учащимися, так и с родителями. Владение технологиями позволяет оптимизировать свою профессиональную деятельность, поднять на уровень профессиональное мастерство. В этом случае к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности социальный педагог подходит с позиции необходимости и достаточности. Характер технологии, используемой социальным педагогом, задается проблемой ребенка, особенностями его личности, воспитательного микросоциума, уровнем социальной адаптации и возможностями самого специалиста. Принципы организации проектной деятельности: -проект должен быть посильным для выполнения; -создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов); - вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся, имеющих опыт проектной деятельности); -обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения), рефлексии. - обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. |
Задачи проектной деятельности: -обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); -умение анализировать (креативность и критическое мышление); -умение презентовать работу; -формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). Работа над проектом — это учебная деятельность, она проводится под руководством педагога. В ходе организации работы над проектами реализуются следующие цели: образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс; развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой; расширение кругозора, эрудиции; воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы. Работа над проектом включает четыре этапа: -планирование; -аналитический этап; -этап обобщения информации; -этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Планирование. Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов школьников; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение. Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. 2. Оформление дневника практики. 3.Оформление Портфолио профессиональных достижений (формированиеотчета). | |
Четверг 14.09.2023 | 1. Анализ ситуаций жизнедеятельности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Проведя анализ ситуаций жизнедеятельности детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, узнала,что: Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть |
самостоятельно. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это —дети: - оставшиеся без попечения родителей; - дети-инвалиды; - дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; - дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; - дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; - дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; - дети — жертвы насилия; - дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; - дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; - дети, проживающие в малоимущих семьях; - дети с отклонениями в поведении; -дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. С целью снижения количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы следующие направления деятельности: 1.Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов: проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; изучение и анализ культурнобытовых отношений в семьях учащихся; социальнопедагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. 2.Социально-педагогическая защита прав ребёнка: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.); защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д. 3.Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося: раннее выявление неблагополучных семей; создание банка данных по неполнымсемьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс. 4.Социально-педагогическое консультирование: организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. |
5.Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация: раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.); способствование пропаганде здорового образа жизни. 6.Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности: работа в службах социальной защиты, службе занятости; 7.Организационно-методическая деятельность: анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социальнопедагогическим проблемам; накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований. 2. Оформление дневника практики. 3.Оформление Портфолио профессиональных достижений (формированиеотчета). | |
Пятница 15.09.2023 | 1. Анализ служебной документации и переписок социального педагога по ведению учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии). Анализируя служебную документацию, я узнала, что: Документация социального педагога определяется спецификой его деятельности и не подлежит жесткой регламентации. Социальный педагог образовательного учреждения может иметь следующую документацию (по согласованию с администрацией ОУ): 1.Тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов по вопросам охраны и защиты прав ребенка. 2.Должностная инструкция. 3.Перспективный, календарный план работы на год, который может быть представлен: -отдельным документом, -в годовом плане работы ОУ. 4.Циклограмма и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. 5.Социально-педагогическая характеристика микрорайона (карта-схема микрорайона) 6.График и учет тематических групповых консультаций (обучающиеся, родители, педагоги) 7.График индивидуальных консультаций для отдельных категорий (обучающиеся, родители, педагоги) 8.Учет обращений родителей, педагогов, обучающихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация по вышеприведенной схеме). 9.Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям: социально-педагогической работы |
10.Документацию по учету правонарушений, конфликтов среди обучающихся в коллективе; по освоению индивидуальных. образовательных маршрутов детьми, состоящими на внутришкольном (педагогическом) учете; по контролю за движением обучающихся; результатов диагностик отклонений в развитии; действий и результатов коррекции выявленных нарушений. Особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних. 11. Документация по вопросам опеки и попечительства: -подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы опекунов; -акты обследования жилищно-бытовых условий; -документация по защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах (по необходимости). 12.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета обучающегося, класса, школы, социальных ожиданий родителей, обучающихся, педагогов. 13.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей. 14.Методические рекомендации для родителей. 15.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях. 16.Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) окружным службам для родителей и детей по правам ребенка. 3.Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Суббота 16. 09.2023 | 1. Оформление дневника практики 2.Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Понедельник 18. 09.2023 | 1. Подбор эффективных способов организации проектной деятельности в работе социального педагога Анализируя и подбирая эффективные способы организации проектной деятельности в работе социального педагога, я узнала: Педагогический проект включает обоснование необходимости осуществления мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, цели, задачи проектной деятельности, описание условий ее осуществления, критерии и оценку ее эффективности. -формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; |
-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности; -формирование морали - осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом; Социально-педагогический проект может выступать: − практическим методом решения актуальных социально-педагогических проблем; − формой порождения социально-педагогических инноваций; − научно-практическим методом изучения и преобразования содержания, методов, форм социального воспитания в системе образования. Основными критериями оценки социально-педагогических проектов выступают: − социальная востребованность результата; − социально-педагогический эффект проекта; − системность и обоснованность действий; − включенность обучающихся и родителей в проект; − вовлечение партнеров и других заинтересованных организаций; − использование потенциала социально-педагогического сотрудничества и взаимодействия. 2. Оформление дневника практики 3. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Вторник 19. 09.2023 | 1. Анализ и подбор способов разработки и реализации мер по социально- педагогическому сопровождению детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Проанализировав работу социального педагога учреждения по этой теме я узнала, что: Попасть в трудную жизненную ситуацию может каждый человек, поскольку источниками риска могут стать следующие среды обитания: искусственная; естественная; внутренняя; профессиональная; непрофессиональная; социальная. С целью снижения количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, могут быть использованы следующие направления деятельности, описанные у Б.С. Воронина: 1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов: проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. 2. Социально-педагогическая защита прав ребёнка: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одарённые дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних и их защите, суд, прокуратура и т.д.); защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т.д. |
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося: раннее выявление неблагополучных семей; создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психического развития, опекунскими семьями, семьями с приёмными детьми, и т. д.; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс. 4.Социально-педагогическое консультирование: организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; консультирование родителей, педагогов, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др. 5.Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация: раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учёта («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам не совершеннолетних и т. д.); способствование пропаганде здорового образа жизни. 6.Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков в виде различной трудовой и проектной деятельности: работа в службах социальной защиты, службе занятости; 7.Организационно- методическая деятельность: анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, а также проведённых социально-педагогических исследований. 2. Оформление дневника практики 3. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности | |
Среда 20. 09.2023 | 1. Анализ и подбор способов разработки и реализации мер по профилактике социальных девиаций среди детей и подростков. Анализируя способы разработки и реализации мер по профилактике социальных девиаций среди детей и подростков, я узнала, что: Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития. Специалисты условно выделяют три вида отклоняющегося поведения: девиантное; делинквентное (противоправное); криминальное (преступное) поведение. Социологи определяют девиацию как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя. По мнению Э. Дюркгейна, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. |
Существенными признаками девиантного поведения являются: Отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума. При этом надо знать, что социальные нормы могут со временем меняться. Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей. Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста. Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам. Работа с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении, как непрерывно действующая система имеет следующие основные этапы: Этап ранней профилактики. Этап непосредственной профилактики девиантного поведения. Этап профилактики предпреступного поведения. На названных этапах решаются следующие задачи: На этапе ранней профилактики необходимо оздоровить среду и помочь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, еще до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении. Задачи второго этапа состоят в недопущении перехода на предпреступный уровень поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера. Главная задача этапа профилактики предпреступного поведения - не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем. Основными методами, применяемыми в процессе социализации, являются такие методы воспитания, как: методы формирования сознания личности (различные виды бесед, дискуссии, диспуты и метод примера). Данные методы способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышают самооценку личности; |
методы стимулирования мотивации деятельности и поведения (ролевые игры и соревнования). Данные методы вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности; методы контроля (беседы и психологические опросы). Данные методы позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением. В результате комплексного применения данных форм, методов и средств процесс социализации учащихся с девиантным поведением будет проходить в три этапа: на первом этапе происходит ознакомление с новыми требованиями, предъявляемыми к личности; на втором этапе происходит приобщение к окружающему социуму и включение в разнообразные виды деятельности и общения; на третьем этапе происходит самоопределение и самореализация личности. Сам процесс социализации должен строиться на основе учебной деятельности, системы взаимоотношений (педагог – ребёнок – родитель) и психологической помощи. Еще одним важным педагогическим условием является то, что процесс социализации должен быть основан на следующих факторах: доверительные отношения; позитивный настрой; индивидуальный подход; системность воздействия; убеждение; поощрение. 2. Анализ методического материала социального педагога для реализации программ и мероприятий по социально- педагогической поддержке детей и подростков. Анализируя методический материала социального педагога для реализации программ и мероприятий по социально- педагогической поддержке детей и подростков, я узнала, что есть несколько видов программ: Индивидуальные программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки конкретной личности, в трудной жизненной ситуации или социальноопасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы. Разработка индивидуальных социально-педагогических программ требуется в целях оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки конкретной личности, в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. Разработка групповых программ осуществляется для решения проблем определенной группы (подростки, семьи, молодежь). Следует отметить, что и индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей, необходимых для 3. Оформление дневника практики 4. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности | |
Четверг 21. 09.2023 | 1. Анализ и подбор эффективных способов организации и методического обеспечения контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке детей и подростков. |
Службы социальной помощи населению ставят своей целью своевременно изучить ситуацию в семье, диагностировать, выявить трудности, проблемы, оказать соответствующую помощь, стимулируя активную позицию, формирование ценностных ориентаций бережного отношения к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде. Институт социальных педагогов влияет на формирование воспитывающих гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседском окружении, среди детей и взрослых. Клиентами семейного социального педагога является семья и сфера ее ближайшего окружения по месту жительства. Он не ждет, когда к нему обратятся за помощью, социальный педагог в эти чески допустимой форме сам «выходит» на контакт с семьей, личностью. Он ставит «социальный диагноз» и с учетом возрастных особенностей изучает психологические аспекты личности, способности людей, вникает в их микросоциум, мир интересов, круг общения, условия их жизни, моральную атмосферу, выявляет позитивные и негативные влияния проблемы - психологические, медицинские, правовые, экологические, к решению которых затем подключаются работники, специализирующиеся по определенным профилям, органически взаимосвязанные с социальным педагогом. Социальный педагог не поучает, не руководит, не командует, не приказывает, не запрещает. Вся энергия направлена на то, чтобы вдохновить и побудить человека к действию, к инициативе, к творчеству. Вместе с тем помочь людям в совместной деятельности установить доброжелательные, гуманистические отношения, устранить дефицит общения, проявить доброту и милосердие по отношению друг к другу. Сделать это можно, лишь постоянно находясь среди людей, чувствуя их настроение, интересы, проблемы, реально оценивая возможности конкретной личности, разбираясь в сложной системе взаимоотношений, находя всякий раз эти чески допустимую меру «вмешательства» в семью, ее ближайшее окружение. Социальный педагог создает реально действующий механизм социальной защиты, поддержки, помогая государству и общественным структурам доходить до каждой семьи, до каждого человека как высшей ценности обновляющегося общества. Социальный педагог прилагает усилия по улучшению семейного воспитания и предупреждению правонарушений несовершеннолетних наряду с общими мерами, применяемыми в нашей стране, по воспитанию подрастающего поколения. В обязанностях педагога так же включается систематическая работа по пропаганде среди родителей педагогических знаний, культуры отношений, быта: укрепляет связь семьи с общественностью, повышает ответственность родителей за воспитание детей, а также своевременно выявляет неблагополучные семьи и принимает меры общественного воздействия к родителям не выполняющим свой гражданский долг. |
Основные задачи и направления в работе социального педагога: Деятельность социального педагога включает работу по следующим направлениям: Просвещение, под которым понимается распространение педагогических знаний в педагогической, родительской и ученической среде. Просвещение осуществляется социальным педагогом в следующих формах: лекции, лектории, беседы, семинары, организация выставок, подборка литературы и пр. Для проведения отдельных форм просветительской деятельности социальный педагог может приглашать специалистов. Профилактика как целенаправленная работа по созданию оптимального психологического климата в педагогической среде, наиболее соответствующего воспитательному и педагогическому процессу; по предупреждению возможных негативных явлений в социальном и личностном развитии учащихся. 2. Оформление дневника практики 3. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Пятница 22. 09.2023 | 1. Подбор диагностического инструментария для оценки рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей. Для диагностики несовершеннолетних используется утвержденный приказом директора диагностический инструментарий. В большинстве случаев социальный педагог в своей работе использует диагностика межличностных отношений – Методика склонности к отклоняющему поведению А.Н. Орел (СОП), тест «Дом, дерево, человек», 16 – факторный опросник Кеттелла, диагностика межличностных отношений в семье Р. Жиль, «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Ксензoвой Г.Ю. 2. Оформление дневника практики. 3. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике). |
Суббота 23.09.2023 | 1. Оформление дневника практики 2. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Понедельник 25.09.2023 | 1. Анализ способов разработки эффективных программ оказания помощи семьям с детьми. Анализируя способы разработки эффективных программ оказания помощи семьям с детьми, я выяснила, что по итогам проведенных мероприятий программы рекомендуется осуществлять мониторинг состояния семьи. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных задач, необходимости корректировки программы, продолжения и перспектив работы с семьей. Оценка изменений должна проводится не реже чем один раз в квартал. Конечные и промежуточные цели работы с семьей могут быть пересмотрены или переформулированы для того, чтобы задействовать вновь выявленные ресурсы, способствующие уменьшению рисков, решению проблем и нужд, выявленных в ходе текущего анализа ситуации. Текущая оценка выполнения Программы и изменения степени рисков должна проводиться совместно с семьей, что обеспечивает постоянное участие семьи в процессе планирования. Отсутствие динамики семейного неблагополучия и сохранение рисков нарушения прав и законных интересов ребенка также может быть основанием для принятия решения о прекращении профилактической работы и принятии иных мер, направленных на защиту прав и интересов ребенка. |
Для анализа эффективности реализации программы социальный педагог проводит итоговую диагностику ребенка с целью изучения изменений. Так же проводится ежеквартальный социальный патронаж семей, состоящих на внутреннем контроле, патронаж может проводится только специалистами учреждения, либо совместный с субъектами системы профилактики. 2. Оформление дневника практики 3. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. | |
Вторник 26. 09.2023 | Составление Программы социально-психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей,находящихся в трудной жизненной ситуации |
Понедельник 27. 09.2023 | Проведение диагностического исследования по плану работы социального педагога. Проведение диагностики СДП (склонность к девиантному поведению) |
Среда 28.09.2023 | 1. Оформление дневника практики 2.Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Четверг 29.09.2023 | 1. Оформление, описание результатов диагностики 2.Оформление дневника практики 3.Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Пятница 30.09.2023 | 1. Оформление дневника практики 2.Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Понедельник 02.10.2023 | 1. Оформление дневника практики 2. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Вторник 03.10.2023 | 1. Оформление дневника практики 2. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
Среда 04.10.2023 | 1. Формирование портфолио профессиональных достижений (отчета по практике) Самоанализ профессиональной деятельности. |
05.10.2023 | Сдача зачета по практике |
Результаты диагностики
Представим результаты по методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Ксензoвой Г.Ю. Результаты наблюдений социального педагога по шкале выраженности учебно-познавательного интереса» по Ксензoвой Г.Ю. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень учебно-познавательного интереса во 2 классе (методика Г.Ю. Ксензовой)
№ | ФИО ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Уровень учебно-познавательного интереса |
1 | Алина К. | + | высокийуровеньучебно-познавательного интереса | |||||
2 | Маша Л. | + | низкий познавательный интерес | |||||
3 | Армон И. | + | Удовлетворительный уровень учебно-познавательного интереса | |||||
4 | Саша О. | + | низкий познавательный интереса | |||||
5 | Наташа Р. | + | удовлетворительныйуровень учебно-познавательного интереса |
6 | Иляна Д. | + | оченьвысокийуровень учебно-познавательного интереса | |||||
7 | Вася М. | + | удовлетворительный уровень учебно-познавательного интереса | |||||
8 | Марина В. | + | очень высокий уровень учебно-познавательного интереса | |||||
9 | Аня С. | + | высокий уровень учебно-познавательного интереса | |||||
10 | Ваня Р. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
11 | Сережа Д. | + | удовлетворительный уровень учебно-познавательного интереса | |||||
12 | Наташа Ш. | + | высокий уровень учебно-познавательного интереса | |||||
13 | Кирилл Н. | + | удовлетворительный уровень учебно-познавательного интереса | |||||
14 | Ира Б. | + | удовлетворительный уровень учебно-познавательного интереса | |||||
15 | Катя В. | + | высокий уровень учебно-познавательного интереса | |||||
16 | Гордей Г. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
17 | Максим Г. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
18 | Алиса Н. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
19 | Оля Ж. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
20 | Слава П. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
21 | Оля П. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
22 | Надя Л. | + | высокий уровень учебно-познавательного интереса | |||||
23 | Леша М. | + | низкийпознавательныйинтерес | |||||
24 | Женя З. | + | высокий уровень учебно-познавательного интереса |
Во время анализа данных наблюдений есть возможность разделить обучающихся на определенные уровни сформированности учебно-познавательного интереса:
- уровень 1 несформированность учебно-познавательного интереса;
- уровни 2 и 3 низкий познавательный интерес;
- уровень 4 удовлетворительный познавательный интерес;
- уровень 5 высокий познавательный интерес;
- уровень 6 очень высокий познавательный интерес.
По мнению Ксензoвой Г.Ю., целесообразно такие уровни как: реакцию на новизну и любопытство объединить и охарактеризовать их как низкий познавательный интерес. Распределение обучающихся во 2 классе по уровням сформированности учебно-познавательного интереса представлено гистограмме (Рис. 2.)
Данные диагностики по Ксензoвой Г.Ю. говорят о том, что в классе преобладает низкий уровень учебно-познавательного интереса (41,5%), удовлетворительный уровень и высокий уровень имеют одинаковые количественные показатели по 25%, очень высокий уровень по результатам наблюдений показали 8,5% обучающихся.
Такого рода показатели говорят о том, что учебно-познавательный интерес сформирован недостаточно, дети оживляются, задают вопросы о новом фактическом материале, включаются в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляют, либо же проявляют интерес и задают вопросы достаточно часто, включаются в выполнение задания, но интерес быстро иссякает, и его постоянно приходится поддерживать.
Программа психолого-педагогической помощи родителям в развитии мотивации учебной деятельности младших школьников
Цель программы – помощь родителям в создании условий для появления у младших школьников внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Задачи программы:
Помощь родителям в :
- формировании социальных, познавательных мотивов учения;
- формировании положительных, устойчивых эмоций к учению;
- развитии и стимулировании психических познавательных процессов личности (памяти, внимания, мышления);
- формированииметапознавательных навыков по ориентировке действий;
- создании благоприятных психологических и эмоциональных условий для формирования положительной учебной мотивации.
Участники программы: родители младших школьников 2 класса и сами школьники.
Рекомендованная периодичность коррекционно-развивающих занятий 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 обучающихся и их родителей, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.
Количество часов: весь цикл тренинга включает 10-12 часов. Программа тренинга рассчитана на 10 занятий длительностью 1-1,5 часа. Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 1-1,5 часа (в зависимости от выбранной формы занятия).
Продолжительность каждого занятия в среднем 40-45 минут (академический час). В некоторых случаях по желанию учащихся продолжительность занятий может быть незначительно увеличена.
Разработанная нами программа развития учебной деятельности предназначена для психолого – педагогической помощи родителям в рамках работы с детьми младшего школьного возраста имеющих сниженный уровень учебной мотивации, низкую познавательную активность, низкий интерес к учению, отсутствие стремления к самосовершенствованию и пр.
При практическом применении программы у педагога - психолога есть возможность компоновать упражнения на удобное, ограниченное рамками учебно-воспитательного процесса время.
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. В тренинг включены некоторые элементы раскрытия творческого потенциала личности, например, рисование, психотехнические упражнения, игровые техники и пр.
Материалы и оборудование: просторное помещение, стулья и столы по количеству участников тренинга.
Дополнительные материалы: наборы цветных карандашей, красок, пастелей, мелков всех цветов, пластилин или глина для лепки, бумага разных форматов для рисования, газеты, журналы и пр.
План реализации программы представлен в приложении 1.
Основная идея данного тренинга заключается в том, чтобы помочь родителям в реализации возможности каждого школьника путем соприкосновения с собственным потенциалом учения почувствовать необходимость развития своей личности, найти личностные ресурсы и возможности к адаптивному поведению в учении. В группе необходимо создать атмосферу безусловного принятия и доверия, которая будет способствовать самораскрытию, исследованию ребенком своего внутреннего мира и выбору наиболее оптимального направления развития. Предложенная тренинговая программа не может быть использована как единственное средство для формирования учебной мотивации, важно использовать ее в комплексе, совместно с консультативными индивидуальными беседами с родителями и учащимся, работой педагога и пр.
Кроме того, для успешного повышения мотивации необходимо работать в комплексе с учителем, поэтому на основе изучения литературы по проблеме формирования учебной мотивации нами были отобраны взаимодополняющие приемы для применения на уроках.
1. Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, что становится для него личностно-значимой целью, и он привлекается до запланированной учителем учебной деятельности. Например, в начале урока учитель предлагает ученикам загадку и говорит, что ответ на нее будет обязательно найдена внимательными учениками на уроке.
2. Удивление. Педагог подает учебный материал в такой форме, что даже повседневное становится странным.
3. Ответ, на который дается определенное время. В начале урока педагог ставит проблемный вопрос, правильный ответ к которому ученик сможет сформулировать, получив необходимую информацию во время или в конце урока. Например, в начале урока педагог предлагает заполнить кроссворд и ключевым слово можно получить только, заполнив его до конца. В течение урока обучающиеся выполняют задания и в конце концов приходят к ответу на ключевой вопрос кроссворда.
4. Ошибка в объяснении. Объясняя материал, педагог намеренно допускает ошибки. При этом он объясняет ученикам свое намерение. Например, ведя урок математики в начальном классе, учитель задает задачу, которую, по его словам, невозможно решить. Почему? Задача детей – найти соответствующую ошибку.
5. Практичность теории. Введение в теорию педагог осуществляет через практическую задачу, решение которой полезно ученикам. К примеру, если педагог рассказывает обучающимся определенную жизненную историю, которая подтверждает важность развиваемого умения, или практического использования его в быту, то предложенная тема усваивается качественно лучше и быстрее.
6. Вопросы к тексту. Перед изучением учебного текста ученикам дается задание составить к нему список вопросов, ответы на которые раскроет содержание данного материала. Т.е. в данном случае ученики самостоятельно приходят к решению интересующих их вопросов в процессе обучения на уроке.
7. Дозировка учебного материала. Данный приме подходит для работы с неуспевающими учениками. Детям предлагает воспроизведение небольшой дозы материала, решение несложной задачи, выполнение легкой самостоятельной работы. Причем, результат следует оценивать не только средним, но и иногда высоким баллом, при этом комментируя ошибки и предлагая новую доступную задачу.
8. Прием работы на уроке. На уроке: «знаете ли вы, что...» И тут педагог может предложить детям занимательные факты.
9. Необычная форма представления материала. Это могут быть и нетрадиционные уроки: урок - путешествие, урок - сказка, бинарный урок и т.д. Разнообразие форм представления материала на уроке позволяет дольше удерживать внимание младших школьников, активизировать процессы творчества и воображения, мышления. Такие уроки оживляют детей, заинтересовывают их формой представления и содержанием материала. К примеру, урок путешествие. Педагог заранее готовит карту путешествия для детей, отмечает точки контроля, прибытия. Обучающимся предлагается совершить путешествие, пройдя все его этапы. Данную работу можно провести как коллективно, так и по группам. Смена деятельности на таком уроке снимает напряжение, эмоциональную усталость детей, активизирует процессы памяти и внимания.
10. Создание проблемной ситуации. Например, детям предлагается прочесть пословицы.
Затем ученикам предлагается найти слово, которое повторяется в каждой из пословиц, выписать его так, как оно дано в данных предложениях и подчеркнуть именно те буквы в конце слова, которыми и отличаются данные слова. После этого учитель задает вопросы: похожи ли данные слова? А что такое корень слова? А какие части слова вы можете назвать еще? Для чего они служат?
И вот затем идет создание проблемной ситуации. Педагог спрашивает детей:
- Какая часть слова изменилась?
- Как можно назвать эту часть слова? Называть мы ее станем окончанием, а выделять вот так (показывает). Затем проходит аналитическая беседа/обсуждение. Учитель спрашивает у детей что интересного они заметили, на что конкретно обратили свое внимание, спрашивает почему у детей возникло так много мнений и т.п.
11. Изготовление самодельных наглядных пособий. Такой прием позволяет повысить заинтересованность учеников любым школьным учебным предметом. К примеру, можно подготовить проект по математике: «Геометрические фигуры». При подготовке к реализации проекта дети самостоятельно или с родителями дома подготавливают наглядные пособия для реализации проекта.
12. Использование творческих задач. Разнообразие предлагаемых для решения детям задач зависит только от фантазии педагога. К примеру, творческие задачи.
13. Игры и игровые ситуации. Младших школьникам очень интересны не только творческие задачи, но и игровые ситуации, игровые упражнения.
15. Применение ИКТ. Повышению мотивации обучения учащихся способствует использование современных компьютерных технологий и интерактивных моделей в совокупности с традиционными методами обучения, а также уроки с созданием проблемной ситуации на различных этапах; с использованием компьютерного тестирование, внеурочная работа с выполнение проектов и исследовательских работ с использованием ресурсов Интернет.
Таким образом, нами разработана программа психолого – педагогической помощи родителям в развитии мотивации учебной деятельности у младших школьников, целью которой стала помощь родителям в создании условий для появления у младших школьников внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Разработанная нами программа развития учебной деятельности предназначена для психолого - педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, имеющих сниженный уровень учебной мотивации, низкую познавательную активность, низкий интерес к учению, отсутствие стремления к самосовершенствованию и пр. Данная программа в совокупности с психолого-педагогической помощью родителям помогает младшему школьнику лучше осваивать новый материал в школе и производить его закрепление в домашних условиях. Родители в данном вопросе играют не маловажную роль и оказывают помощь педагогу в изучении материала и указывают на основные проблемы учебной деятельности школьника. Педагог в свою очередь, взаимодействуя с родителями корректирует педагогический процесс, чтобы изучение материала не создавало трудностей для ученика и мотивировало его. Так же педагог помогает родителям в развитии мотивации учебной деятельности у ребенка в домашних условиях, за счет комплекса мероприятий, которые в игровой форме упрощают изучение школьных предметов и помогают родителям правильно преподнести новый материал для ребенка.
Самоанализ профессиональной деятельности
Я, Абдурахманова Екатерина Александровна, проходила производственную практику (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)в период с 08сентября2023г. по 5октября2023г., в Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр «Костёр»г.о.г Выкса.
На установочной конференции по практике ознакомилась с целями и задачами практики.
Целями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются закрепление углубление и систематизация теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и формирование профессиональных компетенций на оперативном и тактическом уровне, развития знаний, умений, навыков обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленности (профиль) подготовки бакалавриата: Психология и социальная педагогика, для осуществления деятельности в качестве социального педагога в различных социальных учреждениях посредством включения в практическую деятельность в условиях реализации компетентностного подхода.
Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
1)развитие навыков организации проектной деятельности в работе социального педагога посоциально-педагогическому сопровождению детей и подростков в трудной жизненной ситуации, с социальной девиацией;
2)осуществление организации контроля результатов деятельности по социально-педагогической поддержке детей и подростков;
3) формирование навыков анализа работы социального педагога с дисфункциональными семьями с детьми; анализа документации (служебная документация, переписки) социального педагога по работе с семьей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях,кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии).
В ходе практики я старалась выполнять все виды деятельности, которые предусмотрены программой практики: проектирование программ социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации; социально-педагогическая поддержка обучающихся; организационно-методическое обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся; Социально-педагогическая диагностика разных типов семей, ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, профилактика нарушений семейного воспитания, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; составление программы социально-педагогического сопровождения (поддержки), описание результатов диагностики, написание самоанализа профессиональной деятельности и т.д., ведение портфолио профессиональных достижений практиканта.
Следует отметить, что для того, чтобы организовать свою профессиональную деятельность во взаимодействии с детьми необходимо ознакомиться с устройством системы социальной защиты детства. Данные знания мне позволили грамотно подойти к подбору форм работы с детьми, и наполнить содержание работы с ними.
Во время прохождения производственной практики овладела способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся через подбор определенных методов: эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, опрос, анализ.
Овладела способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов через подбор методов (широко известным методом организации социально значимой деятельности школьников является их включение в работу по социальному проектированию и реализации социальных проектов), технологии и форм: благотворительные акции, волонтерство, социально значимые проекты, реализуемые образовательной организацией, мероприятия досугово-познавательного характера для родителей, учащихся (проекты, концерты, дни открытых дверей и т.д.).
Овладела готовностью применять утвержденные стандартные методы (перцептивные, логические и гностические) и технологии (игровые, личностно-ориентированные, технологии арт-терапии и технологии компенсирующего обучения), позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи.
Овладела способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
Также во время прохождения практики мною была проведена диагностика . Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» по Г.Ю. Ксензовой . Цель данной методики состоит в определении уровня сформированности учебно-познавательного интереса младшего школьника. В процессе диагностики оцениваются такие универсальные учебные действия, как действие смыслooбразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Во время прохождения производственной практики мною была разработана «Программа психолого-педагогической помощи родителям в развитии мотивации учебной деятельности младших школьников», направленная на помощь родителям в создании условий для появления у младших школьников внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы..
На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный, ответственный человек с высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний. С детьми также старалась находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие было максимально комфортным и эффективным.
Дети относились к моему присутствию доброжелательно, с интересом. Была видна заинтересованность от всех.
Свою работу во время прохождения практики я могу оценить как успешную. Поставленные цели и задачи были достигнуты, получены новые знания и умения, а так же был получен практический опыт.