Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. «Повышение эффективности и качества занятия через использование современных педагогических технологий»

«Повышение эффективности и качества занятия через использование современных педагогических технологий»

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь учащимся развивать умение самостоятельно планировать свою самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени. Современному учителю нельзя обойтись без знания и применения современных педагогических технологий, причем, для повышения качества знаний обучающихся нельзя ограничиваться какой-то одной технологией.

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Обобщение опыта по теме

«Повышение эффективности и качества занятия через использование современных педагогических технологий»

С 2023 года я начала работать по теме «Повышение эффективности и качества занятия через использование современных педагогических технологий». Перед собой я поставила следующие цели и задачи:

Цель: внедрение современных педагогических технологий на занятиях для обеспечения высокого уровня преподавания.

Задачи: 1) Изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу.

2) Овладеть новым содержанием обучения, современными технологиями и приемами в работе.

3) Апробировать в процессе обучения различные виды педагогических технологий.

Ожидаемые результаты:

1. Повысить качество преподавания.

2.Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

4. Обобщить опыт, подвести итоги по рабочей теме.

Свою работу я начала с изучения публикаций в сети Интернет по данной теме, изучив материалы, опубликованные на сайтах:http://festival.1september.ru/; https://infourok.ru/; https://kopilkaurokov.ru/; http://nsportal.ru/;https://multiurok.ru/ и другие. Затем в течение учебного года проходила обучение:

  • Курсы повышения квалификации по теме «Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях ДО».

  • Курсы повышения квалификации по теме «Разработка и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в работе педагога».

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь учащимся развивать умение самостоятельно планировать свою самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени.

На теоретическом уровне ярассмотрела современные педагогические технологии,применение которых повышают эффективность обучения, содержательно иметодически обогащают учебный процесс, способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования.

Современному учителю нельзя обойтись без знания и применения современных педагогических технологий, причем, для повышения качества знаний обучающихся нельзя ограничиваться какой-то одной технологией. 

В своей работе я использую элементы различных педагогических технологий: информационно-коммуникационные технологии; проблемное обучение; метод проектов, игровые технологии, технологию критического мышления, кейс-технологию.

Информационно-коммуникационные технологии

В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств.      Как показала практика, использование ИКТ не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на занятиях.

В процессе обучения на уроках выделяю следующие формы работы с информационными коммуникационными технологиями:

  • непосредственное применение ИКТ при изучении новых тем на уроках (презентации, просмотр видеоуроков, учебных фильмов, аудио приложения и т.д.)

  • применение ИКТ для контроля знаний обучающихся на уроках.

Применяю компьютер как источник тестирования. Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для обучающихся, нежели традиционная контрольная работа или тест. 

В процессе работы над темой самообразования познакомилась с интернет-сервисами, которые помогают создать онлайн-тесты и проверить знания.

-Master-test.net. Данный интернет сервис даёт возможность создать онлайн тест, также его можно скачать как файл. После этого можно проходить тест без подключения к интернету.

-https://konstruktortestov.ru/

-https://docs.google.com/forms/u/0/ .

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. Это и онлайн-конурсы, олимпиады, совершение виртуальных экскурсий и многое другое.

Проблемное обучение

На сегодняшний день, проблемное обучение становится особенно актуально для преподавания в системе ДО, поскольку образовательный процесс ориентирован на практическое обучение, а проблемное обучение в этом смысле – одна из самых удобных педагогических технологий, т.к. заставляет учащихся самостоятельно проявлять свою интеллектуальную активность для получения новых знаний и освоения компетенций.

Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Примеры проблемных ситуаций (вопросов):

-Можно ли назвать правовым государство, в котором мы живём?

-Поправки в Конституцию РФ: ЗА или ПРОТИВ.

-Крестьяне часто жаловались на голод и налоги, на опустошение деревень, наборы ремесленников, которых отправляли в Воронеж для строительства флота. Многие говорили, что Петр не русский царь, иначе бы он не опустошал всю страну. Называли его антихристом. Было ли правильным осуждение крестьянами политики Петра I? и др.

Проектная технология

Проектная технология - это практические творческие задания, требующие от обучающихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающегося, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.  Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Овладевая культурой проектирования, студент приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

В своей работе я также использую игровые технологии. Более подробно остановлюсь на образовательной игре – квесте.

Квест как образовательная технология

Повышение познавательного интереса и учебной мотивации обучающихся остается одной из актуальных проблем современного образования. В ее решении может помочь использование образовательных квестов.

Квест - приключенческая игра (англ. Quest - поиск, англ. Adventure - приключение), требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры может быть предопределенным или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Определяющие характеристикиигровой технологии квеста

- осуществление образовательных задач через игровую деятельность;

- внедрение новых технических средств обучения, которые способствуют самовыражению учащегося;

- целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности учащегося;

- исследовательский характер образовательной деятельности;

- развитие информационной и медиа грамотности.

Педагог определяет образовательные цели квеста, формирует сюжетную линию. Педагог оценивает не только конечный результат, а и сам процесс деятельности учащегося, обеспечивает организацию поисково-исследовательской деятельности учащегося и т.д.

Алгоритм проведения квест-игры

1. Определить цели и задачи квест-игры.

2. Определить целевую аудиторию (педагоги, дети, родители), ресурсы, выбрать место проведения игры.

3. Определить количество команд.

4. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий (конспект).

5. Рассчитать количество организаторов и помощников.

6. Составить паспорт прохождения этапов или карту маршрута.

7. Подготовить задания, раздаточный материал, необходимое снаряжение и реквизит для квест-игры.

8. Проведение игры.

9. Обобщение и презентация результатов квест-игры.

10. Провести анализ полученных результатов.

Технология критического мышления

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие обучающегося, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Остановлюсь более подробно на следующих методических приемах технологии критического мышления, которые я использую на практике.

  • Инсерт (чтение с пометами)

Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

«-» – Вызывает сомнение.

«?» – Вопрос.

Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём “ИНСЕРТ” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.

  • Кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

  • Прием SWOT-анализ

Проведение SWOT – анализа представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы:

S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)

W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses– слабый)

О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)

T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)

Первый этап занятия. Учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны изучаемого явления (понятия).

Второй этап. Заполнение матрицы SWOT– анализа.

Третий этап. Выступление групп.

Четвертый этап. Оценивание работы в группах и подведение итогов.

  • Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»

Этот прием может быть началом занятия. Обучающиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных педагогом, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию.

  • Прием «Лови ошибку

Педагог заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

А – явные, которые достаточно легко выявляются обучающимися, исходя из их личного опыта и знаний;

Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Педагог предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова; это умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.

Кейс-технология

Кейс-метод (case study) (от англ. сase — случай) техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализироватьситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Данную технику наиболее успешно использую на занятиях, где нужны навыки анализа различных жизненных ситуаций. Учащиеся имеют возможность высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию, выстроить доказательную базу.

Таким образом, кейс-метод позволяет формировать следующие базовые компетентности современного человека и гражданина:

-информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

-коммуникативную (умение эффективно сотрудничать с другими людьми;

-социальную (умение включиться в социум, успешность карьеры, предупреждение конфликтов, мобильность, толерантность).

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяютповысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разныеформы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большойобразовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новыхтехнологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательнымиучреждениями, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаряобразовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации исамореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.

Таким образом, за время работы над темой самообразования я более подробно изучила современные образовательные технологии, получила опыт систематического применения их элементов на уроках и собрала хороший дидактический материал для дальнейшей работы. Данную тему я планирую продолжить и на следующий год.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий позволяет преподавателю отработать глубину и прочность знаний, закрепить у них умения и навыки в различных областях деятельности, помочь учащимся развивать умение самостоятельно планировать свою самообразовательную деятельность, воспитывать в себе дисциплину в организации учебного времени. Современному учителю нельзя обойтись без знания и применения современных педагогических технологий, причем, для повышения качества знаний обучающихся нельзя ограничиваться какой-то одной технологией.
0 ₽