Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Физика
  3. Повышение мотивации обучающихся к изучению физики через формирование и развитие функциональной грамотности

Повышение мотивации обучающихся к изучению физики через формирование и развитие функциональной грамотности

0 подписчиков
При изучении физики необходим многогранный подход. Но при этом во все времена остается актуальным вопрос мотивации обучающихся к учебной деятельности через различные формы урочной и внеурочной деятельности. В моей педагогической работе мне помогают и метод «Связь предмета с нашей жизнью», и методика вопросов, и методика работы с Физическим словарем, и методика решения качественных, количественных и экспериментальных физических задач, и вовлечение учеников в Олимпиадное движение и в проектную деятельность.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Физика

Категория

Физика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Повышение мотивации обучающихся к изучению физики через формирование и развитие функциональной грамотности

Широкова Ирина Борисовна, учитель физики МБОУ «Школа № 135 г.Казани»

За годы моей школьной практики много раз менялись методические подходы в процессе академической деятельности школ, обозначенные Министерством образования Российской Федерации и обусловленные вызовами меняющегося со временем общества. Но как законы природы – законы физики не меняются с течением времени, так и значимость интеллектуального, всесторонне развитого и воспитанного школьника на выпускном этапе образовательного процесса в школе не меняется с течением времени.

При изучении физики необходим многогранный подход. Для понимания теоретических основ физических явлений и решения качественных задач необходимы читательская грамотность и умение правильно оценивать условие задач, считывать информацию с графиков и рисунков. Для умения решать количественные задачи необходима математическая грамотность и креативное мышление. Для практико – прикладного и технического понимания предмета необходима естественно – научная грамотность и глобальные компетенции. Но при этом во все времена остается актуальным вопрос мотивации обучающихся к учебной деятельности через различные формы урочной и внеурочной деятельности. И в контексте обозначенных целей для успешного изучения физики самое первое, что необходимо показать ученикам, это связь предмета с нашей жизнью. На своих уроках всегда повторяю: «Ребята, всё, что мы обсуждаем и изучаем с вами на уроке, обязательно встречается в природе, технике и наших бытовых условиях». К примеру,

Тема «Сообщающиеся сосуды»

Природа

Техника

Быт человека

Моря и океаны, соединенные проливами

Шлюзы

Радиатор центрального отопления

Тема «Электризация тел»

Природа

Техника

Быт человека

Молния

Копировальная техника Лазерные принтеры

Расчесывание волос

Тема «Электромагнитная индукция»

Природа

Техника

Быт человека

?

?

Генераторы Трансформаторы

Индукционные плиты

Когда я прихожу на уроки к семиклассникам, которые впервые знакомятся с учебным предметом «Физика», моя главная цель заинтересовать ребят предметом и максимально пробудить их природное чувство любопытства. Я пытаюсь донести до своих учеников, что ученые отличаются от нас, в первую очередь, умением задавать вопросы и только потом, умением отвечать на эти вопросы. Много людей видели, как падают яблоки, и только один человек задался вопросом, почему яблоки падают? Это был один из величайших физиков Исаак Ньютон. Поэтому на первоначальном этапе изучения физики я стараюсь научить ребят задавать вопросы. Чем больше вопросов у учеников, тем больше эффективность их учебного процесса и познания природы. Ведь при поиске ответа на вопрос ясно прослеживаются нужные взаимосвязи с другими учебными предметами и процессами, происходящими в окружающем мире. Например,

Почему ртуть, в отличие от других жидкостей, не растекается бесформенным пятном, а раскатывается шариками?

При ответе на вопрос о «растекающейся» ртути, ученику необходимы знания о молекулах, особенностях молекулярного строения и силах молекулярного притяжения различных веществ. При этом обязательно обсуждение правил техники безопасности при работе с приборами, содержащими ртуть.

Почему на Земле нет гор, скажем, в 10 раз выше Эвереста?

При формулировке ответа на вопрос о земных горах ученику необходимы знания о силе земной гравитации и давлении твердых тел, прочности материала горных пород.

Почему для зебры необходимы белые полоски? Почему зебра полосатая, ведь зебре не так уж просто прятаться в своей полосатой «пижаме»?

Для ответа на этот вопрос ученикам нужны не только знания из физики о разной степени отражения и поглощения тепла поверхностями разных цветов, но и знать, что благодаря такому наряду слепни и мухи цеце меньше беспокоят зебру.

Почему КПД тепловых двигателей 40%?

Какие альтернативные виды двигателей имеют больший КПД? Как работа различных видов двигателей отражается на экологическом состоянии окружающей среды? Какие двигатели энергоэкономичны?

Почему при беге человек развивает большую мощность, чем при ходьбе?

Обратите внимание на рисунок!!! Почему по-разному выделены группы мышц у бегущего человека и идущего человека?

Почему звуковые волны распространяются с разными скоростями в различных средах? Почему звуки не распространяются в вакууме?

Почему человек слышит свой голос не так как окружающие его люди? Как звуки влияют на здоровье человека? Какую опасность представляет шумовое загрязнение для человека? Это те немногие вопросы, которые можно рассмотреть при обсуждении вопроса о звуках с целью формирования естественно – научной грамотности обучающихся. И безусловно такой подходстимулирует учебную деятельность учеников и повышает их мотивацию при изучении физики.

Для структурирования физических терминов, новых для учеников, предусмотрена системная работа с «Физическим словарем» (Приложение 1). В течение года обучающиеся ведут физический словарь, записывая определения новых предметных терминов. В конце учебного года выполняется проверочная работа «Физический словарный диктант», в ходе которой ребятам предлагается записать пять определений из физического словаря (Приложение 2). В этой форме работы некоторые ученики рассматривают точную физическую суть того или иного понятия и явления, что помогает им разобраться в новой теме, а это, в свою очередь, повышает уровень знаний и уровень мотивации к изучению предмета.

Как уже отметили, знания и умения, необходимые для успешного освоения курса физики, неотъемлемо связаны с математической грамотностью обучающихся на каждом этапе школьного образования. Основным элементом успешности ученика на данном этапе изучения физики является повторение математических основ при решении физических задач. Чем больше различных задач будут решаться, тем выше будет уровень математической грамотности у обучающихся:

•Решение графических задач (диаграммы, таблицы);

•Решение расчетных задач;

•Решение задач через развитие умения работать с формулами (вывод формул для расчета физических величин на основе формул площади геометрических фигур из математики);

•Решение экспериментальных задач.

Примеры графических и расчетных задач по физике на развитие математической грамотности обучающихся:

С целью развития личностных интересов обучающихся проводится индивидуальная работа, которая заключается в подготовке и участии учеников в олимпиадах, конкурсах, подготовке сообщений или докладов. У учеников увеличивается мотивация к изучению предмета, когда они получают дипломы участников, лауреатов, призёров и победителей олимпиад и конкурсов. Поэтому неотъемлемой частью процесса активного изучения физики является участие в предметных олимпиадах, конференциях и викторинах. Также организуется проектная деятельность. Каждый год ученики 7 – 11 классов выбирают актуальные для них темы, связанные с более глубоким познанием физических процессов как в земных условиях, так в безграничных просторах Вселенной. Многие проектные работы ребята затем представляют на научно – практических конференциях различных уровней.

При таком учительском подходе ученики становятся более активными, внимательными и понимающими физические процессы. Конечно, каждый учитель сам выбирает способы повышения мотивации. В моей педагогической работе мне помогают и метод «Связь предмета с нашей жизнью», и методика вопросов, и методика работы с Физическим словарем, и методика решения качественных, количественных и экспериментальных физических задач, и вовлечение учеников в Олимпиадное движение и в проектную деятельность.

Любой способ, подобранный учителем с учетом возрастных, интеллектуальных и индивидуальных особенностей обучающихся, который приводит к успехам в учебе наших учеников, к заинтересованности учеников к предмету, является способом повышения мотивации учения. И помогает достичь высоких результатов с перспективой использования «багажа физических знаний» в своей дальнейшей жизни, независимо от выбора профессиональной направленности!

Приложение 1.

ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ- 7 КЛАСС

ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ — 8 КЛАСС

1. Физика

2. Физическое тело

3. Вещество

4. Материя

5. Гипотеза

6. Физическая величина

7. Скалярная величина

8. Векторная величина

9. Шкала измерительного прибора

10. Молекула

11. Атомы

12. Диффузия

13. Броуновское движение

14. Смачивание

15. Механическое движение

16. Траектория

17. Равномерное движение

18. Неравномерное движение

19. Взаимодействие тел

20. Скорость

21. Инерция

22. Тормозной путь

23. Плотность вещества

24. Сила

25. Равнодействующая сила

26. Динамометр

27. Сила тяжести

28. Вес тела

29. Сила упругости

30. Сила трения

31. Давление

32. Атмосфера

33. Атмосферное давление

34. Ртутный барометр

35. Барометр-анероид

36. Высотомер

37. Манометр

38. Гидравлический пресс

39. Сообщающиеся сосуды

40. Ватерлиния

41. Осадка

42. Архимедова сила

43. Рычаг

44. Плечо силы

45. КПД механизма

46. Механическая работа

47. Мощность

48. Энергия

49. Потенциальная энергия

50. Кинетическая энергия

  1. Молекула

  2. Атом

  3. Тепловое движение

  4. Кинетическая энергия

  5. Потенциальная энергия

  6. Внутренняя энергия

  7. Теплопередача

  8. Теплопроводность

  9. Конвекция

  10. Излучение

  11. Количество теплоты

  12. Удельная теплоемкость вещества

  13. Удельная теплота сгорания топлива

  14. Удельная теплота плавления

  15. Удельная теплота парообразования

  16. Плавление

  17. Температура плавления

  18. Отвердевание (кристаллизация)

  19. Парообразование

  20. Испарение

  21. Кипение

  22. Конденсация

  23. Скалярная величина

  24. Векторная величина

  25. Тепловые машины

  26. Электризация

  27. Электрический заряд

  28. Электроскоп

  29. Проводник эл. тока

  30. Диэлектрик (изолятор) эл. тока

  31. Электрическое поле

  32. Электрическая сила

  33. Электрический ток

  34. Электрический ток в металлах

  35. Сила тока

  36. Амперметр

  37. Напряжение

  38. Вольтметр

  39. Сопротивление

  40. Удельное сопротивление

  41. Реостат

  42. Магнитное поле

  43. Магнит

  44. Полюса магнита

  45. Магнитная аномалия

  46. Электромагнит

  47. Оптика

  48. Свет

  49. Естественные источники света

  50. Искусственные источники света

  51. Тень

  52. Полутень

ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ — 9 КЛАСС

  1. Механика

  2. Основная задача механики

  3. Кинематика

  4. Динамика

  5. Статика

  6. Тело отсчета

  7. Система отсчета

  8. Материальная точка

  9. Поступательное движение

  10. Прямолинейное равномерное движение

  11. Прямолинейное равноускоренное движение

  12. Скорость

  13. Путь

  14. Мгновенная скорость

  15. Ускорение

  16. Криволинейное движение

  17. Перемещение

  18. Геоцентрическая система мира

  19. Гелиоцентрическая система мира

  20. Инерция

  21. Инерциальная система отсчета

  22. Неинерциальная система отсчета

  23. Гравитационные силы

  24. ИСЗ

  25. Первая космическая скорость

  26. Свободное падение

  27. Замкнутая система тел

  28. Импульс тела

  29. Реактивное движение

  30. Колебательная система

  31. Колебательное движение

  32. Математический маятник

  33. Период колебаний

  34. Амплитуда колебаний

  35. Частота колебаний

  36. Свободные колебания

  37. Вынужденные колебания

  38. Затухающие колебания

  39. Резонанс

  40. Волна

  41. Упругая волна

  42. Скорость волны

  43. Длина волны

  44. Продольная волна

  45. Поперечная волна

  46. Звуковая волна

  47. Электрическое поле

  48. Магнитное поле

  49. Однородное магнитное поле

  50. Электромагнитное поле

  51. Магнитные линии

  52. Соленоид

53. Сила Ампера

54. Сила Лоренца

55. Вихревое поле

56. Электромагнитная индукция

57. Индукционный ток

58. Генератор

59. Статор

60. Ротор

61. Постоянный электрический ток

62. Переменный электрический ток

63. Радиоактивность

64. Протон

65. Нейтрон

66. Электрон

67. Изотопы

68. Нуклоны

69. Фотон

70. Планетарная модель строения атома

71. Термоядерная реакция

ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ — 10 КЛАСС

  1. Механика

  2. Кинематика

  3. Динамика

  4. Статика

  5. Тело отсчета

  6. Система отсчета

  7. Перемещение

  8. Механическое движение

  9. Поступательное движение

  10. Траектория

  11. Мгновенная скорость

  12. Прямолинейное равномерное движение

  13. Прямолинейное равноускоренное движение

  14. Ускорение

  15. Центростремительное ускорение

  16. Материальная точка

  17. Инерциальная система отсчета

  18. Неинерциальная система отсчета

  19. Сила

  20. Гравитационная сила

  21. Сила тяжести

  22. Свободное падение тел

  23. Вес тела

  24. Невесомость

  25. Сила упругости

  26. Упругая деформация

  27. Сила трения

  28. Период вращения

  29. Частота вращения ИСЗ

  30. Первая космическая скорость

  31. Мощность

  32. Энергия

  33. Кинетическая энергия

  34. Потенциальная энергия

  35. Импульс тела

  36. Реактивное движение

  37. Замкнутая система тел

  38. Термодинамика

  39. Молекула

  40. Кристаллическое тело

  41. Монокристалл

  42. Поликристалл

  43. Аморфное тело

  44. Анизотропия

  45. Диффузия

  46. Броуновское движение

  47. Температура

  48. Абсолютная температура

  49. Абсолютный нуль температуры

  50. Тепловое равновесие

  51. Идеальный газ

52. Изобарный процесс

53. Изохорный процесс

54. Изотермический процесс

55. Адиабатный процесс

56. Количество теплоты

57. Внутренняя энергия

58. Испарение

59. Конденсация

60. Кипение

61. Насыщенный пар

62. Динамическое равновесие

63. Ненасыщенный пар

64. Психрометр

65. Абсолютная влажность воздуха

66. Относительная влажность воздуха

67. Удельная теплота плавления

68. Удельная теплота парообразования

69. Тепловые двигатели

70. КПД тепловых двигателей

71. Электродинамика

72. Электрический заряд

73. Точечный заряд

74. Электрический ток

75. Работа тока

76. Проводники

77. Полупроводники

78. Диэлектрики

79. Сверхпроводимость

80. Сила тока

81. Амперметр

82. Вольтметр

83. Сторонние силы

84. Электродвижущая сила

85. Электрическое поле

86. Электростатическое поле

87. Потенциал электростатического поля

88. Эквипотенциальная поверхность

89. Напряженность электрического поля

90. Напряжение

91. Конденсатор

92. Электроемкость

93. Электролиз

94. Электромагнитная сила

ФИЗИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ — 11 КЛАСС

  1. Электрическое поле

  2. Магнитное поле

  3. Сила Лоренца

  4. Закон Ампера

  5. Правило буравчика для прямого тока

  6. Сторонние силы

  7. Электрический ток

  8. Постоянный ток

  9. Переменный ток

  10. Источник тока

  11. Сила тока

  12. Амперметр

  13. Напряжение

  14. Вольтметр

  15. Мощность электрического тока

  16. Электромагнитная индукция

  17. Электромагнитная волна

  18. Длина волны

  19. Конденсатор

  20. Формула Томсона

  21. Активное сопротивление

  22. Индуктивное сопротивление

  23. Емкостное сопротивление

  24. Закон Ома для полной цепи

  25. Закон Джоуля - Ленца

  26. Трансформатор

  27. Повышающий трансформатор

  28. Понижающий трансформатор

  29. Радиосвязь

  30. Модуляция

  31. Детектирование

  32. Электролит

  33. Электролитическая диссоциация

  34. Электролиз

  35. Закон Фарадея

  36. Тепловое излучение

  37. Спектр электромагнитных волн

  38. Закон отражения волн

  39. Угол отражения

  40. Угол падения

  41. Закон преломления волн

  42. Угол преломления

  43. Преломление

  44. Абсолютный показатель преломления среды

  45. Линза

  46. Собирающая линза

  47. Рассеивающая линза

  48. Мнимое изображение

  49. Фокус линзы

  50. Фокусное расстояние линзы

  1. Фокальная плоскость линзы

  2. Главная оптическая ось

  3. Оптическая сила

  4. Аккомодация

  5. Дисперсия

  6. Интерференция

  7. Когерентные волны

  8. Дифракция

  9. Корпускулярно-волновой дуализм

  10. Квантовая теория

  11. Волновая теория

  12. Ион

  13. Электрон

  14. Протон

  15. Нейтрон

  16. Нуклоны

  17. Изотопы

  18. Строение атома по Резерфорду

  19. Фотон

  20. Фотоэффект

  21. Красная граница фотоэффекта

  22. Законы фотоэффекта

  23. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

  24. α -распад

  25. β -распад

  26. γ -распад

  27. Радиоактивность

Приложение 2. Карточки «Физический словарный диктант» 7 класс

В 1

  1. Диффузия

  2. Траектория

  3. Инерция

  4. Динамометр

  5. Мощность

В 2

  1. Гипотеза

  2. Механическое движение

  3. Сила тяжести

  4. Атмосфера

  5. Осадка

В 3

  1. Вещество

  2. Скорость

  3. Вес тела

  4. Барометр

  5. Механическая работа

В 4

  1. Молекула

  2. Скалярная величина

  3. Сила

  4. Простой механизм

  5. Потенциальная энергия

В 5

  1. Атомы

  2. Векторная величина

  3. Вес тела

  4. Барометр – анероид

  5. Плечо силы

В 6

  1. Физика

  2. Броуновское движение

  3. Тормозной путь

  4. Манометр

  5. Кинетическая энергия

В 7

  1. Материя

  2. Смачивание

  3. Траектория

  4. Сила трения

  5. Рычаг

В 8

  1. Физическое тело

  2. Механическое движение

  3. Атмосфера

  4. Сообщающиеся сосуды

  5. Энергия

В 9

  1. Физическая величина

  2. Равномерное движение

  3. Мощность

  4. Барометр

  5. Сила упругости

В 10

  1. Вещество

  2. Шкала измерительного прибора

  3. Сила упругости

  4. Ватерлиния

  5. КПД механизма

В 11

  1. Атомы

  2. Неравномерное движение

  3. Равнодействующая сила

  4. Архимедова сила

  5. Простые механизмы

В 12

  1. Материя

  2. Взаимодействие тел

  3. Плотность вещества

  4. Сила тяжести

  5. Потенциальная энергия

В 13

  1. Гипотеза

  2. Векторная величина

  3. Давление

  4. Гидравлический пресс

  5. Кинетическая энергия

В 14

  1. Физика

  2. Траектория

  3. Сила трения

  4. Рычаг

  5. Мощность

В 15

  1. Диффузия

  2. Сила

  3. Манометр

  4. Ватерлиния

  5. Энергия

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

При изучении физики необходим многогранный подход. Но при этом во все времена остается актуальным вопрос мотивации обучающихся к учебной деятельности через различные формы урочной и внеурочной деятельности. В моей педагогической работе мне помогают и метод «Связь предмета с нашей жизнью», и методика вопросов, и методика работы с Физическим словарем, и методика решения качественных, количественных и экспериментальных физических задач, и вовлечение учеников в Олимпиадное движение и в проектную деятельность.
0 ₽