Познавательный проект
во второй младшей группе
«Лекарственные растения –
средства оздоровления человека»
Введение
Есть много трав полезных,
На земле страны родной,
Помогут справиться с болезнью
Ромашка, одуванчик,
Подорожник, ноготок.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Концепция содержания непрерывного образования гласит: «Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры – подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе» В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей во вторую младшую группу. Малыши 3-4 лет доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Необходимо развивать интерес детей к объектам растительного мира, учить детей быть любознательными и наблюдательными. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому, в том числе и через заботу о растениях которые нас окружают.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
I Теоретический этап
1.1 Структура проекта
1.1.1 Основные цели проекта
● Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.
● Формировать представление о цветущих травянистых лекарственных растениях ближайшего природного окружения; применение их для оздоровления организма.
● Определить возможности детей в освоении знаний о живой природе.
● Воспитывать бережное отношение к растениям которые нас окружают.
1.1.2 Проблема
Дети безжалостно рвут лекарственные растения. Минимализация знаний детей и родителей о цветущих травянистых лекарственных растениях ближайшего окружения в естественном оздоровлении человека.
1.1.3 Аннотация
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что их привлекает красота цветущих травянистых растений ближайшего природного окружения. Но они их могут сорвать, поломать, растоптать. Трудности формирования гуманного отношения к цветущим травянистым растениям ближайшего природного окружения являются следствием не достаточных знаний детей и их родителей о растениях.Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, воспитывать бережное отношение к растениям, я решила разработать и внедрить в образовательный процесс познавательный проект «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
Проект реализуется в совместной игровой деятельности детей, воспитателя-родителя, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.
1.1.4 Основные задачи проекта
- Формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
- Формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка через различные виды деятельности.
- Выявить уровень знаний детей младшего дошкольного возраста о цветущих травянистых растениях ближайшего природного окружения.
- Разработать доступную систему знаний для младших дошкольников о цветущих травянистых растениях ближайшего природного окружения.
- Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
- Внести коррективы, дополнения в развивающую предметную среду с учетом рекомендаций к проектной деятельности.
- Совместная деятельность детей и родителей в создании «Именной книги», оформление гербария лекарственных трав (одуванчик, календула, ромашка).
1.1.5 Вид проекта:познавательный.
1.1. 6 Тип проекта: долгосрочный.
1.1.7 Сроки реализации проекта:сентябрь - май.
1.1.8 Участники проекта: дети младшей группы, родители, педагоги.
1.1.9 Гипотеза
Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относиться.
1.1.10 Предварительная работа
Прогулки детей с родителями по паркам и скверам нашего города (виртуальная).
Подготовка наглядного материала (открытки, картинки,
фотографии) цветущих травянистых лекарственных растений.
Подготовка слайд шоу «Лекарственные растения».
Подборка художественной литературы о цветущих травянистых лекарственных растениях (рассказы, стихи, сказки, загадки).
1.1.11 Формы проведения:занятия, беседы, наблюдения, дидактические, пальчиковые, физкультминутки, подвижные игры, чтение и разучивание художественных произведений, использование ИКТ, рассматривание картинок и иллюстраций травянистых цветущих растений, продуктивные виды деятельности.
1.1.12 Необходимые материалы
Материалы:
художественная литература по заявленной теме;
иллюстрации, картинки;
мультфильмы об одуванчике ,ромашке и тд;
наглядный и демонстрационный материал;
слайд шоу;
шапочки цветов;
схемы-модели частей цветущих травянистых растений;
сборы лекарственных растений (календула, ромашка, одуванчик)
материалы для художественно- творческой деятельности:
бумага белая, краски, кисти, клеенки, салфетки, стаканчики для воды и др.
1.2 Прогнозируемые результаты
1.2.1 Организационные условия
Должны быть созданы:
команда педагогов и родителей - единомышленников в экологическом воспитании дошкольников;
методическое обеспечение для системного подхода в образовательной деятельности с воспитанниками и во взаимодействии с родителями.
1.2.2 Прогнозируемые результаты в профессионализме педагогов
Повышение уровня знаний по заявленной теме, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
1.2.3Прогнозируемые результаты в работе с дошкольниками
Расширение знаний детей о строении цветущих травянистых растениях ближайшего природного окружения растений и их ценности для здоровья человека, правил пользования.
Развитие умения различать некоторые цветущие травянистые растения по форме, окрасу, запаху и способу применения.
Формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру.
Развитие наблюдательности; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой.
Активизация словарного запаса.
1.2.4Прогнозируемые результаты в работе с родителями
Повышение уровня знаний о лекарственных растениях, использование их для лечения и оздоровления организма.
II ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
(разработка проекта, внедрение в образовательную деятельность)
2.1 План работы воспитателя по реализации проекта
- Изучение научно-методической литературы по формированию у детей элементарных экологических представлений о живой природе.
- Изучение опыта дошкольных образовательных учреждений по ознакомлению детей с методом проектов в экологическом воспитании.
- Разработка критериев уровней знаний детей о цветущих травянистых растениях ближайшего природного окружения экологической воспитанности детей.
- Разработка конспектов занятий, наблюдений, бесед по заявленной теме.
- Подбор иллюстраций, открыток «Лекарственные растения».
- Подбор загадок, стихов, рассказов о лекарственных растениях совместно с родителями.
- Подбор дидактических, подвижных, пальчиковых игр по ознакомлению детей с цветущими травянистыми растениями ближайшего природного окружения.
- Изготовление пособий для детей по формированию у них экологических знаний и представлений о живой природе.
- Проведение развлечений «Поможем зайчику быть здоровым!» «Солнышко на ножке».
- Оформление родительского уголка, размещение консультаций, памяток для родителей по теме: «Лекарственные растения – средства оздоровления человека»
-Оформление гербария лекарственных трав.
- Открытый просмотр для воспитателей и родителей занятия «Путешествие в «Зелёную аптеку».
- Проведение мониторинга.
- Подведение итогов реализации проекта.
2.2 Перспективный план реализации проекта
Предложенные в плане формы работы с детьми соответствуют условно каждому виду деятельности (по ФГОС).
Мониторинг знаний детей
младшей группы по познавательному развитию: «Лекарственные растения»
Фамилия, имя ребенка | Отношение к миру природы | Цветущие травянистые растения ближайшего окружения (знания, умения, навыки) | Умение вести наблюдения за растениями, проводить простейшие опыты. | Итог | |||||||||
Интерес к лекарственным растениям | Эмоциональный отклик на их состояние | Желание заботиться о растениях | Называют 3-4 растения | Узнают и называют по картинкам и живым объектам растения | Знают их части? (лист, стебель, цветок.) | Умеют различать по запаху | Умеют различать по форме | Умеют различать по окрасу | Умеют различать по способу их применения | + | | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
III Аналитический этап (анализ, подведение итогов)
3.1 Отчет о проделанной работе
В течение проекта я знакомила детей с одуванчиком, мать-и-мачехой, календулой, ромашкой, подорожником через художественную литературу: читала сказки, рассказы, загадывала загадки, разучивала с детьми стихи.
Знания о цветущих травянистых лекарственных растениях, дети получали на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, по развитию продуктивной деятельности (рисование), во время наблюдений на прогулке. Рассматривая с детьми иллюстрации, открытки «Лекарственные растения», проводя беседы, я закрепляла названия растений, их отличительные особенности и чем они могут помочь больному человеку.
Так как у детей моей группы основным видом деятельности является игра, основные знания они получали через игру. В игровой форме учила детей узнавать растения, их применение в оздоровлении человека. Проводила подвижные, хороводные, пальчиковые дидактические, настольно-печатные игры.
Вот так постепенно в процессе работы я воспитывала у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость.
В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:
- осознанное бережное отношение к цветущим травянистым лекарственным растениям ближайшего природного окружения;
- приобретение коммуникативных навыков у детей;
- накопление материала по заявленной теме;
- обогатили и обобщили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.
В период работы над проектом дети обогатили и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия лекарственных растений, то к концу 3 – 4. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
У родителей повысился уровень знаний о лекарственных растениях, они стали чаще использовать растения для лечения и оздоровления своих детей.
Основные цели проекта достигнуты, главные задачи решены. Но работа по экологическому воспитанию малышей только начата, все их открытия в мире природы еще впереди.
3.2 Продукт проекта
«Именная книга»
Гербарий лекарственных растений
Дидактическая игра «Путаница»
3.3 Список литературы
1 Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей Книголюб, 2003.
2 Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи», Москва 2002.
3 Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез», 2002.
4 Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
5 Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009.
6 Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.
7 Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»,- М: Изд. Мозаика-Синтез, 2008.
8 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста, - С-П.: Изд. «Детство – Пресс», 2001.
9 Горбатенко О.Ф.»Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», Волгоград: Изд. Учитель, 2008.
10 Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду,- М.Творческий Центр Сфера, 2010.
11 Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений впервой младшей группе детского сада», М.: Изд. Мозаика-Синтез, 2010.
12 Уланова Л.А., Иордан С.О.»Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», Санкт-Петербург: ООО «Изд. «Детство-Пресс», 2009.
13 Программа воспитания и обучения в детском саду / «Детство» (РГПУ им. Герцена).
14 Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
15 Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
16 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.