Практические советы по обеспечению безопасности детей дошкольного возраста в быту»
Повседневная жизнь обычного человека таит множество опасностей. И поэтому обеспечение безопасности для себя и своих детей становится всё актуальнее. Решение этой проблемы одно – с самого раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Привить навыки безопасного поведения, только рассуждая о безопасности, нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок научился понимать, что может представлять опасность для него, как действовать в той или иной ситуации, усвоил правила использования различных предметов. Основная группа потенциально опасных предметов находится дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи.
Правила, которые помогут не попасть ребенку в беду:
Адрес и номер телефона учите с ребенком с самого раннего детства.
Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.
Вероятность травм снизиться, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные доступные ему дела по дому.
Грязная испачканная одежда – за ней кроется иногда ушиб живота или даже повреждение внутренних органов. Порой дети, опасаясь наказания, могут скрывать факт происшедшей травмы.
Дозированный опыт – это воспитательный прием, когда ребенку дают убедиться, что горячая вода, утюг, обжигают, иголка, колется. И так далее. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».
Если ваш метод обучения безопасному поведению – запрет, то, то доступно объясните ребёнку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.
Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
Защищайте своих детей, пока они не подрастут достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.
Игрушки и личные вещи ребенок должен содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме – не только для красоты, но и для безопасности.
Кислоты, лаки и растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны для ребенка.
Лекарства, в том числе витамины, могут быть опасны для ребенка. Убирайте их из виду. При употреблении придерживайтесь инструкции и рекомендации врача.
Мультфильмы и передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы: «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?», и обсудить их.
Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, происшедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.
Обучать ребенка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют нас – не забывайте об этом.
Режущие и колющие предметы храните в специально отведенных местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в вашем присутствии.
Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучение предметов и механизмов со взрослыми вместе или рядом.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.