Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Методическая разработка урока литературы в 10 классе. Урок позволяет проанализировать содержание "Севастопольских рассказов" Л.Н. Толстого, способствует формированию представления об историческом прошлого нашей страны, показывает актуальность проблем, поднятых писателем.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Урок литературы в 10 классе

Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

Учитель Самойлова Елена Алексеевна

Липецк 2024

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

   Учитель: Дома вы прочитали «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. И на уроке мы должны понять, в чем же заключается значение этого произведения для современников и в чём заключается правда войны.

- Коротко прослушаем справку об этой войне от заранее подготовленного ученика.

-Коротко послушаем «биографа» об участии самого писателя в этой кампании. ( Работа "биографов". (По воспоминаниям бывшего товарища Толстого по севастопольской обороне: "Он был в полном смысле душой батареи... Это был редкий товарищ, честнейшая душа, и забыть его решительно невозможно". В июле 1855 года Толстой награжден орденом святой Анны 4-й степени с надписью "За храбрость", а в конце года - серебряной медалью "За защиту Севастополя". По окончании Крымской кампании получил бронзовую медаль "В память войны 1853-1856 гг.")

   Учитель: теперь, зная о том, что сам писатель был участником обороны Севастополя, вы можете предположить, что… (продолжают фразу) (правдиво рассказывает, сам пережил события и может точно и достоверно говорить о фактах и т.д.)

Учитель: Любое действие подразумевает результат. Какого же результата желал добиться Толстой, создавая своё произведение? Обратитесь к тексту и найдите строки, говорящие о его цели. («…увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, …а увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти»)

Учитель: Действительно, писатель-участник событий, оставивший после этого военную службу, хотел показать, что война- это не медали, подвиги и возможность прославиться, война- это кровь, страдания, смерть. Это самое страшное, что может случиться с людьми.

Анализ нового материала

- Ключевым рассказом в этой трилогии является «Севастополь в декабре месяце». Почему? (первое впечатление только что прибывшего офицера, знакомство с происходящим)

-Что же представлял собой Севастополь, когда Толстой приехал туда? Зачитайте фрагменты из текста.

   -Учитель Работа "художников". Подготовленные учащиеся рассказывают о художниках и их картинах, посвященных обороне Севастополя. (используется презентация)

- Учитель В каких условиях находятся люди в осажденном Севастополе? Найдите и зачитайте фрагменты текста.

- Как объясняет Толстой причины, по которым люди живут в страшных «условиях среди беспрерывного труда, бдения и грязи»?  («И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине»)

   Учитель В этом первом рассказе определяется тот нравственный идеал, та нравственная высота, с которой будут оцениваться события последующих двух рассказов. -Что это за идеал? (Это русский солдат, его характер, его душевные и духовные силы. Мы видим, как стойко, спокойно, не за награды он защищает свою Родину).

- Учитель А как проявилось в композиции произведения, в самой манере повествования то, что автор- участник событий? (Это "экскурсия по обороняющемуся городу": автор как бы ведет читателя за собой от пристани на набережную, отсюда - в госпиталь, а потом - на бастион. Картины сменяют друг друга: сцена на бульваре, разговоры "аристократов" на квартире Калугина и опять - бастионы и траншеи... Автор часто прямо обращается к читателю, приглашая его следовать за собой: "вы подходите", "вы выбираете", "вы входите").

- Учитель Повествование ведется таким образом, что читатель как бы является очевидцем и участником событий, способным ощутить то же, что защитники города. Вам дается такая возможность.

- А что мы узнаем об участии в боях самого Толстого? (Оказывается, ничего. Он отвел себе скромную роль "экскурсовода", знакомящего нас с бытом и жизнью защитников Севастополя. Он вовсе не считал себя героем)

- Учитель Какое на вас произвела эта экскурсия впечатление?

-Какое самое страшное место в Севастополе? (четвертый бастион)

Учитель: - Что такое четвертый бастион? Расскажите и используйте фрагменты текста.

-Какое первое впечатление он производит?

-Как ведут себя люди на бастионе? Офицеры, солдаты, матросы, новичок?

- Ребята, давайте обратим внимание, о ком в основном рассказывает Толстой в первом рассказе «Севастополь в декабре месяце»? (О простых солдатах и матросах)

-Мы уже в начале урока говорили, что солдат становится нравственным идеалом в этом рассказе. Почему? (стойкость, любовь к Родине, долг, самоотверженность, сила духа, любовь к ближнему даже в таких условиях).

-Понятно, что герои- солдаты и все защитники Севастополя. Но есть самый главный герой, ради которого Толстой и написал эти рассказы. Кто это? (ПРАВДА) В чем выражается эта правда? (непривычное для его современников представление войны. Ничего не приукрашивает, ведет за собой и дает возможность все увидеть своими глазами)

-Посмотрите на начало рассказа и на конец. В чем особенность? (открывается и закрывается прекрасным пейзажем. Природа прекрасна, спокойна, величественна, а человек в крови, в боли, в страдании, он в войне, а война есть смерть).

-Что же хотел показать Толстой, используя такой прием? (уродство войны, он ее отрицает)

Итог урока

-Мы прочитали пока только один рассказ, но я не могу не задать вам этот вопрос: в чем его актуальность на сегодняшний день?

-Как вы думаете, вашим ровесникам нужно читать это произведение? Почему?

Выставление оценок

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать «Севастополь в мае». Обратить внимание на следующие вопросы:1) как объясняет причины войны? 2) почему показывает офицеров? 3) образ жизни и состояние душевное офицеров 4) кого еще, кроме правды, называет Толстой героем?

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по раннему творчеству М. Горького с анализом его ранних рассказов. Данная работа поможет учителю эффективнее подготовиться к уроку изучения раннего творчества М. Горького. В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: применение проблемных ситуаций, самостоятельная работа, задания с опережением, использование мультимедиа оборудования. Данные методы дают возможность учащимся принимать активное участие в процессе обучения, обмениваться знаниями и отстаивать свою точку зрения на данную проблему.
0 ₽
Методическая разработка урока литературы в 10 классе. Урок позволяет проанализировать содержание "Севастопольских рассказов" Л.Н. Толстого, способствует формированию представления об историческом прошлого нашей страны, показывает актуальность проблем, поднятых писателем.
0 ₽