Праздник леса
21 марта во всем мире отмечается Международный день леса. Эта дата была утверждена по инициативе ООН в 1971 году. Основная задача Международного дня леса – повышение осведомленности жителей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства и восстановления.
В этот день повсеместно в большинстве стран мира проводятся разнообразные акции и мероприятия, направленные на защиту лесов и зеленых насаждений.
Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к природе, его обитателям.
Дет и подошли к лесу.
1-й чтец:
Здравствуй, лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Ведущий:
Но прежде, чем в царство лесное зайти,
Надо правила его соблюсти.
Ребята, какие правила поведения необходимо выполнять в лесу?
1.Нельзя ломать веточки деревьев.
2.Нельзя острыми предметами ранить кору деревьев.
3.Нельзя в лесу рвать много цветов.
4.В лесу желательно ходить только по тропинкам.
5.Нельзя разорять гнёзда, уносить домой птенцов, зверей.
6.Нельзя разорять муравейники, трогать паутину.
7.Нельзя пинать ногами в лесу ядовитые грибы и т.д.
Ведущий: Правильно! Молодцы! Ну, а сейчас я вас приглашаю пройти по лесной тропинке в гости к муравейнику. (рассказ о муравейнике)
Ведущий: Ну, а теперь мы отправляемся на солнечную лесную полянку.
(Дети идут к следующей остановке «Лесная полянка»)
Ведущий: Ребята, посмотрите вокруг! Что нас окружает? А какие бывают ещё леса? (Хвойные, смешанные, лиственные)
Ведущий: Я вам предлагаю поиграть со мной в игру.
Перед вами находятся гербарные листы, веточки, плоды и семена различных деревьев и кустарников. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать их и показывать гербарные листы и веточки тех деревьев о которых идёт речь в загадке. (За правильный ответ получаете жетон.) ·
Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Ведущий: А почему даже в безветренную погоду листья на осине всегда «дрожат»?
- Это связано со строением листовой пластинки и черешка. Черешок несколько приплюснут в листе соединения его с листовой пластинкой и поэтому довольно большой лист осинки всегда колышется.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица?
А в иголках круглый год? (Ель.)
У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна.)
С моего цветка берёт, пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкуру тонкую снимают. (Липа.)
Есть у родственницы ёлки,
Неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь не гроз, не туч. (Дуб.)
Весной зеленела, летом загорела.
Осенью надела красные кораллы. (Рябина.)
Стоят в поле сестрицы
Шапочки зелены, платьица белёны. (Берёза.)
Ведущий: А теперь по плодам и семенам деревьев определите: чья серёжка, чья шишка? (Ребята определяют шишки лиственницы, сосны, кедровой сосны, серёжки берёзы, осины, семена дуба, клёна, черёмухи.)
На лесной полянке появляются ведущие грибы.
Гриб Боровик: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть друзей леса на нашей любимой лесной полянке. Отгадайте ребята, кто я?
Под старой сосною, где склонился пень-старик,
Окружён своей семьёю первый найден…..
- Правильно! Я белый гриб-боровик, мечта всех грибников. Мы растём в берёзовых рощах, сосновых борах. В одиночку грибы растут очень редко, чаще группами. Боровик – красивый и крупный гриб – царь грибов.
Лисичка: Ребята! Отгадайте – ка мою загадку.
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом золотистые….
- Мы растём в смешанных лесах. Лисички можно варить. Есть одно интересное у нас свойство: мы не крошимся и никогда не ломаемся. Очень редко встретите вы червивые лисички. Вот мы какие!
Сыроежка: Послушайте мою загадку.
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных издали приметных.
Собирай, не мешкай, это….
- Я расту всюду, нас можно варить, жарить. А название мы своё получили за то, что засол очень скоро, через сутки становится готовым к употреблению. Мы – друзья малоопытных грибников.
Боровик: А кто из вас расскажет, как правильно надо нас собирать? (Дети рассказывают.) - Правильно! Я думаю мы останемся с вами добрыми друзьями.
Ведущий: Ребята! Настало время сходить в гости к хозяйке этого леса – красавице белоствольной берёзке. (Ребята отправляются к берёзке, заранее выбранной ведущим этой остановкой.)
- В яркую солнечную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Впечатление удивительной освещённости в березняке усиливают
белоснежные стволы. Цвет берёзовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь. Берёзы могут вырасти до 25 – 25 м. и жить до 300 лет. Но в наше время они редко живут до 100 – 150 лет. Корни берёзы находятся в верхнем слое почвы, поглощая много воды, они оставляют почву сухой. Поэтому в берязнике всегда сухо. Очень много на Руси сложено стихов, песен о берёзе, загадок. Вот послушайте одно из них.
Чтецы: «Берёзка» Э.Мошковская.
На заре зелёную берёзку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток
Мимо ходом, в шутку не со зла
Может быть с сегодняшнего утра
Ей не встать бы сбитой на повал.
Только кто-то ласковый и мудрый
Рану у неё забинтовал.
И ушёл, оставшись безымянным
Доброглазый этот человек
И огонь, ликующий зелёный
С той поры в ветвях её не гас.
Очень уж хотелось знать спасённой
Кто её от верной смерти спас.
Ведущий: Ну, а сейчас настало время подвести итоги нашего путешествия по лесной тропинке. Победители получают звание «Знатоки леса», оставшиеся «Друзья леса»
Ведущий:
Нет ничего милее, бродить и думать здесь
Излечит, обогреет, накормит русский лес,
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей дремучих покажет родничок
Течёт вода – водица вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я – присяду на пенёк
Лес очень любит пеших
Для них совсем он свой
Здесь где – то бродит леший с зелёной бородой
Жизнь кажется иною и сердце не болит
Когда над головою, как вечность лес шумит.
Ведущий: Наше путешествие подошло к концу. (Звучит песня «Чудесный лес»)
После окончания мероприятия дети выходят из зала под музыкальную композицию «Звуки леса».