СЦЕНАРИЙ
СЛАЙД 1. Чеченская война.
Учитель:
Все войны проходят по судьбам людей, как гусеничный трактор по сырой земле, после него остается исковерканная почва, вырванная трава. Не успела Россия отойти от войны в Афганистане, как снова пришлось нашему солдату взять оружие.
СЛАЙД 2. Карта Северного Кавказа.
Учитель:
Посмотрите на карту 1991 года. Северный Кавказ – регион, который включает в себя республики: Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино - Балкарию, Карачаево - Черкессию, Северную Осетию, Чечено-Ингушскую республику.
- Ребята, кто покажет на карте Чечено-Ингушетию?
Сидорова:
 Ищу на карте крошечную точку,
 Политую свинцом и солью кровяной.
 Чтоб вставить в поэтическую строчку
 Короткое названье Хорсеной.
 Закрою карту, снова открываю,
 На сердце боль и тяжесть у меня.
 Так вот она – та точка роковая.
 Кто знал её вчера? Она -ЧЕЧНЯ!
Учитель: Ребята, а что вы знаете о Чеченской войне?
СЛАЙД 3. Дюбин
Ученик Сенькина:
Александр Дюбин, выпускник нашего лицея 1998 года,21 мая он выполнял боевую задачу в г. Грозном. Наблюдательный пункт подвергся нападению боевиков. При отражении нападения Александр, командуя своим отделением, принял решение выдвинуться на передовую позицию и контратаковать противника, давая возможность взводу выйти из-под обстрела и взять противника в кольцо. В ходе боя получил два огнестрельных проникающих ранения, в результате чего скончался. Указом Президента РФ награжден орденом Мужества (посмертно).
СЛАЙД 4. Карта Чеченской республики.
Учитель:
Конец 20-го, начало 21-го века... Чечня... Кровавая, страшная война, в которой погибли тысячи российских солдат, сотни пропали без вести, десятки тысяч вернулись с ранениями. Ранены были не только тела, но и души.
ВИДЕОhttps://ok.ru/video/1481650668978 4.10
«С началом «перестройки» в различных республиках Советского Союза, в том числе и в Чечено-Ингушетии, активизировались различные националистические движения.
В ноябре 1990 года первый Чеченский национальный съезд принял решение о создании независимого Чеченского государства. В течение нескольких лет на территории республики нарастал разгул преступности, шел процесс незаконного вооружения населения.
1991 год - распад СССР. Многие народы заявляют о своём суверенитете. Чечено-Ингушская республика заявила о своём выходе из состава РФ и стала называться Ичкерия (Чечня). Возглавил её бывший генерал советских Военно-воздушных сил Джохар Дудаев……»
Ведущий. С первых дней боевых действий на территории республики Чечня российские солдаты проявляют мужество и отвагу. Во время боев они действуют уверенно и решительно, всегда готовы прийти на помощь друг другу.
СЛАЙД 5. Раненый.
Чтец. Дай мне руку, помоги подняться.
 Мне, братишка, вновь не повезло.
 Чем с боевиками мне сражаться?
 Автомат мой в щепки разнесло.
 Что ты умываешься слезами?
 В нашей роте слабых не найти.
 Что-то плохо у меня с глазами.
 Дай мне руку, я смогу идти.
 Пыльной тучей вертолет садится.
 Но зачем носилки, я и сам бы смог.
 Но его несут и прячут лица:
 «Осторожней, братцы, он без ног».
СЛАЙД 6. Матери.
Учитель. Солдатские матери…Это женщины с разной судьбой, но всех их объединяет беззаветная, преданная любовь к своим детям. Сколько выплакано слёз, сколько прочитано молитв во спасение сыновей.
СЛАЙД 7. Потери в ПЕРВОЙ чеченской войне.
Учитель. Война никого не щадила. Сколько необученных мальчишек погибло в чеченских засадах, сгорело в танках. В вечность уходят молодые, навсегда покидая тех, кто их бесконечно любит. 
(Звучитмузыка Ф.Шуберта «Аве Мария». На её фоне читается отрывок из поэмы Р.Рождественского « Реквием»)
Чтец. Ой, зачем ты ,
 солнце красное, всё ходишь?
 Ой, зачем 
 с войны безрадостной, сын,
 не возвращаешься?
 Из беды тебя я выручу,
 прилечу орлицей быстрою.
 Отзовись, моя кровиночка,
 миленький, единственный…
 
 Белый свет не мил.
 Изболелась я.
 Возвратись, моя надежда!
 Зёрнышко моё.
 Зорюшка моя.
 Горюшко моё, где ж ты?
 СЛАЙД 8. Потери во ВТОРОЙ чеченской войне.
 Не могу найти дороженьки,
 Чтоб заплакать над могилою.
 Не хочу я ничегошеньки –
 Только сына милого.
 За лесами моя ластонька!
 За горами – за громадами.
 Если выплаканы глазоньки,
 Сердцем плачут матери.
 Белый свет не мил.
 Изболелась я.
 Возвратись, моя надежда!
 Зёрнышко моё.
 Зорюшка моя.
 Горюшко моё, где ж ты?
Слайд 9. Письмо.
Учитель.
Пройдут годы… Затянутся раны… Уйдут в небытие нынешние споры об «афганцах» и «чеченцах», но Чеченская война и те, кто не вернулся с неё, навсегда останутся в памяти народа. Останутся в памяти и песни, которые сочиняли 20 летние мальчишки в промежутках между боями.
ВИДЕО. Песня «Здравствуй, мама!» https://www.youtube.com/watch?v=HTwcMM5j6x8&t=63s (2.37)
СЛАЙД 10. Мы помним!
Учитель.
Когда- нибудь время все расставит на свои места. А наша святая обязанность – хранить память о своих верных сыновьях, выполнивших свой долг защитника Родины ценой собственной жизни .
СЛАЙД 11. Мы знаем! Герои рядом с нами!.
Учитель.
Воротынцев Дмитрий Викторович, папа нашей одноклассницы, принимал участие во второй чеченской войне.
Беляев Алексей Владимирович, папа выпускницы 2017 года и брат Кутько Натальи Александровны, принимал участие в первой чеченской войне.
СЛАЙД 12.Я помню! Я
Все . Звучин минус «Вперед Россия» ( 0.49)
Так было в России с далеких времен
Чем выше давление, тем крепче бетон
И если опасность державе грозит
Становится Родина, как монолит
В горниле победы сегодня как встарь
Опять закаляется Родины сталь.
Пока мы помним прошлое! У нас есть будущее!
Литературно-музыкальная композиция «Наша боль - Чеченская война» 
 ( в рамках конкурса литературно-музыкальных композиций
 « России славные сыны!», посвященного Дню Героев Отечества)
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств, самосознания детей на основе культурно-исторических и духовно-нравственных ценностей.
 Задачи: 
 - создание условий для творческой самореализации и культурного роста детей;
 - привлечение учащихся к пропаганде средствами литературы героической боевой и трудовой истории и славы Отечества;
 - воспитание художественного вкуса и приобщение учащихся к лучшим образцам отечественной культуры и искусства;
 - создание творческой атмосферы для общения участников.