Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. презентация "Выступление на МО"

презентация "Выступление на МО"

Выступление на МО по теме "Особенности организации обучения по образовательной области «Искусство» Методика обучения по предмету «Изобразительная деятельность» Данная тема является актуальной, так как учет индивидуальных особенностей учащихся использование дифференцированных заданий помогает учителю правильно организовать урок труда, а также дает возможность каждому ученику почувствовать себя успешным.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 11»

г. Димитровграда

Особенности организации обучения по образовательной области «Искусство» Методика обучения по предмету «Изобразительная деятельность»

Подготовила: Гришкова

Валентина Михайловна

Февраль 2024 год

Истоки творческих способностей детей

и их дарований – на кончиках пальцев,

образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности

в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие

с орудием труда, чем сложнее движения,

необходимые для этого взаимодействия,

тем глубже входит взаимодействие руки с природой,

с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.

Другими словами: чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский.

Изобразительная деятельность имеет значение для интеллектуального развития и в силу того, что эта деятельность, является орудийной, позволяет детям овладевать орудиями и через это познать опыт предметных действий человеческой деятельности.

Занимаясь рисованием, аппликацией, конструированием, дети знакомятся со свойствами, выразительными возможностями материала (бумаги, картона), приобретают навыки работы с ним, узнают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы – и усваивают способы действия с ними.

В ходе изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета, явления (часто для этого привлекаются эпитеты, сравнения, стихотворные тексты), в результате у детей развивается яркая выразительная речь, что также связано с умственным развитием детей.

Для изобразительной деятельности подходят все виды художественных материалов. Различия в физических свойствах материалов позволяют разнообразить формы манипуляций с ними.

В своей работе я опираюсь на комплексный обширный выбор новейших, современных техник и направлений: работа с пластилином и тестом, работа с бумагой и картоном, работа с природным и бросовым материалом, работа с тканью.

Желание трудиться во многом зависит от эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств. Тогда любое задание, даже требующее от школьника сравнительно большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполняться; поэтому важно использовать сюрпризные моменты, обыгрывание тогда сам процесс труда и его результат будет сопровождаться положительными эмоциями. Позитивное отношение к труду также формировала, используя интерес самого ребенка к данному виду трудовой деятельности. Положительный эмоциональный настрой детей поддерживала результатами выполненной работы, старалась пробудить у них любознательность и самостоятельность.

Работа с бумагой и картоном

На первых занятиях я познакомила детей с разными видами бумаги (газетная, глянцевая, гофрированная, обойная, картон и т. д.), ее свойствами. Так, дети узнали, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, значит с ней можно действовать по-разному. Они исследовали возможности применения бумаги, сминая, сгибая, разрезая, разрывая ее на части. Из тонкой бумаги дети создавали открытки, картины способом обрывания, из более плотной - мелкие игрушки. С целью проверки умений и навыков, освоенных детьми, начинала с простых поделок из бумаги, постепенно переходя к изготовлению наиболее сложных композиций (картины, панно).

Этот раздел бумагопластики способствует развитию творческого воображения ребенка, художественного вкуса, умению намечать последовательность операций и стремлению к получению положительного результата.

На первом этапе работы с бумагой использовала следующие методы:

1. Обрывание;

2. Изготовление объемных поделок из салфеток;

3. Элементы квилинга;

4. Оригами.

Ребята с удовольствием работали с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. В процессе изготовления поделок из различных бумажных форм развивалась мелкая моторика, кинестетическое восприятие, приобретался новый опыт.

Работа с природным материалом.

Работа с природным материалом ― шишками, берестой, яичной скорлупой, перьями птиц и пр.― дала возможность познакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Во время прогулок, экскурсий вместе с детьми заготавливали необходимый для работы материал: листья, цветы, ветки, шишки и т. д.

На начальном этапе предлагала детям выполнить поделки по показу, затем сами учились различать в причудливых очертаниях природного материала знакомые предметы, создавали фантастические образы.

Поделки из природных материалов предлагает изготовление поделок не только из традиционных материалов (листьев, цветов, шишек), но и из рыбьей чешуи, яичной скорлупы, яблок и картофеля, что способствует, формированию зрительно-моторной координации, творческой самореализации детей.

С каждой новой сделанной поделкой к детям приходил опыт, благодаря которому они находили варианты изготовления тех или иных деталей. Это помогло развить смекалку, сообразительность, творческое воображение, желание создавать новые композиции.

Работа с нитками и тканью.

Работа по шитью, плетению привлекала детей своими результатами.

При работе с тканью и нитками дети узнавали, что они бывают разного качества, прочности, толщины. В процессе этих занятий у детей развивались творческие способности: вкус, чувство цвета, выбор художественного образа, что помогло открыть им большие возможности для развития инициативы, формирования положительных эмоций.

Следующим этапом было обучение пришиванию пуговиц, вначале с двумя, а потом с четырьмя дырочками. Дети пришивали их к кукольным наволочкам, рубашкам и другой одежде. Затем познакомила воспитанников со швом «через край», которым они учились обметывать петли, обшивать платочки, салфетки. Особые трудности возникали при завязывании у детей узелка в конце шва, выполнять ровный шов.

С первых занятий дети относились к шитью по-разному, неодинаково протекало и формирование навыков.

Особый интерес у детей вызвала работа с нитками. На первом этапе мы с детьми нарезали и приклеивали нитки разного цвета и размера.

Дж. Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками. Сколько радости получили дети от сделанной своими руками салфетки, закладки, игрушки. Не меньше удовольствия доставило им изготовление подарков, сувениров для родителей, друзей.

Такая работа дала возможность научить детей оценивать собственную деятельность: они не только анализировали образец и планировали последовательность действий, но и контролируя себя по ходу работы, соотнося свой результат с образцом.

Работа с бросовым материалом.

Особый интерес у детей вызывала работа с бросовым материалом, в который вошли все виды упаковки, катушки, поролон, пластмассовые бутылки, картонные цилиндры. Материалов множество и почти все из них можно использовать для поделок.

Сначала учила детей обклеивать коробки бумагой, дополнять их деталями. У них получались занимательные персонажи сказок, фигурки животных. Затем дети соединяли коробки между собой, усложняя конструкцию. Впоследствии это позволило создавать коллективные работы, в том числе макеты.

Пластмассовые бутылки применяли для изготовления вазочек. При этом использовали смешанные техники, поделки украшали бумагой, бусинками.

Работа с бросовым материалом помогла детям обрести уверенность в своих силах, сформировать стремление создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника.

Тесто, пластилин.

Тесто - это очень пластичный материал, хорошо тянется, благодаря чему его можно скручивать, переплетать различные детали изделия, что невозможно с другими материалами для лепки.

В начале познакомила детей с историей тестопластики, рассказала, что своими корнями этот вид лепки уходит в далекое прошлое и тесно связан с народными обычаями, праздниками, домашним укладом.

Так в работе с «Соленым тестом» оригинальным видом лепки поможет школьнику ощутить себя творцом, развить воображение и фантазию, эстетический вкус. Наряду с этим у детей формируется мелкая моторика и координация движений рук.

Данная деятельность является прекрасным средством для развития творчества, умственных способностей, мелкой моторики рук, конструктивного мышления детей.

При изготовлении изделий из теста познакомила детей с некоторыми особенностями работы с этим материалом:

- при соединении деталей надо смачивать их водой для лучшего склеивания;

- лепить изделия надо на той поверхности, на которой будем его сушить;

- изготавливать лучше плоскостные украшения, так как тесто быстро оседает.

Начиная работу с тестом, обучала раскатыванию его скалкой, вырезанию фигурок стекой, созданию на них фактуры с помощью крупы, зубочисток, цветных ниток.

Затем особо акцентировала внимание детей на украшение изделий налепами, переплетенными и скрученными узорами, оттисками.

В дальнейшем учила детей расписывать готовые изделия, придавая всей фигуре или ее отдельным кусочкам различные оттенки с помощью гуашевых красок. В зависимости от замысла дети выбирали разные виды росписи:

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей, и взрослых.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

С помощью этой техники дети научатся делать

- размазывание

- выкладывание картинки пластилиновыми шариками

- катание шариков

- рисование картин шариками

- рисование полосками пластилина

- рисование по контуру

- работа с затвердевающим пластилином

- размазывание с объёмным эффектом

Уроки ручного труда создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков школьников с нарушением интеллекта. Соединение обучения с трудом содействует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает к лучшему усвоению и активной самостоятельности.

Цели и задачи трудовой деятельности, благодаря своей конкретности и доступности осознаются учениками более ясно, чем учебные цели и задач, не связанные с трудом. Реальная возможность изготовить декоративное изделие, представляющие ценность для окружающих, воодушевляет учащихся и вызывает у них стремление добиваться желаемой цели.

В процессе трудового обучения решается задача развития положительных качеств личности: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, чувство коллективизма, трудолюбия.

Трудовое обучение решает задачи всестороннего развития личности учащихся с нарушением интеллекта. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей, формирует потребность трудиться, развивает чувство ответственности за выполняемую работу и положительное отношение к труду.

Данная тема является актуальной, так как учет индивидуальных особенностей учащихся использование дифференцированных заданий помогает учителю правильно организовать урок труда, а также дает возможность каждому ученику почувствовать себя успешным.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выступление на МО по теме "Особенности организации обучения по образовательной области «Искусство» Методика обучения по предмету «Изобразительная деятельность» Данная тема является актуальной, так как учет индивидуальных особенностей учащихся использование дифференцированных заданий помогает учителю правильно организовать урок труда, а также дает возможность каждому ученику почувствовать себя успешным.
0 ₽