СОДЕРЖАНИЕ
Причины конфликтного поведения у подростков1
Введение3
1. Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов и особенностей поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте4
1.1Общее понятие конфликта. Факторы и причины возникновения конфликтов4
1.3 Конфликтность как черта личности. Склонность к конфликтам как основная причина их возникновения8
2. РЕКОМЕНДАЦИИ педагогам по работе с подростками в конфликтной ситуации11
2.1 Рекомендации родителям по работе с подростками в конфликтной ситуации12
Выводы14
1. Теоретический аспект изучения психологических причин возникновения конфликтов и особенностей поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте4
1.1Общее понятие конфликта. Факторы и причины возникновения конфликтов4
1.3 Конфликтность как черта личности. Склонность к конфликтам как основная причина их возникновения8
2. РЕКОМЕНДАЦИИ педагогам по работе с подростками в конфликтной ситуации11
2.1 Рекомендици родителям по работе с подростками в конфликтной ситуации12
Выводы14
Одной из актуальных проблем современного общества является рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Подростковый возраст -трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.
Мы остановилась на выборе данной темы, т.к. считаем её действительно актуальной в наши дни. Особенно в последнее время проблема подростковой конфликтности прибрела особую значимость. Это подтверждает информация, приводимая в СМИ, и увеличение количества социальных запросов на работу психолога с трудными подростками.
Знание причин подростковой конфликтности и особенностей поведения в конфликтах необходимо для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
«Конфликт» (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основными составными элементами конфликта являются его структурные характеристики. Они отражают компоненты, без которых его существование невозможно. К структурным компонентам конфликта относятся: стороны (участники) конфликта, условия конфликта, предмет конфликта, действия участников конфликта, исход (результат) конфликта.
Обычно считается, что конфликт проходит через следующие этапы развития: возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной ситуации); осознание ситуации как конфликтной; конфликтное взаимодействие (или собственно конфликт); разрешение конфликта.
Психологические конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт рассматривается на разных уровнях личности.
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: собственно-объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы причин носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный, но практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин.
К одной из причин конфликтов относятся социально-психологические причины конфликтов. К числу этих причин относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы, как например во взаимодействии учителя и ученика учитель обычно выступает в роли старшего, а ученик в роли младшего. Однако, если учитель позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликт.
Социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга.
Психологическая несовместимость - еще одна важная причина возникновения межличностной напряженности и конфликтов. Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. О психофизиологической несовместимости говорят в том случае, когда людям не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты и другие качества партнера. Индивидуально-психологическая несовместимость проявляется в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально-психологической несовместимости обычно фиксируются противоречия в отношении к жизненным ценностям и идеалам, мотивам и целям деятельности. Социальная несовместимость может проявляться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений. Часто социальная несовместимость является следствием больших различий в образовании, социальной принадлежности учителей и учеников.
К еще одной группе причин относятся личностные причины конфликтов. Эти причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с окружающими.
Конфликтная ситуация - это трудная ситуация социального взаимодействия. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике.
Типичной личностной причиной конфликтов в школе является недостаточная способность учителя, ученика к эмпатии - пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию ему. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.
Вывод: психологических причин возникновения конфликтов очень много, но мы поддерживаем концепцию Божович, Славиной, Волковой, что основной причиной их возникновения является склонность к ним.
1.2 Влияние возрастных особенностей подростков на возникновение конфликтов и особенности поведение в конфликтах
В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я. Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту. Таким образом, подвижность "Я-концепции" индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты.
Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых.
Межличностные и групповые конфликты среди учащихся школ являются обычным делом. Именно межличностный конфликт является одним из способов социализации у школьников. Процесс социализации (адаптация, самоидентификация т.д.) предполагает различного рода конфликты и не только в школьной среде.
«Накладываясь» на неокрепшую детскую психику, эти противоречия порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях школьников. Но в ходе конфликтов с окружающими подросток осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям и родителям.
Согласно Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волковой конфликтность является чертой личности, а основной причиной их возникновения является склонность к ним. На основе этого выделяют три вида психологических причин подростковой конфликтности:
причины, связанные с психофизиологическими особенностями развития (перенесенные травмы мозга или инфекции, наследственные болезни, отставание умственного развития, особенности нервной системы, в частности, процессов возбуждения и торможения);
собственно, психологические причины - особенности личности (половозрастные особенности, ситуация внутрисемейного развития, уровень самооценки, акцентуации характера);
социальные причины - факторы микро- и макросреды. Эти причины включают социальный опыт подростка: социальную некомпетентность (недостаточный уровень способов социального реагирования), педагогический менеджмент и, возможно, тип учебного заведения.
Подростковый период - это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как "подросток - подросток" и "подросток - взрослый". В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: "подросток - родители", "подросток - учителя" и "подросток - подросток".
Конфликты подростков и родителей обусловлены недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.
Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения.
Основными причинами возникновения конфликтов между подростками и учителями являются:
недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
участники конфликта имеют разный социальный опыт, чем и определяется их поведение в конфликте;
различие в жизненном опыте участников обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику - справиться с эмоциями;
всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются и другие ученики;
Конфликты типа «подросток-ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:
нарушение дисциплины на уроке;
плохое выполнение домашних заданий;
нездоровые отношения между учениками.
С точки зрения подростков причинами конфликтов с учителем являются:
оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
необъективность при оценке знаний;
неинтересное ведение урока учителем;
неподготовленное домашнее задание;
пропуск уроков
В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса. Общение подростков со сверстниками - особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.
Конфликты между подростками в школе возникают в том числе и из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники допускают такие нарушения норм поведения в школе, как курение, употребление спиртных напитков, употребление в речи нецензурных выражений, ложь, мелкие кражи, драки, распущенность в половой жизни т.д.
Особенности конфликтов между учениками школы определяются также спецификой возрастной психологии подростков. Возраст учеников оказывает значительное влияние как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения.
Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается.
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой.
Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, источниками.
Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и
социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное
поведение.
Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное
положение. Не прибегать к физическому наказанию. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем
человека, тем выше наши требования к нему.
Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и
приемлемые для них черты нашей личности.
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию
подростков и развивать их идеал Я.
Существуют иные средства воздействия на поведение подростка. Они кардинальным образом отличаются от предыдущих. В их основе лежит признание духовной сущности своего ребенка. Тогда неблаговидные поступки видятся как педагогические недоработки, несформированность ценностно-смысловых ориентаций, неуместное поведение. Исходя из этих позиций, воспитательные мероприятия выстраиваются совсем по иному принципу - любви и принятия. А сам воспитательный процесс превращается в доверительный диалог.
Перед тем, как вступить с детьми в коммуникацию, продумайте структуру и содержание послания, которое вы хотите донести. Определите какой результат желаете получить от взаимодействия. Убедитесь в собственном спокойствии и адекватности.
Родителям следует отличать нарушения в поведении от самой личности ребенка. Эффективная коммуникация возможна в том случае, если духовный аспект человека, его благородство, не подвергается сомнению.
Возможна критика конкретных элементов поведения, искажённого мышления, которые относятся к совершенному проступку. Необходимо исключить обобщение и упоминание о других нарушениях, драматизации ситуации в общем и пророчества страшного будущего.
В коммуникации следует опираться на лучшие стороны ребенка, актуализируя их. Подросткам, которые прояснили для себя желаемое место в социальной реальности, направлять их сознание на то, что поступок не соответствует желаемым целям и входит в резонанс с образом, которому необходимо соответствовать.
Сам процесс критики производится спокойным и уважительным тоном, без иронии, сарказма и мимических искажений лица. Не пытайтесь справиться с собственными негативными чувствами за счет взаимодействия с ребенком, лучше отложите разговор.
Родителям рекомендуется общаться с детьми уверенно, кратко, без длительных нотаций.
Не пытайтесь вызвать чувство вины у ребенка. Полезней формировать правильное понимание его отношения к людям, к себе и миру.
Противопоставляйте деструктивным формам поведения семейно и социально одобряемые паттерны. Чтобы ребенок понимал не только то, как делать плохо и, но и знал, как делать хорошо.
В качестве позитивных примеров используйте абстрактные образы из мультфильмов, фильмов, книг, архетипы и популярные личности. Не используйте в качестве позитивного примера ровесников вашего ребенка, которых он знает. Не сравнивайте его с кем-либо.
Результатом успешного взаимодействия считается понимание ребенком того, что от него требуется и взятие им на себя ответственности за выполнение правил семейного или социального поведения, выставленных родителями. Как правило, дети охотно включаются во взаимодействие, чувствуя внимание и уважение. Они любят родителей и страдают, когда их ругают. Но гордость, ущемленная в процессе грубого давления, не дает признать ошибки и исправиться.
Родителям же важнее, чтобы их ребенок не только изменил свое поведение, но и вырос психологически здоровой личностью, успешным, счастливым. Этот широкий ракурс восприятия поможет родителям обрести уверенность и терпимость в отношениях с детьми.
1. Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения;
2. для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость;
3. в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления конфликтности.
В заключении хочется отметить, что конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мыслит, как взрослый, а поступает, как ребенок, поэтому ему нужно помочь: развить умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать в образовательной среде и семье.