ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Федулова Юлия Евгеньевна,
Учитель химии, Учитель-методист
МБОУ «СШ №62 г. Макеевки»
Аннотация
В данной статье рассматриваются приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии в общеобразовательной школе.
Ключевые слова:активизация познавательной деятельности, химия, метапредметные результаты, обучающиеся.
Актуальность статьи. Концепция развития современного образования ориентирована на развитие личности и предполагает формированиеестественнонаучной грамотности обучающихся [3]. Грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности школьников позволяет формировать высокие метапредметные результаты, с помощью которых повышается общая эффективность освоения образовательной программы по естествознанию на фоне высокой мотивационной потребности обучающихся и их интереса к учебному предмету.
Педагоги прошлого, в том числе А.Я.Герд, Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский,уделяли особое внимание идеям развития познавательной деятельности обучающихся. В отечественной педагогике значительный вклад в исследовании этой проблемы сделали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [1].
Целью данной статьи является рассмотрение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии в общеобразовательном учреждении.
В педагогической практике используются различные приемы активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся[2]. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны отстаивать свое мнение, принимать участие в дискуссиях и обсуждениях, ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы товарищей, заниматься обучением отстающих, самостоятельно выбирать посильное задание, создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.
Химия занимает особое место среди школьных дисциплин. Основные приемы и методы обучения, применяемые учителем на уроках химии, направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся. Эффективность этих приемов связана с раскрытием жизненной значимости изучаемой проблемы и воздействием на эмоции и чувства учащихся.
Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать благоприятную атмосферу на уроке и сформировать мотивацию обучения. Благоприятная эмоциональная атмосфера урока - условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и ученика. Умение создать такую атмосферу - важная составляющая профессионального мастерства учителя. Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком. Речь идет не о заигрывании или попустительстве, а о настоящем полноценном авторитете [4].
Для создания благоприятной обстановки на уроке я использую разные приемы создания атмосферы урока: стиль общения с учениками, приемы выражения требовательности и доброжелательности, приемы включения детей в учебную работу и активизации деятельности; приемы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока (эмоциональные паузы, физкультминутки). Эти приемы зависят от возрастных особенностей детей, от специфики класса. Так, в 8-9-х классах можно использовать элементы игры, соревнования, опираться на богатство образного мышления, воображения, ожидание чего-то необычного, загадочного. Например, игра «Счастливый кубик». Для игры требуется большой кубик, на гранях которого написаны тексты задач или их номера. На гранях кубика задачи разной сложности. Игру можно проводить во время устного ответа учеников у доски. Желающие получить оценку передают друг другу кубик. Нужно за время ответа одноклассника решить задачу, которая выпала на кубике. Ученик может получить отличную оценку или не получить ничего. Или же прием «Объяснялки». Эта игра развивает ассоциативную память, помогает запоминать химические величины, буквенное обозначение, единицы измерений, формулы для вычислений. Развивает сообразительность, речь. Такую игру можно проводить как фрагмент урока в 8-х классах. На доске записывается несколько названий химических величин. Учащимся предлагается придумать объяснение к каждой величине. Ученик выходит к доске, предлагает одноклассникам свое видение конкретного понятия. Тот, кто ответит правильно, раскрывает суть вопроса. Каждый из отвечающих учеников получает оценку.
Существует особый прием – организация успеха в учении[5]. Я упрощаю учебное задания настолько, чтобы ученик смог с ним справиться. Переживание успеха закрепляется, а затем уровень трудности повышается до нормативного. Например, предлагаю ученикам задания, требующие применения мыслительных операций (описание фактов, процессов и способов действий, анализа и синтеза, сопоставления и сравнения, категоризация и классификация, выявление взаимоотношений между фактами, конкретизация и обобщение):
1) вставить пропущенную формулу: Са СаО?СаСl2;
2) составить шесть вопросов к предложенным формулам: P2O5;H2SO4; KOH.
Начиная с 9-го класса, предлагаю школьникам задания, требующие творческой деятельности (решение проблемных задач и ситуаций). Например. Какие химические процессы происходят при стирке обычным мылом? Как люди стирали, когда мыла еще не было?
Метод проектов, в основе которого - развитие познавательной деятельности учащихся и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прочно укрепился в моей практике. Метод, ориентированный на самостоятельную работу учащихся, органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути [2].
Эффективной формой процесса познания является исследовательская деятельность. Это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целеустремленностью, активностью, предметностью[4]. Ее результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний учащихся. В современном обучении исследовательская деятельность играет огромную роль, так как ставит ученика в позицию исследователя. Средствами стимуляции познавательных интересов учащихся могут быть чередование экспериментального и теоретического изучения химии, усиление связи теории и практики, активное использование элементов занимательности, игровых ситуаций, применение дидактических игр, усиление метапредметных связей, введение элементов исследования. Уроки с метапредметными связями помогают детям воспринимать мир как единое целое. Умение связывать между собой и обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиции общего, обеспечивает формирование научного мировоззрения школьников. Демонстрационные и лабораторные опыты, соответствующие экспериментальные работы позволяют понять теоретический материал. Наглядность связана с актуальностью темы, формированием проблемы исследования, указанием источников информации, выдвижением гипотез и обсуждением полученных данных, оформлением результатов исследований. Связь с жизнью осуществляется при участии школьников в посильных природоохранительных делах: озеленении школы, микрорайона, города, поддержании чистоты в парках, скверах, пригородных зеленых зонах, у водоемов, организации и проведения мониторинговых исследований природных объектов. Умение обобщать предметные знания, видеть объект в единстве его многообразных свойств и отношений, оценивать частное с позиции общего, обеспечивает формирование научного мировоззрения школьников. Такие задачи позволяют сделать теоретический материал более аргументированным, обеспечивают творческий уровень усвоения экологических знаний, развитие экологического мышления. В поисках ответа на вопрос задачи ученик непосредственно становится причастным к решению определенной проблемы, получает реальную возможность использовать полученные знания на практике. Исследовательский способ формирует представление о характере и логике научного поиска, способствует развитию интуиции, воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний о природе. Решение проблемных ситуаций способствует развитию навыков исследовательской деятельности и самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, а также умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.
Применение разных форм внеурочной деятельности в сочетании с учебным процессом дает учителю возможность интереснее преподавать, вводя учащихся в последовательно усложняющийся процесс познания. Такие мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и сплочению школьного коллектива. Традиционными мероприятиями по химии для восьмиклассников в нашей школе являются: «Посвящение в юные химики». Целью мероприятия является формирование интереса к предмету.
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Cреди форм и методов повышения познавательного интереса среди школьников выделяются: прием создания ситуаций нравственных переживаний, анализ отрывков из художественной литературы, занимательные аналогии, сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений, метод познавательных игр, метод создания ситуаций познавательного спора, учебные дискуссии неигрового характера, анализ жизненных ситуаций и многие другие.
Формирование естественнонаучной грамотности требует не только выстраивание связей между предметами естественнонаучного цикла, но и освоение как инструментальных читательской, математической, цифровой грамотности. Чем активнее протекает мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат.
Выводы.
В результате моей педагогической деятельности усиливается мотивация учебной деятельности, повышается уровень успешность обучения, возрастает интерес учащихся к предмету «Химия».
Список литературы
Книга
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов / И. А. Зимняя — Москва: Логос, 2004. — 384 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей./ Д. Б. Богоявленская. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
3. Чернобельская Г.М. Теория и методика обучения химии./ Г.М. Чернобельская. — Москва: Дрофа, 2010. — 336 с.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов./ А. В. Хуторской. — Москва: Юрайт, 2021. — 406 с.
Статья из журнала