Громова Е.Г.
МБУ ДО ДШИ №6
Приемы этносольфеджио на уроках теоретического цикла
Сольфеджио одна из базовых дисциплин теоретического цикла в музыкальном образовании всех ступеней. Оно направлено на разностороннее формирование музыканта.
Цели и задачи сольфеджио многочисленны и многогранны, но основная задача преподавателя максимально эффективно и результативно развивать музыкальный слух обучающегося. В связи с тем, что в России музыкальное образование базируется на европейских традициях (в смысле центрированного мажора и минора- т.е. тональности), «ухо» музыканта привыкает к определенным шаблонам музыкальной организации.
На уроках сольфеджио необходимо применять музыкальные образцы разных стилей и эпох, в том числе примеры из народного творчества. Использование народных музыкальных примеров (генетически более близких) расширяет так называемый «интонационный словарь».
Основная проблема работы над данным материалом – слуховое преодоление европейских стереотипов, так как фольклор отличается ладовым своеобразием и метро-ритмическими особенностями. Существует целое направление в методике сольфеджио, опирающееся на традиционный музыкальный материал (можно вспомнить венгерскую школу) – Этносольфеджио.
Приведу основные методические приемы работы над указанным материалом, которые применяю в своей практике.
Ладовый разбор (по Л.В.Бражник).
Народные мелодии часто тонально неустойчивые, опираются на диатонические лады. Поэтому с учащимися следует разобрать ладовую основу музыкального примера при помощи ладовых схем. Вместе с детьми выписывается реальный ступеневый звукоряд (только те звуки, которые присутствуют в мелодии, в реальном диапазоне – начиная с самого низкого звука и заканчивая самым высоким) и отмечаем главный устой и возможный побочный.
Пример: «Свадебная» русская народная песня.
Ладовая схема:
Звукоряд пропевается в прямом виде, отрабатываются отдельные отрезки звукоряда, интонируются попевки из мелодии с опорой на один и другой устои (такой метод ладово-интонационной работы очень удобен и эффективен при работе над разными стилевыми образцами).
Слогоритмический разбор (по М.А.Лобанову).
Народные песни неотделимы от поэтического текста. При разучивании, немало важно грамотно соотнести мелодию и текст. Сложность заключается в распевах, которые являются украшением песни, но для исполнителя – дополнительной сложностью. Для решения этой задачи в этносольфеджио служатэтнотетради - двухуровневые тетради, включающие нотные строки и клеточное поле. Несколько способов работы в такой тетради. Назову основные:
- мелодия дана, т.е. записана в верхней части тетради. В клеточном поле фиксируетсяслогоритмпесни – слог песни, выраженный музыкальной длительностью. Так восьмая длительность равна одной клеточке, четверть – двум и т.д. Распевы суммируются и обозначаются единой длительностью – слогонотой. Запись слогоритма не требует деления мелодии на такты (но возможно и деление). Таким образом, свойственный народной музыке переменные и составные размеры, не будут представлять сложность. Под ритмом обязательно выписывается текст, и каждая фраза текста выписывается с новой строки;
- дана слогоритмическая схема в нижней части тетради. Так как фольклор – устная традиция, возможен способ запоминания песни «с голоса» преподавателя. Учащиеся, глядя на слогоритмическую запись, запоминают мелодию. Сложные, развернутые распевы четко находят «свое место» по отношению к ритмической доле;
- в зависимости от уровня группы, после проработки ритма и запоминания песни, возможна запись мелодии традиционным способом, в верхней части тетради на слух.
Цель работы при помощи этнотетради – «схватить» тип, основу мелодии, чтобы затем перейти от схематического представления к пению напева во всех его деталях. Мелодико-ритмический «остов» - это также почва для импровизации. Дети успешно предлагают свои распевы и мелодические обороты на заданную основу.
Собственная методическая разработка автора статьи «Хрестоматия на основе вокальной музыки с текстом» - вид учебного пособия, продиктованный необходимостью поддержания интереса детей к пропеваемым мелодиям на протяжении всего периода обучения. Собрание мелодий с текстом призвано создать своеобразный «багаж» песенных мелодий. Мелодический материал представляет разнообразие стилей и жанров: народные, авторские, классические, современные и др.
В пояснительной записке к хрестоматии приведены ладовые схемы народных образцов и авторских стилизованных мелодий. Для преодоления метроритмических трудностей использовано надстрочие в виде линий-долей (альтернатива клеточного поля в этнотетрадях). В практике образцы из хретоматии могут использоваться в качестве диктантов, примеров мелодического анализа, основы для сочинения и импровизации.
Так как Ульяновская область находится в центре схождения этнических культур татр, чуваш, мордвы, то не стоит забывать про контингент учащихся этих этнических групп. Стоит включать музыкальные образцы народов Поволжья в репертуар учащихся. Теории и методике ладового языка народов Поволжья посвящено множество работ профессора Казанской консерватории имени Н.Г.Жиганова – Л.В.Бражник, в том числе статья «Об интонировании бесполутоновой мелодики. К вопросу о ладовом сольфеджио» в сборнике статей «как преподавать сольфеджио в XXI веке». Также Л.В.Бражник является автором пятнадцати сборников по сольфеджио на основе музыки народов Поволжья.
Литература:
Громова Е.Г. Хрестоматия по сольфеджио на основе вокальной музыки. Ульяновск 2013.
Громова Е.Г. Сольфеджио в системе детского музыкального воспитания. Казань, 2008.
Как преподавать сольфеджио в XXIвеке. М., 2006.
Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. С.-П., 1996.