Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Приемы этносольфеджио на уроках теоретического цикла

Приемы этносольфеджио на уроках теоретического цикла

В материале "Приемы этносольфеджио на уроках теоретического цикла" представлены некоторые приемы работы над специфическим музыкальным материалом на уроках сольфеджио, теории музыки. Так как в ДШИ основная часть изучаемого музыкального материала представляет собой классически ориентированные образцы, то и педагогические приемы нацелены в первую очередь на данный стилевой профиль. Специфические приемы работы над фольклорными образцами разработаны специалистами Л.В.Бражник и М.АЛобановым. Автор данной статьи вычленила основные методические приемы, используемые в собственной практике.

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Громова Е.Г.

МБУ ДО ДШИ №6

Приемы этносольфеджио на уроках теоретического цикла

Сольфеджио одна из базовых дисциплин теоретического цикла в музыкальном образовании всех ступеней. Оно направлено на разностороннее формирование музыканта.

Цели и задачи сольфеджио многочисленны и многогранны, но основная задача преподавателя максимально эффективно и результативно развивать музыкальный слух обучающегося. В связи с тем, что в России музыкальное образование базируется на европейских традициях (в смысле центрированного мажора и минора- т.е. тональности), «ухо» музыканта привыкает к определенным шаблонам музыкальной организации.

На уроках сольфеджио необходимо применять музыкальные образцы разных стилей и эпох, в том числе примеры из народного творчества. Использование народных музыкальных примеров (генетически более близких) расширяет так называемый «интонационный словарь».

Основная проблема работы над данным материалом – слуховое преодоление европейских стереотипов, так как фольклор отличается ладовым своеобразием и метро-ритмическими особенностями. Существует целое направление в методике сольфеджио, опирающееся на традиционный музыкальный материал (можно вспомнить венгерскую школу) – Этносольфеджио.

Приведу основные методические приемы работы над указанным материалом, которые применяю в своей практике.

  1. Ладовый разбор (по Л.В.Бражник).

Народные мелодии часто тонально неустойчивые, опираются на диатонические лады. Поэтому с учащимися следует разобрать ладовую основу музыкального примера при помощи ладовых схем. Вместе с детьми выписывается реальный ступеневый звукоряд (только те звуки, которые присутствуют в мелодии, в реальном диапазоне – начиная с самого низкого звука и заканчивая самым высоким) и отмечаем главный устой и возможный побочный.

Пример: «Свадебная» русская народная песня.

Ладовая схема:

Звукоряд пропевается в прямом виде, отрабатываются отдельные отрезки звукоряда, интонируются попевки из мелодии с опорой на один и другой устои (такой метод ладово-интонационной работы очень удобен и эффективен при работе над разными стилевыми образцами).

  1. Слогоритмический разбор (по М.А.Лобанову).

Народные песни неотделимы от поэтического текста. При разучивании, немало важно грамотно соотнести мелодию и текст. Сложность заключается в распевах, которые являются украшением песни, но для исполнителя – дополнительной сложностью. Для решения этой задачи в этносольфеджио служатэтнотетради - двухуровневые тетради, включающие нотные строки и клеточное поле. Несколько способов работы в такой тетради. Назову основные:

- мелодия дана, т.е. записана в верхней части тетради. В клеточном поле фиксируетсяслогоритмпесни – слог песни, выраженный музыкальной длительностью. Так восьмая длительность равна одной клеточке, четверть – двум и т.д. Распевы суммируются и обозначаются единой длительностью – слогонотой. Запись слогоритма не требует деления мелодии на такты (но возможно и деление). Таким образом, свойственный народной музыке переменные и составные размеры, не будут представлять сложность. Под ритмом обязательно выписывается текст, и каждая фраза текста выписывается с новой строки;

- дана слогоритмическая схема в нижней части тетради. Так как фольклор – устная традиция, возможен способ запоминания песни «с голоса» преподавателя. Учащиеся, глядя на слогоритмическую запись, запоминают мелодию. Сложные, развернутые распевы четко находят «свое место» по отношению к ритмической доле;

- в зависимости от уровня группы, после проработки ритма и запоминания песни, возможна запись мелодии традиционным способом, в верхней части тетради на слух.

Цель работы при помощи этнотетради – «схватить» тип, основу мелодии, чтобы затем перейти от схематического представления к пению напева во всех его деталях. Мелодико-ритмический «остов» - это также почва для импровизации. Дети успешно предлагают свои распевы и мелодические обороты на заданную основу.

Собственная методическая разработка автора статьи «Хрестоматия на основе вокальной музыки с текстом» - вид учебного пособия, продиктованный необходимостью поддержания интереса детей к пропеваемым мелодиям на протяжении всего периода обучения. Собрание мелодий с текстом призвано создать своеобразный «багаж» песенных мелодий. Мелодический материал представляет разнообразие стилей и жанров: народные, авторские, классические, современные и др.

В пояснительной записке к хрестоматии приведены ладовые схемы народных образцов и авторских стилизованных мелодий. Для преодоления метроритмических трудностей использовано надстрочие в виде линий-долей (альтернатива клеточного поля в этнотетрадях). В практике образцы из хретоматии могут использоваться в качестве диктантов, примеров мелодического анализа, основы для сочинения и импровизации.

Так как Ульяновская область находится в центре схождения этнических культур татр, чуваш, мордвы, то не стоит забывать про контингент учащихся этих этнических групп. Стоит включать музыкальные образцы народов Поволжья в репертуар учащихся. Теории и методике ладового языка народов Поволжья посвящено множество работ профессора Казанской консерватории имени Н.Г.Жиганова – Л.В.Бражник, в том числе статья «Об интонировании бесполутоновой мелодики. К вопросу о ладовом сольфеджио» в сборнике статей «как преподавать сольфеджио в XXI веке». Также Л.В.Бражник является автором пятнадцати сборников по сольфеджио на основе музыки народов Поволжья.

Литература:

  1. Громова Е.Г. Хрестоматия по сольфеджио на основе вокальной музыки. Ульяновск 2013.

  2. Громова Е.Г. Сольфеджио в системе детского музыкального воспитания. Казань, 2008.

  3. Как преподавать сольфеджио в XXIвеке. М., 2006.

  4. Лобанов М.А. Этносольфеджио на материале традиционной песни русской деревни. С.-П., 1996.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В материале "Приемы этносольфеджио на уроках теоретического цикла" представлены некоторые приемы работы над специфическим музыкальным материалом на уроках сольфеджио, теории музыки. Так как в ДШИ основная часть изучаемого музыкального материала представляет собой классически ориентированные образцы, то и педагогические приемы нацелены в первую очередь на данный стилевой профиль. Специфические приемы работы над фольклорными образцами разработаны специалистами Л.В.Бражник и М.АЛобановым. Автор данной статьи вычленила основные методические приемы, используемые в собственной практике.
0 ₽