Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. "Приглашение к танцу"(сценарий лекции-концерта)

"Приглашение к танцу"(сценарий лекции-концерта)

Ежегодно на нашем фортепианном отделении проходят концерты, в которых обучающиеся играют пьесы танцевальной направленности различных композиторов и эпох. Настоящий сценарий был разработан как раз для такого концерта -лекции. Мы с коллегами заметили, что для детей очень важно выступать на подобных мероприятиях. Это помогает им справится с определенным сценическим волнением и повышать свой профессиональный уровень.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Сценарий концерта-лекции «Приглашение на танец», 24 ноября 2023 г.:

Доброго вечера, уважаемые гости и участники праздничного концерта!

Рады приветствовать вас на нашем концерте, который посвящен танцевальной музыке.

Пусть наша встреча будет наполнена хорошим настроением,

а каждый номер на сцене подарит вам улыбку и незабываемые эмоции.

Давайте вместе отдохнем от повседневной суеты и насладимся красотой искусства!

Да здравствуют танцы разные —

Балетные и эстрадные,

Народные и классические,

Спортивные и величественные!

Быстрыеи медленные,

Временем проверенные,

Старинные,современные

Искусство танца волшебное!

А вы когда-нибудь задумывались, что такое танец? Ведь это не просто движения под музыку, танец – это целое искусство. Искусство самовыражения, передачи чувств и эмоций. Танцор не просто показывает движения, он рассказывает историю, которую зрители понимают, не услышав ни слова.

Танец невозможно представить без музыки. Музыка и танец объединяют людей. Большинство старинных танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются друг от друга в зависимости от страны, в которой родились, от времени, когда это произошло, и от того, кто и где их исполнял. Со временем на основе танцевальных ритмов появились музыкальные сочинения, созданные специально для слушания. Это инструментальные пьесы, отдельные части классических сонат и симфоний. Широко используется танцевальная музыка в опере, на ней основан балет.

Танцевальная мода за все время неоднократно менялась. У каждого народа есть свои пляски, у каждой общественной группы – свои танцевальные симпатии, у каждой эпохи – свой танец – фаворит.

На нашем сегодняшнем мероприятии мы лишь слегка прикоснемся к этому разделу музыкальной культуры: виртуально попутешествуем по странам и эпохам. А начнем наш сегодняшний разговор о танцевальной музыке из детского репертуара, который написан многими композиторами для юных пианистов.

Детский жанрово-танцевальный репертуар юных пианистов, в основном, неприхотлив, понятен для исполнения, однако уже в таких небольших пьесах присутствует воспитание воображения, представления определенного образа и, как следствие, развитие артистизма на сцене.

Успех исполнителя во многом зависит от того, насколько выразительно и художественно исполняется музыка, доносится ее содержание. Это прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей - почувствовать танец в музыке и музыку в танце в своем гармоничном единстве.

Первая пьеса, открывающая наш концерт «Задиристые буги».

Буги Вуги – яркий, зажигательный парный танец, с веселой музыкой и соответствующим настроением. За свою, уже достаточно долгую историю существования, танец Буги Вуги покорил большое количество людей разных стран и разных поколений.Стиль музыки – джазовый. Особенностью этого танца было умение танцора показать движения на расслабленных, но при этом упругих ногах. Этот «драйв в ногах» завораживал абсолютно всех.

Танцоры использовали ритмические и энергичные движения, чтобы отразить музыкальный ритм и импровизировать в соответствии с музыкой. Они включали быстрые ноги, прыжки, вращения и акробатические элементы. Буги-вуги стал популярным в ночных клубах и танцевальных соревнованиях.

Буги-вуги — это динамичный и разнообразный танцевальный стиль, который позволяет танцорам проявить свою энергию, творчество и взаимодействие с партнером. Он сочетает в себе музыкальность, ритм и свободу импровизации, делая его популярным и увлекательным для танцоров и зрителей.

Мы на дискотеке, переполнен зал, танец буги-вуги громко зазвучал.

Нет, совсем не даром, под весёлый звук, кто танцует в парах, кто собрался в круг.

Звучит буги-вуги, ритм качает, как волна, мы танцуем друг для друга, не важны слова.

Посмотрите люди – как прекрасна жизнь! Просим буги-вуги повторить на бис.

Веселей ногами, прокричим: "ура!", танцевать желаем прямо до утра.

Звучит буги-вуги, ритм качает, как волна, мы танцуем друг для друга, не важны слова.

(Седой Г.К. 2011 г.)

  1. В. Гиллок «Задиристые буги», исп. Петр Купин 2кл. (Палеева О. Л.)

Перенесемся в середину 17 – го века. Там, во Франции, во дворце короля Людовика XIV, танцуют главный бальный танец менуэт. А ведь изначально это был народный крестьянский танец бранль. Попав во дворцы и аристократические салоны, он был значительно облагорожен и видоизменен.

Менуэт можно назвать маленьким танцевальным спектаклем. Сначала его исполняли два человека (партнер и партнерша), но в более позднюю эпоху на паркет стало выходить несколько пар - танец стал массовым.

Для менуэта характерен трехдольный размер 3/4. Танец идеально подходил для вычурных костюмов и причесок той эпохи. Вспомним, как в 17-м веке выглядели наряды танцующих. У женщин - высокие прически в виде различных фигур, пышные платья с кринолинами, фижмами. У мужчин – напомаженные парики и довольно тяжелые камзолы. В таких костюмах танец невозможно танцевать в быстром темпе! Поэтому в первоначальном варианте менуэт мало был похож на привычный нам бальный танец – скорее, на церемонию приветствия, череду поклонов, перемещений, поворотов, реверансов.

Танцоры передвигались маленькими шажками по заданной схеме. Движения кавалера считались более сложными, чем у дамы. Ему необходимо демонстрировать свое почтение к партнерше, галантно снимать перед ней шляпу, выделывая со своим головным убором замысловатые па. Пары во время менуэта не брались за руки. Разрешалось вести партнершу за кончики пальцев.

Менуэт танцевали не только на балах. Его включали в оперные и балетные спектакли, инструментальные сюиты, сонаты и симфонии.

Из далёких стран и лет

к нам приходят танцы.

Плавный танец менуэт –

он пришёл из Франции.

Танцевал его народ

в старину, а позже

полюбили танец тот

знатные вельможи.

Красовались на балах

дамы и невесты,

отражались в зеркалах

вежливые жесты.

Пышный веер, взмах руки,

пудреные плечи,

кавалеры, парики,

свечи, свечи, свечи…

(А.Г. Мовшович)

2. В. Данкамб «Менуэт для труб», исп. Кирилл КалантАевский (Рябчинская С.)

Известный композитор Э. Григ по праву может быть назван основоположником норвежской музыкальной классики.В своей музыке Григ нередко воплощал фантастические образы сказочных существ, которыми по народным поверьям населена таинственная природа Норвегии: гномы, тролли, эльфы, сильфы, кобольды… Всё это были духи огромные и маленькие, добрые и злые, уродливые и прекрасные, зачастую хранители сокровищ.

Пьеса «Танец эльфов» написана в тональности e-moll. В ней изображён танец маленьких, сказочных лесных духов – эльфов. Благодаря отрывистому стаккато и быстрому темпу Григ очень точно передаёт изящные, порхающие движения эльфов.  На протяжении всей пьесы происходит частая смена динамики от forte к piannisimo. В конце пьесы, в последних двух тактах два заключительных форшлага оканчивают игривый танец, имитируя взмахи крошечных крылышек.

Что за странные блики на синей траве

Тихий слышится флейты напев

Это эльфы танцуют при полной луне

Меж огромных уснувших дерЕв.

И летит над землёю волшебный мотив

Чистым звуком звеня в тишине

Плавный танец теней молчаливо красив

Танец эльфов при полной луне…

(Тэм Гринхилл)

3. Э. Григ «Танец эльфов», исп. Александр Перелыгин (Никулина Е. А)

Термин «адажио» впервые появился в 16 веке и использовался для обозначения определенного темпа исполнения музыки (итал. Adagio, «ада́джо» — медленно, спокойно). В начале 18 века адажио стало более популярным среди композиторов, и его использование стало распространено в различных жанрах музыки.

Адажио может быть как самостоятельной композицией, так и частью более крупного музыкального произведения, например, сонаты или симфонии. Также адажио может быть использовано в различных жанрах музыки, включая классическую музыку, джаз, рок и электронную музыку.

Характерными чертами адажио являются глубокие и медленные музыкальные фразы, частые изменения аккордов и насыщенность эмоциональными переживаниями. Адажио может вызывать различные эмоции у слушателей, от меланхолии и печали до спокойствия и восторга.

Адажио также может быть использовано в танцах, особенно в балете. Это стиль танца, который характеризуется плавными и медленными движениями, создающими элегантную и красивую картину на сцене. Танцоры медленно и грациозно перемещаются по сцене, создавая красивые и эмоциональные образы.

Весь окутан тайною,

Шумный город спит.

Лишь в дали печальная

Музыка звучит.

И не знаю даже я,

Кто играл в тиши

Нежное адажио -

Чей-то плач души.

(Лариса Адианова)

4. Д. Штейбельт «Адажио», исп. Анна Савочкина 7 лет (Жиляева Е. А)

Вы знаете, в волшебной стране музыки некоторые жанры занимают совершенно особое, королевское положение. Вы хотите узнать, кто же является королем среди танцев? Таким королем среди танцев по праву считается вальс. Его танцевали давным-давно и танцуют сейчас люди во всех странах мира. Вальс звучит на концертной эстраде, в оперном и балетном театрах, в кино и по телевизору. Вальс живет уже триста лет и совсем не постарел.

История вальса очень увлекательна. Когда много лет назад вальс родился, он был простым деревенским танцем, и его на праздниках танцевали крестьяне. Они весело кружились парами. От немецкого слова «кружиться» - «вальцен» - произошло и название танца – вальс. Очень быстро вальс полюбился горожанам. Он становился все более плавным, полетным, прекрасным, и скоро в вихре вальса закружился весь мир!

Я слышу вальс, знакомый с детских лет,

Его дыханье, трепет и волненье -

Как тихий шелест облетающей листвы,

Как грациозной музыки мгновенье!

В нём всё как в дымке, как в прекрасном сне

В нём будто раскрываются мечты…

И даже лёгкое кружащее движенье

Не потревожит этой красоты!

(yulenka)

5. С. Майкапар «Вальс» C-dur, исп. Анастасия Мелеховец 2 кл. (Федотова Н. П)

На дворе уж ноябрь
Листья в вальсе кружат,
Одевает земля
Золотистый наряд…

Старый клен под окном
Рыжим цветом горит,
И осенний мотив
В желтых листьях звучит…

И под вальс, старый вальс,
Я и осень вдвоем
В вихре танца кружим,
Мы ноябрьским днем…

(Андрей Сазаров)

6. В. Гиллок «Вальс», исп. Василиса Корзон 2 кл (Реутова)

Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшЕбно владеть тишиной…
Не спеша нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.


Оттесняется зло, все смолкает и тихнет для нас
И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
Увлекая, весь мир согревает вдруг вальс
И, как луч, доброта простирается вдаль.

(Утиген Кумисбаев)

7. М. Глинка «Вальс», исп. Полина Юдина (Данилова Н)


Когда темно в душе - невмоготу...
Или любовью вся душа сияет.
Мой благодарный слушатель, ты тут -
Поёт рояль...Шопена дух витает...

(Матвеева Татьяна-Рига)

8. Ф. Шопен «Вальс» cis-moll, исп. Дмитрий Ларин 6 кл. (Писаревская Л. Е)

Сейчас на нашем танцевальном вечере откроется страничка, посвященная испанским танцам. Несмотря на их широкую известность и популярность во все времена, немногие задумывались, откуда они берут свое начало. А ведь испанские танцы берут начало в глубокой древности. До сих пор сохранились танцевальные формы, встречавшиеся даже в эпоху эллинизма - тысячи лет Испания была знакома миру как Иберия.

Первые жители сегодняшней Испании имели довольно пестрый этнический состав. Это и придало Испанским танцам такое разнообразие и неповторимость. На танцы Испании повлияли Кельты, жившие в Иберии примерно в 500 году до н.э. Огромное влияние на испанский танец и его развитие оказали мавры, которые в течение 700 лет занимали Испанию. Испанские танцы, несомненно, самые эмоциональные танцы во всем мире.

Фламенко не танец, а целая жизнь,

Взлетают в экспрессии женские руки!

Так в узел единый навечно сплелись,

Движение, грация, счастье и муки.

Биение сердца и стук каблучков

Созвучны мелодий гитарной руладе,

Порхание юбки и ритмы хлопков,

И веер не лишний в испанском наряде.

А руки взлетают, из пальцев букет,

Как будто на стебле ростки молодые.

И стержень внутри, и энергии цвет.

Эмоции танца — и блеск, и стихия!

(Любовь Плотникова)

9. В. Гиллок «Фламенко», исп. Анна Ряжская 3 кл (Реутова)

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8, 12/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV в. в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же, как и танца, производят от названия южно-итальянского города Таранто). В связи с этим в XVI в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом в быстром темпе, чтобы с потом вышел яд и болезнь.

Музыка тарантеллы обычно импровизировалась. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Ах этот танец! Прыткость ног, изгибы тела!
Веселье, радость в нём бурлят напропалую! 
Не отстаю и я: в него включаюсь смело
И целый час уже танцую и танцую.

И всё быстрее и быстрей вприпрыжку ноги!
И всё быстрее и быстрей взлетают руки!
И даже месяц, спешно выплывший, двурогий
Пустился в пляс под тарантеллы звонкой звуки!

(Г. Поженян)

10. С. Геллер «Тарантелла», исп. Елизавета Воронцова 3 кл (Палеева О. Л.)

Отложи на время дело
И беги сюда, дружок!
Приглашает Тарантелла
На скалистый бережок.
Мандолина и гитара,
Струны весело звенят,
И, конечно, бубен старый
Отчеканивает лад.

Не похожа Тарантелла
Ни на польку, ни на блюз,
Как глоточек лимончелы
Хороша на всякий вкус.


Кто танцует Тарантеллу,
Не стареет никогда,
Не теряет форму тело,
Не седеет борода.

(перевод Светлана Янтарина)

11. Ф. Бургмюллер «Тарантелла», исп. Мария Гаврилова 5 кл. (Реутова М.)

Природа всегда призывает человека танцевать и петь. Разнообразные движения зверей и птиц, игра морских волн на берегу, танец лепестков, овеваемых ветром - все заставляет людей двигаться в ритме танца природы.

Первоначально люди следовали побуждениям своего сердца и танцевали. Впоследствии появились особые формы и типы народного танца для различных сезонных праздников и обрядов. Они получили названия в соответствии с теми периодами и событиями, с которыми было связано их исполнение.

Народный танец не стареет! Азартом пылким окрылен,

Он опьяняет, страстью греет Нас с незапамятных времён!

Разнообразны ритм, движенья, там - вихрь!

Здесь кружат неспеша. Но в каждом есть, как откровенье,

Народов чувства и душа!

Народный танец всех волнует! Любое сердце он зажжёт!

Ведь испокон веков танцует Его Величество - НАРОД! (Веденяпина Н.)

12. М. Скорик «Народный танец», исп. Екатерина Коврик 5 кл. (Реутова М.)

В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец "ходячий разговор". Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт.

Был когда-то ПОЛОНЕЗ шествием торжественным,

горделивость выражал в поступи и в жесте он.

Говорят, что было так (есть в том правды доля):

пританцовывая в такт, шли крестьяне с поля.

Каждый делу цену знал, был степенный, важный.

Эту поступь перенял пан ясновельможный.

И потом дворцовым стал танец - Польши гордость.

Грациозность сочетал он в себе и твёрдость.

Он достиг высоких сцен. Очень знаменитым

сделал танец тот Шопен - польский композитор.

(Мовшович А. Г.)

13. Ф. Шопен «Полонез» g-moll, исп. Мария Чабаненко 3 кл. (Евгения Христофоровна)

Вы уже знаете, что полонезом раньше открывали баллы, но мы хотим завершить наш концерт этим блестящем и торжественным танцем.

Танец польский, танец-иностранец,
Танец-шествие, торжественный и длинный.
Танец плавный, гладкий, словно глянец,
ПОЛОНЕЗ - и модный, и старинный.

(Елена Иванова)

14. Ф. Шопен «Полонез» b-moll, исп. Полина Букреева 6 кл. (Евгения Христофоровна)

Вот и завершился наш концерт. Однако танцевальная музыка на этом не заканчивается, она будет сопровождать нас и дальше: в ярких танцевальных шоу по телевидению, на семейных праздниках и торжествах, а, возможно, и просто в тихом напеве любимой танцевальной мелодии…Спасибо всем участникам нашего концерта! До новых встреч, друзья!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Ежегодно на нашем фортепианном отделении проходят концерты, в которых обучающиеся играют пьесы танцевальной направленности различных композиторов и эпох. Настоящий сценарий был разработан как раз для такого концерта -лекции. Мы с коллегами заметили, что для детей очень важно выступать на подобных мероприятиях. Это помогает им справится с определенным сценическим волнением и повышать свой профессиональный уровень.
0 ₽