Муниципальноеобщеобразовательноеучреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8 им. Я.В. Бочарова»
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета протокол №___ от «__» _________ 202__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №8" Дугина Н.Ю. ________________ 2 «сентября» 2024 г. |
Программаразвития пришкольного музея
«МОЯ ИСТОРИЯ»
Сертификат № 24408
ГБОУ ДО ФЦДЮТиК от 30 октября 2023г
Составитель:
Кулакова Л.А., руководитель музея
Срокреализации:5лет
с.Елизаветинское, 2023
Содержание:
Пояснительная записка3
Нормативно-правовые документы4
Новизна, актуальность, социальная значимость4
Цель реализации программы5
Задачи реализации программы5
Принципы построения программы5
Формирование ключевых компетенций6
Связи музея в социуме7
Ожидаемые результаты реализации программы8
Содержание (основные направления) деятельности музея8
2.1 Комплексная и интегративная деятельность музея в рамках основного и дополнительного образования учащихся9
Примерные темы музейных занятий……………………………..11
Практическая деятельность………………………………………11
Основные подходы и предпосылки………………………………11
Инновационная деятельность музея…………………………………13
Список литературы……………………………………………………17
Приложение. Оценка эффективности программы……………………..20
Пояснительная записка
Вучебномпланеестьобязательныечасти,естьчасти,формируемыеучастникамиобразовательныхотношений,вкоторыхотражено региональное своеобразиекультуры(роднойязык,литература,история,географиярегиона).ВданнойКонцепцииподчёркивается,чтовсовременнойшколедолжнобытьнациональноориентированное образование, которое предполагает «активное обращение вобразовательнойдеятельностикнационально-культурному,национально-историческому опыту России, ориентацию в интеллектуальном и духовномразвитии человека на этнокультурные ценности и традиции». Таким образом,музейное делобудет одним из самых перспективных направлений работышколы».
Приведённыенижевысказыванияподтверждаютзначимостьшкольногомузея,способствующегоприобщениюучащихсякважнейшимдуховно-нравственнымценностям,которыепризваноформироватьобразование.
Д.Лихачёв
Родина - это всё: и прежде всего язык, природа, древняяисториясвоей страны, её праздники, народные песни и сказания, память о предках иуважениекродителям,аглавное-труд,творческий,созидательныйтрудвоимя своей страны,своего народа.
В.Астафьев
Ч.Айтматов
Формируясовременнуюличностьвребёнке,необходимостремиться,чтобывнёмбылнравственныйстержень,основанныйнаобщечеловеческихинациональных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет своимногочисленныецелиизадачи,атакжеключевыекомпетенции.
ФЗ«ОмузейномфондеРФимузеяхРФ»от10.01.2003N15-ФЗ
Федеральнымзаконом«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийской Федерации»);
Федеральныйгосударственныйобразовательный стандартначальногообщегообразования(утв. приказом МинистерстваобразованияинаукиРФот6октября2009г. N373)с изменениями ...
Государственнаяпрограмма«ПатриотическоевоспитаниегражданРоссийскойФедерациина2016-2020гг.»,принятаяпостановлениемПравительстваРФот30.12.2015 № 1493,
Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 года №82-ФЗ;(ред. от 02.12.2019 г.);
СтратегиягосударственноймолодежнойполитикивРоссийскойФедерации(до2025г.),принятаяраспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот29ноября2014г.№2403-р;
–Концепциейразвитиядополнительногообразованиядетей(РаспоряжениеПравительстваРФот4сентября2014г.№1726-р);
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта2003г.№28-51-181/16«Одеятельностимузеевобразовательныхучреждений».
«Методические рекомендации о создании и функционировании структурных подразделений образовательных организаций, выполняющих учебно-воспитательные функции музейными средствами» от 9.07.2020 г.
Положение о паспортизации школьных музеев РФ от 29.04.2021 г. №9-ДО
«Единые правила организации, комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций», утвержденными Министерством культуры 23.07.2020 г.
Развитие школьного музеяактуально, т.к. направлено на усилениероли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующейсоциализации личности школьника,формирующейу учащихся системнуюкартинумира,позволяющуювидеть«большоевмалом».Музейпредоставляет каждому ребенку равные права и возможности дляразвитиясвоихтворческихспособностейиреализациисебявтехвидахдеятельности,которые емунаиболееинтересны.
Развитие школьного музея социально значимо, т.к. школьный музей,оставаясьсамостоятельнымструктурнымподразделением,становитсяважныминеотъемлемымкомпонентомвединомобразовательномивоспитательномпространствешколы.Своеобразнымцентром,способствующимформированиюисторическогоигражданскогосознания
учащихся,воспитаниюпатриотизма,толерантногоотношенияклюдям,дающим возможность прививать навыки специальнойнаучно-профессиональной деятельности –исследовательской, источниковедческой,поисковой,литературоведческой,музееведческой.Приэтомсоздаютсяусловиядляполноценногоиспользованиямузейногопространствавобразовательномивоспитательномпроцессешколы.
Учебный курс предполагает изучение не только основ музейного дела, но изнакомствосэкскурсоводческойдеятельностью,правиламиэтикета,обучениеграмотнойикультурнойречи,обучениеосновамисследовательской работы, практическое использование знаний, полученныхнаурокахинформатики,истории,литературы,географииидр.
Осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьниковсредствамишкольного музея.
Интеграцияосновногоидополнительногообразованиядетей,сближениепроцессоввоспитания,обученияиразвития.
Воспитаниемузейнойкультурыкакчастиобщейкультурычеловека.
Обучениедетейосноваммузееведения.
Воспитаниеуобучающихсянравственности,гуманизма,гражданственности, культуры межличностных отношений, активнойжизненнойпозиции,патриотизма,уважениякисторическомупрошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края истраны.
Развитиеуобучающихсясамостоятельностивпроцессенаучноисследовательской деятельности.
Развитиетворческихспособностейчерездифференцированныйподходк обучающимся.
принципдифференциации,позволяющийподдерживатьпроцессысамореализации,саморазвитияличностиобучающегося;
принциппедагогическойподдержки,которыйпредполагаетдеятельностьпедагоговпооказаниюпревентивнойиоперативнойпомощидетямврешенииихиндивидуальныхпроблем;
принципнаучности,которыйпозволяетдостичьвысокогоуровнядостоверности информации;
принципсистемности;
принципсамовыраженияучастниковобразовательногопроцесса;
принцип обеспечения успешности - успех в деятельности не толькопомогает раскрытию потенциала ребёнка, но и открывает перед нимновыевозможности.
Воспитаниеобучающихсядолжнобытьнаправленонаформированиеключевыхкомпетенцийличностиребёнка.Крометого,реализуяданнуюпрограмму, мы исходим из позиции, что воспитание и обучение являютсяравноправнымиивзаимодействующимикомпонентамиобразовательногопроцесса.
Все составляющие образовательного процессав современных условияхпредполагают формирование с помощью деятельностного подхода ключевыхкомпетенций. Школьный музей логически вписывается в общую систему,имеявсеусловиядляосуществлениясоответствующихвидовдеятельности.
1)Познавательнаядеятельность.
Вмузееестьразнообразныеисточники,спомощьюкоторыхучащиесямогутпополнитьиуглубитьзнанияпомногимпредметам: коллекции артефактов, книги, фотографии, рефераты, проводимые музейныеуроки,экскурсии, модели, стенды, карты, гербы способствуютповышениюинтересавразныхобластяхнаук,побуждаюткпознанию.
2)Ценностно-ориентировочнаядеятельность.
Всядеятельностьмузеяориентировананаформированиенравственно-духовногоидеалаушкольников,категорийдобра,чести,совести,справедливости,ответственности.Использованиекраеведческогоинародоведческогоматериала,высвечиваниеположительныхмоментоввистории, быте, традиционной культуре народа в прошлом и настоящем, вдеяниях великих людей и простых тружеников, в национальном характереспособствуетсамовоспитанию,саморазвитию учащихся.
3)Преобразовательнаядеятельность.
Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянномтруде,развитии,совершенствовании,демонстрируетихнеобыкновенноетрудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях,обзорахвыставокподчёркиваетсясозидательностьнаших предков, дмитровчан и деденевцев.Творчествоучащихсяпоказываетпреемственностьпоколений.Всёэтовместесформированиемвышеуказанныхценностейнаправленонаразвитиепотребностииспособностидетейиподростковкпреобразовательнойдеятельности в изменении к лучшему в окружающем мире и - самое главное -всебе.
4)Коммуникативнаядеятельность.
Освоение особого «языка» экспонатов, осмысление исторических событий,постоянноевниманиекнародномуслову-всёэторазвиваетязыковуюличность,формируеткоммуникативныеспособности,учитпониматьиуважатьстаршее поколение,общаться сним.
5)Эстетическаядеятельность.
Приобщениекнароднойкультуревовсехеёпроявлениях(устройствокрестьянскойизбы,домашняяутварь,одежда,рукотворноетворчество,фольклор,прекрасныетрадицииипраздники)способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков,вызываетстремлениек эстетическойдеятельности.
В последнее время музей объединил многочисленные звенья, что позволилосоздатьКлуб музейной педагогики.
классно-урочнаядеятельность;
системамассовыхмероприятий;
экскурсионнаядеятельность;
участиевметодическойработешколыиокруга
системамассовыхмероприятий;
организацияконтактов и встреч
общешкольныевоспитательныемероприятия;
урокимужестваимузейныеуроки;
страница в социальной сети «Одноклассники»
Публикации о работе музея на сайте школы
Системамассовыхмероприятий совместно с ДС № 14 село Елизаветинское
Передачаинформацииможетпроходить:
черезэкскурсии;
музейныеурокиииндивидуальныеписьменныезадания;
кружкииклубы;
лекции,тематическиевечера,музейныеолимпиадыиконкурсы;
социальные сети (В Контакте, Телеграмм-канал).
Результатреализациипрограммыопределяетсяличностнымростомшкольников.Программапризванапомочькаждомушкольникуосмыслитьего место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочьсформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то жевремязнатьиуважатьпрошлоеинастоящеесвоегонарода,своегокрая,своей семьи. Итоги реализации программы можно разделить на внешний ивнутреннийрезультат.
Внешнийрезультат:
Целевыепоказатели | Индикаторы | Методыизучения |
Организацияработышкольногомузеякаксоставнойчасти школьногоЦентрапатриотического и нравственного воспитания |
|
|
Внутренний результат выражается в формировании ключевых компетенцийличностиребенка,положительныхизменениях,происходящихвихдуховном,нравственномикультурномросте,самовыраженииисаморазвитии. Освоение обучающимися жизненно-важных навыков, качеств,необходимых для осознания себя как патриота и гражданина, формированиесоциально-патриотической активности. Формирование благоприятной средыдляосвоенияобучающимисядуховныхи культурныхценностей.
ДеятельностьмузеявсоответствиисегоПрограммойпо10направлениям:
1.Работасактивоммузея.
2.Поисково-собирательнаяработаиработасфондами.
3.Научно-исследовательскаядеятельность.
4.Научно-экспозиционнаяработа.
5.Экскурсионно-массоваяработа.
6.Творчествоучащихся,ремесло.
7.Благотворительность.
8.Методическая,консультативнаяработа.
9.Издательскаядеятельность.
10.Укреплениематериально-техническойбазымузея.
Работа объединения «Историки-краеведы»
Использование возможностей музея в учебно-воспитательном процессе (вкраеведческойдеятельности,восуществлениирегионально-национальногокомпонента)припроведении:
уроков Мужества;
часов внеурочной деятельности;
классныхчасов;
спецкурсов,факультативов;
-мастер-классов,объединений(втомчислеврамкахразличныхвоспитательныхклубов);
мероприятийвпрофильныхлагеряхит.д.
I,II,IIIступени(общиенаправления)
Музейные уроки, экскурсии, связанные с темами учебных предметов(использованиерегионально-национальногокомпонента).
Классные часы, беседы, праздники, встречи, связанные с нравственно-духовным,патриотическимвоспитанием.
Связь с воспитательными центрами школы: трудового, эстетическоговоспитания,пресс-центром,центромнаучногопоискаидругими.
Участиешкольниковвпоисково-собирательской,научно-исследовательской,творческой,благотворительнойдеятельностимузея.
Iступень
Русскийязык
Литературноечтение
Математика
Окружающиймир
Физическаякультура
Технология
Изобразительноеискусство
Музыка
IIиIIIступени
1.Русскийязык
2.Литература
3.География
4.Биология
5.История
Обществознание
7.Экономика
8.Физика
Технология
10.Изобразительноеискусство
11.Музыка
ОДНКР
Проектнаядеятельность
Юнармейское движение
Основы православной культуры
Историко-краеведческий кружок
Основныеэкспозициимузея:
- «Село моё родное»
- «Быт ставропольских крестьян в XIX-XX вв»
- « Отчизны верные сыны»
Сменныевыставки,коллекцииматериаловиэкспонатов; электронные презентации и аудиокниги; видеофильмы.
Участие актива музеяво внеклассных мероприятиях разного уровня.
Iступень
Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма«Юныймузеевед».
Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма«Юныйэксурсовод».
Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма«Русскиймузей–детям!».
Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма«Мастерица».
Дополнительнаяобщеразвивающаяпрограмма«Юныймузеевед».
ОДНКР.IIIступень
Исследовательно-проектнаядеятельность
Подготовкаиработаэкскурсоводов.
Научно-исследовательскаядеятельность.Участиевнаучныхконференциях.
Написаниезаметоквшкольнуюгазету«Центр».
Выпускброшюрпоитогампоисково-исследовательскойработы.
Пополнениесайтамузея.
Развитиеуменийинавыков,связанныхсремёслами,творчествомдетей.
Созданиемакетовмузейныхпредметов,народныхигрушекит.д.
Организациявыставоктворчестваучащихся,занимающихсявкружках.
2.4.Основные подходы и предпосылки
Краеведческий музей МБОУ «Первомайский центр образования»- это не только хранилище истории. Это и своеобразный храм практически всех школьных наук. Профиль музея может помочь в преподавании почти всех учебных дисциплин: истории, русского языка, литературы, географии, психологии, музыки, технологии, ИЗО, экономики и т.д. Велики его возможности и во внеклассной воспитательной работе. За время существования музея накоплен некоторый опыт взаимодействия его руководителя с учителями-предметниками и классными руководителями. Однако оно складывалось по большей части стихийно. Поэтому назрела потребность в целенаправленной, системной деятельности школьного музея по методической помощи педагогам и учащимся в использовании его богатейших возможностей. Музейные предметы обладают такими свойствами, как информативность, знаковость, подлинность, эмоциональная насыщенность. Поэтому велика их роль (особенно в сочетании с вспомогательным фондом) как действенного дополнительного средства обучения и воспитания.
Изначально девизом музея являются слова: «И люди, и вещи - наш фонд золотой...»
Действительно, музей позволяет проследить связь людей и вещей, а также связь времён. Есть все условия, чтобы использовать его в комплексном образовании учащихся, главной целью которого является формирование личности, способной к адаптации в современных условиях, к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.
Можно отметить следующие основные предпосылки многогранного включения возможностей музея в образовательный процесс школы:
•Общность целей и задач образования в целом и деятельности музея.
•Соответствие принципов музейной педагогики основополагающим принципам обучения (развивающего и воспитывающего характера обучения; научности; систематичности и последовательности; сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя; наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального; доступности; прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся; связи обучения с жизнью, с практикой; рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы).
•Богатство возможностей в использовании разнообразных методов обучения и воспитания (по источнику получения знаний): словесных, практических и особенно наглядных.
•Имеющаяся в музее материальная база для преподавания (более 2 тысяч экспонатов, из них более 1 тысячи - основного фонда).
•Научный потенциал музея.
•Большой интерес учащихся к школьному музею (более 2тысяч посещений за учебный год).
•Взаимодействие руководителя музея и учителей.
Источники
•Экспозиции музея (экспозиционные зоны), временные выставки (2 - 4 сменных выставок в год), отдельные экспонаты, коллекции.
•Выставки поделок учащихся, взрослых.
•Литература по краеведению, народоведению, газета «Вестник музея» и т.д. (более 50 наименований).
•Воспоминания старожилов, краеведов.
•Научно-исследовательские работы школьников.
•Творческие работы учащихся (макеты, доклады по темам и др.)
Экскурсии:обзорная,тематическая,методическая
Беседы
Частьурокавмузееиливклассе
Обзорвыставокиэкспозиций
Практикумы
Индивидуальныезадания
Изготовлениеспецзаказадлямузея
Использованиефондовмузеянауроках,вмероприятиях
Участиедетейивзрослыхввыставкахтворчества,вформированиитематическихэкспозиций ивыставок
Видеопросмотры
Творческиемероприятия
Организациясоревнований
Исследовательскаяработа
Инновационнаядеятельностьмузея.
14
Музейнаяпедагогикасоставляеттеоретическуюиметодическуюосновукультурно-образовательнойдеятельности,следовательно,самамузейнаяпедагогикаможетбытьрассмотренакакинновационнаяпедагогическаятехнология.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимостьразработки новой модели системы образования, основанной на применениисовременныхинформационно-коммуникационныхтехнологий.
Внедрениеинформационно-коммуникационныхтехнологийвпрактикуработышкольногомузеяспособствовалоорганизацииинформационногопространствамузея,обработкетекстовойиграфическойинформации,переводафотографийвэлектронныйвидиформированиюэлектронногоописанияфондов музея.
Что дают информационные технологии для качественного образовательногопроцессав дополнительномобразовании вцеломидеятельностимузеявчастности?
Оперативностьинформации.Ведьбыстрополучитьполнуюиновуюинформацию по музейному делу можно только с помощью информационныхтехнологий.
Динамичностьхранения.ПрименениеИКТпозволяетнакапливатьисохранятьдидактическую базу,решитьпроблемунаглядности.
Формированиекоммуникативнойкомпетентности.Способствуетвоспитаниюличности,котораябудетвостребованавсовременномобществе.
Традиционныенаправлениядеятельностишкольногомузея:поисковая,фондовая, экскурсионная, пропагандистская, просветительская могут бытьреализованыновымисредствами.Всвоиэкскурсииэкскурсоводысмеловводятинтерактивныеэлементы:вопросно-ответныйприемрассказа,диалоговыеформыобщения.
Формыработышкольногомузеясиспользованиеминформационныхтехнологий:
Созданиеобзорнойвиртуальнойэкскурсиипомузею.
Составлениеэлектронногокаталогафондов.
Созданиеэлектронныхэкспозиций:текущихипостоянных.
Созданиефорумадляобщениямеждугостямиинтернет-страницыиактивомшкольного музея.
ИспользованиеQRкодоввовремяпостоянныхвыставокивременныхэкспозиций.
Вовремяпроведениявстречсветеранами,уроковмужества,тематическихмероприятийширокоиспользуютсямультимедийныепрезентации.
Возможностьиспользоватьвработеучебныеэлектронныеиздания,презентацииматериаласиспользованиемпрограммPower Point,Интернет-ресурсы ставит перед активом музея перспективу дальнейшей цифровизации музейных активов (экспонаты, архивные материалы, литература и др.). Презентация материала, как одна из форм метода ИКТ, позволяет наглядно иинтересно проводить внеклассные мероприятия. ИспользованиепрограммыPowerPointпривыступленииучащихсясдокладами,позволяетсделатьсообщенияболееяркимииэмоциональными,развиваеттрудолюбиеи чувство ответственности.Когда ребёнок создаёт презентацию или буклет,то он понимает, что его работы увидит много людей, а не только друзья,поэтомуемунадобытьсамокритичным,проявитьтворчествоинаходчивость.
Информационныетехнологиипозволяютактивизировать познавательнуюдеятельность иисследовательскуюработуучащихся в музее.Электронныематериалымузеяразмещаютсянаинтернет-сайтеобразовательногоучреждениянаотдельнойстранице.Электронныймузейный материал можно использовать в учебной и воспитательной работе.Вмузеенакопленобольшоеколичестворазнообразногоматериала.Этиматериалыактивноиспользуютсявучебно-воспитательномпроцессе.Номногие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в оченьветхомсостоянии.Ичтобысохранитьих,используютсяинформационно-коммуникационныетехнологии,возможностикоторыхзначительноповышаютрезультативностьработы. Это позволяет продолжать создавать электронныйбанкданных,длятогочтобыклассифицироватьисохранитьвсю имеющуюся в музее информацию по направлениям: фотографии, личныедокументы,статьииз газет.
ИКТ позволяют сделать исследовательско - поисковую работу в музее болееинтересной и привлекательной для современного подростка, способствуетпополнению фонда музея.
ВсвоейработемыактивносотрудничаемсоСМИ,т.оиспользуютсяресурсысовременныхтелерадиокоммуникаций.
Т.о. инновационныетехнологи повышаютрезультативностьработышкольногомузея:
Сохраняетсяисторико-краеведческоенаправлениекакосновноеввоспитательнойработешкольногомузеяиповышаетсяуровеньИКТ-компетентности членов музейного актива.
Повышаетсянравственныйуровеньучащихся.
Повышаетсяуровеньвоспитательнойработывучреждении,профессиональногомастерствапедагогическихработниковвобластивоспитания.
Повышается интерес учащихся к изучению истории своего учреждения,поселк,страны,проявлениечувствапатриотизмаксвоейстранечерезтворческоеучастие вдеятельностимузея.
Повышаетсяэффективностьработышкольногомузеязасчетиспользования инновационных форм и методов для решения воспитательныхзадачОУ.
Расширяютсявозможностишкольногомузеязасчет социальногопартнерства собразовательнымиучреждениямиобласти,родителями,советомветеранов.
В музее накоплено большое количество разнообразного материала. Этиматериалыактивноиспользуютсявучебно-воспитательномпроцессе.Номногие экспонаты (документы, газеты, фотографии и т. д.) находятся в оченьветхомсостоянии.Ичтобысохранитьих,используютсяинформационно-коммуникационныетехнологии,возможностикоторыхзначительноповышаютрезультативностьработы.Этопозволилосоздатьэлектронныйбанк данных, для того чтобы классифицировать и сохранить всю имеющуюсявмузееинформациюпонаправлениям:фотографии,личныедокументы,статьииз газет.
Использованиеэлектронногоформатадляорганизацииипроведениявыставокитематических экскурсий и участия в конкурсах и проектах виртуальных экскурсий.
ОказаниеметодическойпомощиОУ,желающимсоздатьшкольныймузей.
Использованиематериаловмузеядлярасширениядополнительногообразованияучащихся,вкачестведополнительногоинформационногоисточникапри подготовкеучебных занятий.
Такимобразом,школьныймузей,вкоторомосуществляетсясистемаразнообразной деятельности, имеет богатые возможности для образованияшкольников,которыеспособенреализоватьнаурокахивовнеурочноевремя.
4.Списоклитературы
Актуальныевопросыдеятельностиобщественныхмузеев./ТрудыГосударственногоисторическогомузея.Вып.52;подобщ.ред.А.Б.Закси Л.Е.Янбых.- М., 1980
АртемовЕ.Г.Музейно-педагогическаятехнология.-СПб.:ГосударственныймузейполитическойисторииРоссии,1999
БеловаЩ.Ю.Историяискусств.Краткийкурслекцийдлясреднейшколы.-СПб.: Аквариум, 2000
Воспитаниеподрастающегопоколениявмузее.Теория,методика,практика.
-М.,1989
ГаличА.И.Теориякрасноречиядлявсехродовпрозаическихсочинений.– любое издание.
Горючева Т. Видеоарт и массовая визуальная культура. –htt://www.russkialbum.ru/videobaraholka/119.shtml
ДобрынинаИ.Н.Образовательнаяпрограмма«Родникиистории».–СПб.:Школа 110Выборгского района,2003
ДетскийтуризмвРоссии.Очеркиистории:1918-1998./Автор-составительЮ.С.Константинов.- М.,1998
Документальныепамятникившкольныхмузеях:выявление,учет,использование. Учебное пособие для студентов вузов./И.А. Альгман,А.А.Курносов,В.ЕТумановидр.;подред.С.О.Шмидта.–М.,1988
ДьяковаР.А.,ЕмельяновБ.В.,ПасечныйП.С.Основыэкскурсоведения.–М.: «Просвещение»,1985
Историческоекраеведение.(Основныеисточникиизученияродногокрая): Пособие для студентов педвузов./под ред. Н.П. Милованова.-М.,1969
КалюжнаяА.Д.ЗанимательныестраницыисторииОтечества.-СПб.:
«ТРИГОН»,2001
Краткийсловарьшкольногокраеведческогомузея./Сост.А.К.Мишенко.– Орел, 2002
ЛесковаГ.А.,СтолбоваН.П.Программаподготовкиэкскурсоводов-школьников.Пропедевтическийкурс.СПб.-направахрукописи,2000
Музеиипамятникикультурывидейно-воспитательнойработенасовременномэтапе./Сб.науч.трудов№126НИИКультуры.-М.,1983
Музейнаяпедагогика.Междисциплинарныедисциплины.Перваятетрадь.–СПб.: Специальная литература,1998
Музееведение, под общ. Ред. Г.К. Левыкиной. - М., 198820. Музееведение.Музеиисторическогопрофиля.Учебноепособиедля
вузовпоспец.«История»./Подред.К.Г.ЛевыкинаиВ.Хербста.–М.,1988
Музейшколы:перспективыразвития:Сб.статей.Подобщ.Ред.Е.В.Алексеевой,М.: НП«Исток»,2006
НаследникиРоссии:Сб.статей.-М.,ВООПиК,2002
ПерсинА.И.Краеведениеишкольныемузеи.История,теория,практика.–М., 2006
ПруттО.Г.Конкурсныематериалынародногомузея«Амузынемолчали…»школы № 235им.Д.Д.Шостаковича.–СПб.,2004
Ребеноквмузее.Музееведение.-М.,Российскийинституткультурологи,1993
РешетниковН.И.Экспозицияшкольногомузея(методическиерекомендации)-М.:ЦентральныйСоветюношескоготуризма,1986
Российская музейная энциклопедия: в 2-х томах. – М., 200128.Сперанский М.М. Правила высшего красноречия.- любое издание.29.СтоляровБ.А.Музейвсистемеобразования(кпроблемеспецифики
музейно-педагогическойдеятельностивсовременномсоциокультурном процессе)//международный музейно-педагогическийсеминар«Здравствуй,музей!»Тезисысеминара.СПб.,1995
СтоляровБ.А.,СоколоваН.Д.,АлексееваН.А.Основыэкскурсионногодела.Учебноепособиедляпедагоговвузов.–СПб.,2002
ТумановВ.Е.Школьныймузей.Методическоепособие:изд.второе,исправленное-М., 2003
ТумановВ.Е.Школьныймузей–хранительнароднойпамяти.–М.,2006
Школьныймузейвединомобразовательномпространстве.–СПб.ГОУ
«СПбГДТЮ»,1999
Шляхтина Л.М., Фокин С.В., Основы музейного дела: Учебное пособиедлястудентовпедагогическихигуманитарныхвузов.–СПб.,2000
Школьноекраеведение:программы,идеи,опыт./Наследиеисовременность:ИнформационныйсборникИнститутанаследия.Вып.2;Сост. инауч. ред.В.Е. Туманов.–М., 1995
Школьноекраеведение:программы,идеи,опыт./Наследиеисовременность: Информационный сборник. Институт наследия. Вып.2;Сост.и науч.ред. В.Е. Туманов.– М., 1995
Школьныемузеи:Сб.документов.-М.,1987
Школьныемузеи.Изопытаработы./Подред.В.И.СтолетоваиМ.П.Калашина.– М., 1977
Школьныймузей.Методическоепособиевпомощьорганизаторамшкольныхмузеев,методистам,педагогамдополнительногообразования.- СПб.:ГОУ«СПбГДТЮ», 2006
Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. – Тверь, 1992
ЭлькинГ.Ю.,ОгризкоЗ.А.Школьныемузеи:пособиедляучителей.-М.,1972
Юномукраеведу-исследователю.Рекомендациидляучастниковгородскихисторико-краеведческихчтений.–СПб.:ГОУ «СПбГДТЮ»,2005
АксельродВ.И.Экскурсииведутшкольники.Вып.1,2,3,4.-СПб.:ГОУ
«СПбГДТЮ»,2003-2006
Архивыкраеведам.Справочноепособиедлякраеведов-любителей.-М.,1989
МишенковаМ.В.Методическиерекомендациидляюныхисследователейиучастниковисторико-краеведческихчтенийпопользованиюархивнымиматериаламиибиблиотекамиСанкт-Петербурга.-ЛДТЮ. 1998- Направах рукописи.
СусловаЕ.Н.Поискархивныхдокументов.-Л.,1987
УсыскинГ.С.СвиданиесКлио.Историческиеисследованияюныхкраеведов.- СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ», 1999
Юномукраеведу-исследователю.Рекомендациидляучастниковгородских историко-краеведческих чтений. – СПб.: ГОУ «СПб ГДТЮ»,2005
Приложение1
Оценкаэффективностипрограммы
№п/п | Показатели | Единицыизмерения(%) | ||||
2023-2024г. | 2024- 2025г. | 2025-2026г. | 2026- 2027г. | 2027- 2028г. | ||
1 | Повышение качествазнанийобучающихся | |||||
2 | Доля учителей,использующихвозможности музея дляпроведения уроков попрограмме школьныхпредметов, классных часов,других мероприятийвоспитательного характераот общего числа педагоговшколы | |||||
3. | Доля детей, использующихфонд музея для подготовкирефератов, проектов,творческих иисследовательских работ,заданий по предметамшкольной программы отобщего числа учащихсяшколы | |||||
4. | Снижение доли детей,требующих особогопедагогическоговнимания | |||||
5. | Увеличение доли детей,охваченных внеурочнойдеятельностью идополнительнымобразованием | |||||
6. | Доля обучающихся,задействованных вреализациисоциально- |
значимых проектов, отобщей численностиобучающихся | ||||||
7. | Увеличение доли детей,ведущихсемейныйархив | |||||
8. | Долядетей,принимающихучастие в научно-исследовательскихконференциях,мероприятияхмуниципального,регионального уровня отобщей численностиобучающихся |
9. | Доля победителей,призёров мероприятийразличных уровней отчислаучастников |