Примерный план урока по теме: «Работа над структурой программного произведения» в рамках программы «Развитие творческих способностей» в детской школе искусств
Преподаватель - Демкова Елена Викторовна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств имени М.А.Балакирева
Тема: «Работа над структурой программного произведения»Открытый урок проводится с учащимся 7 класса фортепианного отделения.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Цели урока:
I. Формирование навыков овладения структурными компонентами музыкальных форм, приемов развития.
II. Воспитание художественно-образного мышления.
Для реализации цели были поставлены задачи:
I. образовательные:
а) развитие чувства формы;
б) формирование навыков понимания закономерностей музыкального развития;
в) формирования навыков соотнесения структурного компонента музыкальной речи с образным содержанием произведения;
II. Развивающие:
Развитие ассоциативного мышления.
Воспитательные:
воспитывать в учащихся любовь к сочинению и к музыкальной культуре в целом.
Открытый урок был строится по плану:
1. Анализ компонентов музыкального языка, формы, образного содержания;
2. Внесение коррективов в произведении учащегося;
3. Подведение итогов.
Методы ведения:
- объяснительно-иллюстративный – словесное объяснение;
- показ на инструменте.
1. Анализ компонентов музыкального языка, формы, образного содержания. Ученику предложить сочинить пьесы для фортепиано «Вальс» и «Осенняя песнь». Учащемуся должна быть предоставлена полная свобода выбора тональности, ритма, фактуры, регистра, темпа. Вместе с тем, он должен сохранить комплекс стилистических и ритмических признаков жанров вальса и песни и следовать структурным закономерностям выбранной формы.
Преподаватель применяет принципы:
- принцип комплексности творческих заданий;
- принцип жанровой определенности.
2. Внесение коррективов в произведении учащегося. На данном этапе урока преподаватель использует принцип сочетания творческой инициативы учащегося с изначальной заданностью, идущей от преподавателя.
3.Подведение итогов. В результате полученного от преподавателя открытого урока ученик должен овладеть навыками формообразования и навыками соотнесения структурного компонента музыкальной речи с образным содержанием произведения.
Уровень сложности выполняемых заданий должен соответствовать возможностям учащемуся. В ходе урока между учащимся и преподавателем необходим тесный творческий контакт.