Управление делами Президента Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 3»
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема по самообразованию:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
ЧЕРЕЗ АРТ-ТЕРАПИЮ»
Взаимодействие педагогов:
Музыкальный руководитель
Демченко С.В
и
педагог доп. образования
Сусловой С.К.
Москва
Арт –терапия не просто красивое и модное слово, это метод положительного и психологического воздействия , для поддержки и укрепления здоровья детей. Арт – искусство, терапия –лечение. Основная цель арт- терапии в гармонии развития личности через развитие способности самовырожения и самопознания. Перед Арт –терапией не стоит задачи сделать из человека художника или актёра, она направлена на решение психологических и педагогических проблем.
Арт –терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Арт –терапия позволяет ребёнку выразить своё состояние через рисунок, танец, сказку, игру. В творчестве дети не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют.
Арт- терапия – прекрасный способ выразить свои эмоции и чувства
В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.
Народное искусство, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку.
В результате фольклорной арт-терапии уходят тревожность, страх. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах.
В своих занятиях мы широко использовали все виды устного фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и игры).
Примеры потешек «Наш козёл стрекозёл», «Тень- тень – потететнь», «Как у нашего кота», «Пошёл котик на торжок», «Чики, чикалочки».
В устном народном творчестве сохранились особенности
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о
добре, красоте, правде, храбрости, верности. В пословицах и поговорках
высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Примеры: В ком есть стыд, в том и совесть.
Еле-еле душа в теле.
Речами тих, а сердцем лих.
Звону много, да толку мало.
Мал золотник, да дорог.
Народные музыкальные произведения в игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Доступное средство – песня.Даже наиболее простые из песен, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми, придают им особую притягательность.
Песни «Сени», «Во саду ли в огороде», «Пошла млада за водой», «Как на тоненький ледок», «Два гуся», «Метелица». Колыбельные «Люли, люли, люленьки», «Бай, да побай», «Ай, ту-ту».»Ай, качи, качи.»
Одно из направлений фольклорной арт-терапии, –народные игры.
В народных подвижных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, потешками.
Игры «Пирог», игра с платочками, «Карусели», игра с Козликом, «Золотые ворота», «Ленточка», «Клубок», «Растяпа».
Игровая деятельность способствует развитию умственной
деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и
волевой активности.
Значит, народное искусство обладает воспитательными
возможностями. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости,
хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги
обеспечивает эмоционально благополучие.
Использование фольклорной арт-терапии в работе с детьми
способствует развитию интеллекта, психических процессов,
эмоционально-волевой и познавательной сферы, позволяет
приобщать детей к духовной культуре своего народа.
Цель
Формирование бережного отношения к фольклорным традициям русского народа;
приобщение к народной культуре, формирование любви и интереса к «малой Родине» с использованием жанров фольклора;
формировать умение участвовать в совместной с другими детьми народной игре.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать словарный запас пословицами, поговорками, закличками, попевками; закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом. Формировать навыки выразительного пения. Формировать умение двигаться в хороводах.
Развивающие:
Знакомить детей с народными традициями и обычаями; расширять представление об искусстве, традициях и обычаях народов России, знакомить детей с народными песнями, плясками, поговорками, закличками, скороговорками, сказками и т.д.; расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие.
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Воспитательная:
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
(Психологически Фольклор способствует раскрепощению, социализации, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения. Через состояние единения, характерное для русского музыкального фольклора, осуществляется коррекция нежелательных черт личности, эффективные эмоциональные сбросы, которые оказывают качественное воздействие на тело и душу, создают ощущение равновесия, дают точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, эмоциональную устойчивость. )
Новизной и отличительной особенностью нашего самообразования является приобщение детей к творческой деятельности. Создание педагогами игровых миниатюр, инсценировок, народных фольклорных развлечений.
Актуальность
Ребенок, введенный в фольклор, - это маленький человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям в окружающем мире, в жизни, откликающийся на горе и радость окружающих его людей, принимающий и понимающий образный язык художественного воплощения действительности, способный дотронуться до опыта предков. Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего его исследователя Г. С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Это все те же «потребности», которые являются главными и в современной педагогике, - забота о физическом, умственном, нравственном воспитании ребенка, то есть забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция.
Август – сентябрь 2023 года вместе с педагогом дополнительного образования по ИЗО деятельности Светланой Карапетовной проработали и подобрали соответствующий материал по приобщению детей к русской народной культуре через АРТ терапию по теме к нашему самообразованию. Наша разработка стала эксперементальным опытом по народному творчеству в сочетании с фольклором. И пригласили участвовать в наших увлекательных занятиях детей средней группы №3. Воспитатели и воспитанники с энтузиазмом, с надеждой на новое и интересное откликались всегда в наших интерактивных занятиях. Все с удовольствием слушали, подпевали, декламировали русские народные песни, потешки, поговорки, заклички. Занимались творчеством лепили, мастерили, расписывали, мотали, катали, готовили.
Первое мы педагоги стали для детей жителями русской деревни со своим говором, обычаями….Хозяюшки встречали детей на занятиях в русских народных костюмах, дети были погружены непосредственно в обстановку народного быта, традиций.
Были участниками историй, которые мы им предлагали. Каждый раз это была тщательная подготовка: помещение, атрибуты, творческий и музыкальный материал. На интерактивных занятиях дети знакомились с русской избой, домашней утварью, бытом, убранством. Дети знают, что такое улица, ставни, конёк, прялка, веретено, корыто, печь, ухват, чугунок, могут замесить тесто, и напечь вкусных пирогов с ягодами….. что растёт на огороде и чем там работают, где живут животные, как они важны, Как собирали урожай, пряли пряжу, как и чем вяжут. Как убирали в домах, качали малышей в люльке. Умеют слушать колыбельные, играть в народные игры, петь потешки, пестушки, заклички, играть на русских шумовых инструментах.
Каждый раз это была живая история, а значит можно говорить, что мы педагоги создавали театральное действие, где главными героями были дети.
Театр –игра «Живая сказка».
1 Занятие «Приходите в гости к нам»
2 Занятие «Бабушка в гостях у Хозяюшек»
3 Занятие «Зимовье зверей»
4 Занятие «Скоморох и балалайка»
5 Занятие «Домик для лисички»
6 Занятие «Работа в избе»
к 1" /к 1" /к 2" /к 1" /к 1" /к 1" /к 1" />
к 1" /к 2" /к 1" /к 1" /к 1" /к 2" /к 2" /к 2" /к 1" /к 2" /к 2" /к 4" /к 2" /к 2" /к 1" /к 1" /к 2" /к 2" /к 1" /к 2" /к 1" /к 2" /к 1" /к 1" /к 2" /к 1" /к 1" /к 1" /к 2" /к 2" /к 1" /