ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К РУСКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Кочерова Наталья Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского муниципального округа Тамбовской области, Россия
Аннотация.Статья посвящена проблеме приобщения учащихся к русской народной культуре и народным традициям в системе дополнительного образования через исполнительство на русских народных инструментах. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию культуры своего народа и его традиций.
Ключевые слова: оркестр русских народных инструментов, русские народные инструменты, народные традиции, русская народная культура, коллективное музицирование, дополнительное образование.
На современном этапе системе дополнительного образования отводится важная роль в приобщении детей к русской народной культуре, знакомству с народными традициями. Изучение народных инструментов, знакомство с народной культурой способствует формированию у маленького человека национальное самосознание. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость и создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки.
Народная музыка и народные инструменты подготавливают учащихся пониманию культуры своего народа и его традиций. Музицирование на народных инструментах, поиск новых красок и сочетаний в их звучании – эти виды деятельности определяют познавательный, творческий и увлекательный характер процесса обучения и музыкального развития ребёнка.
В творческом объединении Оркестр русских народных инструментов обучение игре на русских народных инструментах (балалайка, домра, ударно-шумовые, свирель и другие) ведётся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей разноуровневой программе «Инструментальная палитра» (оркестр русских народных инструментов).
Работа педагога и деятельность учащихся в творческом объединении «Оркестр русских народных инструментов» направлена на сохранение и приумножение русской национальной культуры, народных традиций. Формирование познавательной активности учащихся происходит через синкретическую музыкальную деятельность (игра на ударно – шумовых инструментах, танцы, пение, ритм, движение, игра). Синкретическая музыкальная деятельность – это не только обучение на шумовых и оркестровых народных инструментах, но и получение опыта переживания радости и сопереживания.
Творческая деятельность учащихся первого года обучения основывается на игре, фантазии, импровизации, пении, ритмике, исполнительство на ударно- шумовых инструментах. Проведение занятий в форме игры, способствует созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Каждый вид деятельности плавно переходит один в другой. Практика работы с оркестром показывает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для восприятия народной музыки и приобретению первичных навыков игры в оркестре, развитию слуха, ритма. У детей младшего школьного возраста лучше развито осязательное восприятие. Именно поэтому данный возраст наиболее подходит для активного вовлечения детей в знакомство с национальными музыкальными инструментами. Возможность, прикоснуться к инструменту, попробовать воспроизвести звук, послушать звучание инструмента в руках профессиональных музыкантов – является важным моментом в жизни ребёнка. Философ, богослов В.В. Зеньковский почти сто лет назад писал, что эстетическая жизнь ребёнка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы форме ни было оно, привлекает и увлекает дитя [3,с.201].
Одним из элементов приобщения к народной культуре и воспитание музыканта в оркестре народных инструментов является правильно подобранный репертуар. Изучаемый репертуар разнообразный: это произведение различных направлений, жанров, стилей. Программой предусмотрено знакомство и изучение народной музыки, фольклора, классики, произведений современных авторов.
Народная музыка, обработки народных песен, составляют основную часть репертуара оркестра русских народных инструментов. Образовательная деятельность и репертуарная политика направлена на формирование мотиваций к занятиям в оркестре. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения основ музыкального искусства. Формирование интереса к народному творчеству следует начинать как можно раньше. В.А.Сухомлинский писал: «Человек, который не знает родной музыки, не может быть настоящим патриотом своей Родины [5,с.45]… В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития и воспитания учащихся.
Легкие обработки русских народных песен («Во поле береза стояла», «Во саду ли огороду», «Ах вы, сени», «Коробейники») позволяет учащимся 7 - 9 лет познакомиться с народным песенно - инструментальным творчеством. Простая аранжировка музыкальных произведений дает возможность учащимся не только сольно исполнить на музыкальном инструменте (балалайка, домра, металлофон), но и участвовать в составе ансамбля, оркестра. Учащимся второго и последующих годов обучения подбирается репертуар, соответствующий их возрасту, технической подготовленности. Разнообразие репертуара (обработки народных песен современными авторами, классика, произведения военной тематики, фольклор) помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, даёт высокие ориентиры в жизни и углубляет чувства патриотизма, любви к родине, своей родной культуре.
Учащимся творческого объединения Оркестр русских народных инструментов нравиться исполнять частушки на различную тематику. Дети на занятиях знакомятся с народной частушкой, манерой и стилистикой исполнения. Результатом работы является успешное выступление детей на ежегодном межмуниципальном фестивале «Птица на ладони» и различных концертных мероприятиях. Учащиеся в составе ансамбля «Игрунчики» исполняют частушки, аккомпанируя на ударно- шумовых инструментах. Ансамбль отмечен грамотами и дипломами.
Творческий коллектив учащихся оркестра русских народных инструментов – коллектив не только разного возраста, но и разного уровня подготовки, разных годов обучения. Это определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях и различных форм индивидуального сопровождения и взаимообучения. При такой организации учебно-воспитательного процесса разучивание нового произведения на сводных и репетиционных занятиях предполагает разный характер заданий для каждой группы учащихся в зависимости от возраста, уровня освоения программы и индивидуальных особенностей (разноуровневый подход).
При знакомстве с новым репертуаром в группах третьего и четвертого года обучения на занятии активно применяется технология Теория Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ), автор Альтшуллер Г.С. Данная технология позволяет сочетать познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволило решать учащимся творческие и социальные задачи. Применяемые методические приемы – эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск, позволило получить следующие результаты. Коллективные значимые достижения это призовые места на региональном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция» 2021год, Диплом II степени в номинации «ансамбли народной музыки» ансамбль русских народных инструментов «Сувенир». 2023 год – ДипломI степени, ансамбль русских народных инструментов «Сувенир». Ансамбль выступил с программой, состоящей из обработок русских народных песен. Региональный детско-юношеский музыкальный фестиваль – конкурс «За други своя», номинация «инструментальное искусство» Диплом III степени – Ви Александр (баян) 2021год. 2023 год Диплом II степени ансамбль народных инструментов «Сувенир». Учащиеся творческого объединения активно принимают участие в культурно- просветительских мероприятиях Дома детского творчества, муниципалитета, конкурсных мероприятиях. Это народные гуляния «Широкая масленица», концерт – лекция «Русские народные инструменты», представление коллективного творческого проекта «Народно-инструментальное творчество Первомайского района». В творческом объединении «Оркестр русских народных инструментов» дети не только играют на музыкальных инструментах, но и проявляют свои способности в вокальном творчестве. Песня «Чудо балалайка» музыка и слова З.Роот, удачно прозвучала в исполнении солиста оркестра Сухарева Глеба на концертных мероприятиях.
Важную роль в приобщении учащихся к русскому народному творчестве, народной культуре является знакомство и творческие встречи с преподавателями Первомайской Детской школы искусств, музыкальными работниками Центрального Дома культуры, музыкантами ТПМИ им. С.В.Рахманинова, молодёжным фольклорным ансамблем «Берегиня» под руководством Т. Друцкой. Оркестр русских народных инструментов «Россияне», под руководством заслуженного деятеля искусств Ю.Храмова, является эталоном исполнительства и пропаганды русской народной культуры.
Таким образом, игра на русских народных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности учащихся. В произведениях народного творчества заложен большой воспитательный и развивающий потенциал, который раскрывается в ходе обучения детей.
Народная культура, инструментальная, вокальная, может служить одним средством приобщения учащихся к народным традициям и представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования нравственно – эстетических ценностей.
Список литературы:
Монографии, диссертации:
1.Пинягина И.Ю. Роль классической музыки в формировании личности: Уфа, 2014.150
Статьи из журнала, сборника:
2.Возрастная и педагогическая психология под редакцией М.В. Гамезо –М., 1983.
3.Зеньковский. В.В. Психология детства.
Зеньковский, В.В.- Екатеринбург: Academia, 1995.-352 с.
4.Каргин А.Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. 3-е изд.-М.:Музыка, 1987-160с.
5.Сухомлинский В.Воспитание личности в советской школе.- Киев, 1965.- 213с.
Информационные ресурсы:
1.http://vestnik68.ru/201805225732/glavnaya/v-ilovay-dmitrievskom-filiale-pervomayskoy-shkoly-sostoyalsya-vecher-pamyati-imperatorskoy-semi-uchastie-v-kotorom-prinyal-episkop-michurinskiy-i-morshanskiy-germogen.html
2.https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-razvivayuschiy-i-obrazovatelnyy-potentsial-narodnyh-muzykalnyh-instrumentov/viewer
3.http://vestnik68.ru/201805185713/glavnaya/segodnya-v-pervom-korpuse-pervomayskoy-shkoly-torzhestvenno-provodili-v-armiyu-pervomayskih-prizyvnikov.htm
RIOBSHCHENIYe UCHASHCHIKHSYA K RUSKOY NARODNOY KUL'TURE CHEREZ ISPOLNITEL'STVO NA RUSSKIKH NARODNYKH INSTRUMENTAKH
Kocherova Natal'ya Ivanovna
Munitsipal'noye byudzhetnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye dopolnitel'nogo obrazovaniya «Dom detskogo tvorchestva» Pervomayskogo rayona Tambovskoy oblasti, Rossiya
Annotatsiya. Stat'ya posvyashchena probleme priobshcheniya uchashchikhsya k russkoy narodnoy kul'ture i narodnym traditsiyam v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya cherez ispolnitel'stvo na russkikh narodnykh instrumentakh. Narodnaya muzyka i narodnyye instrumenty podgotavlivayut detey k ponimaniyu kul'tury svoyego naroda i yego traditsiy.
Klyuchevyye slova: orkestr russkikh narodnykh instrumentov, russkiye narodnyye instrumenty, narodnyye traditsii, russkaya narodnaya kul'tura, kollektivnoye muzitsirovaniye, dopolnitel'noye obrazovaniye