Выступление О. Б Васильевой, учителя начальных классов ОБОУ ЦДО «Новые технологии»,
на семинаре-практикуме «Повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности» от 14 декабря 2017 года по вопросу:
« Приёмы повышающие учебную мотивацию на уроках в начальной школе»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рассказывать о приемах повышающих учебную мотивацию на уроках в начальной школе, которые были апробированы мною и вызвали интерес и активность на уроках со стороны обучающихся.
Начальная школа-это особый мир, где должны быть созданы благоприятные условия для развития детей.
Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научить их понимать и оценивать окружающий мир, свои знания, своё место в этом мире.»
Учение должно быть радостным и интересным, а не только долгом, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.
Для младшего школьного возраста характерны яркость, непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Игры на уроках позволяют воссоздать привычную атмосферу, моделируя игровую ситуацию, можно предусмотреть возможность самоопределения ребёнка.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
-помогает снять чувство усталости;
-раскрывает способности детей, их индивидуальность;
-усиливает непроизвольное запоминание
Для заинтересованности обучающихся игровая технология– самая актуальная в начальной школе. Первые годы обучения является стартовыми и крайне важными для формирования универсальных учебных действий, в это время происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках русского языка я использую следующие упражнения :
Задание “Найди загадочное слово”
Один из участников (учитель или обучающийся) загадывает слово, но сообщает только первую букву (звук). Второй участник задает вопросы. Например: “Это то, что находится в доме?”; “Этот предмет оранжевого цвета?”; “Используется ли этот предмет в перевозке грузов?”; “Это не животное?”. Тот кто загадал слово, отвечает “да”, “нет”.
Задание формирует умение задавать вопросы и готовит детей к работе над проектами
Для развития умения классифицировать
“Четвертый лишний”, тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, активный словарь. Дети закрепляют умение группировать и классифицировать предметы используя игровые упражнения.
“Продолжи ряд”Целью является умение устанавливать связи между предметами и расположением их в определённой последовательности. В дальнейшем на основе этой игры можно отрабатывать различные навыки на уроках в игровой форме
«Лесенка», «Начинай с Ч», сочетание гласных с шипящими согласными
«Лесенка», «Начинай с К», звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова
«Вставь гласную», «Словарные слова», сюда же входят кроссворды
«Прочитай имена», большая буква в именах собственных
«Открой окошко», «Вставь подходящий предлог»
«Поставь точку», «Составь из слов предложение», «Дом»
“Найди предметы и явления, которые можно поделить надвое”,развивает умение классифицировать
Это лишь малая часть из того, что я применяю на уроках русского языка для учебной мотивации. Приемов масса, и конечно учителя с ними знакомы.
Помимо различных дидактических игр я использую на уроках различные компьютерные сервисы. Работу в одном из них хочу показать Вам в видеофрагментах уроков математики и русского языка. Вы конечно легко узнаете игры «Как стать миллионером?», « Раздели слова на группы или разложи в корзинки», «Математический диктант на экране». Они интересны детям тем, что есть возможность активно участвовать в процессе изучения материала, самостоятельно выполнять упражнения и видеть результат своей деятельности
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТОВ УРОКОВ
Подобная работа интересна обучающимся и они сами создают упражнения и предлагают выполнить их мне и одноклассникам.
Таким образом развитие познавательной мотивации младших школьников будет проходит эффективнее если:
·включать детей в дидактическую игру в процессе учебной деятельности;
·формировать положительное отношение к учению, школе.
формировать позицию школьника.
·развивать познавательные интересы к процессу и содержанию учебной деятельности.
Выступление хочу закончить словами Л. Н. Толстого
«Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».