Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 35».
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Круговорот воды в природе»
Авторы проекта:
Ковалева Тамара Ивановна
Бельтюкова Наталья Леонидовна
Белослудцева Татьяна Алексеевна
Пермь, 2023г.
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Круговорот воды в природе»
Актуальность проекта:
Проблема ухудшения экологической обстановки в современном мире требует от людей понимания сложившейся ситуации и бережного отношения к природе. Загрязнение почвы, воды и воздуха, вырубка лесов, нецелесообразное пользование природными ресурсами – все это ведет к резкому ухудшению не только природы в целом, но и ухудшению здоровья каждого человека, в частности.
Экологическое воспитание - это долгий путь формирования правильного отношения к природе. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Сегодня особенно необходимо формировать у детей навыки бережного отношения к природе, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема: изучить круговорот воды в природе.
Вид проекта по предметно-содержательной области:межпредметный (интегрированный) проект.
Вид проекта по доминирующей детской деятельности: информационно-практический
Виды проектов по количеству участников: коллективный проект
Длительность реализации проекта: среднесрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители
Цель: расширять представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи:
- исследовать круговорот воды в природе (объяснить этапы круговорота воды в природе);
- закрепить знания о различных состояниях воды в природе;
- проводить вместе с детьми простые эксперименты с водой;
- воспитывать бережное отношение к водоемам, природе в целом;
- формировать грамотное экологическое поведение в природе.
Формы организации:индивидуальная, групповая, подгрупповая
Предполагаемый продукт проекта: систематизированный литературный и иллюстрированный материал по данной теме, театрализованная деятельность, макет
Ожидаемые результаты: В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируются представления о круговороте воды в природе; бережное и экономное отношение к водоемам, природе в целом. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту. У детей будут сформированы знания о различных состояниях воды в природе.
Предварительная работа:
- Наблюдения в природе;
- Беседа по теме вода;
- Чтение энциклопедии по данной теме
- Просмотр развивающих мультфильмов «Удивительный мир – что такое испарение!», «Круговорот воды в природе- путешествие капельки», «Капитошка»
- прослушивание аудио «В порту» и «Дельфины»
Этапы работы над проектом:
Мотивационный этап.
Проблемно-деятельностный этап.
Творческий этап.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Мотивационный этап | Проблемно-деятельностный этап | Творческий этап |
- разработка проекта постановка целей и проблемы, определение актуальности и значимости проекта; - выдвижение детьми гипотез и предположений по изучению поставленной проблемы; – подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; организация развивающей среды в группе - составить план мероприятий | – ознакомление детей с художественной литературой; - рассматривание иллюстраций, демонстрация компьютерный презентаций; - проведение бесед; − работа с родителя; − проведение занятий, опытов; − проведение итогового мероприятия; - запустить детские проекты (Какие бывают облака?) | – анализ результатов проекта − создание макета «Круговорот воды» |
Содержание мотивационного этапа:
Проблемная ситуация: Дети, наблюдая за снегопадом, с наводящими вопросами воспитателя, вспомнили о том, что дождь и снег - это разные состояния воды. В результате дальнейшей беседы о воде, дети проявили заинтересованность. Когда мы обратили внимание на сугробы, то дети спросили: «Куда исчезают сугробы?», «Куда делась лужа?», «Почему дождь и снег падает с неба?», «Как вода попадает на небо?», «Как дождь попал на небо?» поэтому был запущен проект в нашей группе «Что такое круговорот воды в природе». В связи с чем была поставлена цель и определены задачи проекта.
Содержание проблемно - деятельностного этапа
Занятие | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятель ная деятельность детей в РППС | Взаимодействие с родителями |
Познание «Вода. Круговорот воды в природе» Цель: расширить знания детей о воде, как об объекте неживой природы. Расширять знания о круговороте. Способствовать самостоятельным выводам о необходимости воды для всех живых существ на земле. Лепка «Подводный мир» Цель: учить детей изображать фигуры рыб, морских животных, передавая их характерные особенности. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение. Воспитывать аккуратность в выполнении работ. Рисование «Парусник» Цель: Учить поэтапному рисованию парусника. Развивать воображение, память. Конструирование из бумаги «Морские обитатели» Цель: продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога; отрабатывать навыки сгибания. Рисование с элементами аппликации. Создание коллажа «Круговорот воды в природе» (коллективная работа) Цель: создание коллективного рисунка, воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другим, доводить начатое дело до конца, аккуратность. | Сюжетно-ролевая игра «На корабле» Цель: Учить детей отражать в игре разнообразные сюжеты в жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле. Совершенствовать навыки общения со сверстниками. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки. Опыт «Круговорот воды в природе» (в пакете): простой эксперимент в пакете Цель: Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Чтение «Путешествие капельки воды»(сказка, сопровождающаяся иллюстрациями). Цель: объяснить этапы круговорота воды в природе, закрепить понятие об облаках, тучах, значении солнышка во всех состояниях воды. Дидактическая игра «Где живет вода?» Цель: расширить кругозор, знания об окружающем мире, научить бережно относится к природе. Узнать для чего нужна вода и в чем она содержится. Беседа «Закрути скорее кран, чтоб не вытек океан». Цель:Мотивировать на составление правил бережного отношения к воде. Игра «Замри». Цель: координация движений, развитие ловкости и быстроты. Чтение Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», Цель:Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев. «Как люди речку обидели»(Цель: показать, к чему приводят необдуманные действия человека; воспитывать бережное отношение к водоёмам, природе в целом; формировать грамотное экологическое поведение в природе). | Самостоятельная сюжетно-ролевая игра «На корабле» Самостоятельная деятельность дидактическая игра «Где живет вода?» Игра «Замри». Эксперимент: «Тонет – не тонет». Цель:мотивировать детей на поиск решения экспериментальным путем, делиться с другими детьми результатами своей поисковой деятельности. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. Заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. Привлечение родителей к работе по проекту Ознакомление с опытно-экспериментальной деятельностью по теме «Круговорот воды в природе». Беседы по проектной деятельности. Заучивание пословиц и загадок о воде. Укрепление детско-родительских отношений. Развивать память, логическое мышление Акция «Пять минут поэзии на ночь». Стихи о воде. Развивать память. Укрепление детско-родительских отношений. |
Творческий этап
Подведение итогов, анализ полученных результатов. Создание, совместно с детьми макетов «Аквариума» и «Круговорота воды в природе», создание коллажа по проекту.
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформировалось представления о круговороте воды в природе; сформировалось бережное и экономное отношение к водоемам, природе в целом. У детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту (задают вопросы природоведческого характера, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей сформированы знания о различных состояниях воды в природе.
Форма представления результатов:
Созданы альбомы: «Где прячется вода?», сказка «Путешествие капельки», «Вода», «Морские обитатели», «Аквалангист».
Составлена картотека экспериментов и опытов с водой.
Создание макета «Круговорот воды в природе»
Выставка творческих работ, рисунков, выполненных детьми «Парусник», лепка «Подводные обитатели» и создание аквариума.
Круговорот воды в природе: простой эксперимент в пакете
Пошаговая инструкция, как провести с детьми эксперимент, который наглядно покажет все этапы круговорота воды в природе. Этот эксперимент ребенок может провести как в детском саду, так и в домашних условиях.
Чтобы провести эксперимент "Круговорот воды в природе", понадобится:
пакет на застежке;
цветные маркеры;
вода;
синий пищевой краситель (по желанию);
скотч.
Пошаговая инструкция, как провести эксперимент
"Круговорот воды в природе"
Подогрейте воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводите до кипения.
Добавьте в воду синий краситель, чтобы у вас получилась «вода из океана».
Залейте подогретую воду в пакет и застегните его.
Подвесьте пакет вертикально на окне или двери, приклеив его скотчем. Главное — хорошо зафиксировать.
Когда вода начнет испаряться, ребенок увидит, как вверху пакета начнет собираться конденсат.
Через какое-то время капельки воды появятся внутри пакета. Когда они станут очень большими и тяжелыми, они, в конце концов, сползут вниз, как будто идет дождь. Обращаем внимание, что вода подкрашенная, но капли чистые, потому что испаряется чистая вода.
Это стадия возвращения воды обратно в море.
Если вода все еще теплая или если пакет висит на солнечной стороне, цикличность круговорота воды в нем будет продолжаться.
Свойства воды способны влиять на нашу среду обитания, поэтому знания и эксперименты, связанные с ней, очень полезны.
Так же и в реальной жизни. Вода испаряется с поверхности земли и образуются облака, а когда достаточное количество воды конденсируется и воздух не может ее больше удерживать, то вода выпадает в виде осадков снега или дождя. Благодаря такому простому наглядному эксперименту с водой ребенок сможет сам увидеть и понять, как происходит круговорот воды в природе на примере маленького пакета с жидкостью.
Сюжетно-ролевая игра «На корабле»
Цель: Учить детей отражать в игре разнообразные сюжеты в жизни и труде людей, закреплять знания о профессиях взрослых на корабле. Совершенствовать навыки общения со сверстниками. Научить детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки.