Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Коррекционное обучение
  3. Проект "НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ "

Проект "НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ "

Для многих людей компьютер стал частью образа жизни. В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники, поэтому данная тема является актуальной. Гипотеза проекта предполагает, если помочь себе соблюдать рекомендации по профилактике грамотного использования компьютерных технологий, то можно снизить факторы риска, влияющие на здоровье человека.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Коррекционное обучение

Категория

Коррекционное обучение
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА №38

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ

исследовательская работа

ФИО исполнителей:

Гиблова Василиса

ФИО руководителя:

учитель-дефектолог

Кузьмина Алина Станиславовна

Рязань 2023

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Влияние компьютера на здоровье человека 5

1.1 Влияние электромагнитного излучения 5

1.2 Компьютер и зрение 7

1.3 Заболевания, связанные с мышцами и суставами 10

1.4 Зависимостью от виртуальной реальности 13

1.5 Нервные расстройства, вызванные продолжительной работой за компьютером 18

1.6 Влияние на иммунную и эндокринную систему 19

Глава 2. Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером 21

2.1 Опрос учеников 21

2.2 Результаты опроса 22

2.3 Памятка «Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером» 30

2.4 Правила работы за компьютером 31

Заключение 32

Список литературы 34

Интернет-ресурсы 35

Приложение 36




ВВЕДЕНИЕ

ХХ век дал много «технических чудес». Сегодня почти в каждой семье имеется компьютер с доступом в Интернет. До сих пор среди пользователей персональных компьютеров, а также производителей компьютерной техники не существует единого мнения о том, вредно ли, и если да, то насколько вредно для человеческого организма общение с компьютером. С одной стороны, в массовой печати периодически появляются статьи, которые предупреждают о том, что компьютер едва ли не смертельно опасны. С другой стороны, встречаются подробные отчеты о том, каким образом та или иная компьютерная фирма добивается превращения своей продукции в безопасный для здоровья инструмент.

Для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники, поэтому данная тема актуальна.

Гипотеза:если помочь себе соблюдать рекомендации по профилактике грамотного использования компьютерных технологий, то можно снизить факторы риска, влияющие на здоровье человека.

Цель проекта: изучить и проанализировать информацию о воздействии компьютера на здоровье человека.

Для реализации поставленной цели, мы выявили следующие задачи.

Задачиисследования:

  • выявить вредные факторы влияния компьютера на здоровье человека;

  • провести опрос среди учеников 4-х классов на предмет знаний о влиянии современных компьютерных технологий на здоровье человека;

  • разработать памятку с рекомендациями по грамотному использованию компьютера и телефона;

Объектисследования: работа и времяпровождение человека за компьютерными гаджетами.

Предметисследования: влияние компьютерных технологий на здоровье человека.

Методы исследования: теоретические - изучение литературы по данному вопросу, работа в сети Интернет, коммуникация с целью научного поиска, эмпирические – эксперимент, наблюдение, моделирование.

Практическая значимость исследования заключается в возможности расширить и обобщить знания по теме исследования, применении мер предосторожности и профилактики заболеваний при работе с компьютерными технологиями, представленными в буклете.

ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Влияние электромагнитного излучения

Даже сейчас есть люди, считающие, что компьютер — это абсолютно безвредно. Но для профессионалов, работающих по 6-12 часов в день, все обстоит намного сложнее. Специалисты в области безопасности электронного оборудования утверждают, что нахождение в поле положительно заряженных ионов (а именно такое поле и представляет собой зона перед экраном дисплея на электронно-лучевой трубке), несомненно, связано с вредом для здоровья человека. Дело в том, что положительное электростатическое поле от высокого напряжения на трубке как бы «высасывает» из пространства между пользователем компьютера и экраном компьютерного монитора все отрицательные ионы, что приводит к насыщению данной области положительными ионами воздуха, пыли и дыма. Такая ситуация наносит довольно чувствительный вред слизистой глаз, носоглотки, а также коже рук, что приводит к появлению таких типичных жалоб, как «сохнет горло» и «сохнет кожа».

Итак, давайте рассмотрим воздействие компьютера на человека. Для примера возьмем наиболее распространенную конфигурацию: компьютер и монитор на электронно-лучевой трубке.

Компьютеры создают электромагнитные излучения широкого спектра: рентгеновское, ультрафиолетовое, высокочастотное (10 - 300 МГц), низкочастотное (5 Гц - 300 кГц) и электростатическое поле.

При этом следует отметить следующее:

- рентгеновское излучение экрана монитора ничтожно;

- ультрафиолетовое излучение монитора, измеренное для ряда образцов, при длине волны 0,32 мкм не превышало 200 мкВт/см2 при гигиеническом нормативе 1000 мкВт/см2, что в несколько раз ниже, чем интенсивность солнечного ультрафиолета в облачный день. Однако необходимо учитывать, что для излучения с длиной волны менее 0,3 мкм нормативы становятся в 1000 раз меньше (т.е. излучение намного опаснее) и в принципе какая-то доза такого излучения может воздействовать на пользователя. Хотя стекло монитора должно отсекать ультрафиолетовое излучение короче 0,3 мкм, эффективной защитой может служить компьютерный фильтр, не пропускающий излучение с длиной волны менее 0,36 - 0,4 мкм;

- в высокочастотной области (10-300 МГц) генерируемые монитором электрические поля не превышают 0,01 В/м при нормативе 10 - 80 В/м; опасность представляют магнитные поля;

- результаты измерений, многократно проводившиеся для различных марок мониторов, показывают, что в непосредственной близости от монитора напряженности низкочастотного (3 - 300 кГц) электрического поля не превышают 5 В/м при гигиенических нормативах в различных в странах 50-500 В/м. В настоящее время не существует убедительных доказательств, что подобные воздействия могут нанести вред здоровью человека, однако опасность представляют магнитные поля и излучения более низких частот;

- напряженность электростатического поля, создаваемого высоковольтным источником питания кинескопа, в 30 см от монитора может достигать значений 20 - 30 кВ/м и превышать существующий норматив 20 кВ/м.

Главную опасность для пользователей представляют электромагнитное излучение монитора в диапазоне частот 20 Гц - 300 МГц и статический электрический заряд на экране. Уровень этих полей в зоне размещения пользователя обычно превышает биологически опасный уровень. Электромагнитное излучение распространяется во всех направлениях и оказывает воздействие не только на пользователя, но и на окружающих (до 5 м от монитора).

В быту встречается множество источников электромагнитных полей - телевизор, микроволновая печь. Компьютер является самым опасным из них потому, что человек проводит длительное время в непосредственной близости от него. Еще недавно все говорили, что дистанция между человеком и телевизором должна равняться шести диагоналям кинескопа, но с появлением компьютеров об этом мгновенно забыли.

Хорошо сконструированный компьютерный фильтр может заметно уменьшить электростатическое поле, если у фильтра существует заземленное проводящее покрытие.

1.2 Компьютер и зрение

Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, что выработалось в процессе эволюции. Экранное же изображение самосветящееся, имеет значительно меньший контраст, состоит из дискретных точек - пикселей. Утомление глаз вызывает мерцание экрана, блики, неоптимальное сочетание цветов в поле зрения.

В чем разницамеждучтением с бумажногоносителя и чтением с экрана монитора? Основными различиями являются:

- при работе с дисплеем пользователь ПК зависит от положения дисплея, а при чтении с бумажного носителя можно легко изменить положение листа, для наиболее комфортного восприятия информации;

- экран является источником света, относится к приборам активного контраста, при чтении с бумажного носителя пользователь имеет дело с отраженным светом, т.е. с пассивным контрастом. Пассивный контраст в меньшей степени зависит от интенсивности освещения и угла падения светового потока на бумагу;

- информация на бумаге остается неизменной, а на экране монитора периодически обновляется вследствие сканирования электронного луча по поверхности экрана.

- монитор надолго приковывает к себе внимание оператора, что является причиной длительной неподвижности глазных и внутриглазных мышц, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. Это приводит к их ослаблению;

- длительная работа с персональным компьютером требует повышенной сосредоточенности, что приводит к большим нагрузкам на зрительную систему.

Следовательно, рассматривать чтение печатной продукции и чтение информации с экрана монитора значительно различаются.

Косновным факторам,отрицательновлияющимна зрение при работе с монитором, можно отнести:

- неправильно настроенная четкость и резкость изображения;

- неправильно настроенная яркость;

- мерцание изображения;

- наличие бликов.

Поэтому необходимо тщательно изучить возможности монитора и использовать их для максимально правильной настройки монитора.

Блики относятся к факторам, которые очень сильно мешают воспринимать информацию с экрана монитора. Они заставляют неосознанно менять положение головы и корпуса, напрягать зрение, чтобы прочесть нужную информацию на экране. При этом глаза испытывают дополнительное напряжение, происходит увеличение нагрузки на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрой утомляемости всего организма.

Блики создает любой пучок света, отраженный экраном дисплея и попавший на оболочку глаза. Их источниками могут быть расположенные напротив монитора яркие поверхности, светлое оборудование, осветительные приборы, не зашторенные окна, часто — светлая одежда пользователя. Блики тем заметнее и тем сильнее снижают контрастность изображения, чем выше коэффициент зеркального отражения экрана. В ряде случаев текст может стать фактически нечитаемым.

Приведенные выше особенности изображений на экране дисплея, а также характера работы пользователя в значительной мере влияют на степень утомляемости зрительного аппарата. Поэтому ведущие производители мониторов постоянно ведут работу по совершенствованию характеристик своих изделий не только с цепью достижения новых технических возможностей отображения информации, но и для создания максимально комфортных и безопасных условий труда пользователей ПК.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название "Компьютерный зрительный синдром". Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места.

По данным итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз - 48 %, зуд - 41, боли - 9, потемнение в глазах - 2,5, двоение - 0,2 %. При этом отмечались объективные изменения: снижение остроты зрения - 34 %, бинокулярного зрения - 49 %. В то же время в результате длительной работы очень велик риск появления, или прогрессивности уже имеющейся, близорукости.

Ухудшение зрения может быть последствием чрезмерной работы за компьютером. Его сопровождают головные боли, нарушение сна и потеря аппетита. Ухудшение зрения может появляться не только из-за долгой работы за компьютером, но и из-за неправильно организованного рабочего места, подобранных цветов, чрезмерной яркости экрана и других факторов. Для того чтобы избежать таких последствий нужно правильно организовать своё рабочее место: обеспечить равномерное освещение, выбирать не раздражающие цвета для оформления, приобрести качественный монитор, завести на столе небольшое комнатное растение, вы непроизвольно будете отвлекаться на цветок, при этом ваши глаза будут отдыхать. Помимо этого, нужно выполнять упражнения для глаз.

Развивающийся компьютерный зрительный синдром — это комплекс зрительных и глазных симптомов, связанных с работой глаз на близком расстоянии, которые возникают во время применения компьютера или связаны с этим.

Его симптомы делятся на 2 группы: оптические и физические.

Коптическим относятся снижение остроты зрения, замедляется перефокусировка с дальних предметов на ближних и наоборот, двоение в глазах, быстрое утомление при чтении.

Кфизическим - жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз и покраснение глазных яблок.

В качестве профилактического средства совершенно не лишним является использование очков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность. А также для профилактикикомпьютерногосиндрома или для борьбы с ним нужно выполнять несколько нехитрых правил:

- посещайте офтальмолога, ни в коем случае не занимайтесь самолечением, это может усугубить ситуацию;

- используйте капли для глаз, замещающие слезу;

- ограничьте работу за компьютером не больше 4 часов;

- делайте через каждые 20-30 минут небольшие перерывы.

1.3 Заболевания, связанные с мышцами и суставами

Еще одна опасность, связанная с компьютером косвенно, это малоподвижный образ жизни. Люди, чья работа связана с компьютером, вынуждены проводить перед ним достаточно много времени ежедневно на протяжении иногда даже более 12 часов, конечно, такое долгое пребывание в сидячем положении не может не сказаться на опорно-двигательном аппарате человека, на скелете и мышцах. Часто, люди, работающие за компьютером, просто напросто забывают обо всех физических нагрузках, за ненадобностью, в результате чего мышцы ослабевают без работы, от долго пребывания в одном положении затекают, становятся вялыми и дряблыми. Часто болят кости, особенно жалуются на боли в спине и пояснице. Постоянное сидение это нагрузка на позвоночник, нередко у людей ведущих такой образ жизни бывает искривление позвоночника, истончение костной ткани, артрит суставов и множество других вытекающих отсюда заболеваний.

Основнымизаболеваниями являются: остеохондроз и искривленияпозвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, также стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника. Одной из причин развития такого заболевания является несоблюдение правильной осанки, как во время работы за столом, так и при ходьбе и т.д. Таким образом, ребёнок, который и в школе за партой, и дома за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Необходимо так же отметить то, что искривление позвоночника не только делает человека не привлекательным, но и может в последствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.

Остеохондроз – заболевание, при котором происходит разрушения межпозвонковых дисков, которое может привести к грыже диска (выпячиванию его в какую-либо сторону). Грыжа диска может повредить как спинной мозг, так и нервные отростки, отходящие от него. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными: от болей в спине, конечностях и внутренних органах, до паралича конечностей и смерти.

Остеохондроз может начать развиваться как в юности, так и в более позднем возрасте, хотя чаще поражает пожилых людей. Одной из основных причин развития остеохондроза является недостаточное питание межпозвонковых дисков, это может быть вызвано разными причинами, однако главная из них – дистрофия мышц спины, с помощью которых и осуществляется обмен веществ в дисках. Таким образом, человек, ведущий в основном сидячий образ жизни, и никак не укрепляющий мышцы спины, вполне может уже иметь остеохондроз. Признаками наличия этого заболевания могут быть: боли или чувство дискомфорта в спине, боли в голове, конечностях или нарушение работы внутренних органов.

Если долго, сутулясь, сидеть в одной позе, в мышцах спины появляется напряжение, застой крови, и, как следствие, - отек и воспаление. И все это не остеохондроз, а мышечная блокада, так как такие мышцы сдавливают нервы, которые выходят из спинного мозга в позвоночнике, вызывая боль и нарушение чувствительности. Если сдавливанию подверглись нервы, выходящие из шейного отдела позвоночника, то болеть и неметь будут шея, плечи, руки, а если - из пояснично-крестцового, то, соответственно, средоточием неприятностей станут поясница и ноги.

При длительной работе за компьютером позвоночник изнашивается в 2 раза быстрее, чем при подвижном образе жизни. Это является последствием перегрузки, которую испытывают межпозвоночные диски.

Чтобы избежать этих последствий, нужно установить центр монитора на уровне глаз, а клавиатуру на уровне талии, также нужно подобрать удобное кресло или приобрести ортопедическую спинку и прерывать работу каждые 2 часа на 10-15 минут.

Чтобыуменьшитьвред компьютера для опорно-двигательного аппарата, достаточно регулярно прерываться, вставать и в течение нескольких минут делать несложные упражнения, например приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи, можно производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и разжимать кулаки и т.п. упражнения, которым нас учили в детстве, когда заставляли делать зарядку.

Еще одна очень распространенная проблема — это так называемый "туннельный синдром запястья", который появляется вследствие повреждения срединного нерва, который проходит между сухожилиями. Он нередко поражает людей, чья работа связана с однообразными движениями руками, в том числе и людей, работающих за компьютером, и проявляется у чаще у людей более старшего возраста в виде мучительных болей в руках, так же бывают случае заболевания и молодых людей и даже детей, долгое время проводящих за компьютером.

Неподвижная напряженная поза в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развивается мышечная слабость и происходит изменение формы позвоночника. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Длительная интенсивная работа приводит к развитиютуннельного синдрома. Например, время восстановления трудоспособности при переломе руки равно 19 дней, при ампутации 21 день, а при туннельном синдроме запястного канала 32 дня.

Следует помнить, что всё хорошо в меру, хоть компьютер вещь и полезная, но вред компьютера может быть больше, чем польза, поэтому не увлекайтесь им в ущерб себе и не забывайте о том, что Ваше здоровье, в любом случае, важнее.

1.4 Зависимостью от виртуальной реальности

"Что наша жизнь? Игра!" - сказал когда-то Шекспир. Знал ли великий драматург, что уже через несколько столетий капиталисты перевернут эту фразу, и Игра будет сравниваться с Жизнью, а не наоборот? Сегодня миллионы людей добровольно заточают себя в матрицы компьютерных игр, приковав себя к клавиатурам зависимостью от виртуальной реальности. Увлеченные захватывающими фэнтезийными сражениями, жертвы зависимости живут в игре, оставляя в нашем мире лишь сгорбленное, ожиревшее тело. Иногда его системы жизнеобеспечения отказывают во время очередного сеанса компьютерных развлечений, и человек умирает. А тем временем безжалостная машина игровой индустрии пожинает на загубленных душах миллиардные прибыли, производя все более совершенные "заменители реальности". Геймер (так называют зависимого от компьютерных игр) уходит в виртуальные миры, откуда возвращаются лишь единицы.

Из всех зависимостей самой сильной являетсяпсихологическая. Когда не остается сил бороться с чем-то, единственная возможность для труса - убежать от проблемы. Отвернуться от реальности. Увязший в придуманных мирах человек теряет фундаментальные инстинкты: осознание пространства и времени, жизни и смерти. Мораль и навыки общения с людьми остаются далеко позади, но кому до этого есть дело, когда в игре можно чувствовать себя сильным, геройствовать, в случаи неудач переигрывая неприятные моменты. Мерцание монитора согревает забитую душу, унося ее в мир грез. И чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, а в кровь выбрасывается адреналин - само по себе вещество, заставляющее работать участки мозга, ответственные за удовольствие. В обычных ситуациях этот гормон "подстегивает" организм, заставляя нас делать все "быстрее, выше, сильнее", а сам разрушается при движении. Но в крови сидящего тела он застаивается, разрушая нервную систему. Как результат -неврастения и непоправимые изменения в работе мозга.

Сознание начинает существовать уже "по ту сторону экрана". Чем увлечённее играет геймер, тем меньше он реагирует на внешние раздражители. Необходимость есть и спать подменяются нуждой убийства виртуальных монстров, а разум человека перестает слышать естественные сигналы организма. В результате - дисфункция сердечно-сосудистой системы, истощение организма, потеря сознания и омертвение тканей. Человек медленно умирает, сам этого не осознавая.

Особенно сложная ситуация с геймерской зависимостью обстоит в России, где процветает компьютерное "пиратство". Игры легко доступны, а население недостаточно образованно, чтобы оценить исходящую от них опасность. Чаще всего жертвами виртуальной реальности в нашей стране становятся дети и подростки - родители поощряют виртуальные приключения своих отпрысков, наивно думая, что это лучше дурной компании в подворотнях. Увы, учат убивать как раз компьютерные стрелялки. Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром.

Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения. К примеру, недавно проведенные в Китае исследования выявили, что больше времени в Интернете проводят пенсионеры и домохозяйки, нежели школьники или студенты.

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность.

У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и огромные расходы на оплату услуг провайдера.

Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса онлайн;

- увеличение времени, проводимого онлайн;

- увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.

Кибераддикция – зависимость от компьютерных игр.

Психологи выделяют следующую классификациюкомпьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

- Игры с видом "из глаз" компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.

- Игры с видом извне на "своего" компьютерного героя. Иногда их называют "квесты". Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель "своего" персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

- Стратегические игры. Они же "руководительские": играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру "с головой" больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом, реализуют свою потребность в доминировании и власти.

2. Не ролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости, и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, "прохождение" игры или набор очков.

- Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.

- Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.

- Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

- Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Лечение компьютерной зависимости – сложная проблема, которая требует согласованной работы специалистов различных областей медицины. Главную роль в лечении компьютерной зависимости играет социальная реадаптация пациента, которая возможна только при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов.

1.5 Нервные расстройства, вызванные продолжительной работой

за компьютером


Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно влияет на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого никогда не зависал компьютер с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими-либо программами и т.д.

Причём по результатам исследований, стрессовые ситуации, связанные с компьютером, а особенно, с Интернетом приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы получаем или психическую неуравновешенность, или алкоголизм или всё вместе.

Психика ребенка подвержена существенным изменениям, так как для некоторых детей компьютер может стать своего рода наркотиком – они пренебрегают общением с родными и друзьями, прогулками на свежем воздухе ради вечера наедине с бездушной машиной. Чрезмерное увлечение военизированными остросюжетными играми приводит к агрессивному и безжалостному поведению ребенка, нарушению сна и невротическим расстройствам.

Есть данные, что постоянные пользователи ПК чаще и в большей степени подвергаются психологическим стрессам, функциональным нарушениям центральной нервной системы, болезням сердечно-сосудистой системы. По результатам исследований можно сделать выводы и о вероятности гормональных сдвигов и нарушений иммунного статуса человека.

На фоне этого медицинские круги выявили новый тип заболевания – синдромкомпьютерного стресса.

Профилактика нервных расстройств:

1. Постараться сделать так, чтобы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например, структурировать информацию, для того чтобы её было легко найти, чаще чистить мышку, чтобы не вызывал раздражения непослушный курсор и т.д.

2. В Интернете: не ждите долго загрузки страницы, посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом

3. Как можно чаще прерывать работу с компьютером, по возможности проводить больше времени на улице

1.6 Влияние на иммунную и эндокринную систему

В настоящее время накоплено достаточно данных, указывающих на отрицательное влияние электромагнитного поля на иммунологическую реактивность организма. Результаты исследований ученых России дают основание считать, что при воздействии электромагнитного поля нарушаются процессы иммуногенеза, чаще в сторону их угнетения. Установлено также, что у животных, облученных электромагнитным полем, изменяется характер инфекционного процесса - течение инфекционного процесса отягощается.

Возникновение аутоиммунитета связывают не столько с изменением антигенной структуры тканей, сколько с патологией иммунной системы, в результате чего она реагирует против нормальных тканевых антигенов. Влияние электромагнитного поля высоких интенсивностей на иммунную систему организма проявляется в угнетающем эффекте на Т-систему клеточного иммунитета. Электромагнитное поле может способствовать неспецифическому угнетению иммуногенеза, усилению образования антител к тканям плода и стимуляции аутоиммунной реакции в организме беременной самки.

В работах ученых России еще в 60-е годы в трактовке механизма функциональных нарушений при воздействии электромагнитного поля ведущее место отводилось изменениям в гипофиз-надпочечниковой системе. Исследования показали, что при действии электромагнитного поля, как правило, происходила стимуляция гипофизарно-адреналиновой системы, что сопровождалось увеличением содержания адреналина в крови, активацией процессов свертывания крови. Было признано, что одной из систем, рано и закономерно вовлекающей в ответную реакцию организма на воздействие различных факторов внешней среды, является система гипоталамус-(гипофиз-кора надпочечников). Результаты исследований подтвердили это положение.

Таким образом, влияние компьютерного излучение можно изолировать только если у вас хорошо сконструирован компьютерный фильтр, т. к. у фильтра существует заземленное проводящие покрытие.

Чтобы не испортить зрение, приобретите специальные очки для компьютера и соблюдайте расстояния от монитора до глаз.

Заболевание мышц и суставов можно избежать, если делать перерывы между работой за компьютером и больше двигаться.

Зависимость от виртуальной реальности очень опасна и ее можно излечить при участии квалифицированных специалистов психологов и психотерапевтов.

Чтобы избежать стресса за ПК, устраните неполадки компьютера, старайтесь не делать ошибок, и находить ту информацию, которая доступна в интернете.

Влияние на иммунную и эндокринную систему можно избежать, если соблюдать все правила поведения за ПК. Несмотря на то, что большое время, проведенное за компьютером, вредит нашему здоровью, но избежать негативные факторы можно, стоит всего лишь придерживаться правил работы за компьютером.

ГЛАВА 2 МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ

2.1 Опрос учеников 4 классов

Вопросы анкеты-опросника достаточно просты. Есть вопросы, на которые нужно отвечать однозначно, а есть на которые предусмотрено несколько вариантов ответов.

Таблица 1 Опросник

1.

Возраст

  • 10-11 лет

  • 12-13 лет

8.

Делаете ли вы небольшие перерывы, если долго работаете за компьютером/телефоном?

  • всегда

  • иногда

  • никогда

2.

Класс

  • 4 А

  • 4 Б

  • 4 Г

9.

Для чего вы используете компьютер и телефон (ИТ)? (возможны несколько вариантов ответа)

  • общение

  • поиск и обработка информации

  • развлечение

  • образование

  • чтение

  • просмотр видео

3.

Часто ли вы используете компьютер и телефон (ИТ) в повседневной жизни?

  • каждый день

  • иногда

  • никогда

10.

Можете ли вы представить жизнь без современных гаджетов?

  • да

  • нет

4.

Сколько в среднем времени в день вы проводите за компьютерными гаджетами?

  • не менее 1 часа

  • от 1 до 5 часов

  • более 5 часов

11.

Можете ли вы работать в интернете, пренебрегая жизненно необходимыми потребностями (сон, питание)?

  • да

  • нет

  • возможно

5.

Появляются ли у вас неприятные ощущения во время работы за компьютером или телефоном? Например, боли в спине, шее, запястье?

  • да, часто

  • да, редко

  • нет

12.

Если представить жизнь без компьютерных технологий, что по вашему мнению вы потеряете? (Произвольный ответ. Возможны несколько вариантов ответа.)

  • ничего

  • общение

  • всё

  • игры

  • информацию

  • музыку

6.

Устают ли у вас глаза во время работы за компьютером, телефоном?

  • да, часто

  • да, редко

  • нет

13.

Занимаетесь ли вы физической культурой?

  • да, я занимаюсь спортом

  • да, я делаю зарядку по утрам

  • нет, совсем не занимаюсь

7.

Делаете ли вы гимнастику для глаз?

  • всегда

  • иногда

  • никогда

14.

Как вы думаете, может ли компьютер принести вред вашему здоровью?

  • да, серьёзный

  • да, незначительный

  • нет

2.2 Результаты опроса

Опрос проводился по желанию среди 4 классов МБОУ «Школы №38» г. Рязани. Всего в опросе приняло 57 человек. (Таблица 1)

Рисунок 1. Возраст

На 1 вопрос 48 человек (84,2%) ответили, что им от 10 до 11 лет и 9 человек (15,8%) ответили, что им от 12 до 13 лет.

Рисунок 2. Класс

На 2 вопрос 23 человека (40%) ответили, что являются учениками 4 А класса, 22 человека (39%), что учениками 4 Г класса и 12 человек (21%) ответили, что являются учениками 4 Б класса.

Рисунок 3. Частота использования компьютера и телефона в повседневной жизни

По 3 вопросу из данной диаграммы видно, что 50 человек (87,7%) каждый день используют в своей повседневной жизни ИТ, 7 человек (12,3%) иногда используют. И никто не ответил на вопрос «никогда», т.е., 0 человек. Таких учеников среди опрошенных не оказалось.

Рисунок 4. Среднее время провождения за компьютерными гаджетами

В 4 вопросе больше половины респондентов, а это 36 человек (63,2%) ответили, что проводят за компьютерными гаджетами от 1 до 5 часов, 13 человек (22,8%) ответили, что менее часа и 8 (14%) человек высказались, что проводят более 5 часов. Если сравнить по цветовым секторам, то красный сектор вместе с жёлтым составляет более ¾ от кольцевой диаграммы, а синий сектор менее ¼.

Рисунок 5. Неприятные ощущения во время работы за компьютером или телефоном

На 5 вопрос 29 человек (50,9%) ответили, что болевые ощущения появляются во время работы за компьютером, но редко, 5 человек (8,8%) ответили, что часто появляются и 23 человека (40,4%) ответили, что вовсе не появляются. Если сравнить по цветовым секторам, то жёлтый и красный сектор преобладает над синим в несколько раз, практически 91% респондентов ответили, что неприятные ощущения имеются в той или иной степени.

Рисунок 6. Напряжение глаз во время работы за ПК

На 6 вопрос 28 человек (49,1%) ответили, что глаза устают во время работы за компьютером, но редко. 6 человек (10,5%) ответили, что устают часто и 23 человека (40,4%) ответили, что нет, глаза не устают. Возможно, это объясняется тем, что опрошенные ученики – это крепкие и здоровые ребята и пока явных проблем со зрением не испытывают, но из данной диаграммы всё же можно сделать вывод, что красный и синий сектор составляет около 60%, т.е., большинство детей ответили, что глаза устают в той или иной степени.

Рисунок 7. Гимнастика для глаз

На 7 вопрос 29 человек (50,9%) ответили, что никогда не делают гимнастику для глаз – это более половины опрошенных. 23 человека (40,4%) ответили, что делают иногда и только 5 человек (8,8%) ответили, что делают всегда зарядку для глаз.

Рисунок 8. Перерывы во время работы за ПК

На 8 вопрос 24 человека (42,1%) ответили, что всегда делают перерывы, если долго играют в компьютер или телефон. 23 человека (40,4%) ответили, что делают иногда перерывы и 10 человек (17,5%) ответили, что никогда не делают перерывы.

Рисунок 9. Использование ПК и его назначение

На 9 вопрос 48 человек (84,2%) ответили, что компьютер и телефон необходим для общения. 46 человек ответили (80,7%), что для поиска и обработки информации. Столько же ответили, что для развлечения. 41 человек (71,9%) ответили, что для просмотра видео, 26 человек (45,6%) для образования. И только 13 человек (22,8%) ответили, что компьютерные технологии нужны для чтения.

Рисунок 10. Жизнь без гаджетов

На 10 вопрос 30 человек (52,6%) ответили, что не представляют свою жизнь без современных гаджетов и 27 человек (47,4%) вполне могут себе представить жизнь без этого.

Рисунок 11. Пренебрежение жизненно необходимыми потребностями из-за работы в интернете

На 11 вопрос 28 человек (49,1%) ответили утвердительно «нет», 19 (33,3%) человек ответили, что «возможно» и только 10 человек (17,5%) ответили утвердительно «да» и они могут пренебречь жизненно-необходимыми потребностями ради работы в интернете.

Рисунок 12. Важные потери для человека без ПК

Из 12 вопроса видно, что из 57 проголосовавших, большинство учеников ответили, что потеряют игры – это 34 человека (59, 6%), на 2 месте по популярности ответ, что потеряют музыку – 31 человек (54,4%), на 3 месте ответ про общение – 26 человек (45,6%), на 4 месте ответ про информацию – 25 человек (43,9%), на 5 месте ответ про всё потеряют – 9 человек (15,8%) и на последнем месте – ничего не потеряют, 6 человек (10,5%).

Рисунок 13. Занятие физкультурой

На 13 вопрос почти половина из всех опрошенных, ответили, что занимаются спортом постоянно – 28 человек (49,1%), 18 человек (31,6%) ответили, что делают только зарядку и то по утрам и 11 человек (19,3%) совсем не занимаются спортом. Если сравнивать по цветовым секторам, то можно сделать вывод, что минимальной физической активностью занимаются около 80% — это синий и красный сектор.

Рисунок 14. Вред здоровью от ПК

На последний 14 вопрос 34 человека (59,6%) ответили, что вред от компьютера может быть, но незначительный, 13 человек (22,8%) ответили, что вред может быть серьёзным и 10 человек (17,5%), что никакого вреда они не видят от ИТ.

2.3 Памятка «Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером»

Для того чтобы сохранить наше здоровье при работе за компьютером, мы разработали памятку для более быстрого и доступного распространения информации. (Приложение 1)

Влияние компьютера на нашу жизнь не многие могут представить в полном объеме, чтобы систематизировать свои знания, разделим направления, в которых оказывается влияние на здоровье человека на 3 группы:

1. Влияние на органы сенсорного восприятия;

2. Влияние на опорно-двигательный аппарат;

3. Влияние на психологическое состояние человека

Чтобы свести отрицательные факторы, достаточно знать 2 вещи:

  1. Необходимо соблюдать общепринятые правила работы за компьютером;

  2. Следует уделить немного внимания тщательному подбору будущего рабочего оборудования и обустройству рабочего места

2.4 Правила работы за компьютером

  • Соблюдайте дистанцию в 60-70см от глаз до монитора

  • Периодически закрывайте глаза на 5-10 секунд, не забывайте моргать, так как это помогает поверхности глаза не высыхать, также периодически отводите глаза в сторону от монитора в любое удобное время.

  • Обязательно делайте перерыв в работе примерно через каждые 1-2 часа работы. Во время перерыва можно выйти минут на 20-30 на улицу, сделать легкую зарядку, но ни в коем случае не проводите перерыв за компьютером, читая почту или смотря фильм.

  • Желательно потягиваться каждые 30 минут работы — это позволит Вашему позвоночнику избегать длительного нахождения в одном положении.

  • Начинайте работать, только приняв правильную позу. Расположитесь прямо напротив экрана монитора, верхняя часть монитора должна находится на уровне глаз, либо немного ниже, угол наклона монитора должен быть таким, чтобы нижняя часть экрана была к Вам ближе, чем его верхняя часть

  • Старайтесь удерживать ровное дыхание, избегать резких выходов, входов, задержек в дыхании

  • Выбирайте для работы за компьютером удобное кресло. Желательно, чтобы это было эргономическое (ортопедическое) кресло с подлокотником и подголовником.

  • Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть мир огромных возможностей: правильно организовать свое рабочее место, периодически делать физ. минутки, делать перерывы в работе, правильно распределять работу, чтобы не перегружать организм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наступивший век - эпоха информационных технологий. Отлучить нас от компьютера все равно не удастся, да и не нужно. Интерес людей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло.

Проблема охраны здоровья — это не изучение реакции пассивных организмов, подвергающихся воздействию электростатического поля, слабых электромагнитных, рентгеновских и прочих излучений со стороны работающего активного компьютера. Это вопросы формирования адекватного восприятия новых, особых условий своей деятельности.

Любой прогресс в науке или технике, наряду с ярко выраженными, безусловно, положительными явлениями, неизбежно влечет за собой и отрицательные стороны. Вопросы компьютеризации общества сейчас стоят в ряду множества факторов, влияющих на здоровье людей. Именно поэтому так важно оценить степень влияния информационных технологий на здоровье человека.

Последнее время часто приходится слышать о вредном воздействии компьютера как одного из средств современных информационных технологий на организм пользователя. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

Психологическое самочувствие и социальная свобода современного человека все чаще и все больше зависят от его компетентности в области информационных технологий, и эта компетентность становится необходимым фактором признания в глазах окружающих, успешной деятельности в самых различных областях, обретения желаемого социального статуса.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий, безусловно, влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой регламентации рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических мероприятий по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

Конечно, нельзя однозначно сказать, что компьютер – это вредно, но все должно быть в меру, а также должны применять предупреждающие оздоравливающие меры и методы (физкультминутки, зарядка и т. п.) по заболеваниям, которые могут образоваться в процессе использования ЭВМ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баутов А. Управление безопасностью труда // Директор информационной службы. – 2005. –6 мая.

  2. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. – М.: Издательство Лукоморье, Темп МБ, Новый Центр, 1997. – 256 с.

  3. Жураковская А.Л. Влияние компьютерных технологий на здоровье пользователя. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2002, № 2. – С.169-173.

  4. Кривошеев, О.А. Информационные технологии [Текст] / О.А. Кривошеев. – М.: Просвещение, 2011. – 259 с.

  5. Лопуга В.Ф. К вопросу о влиянии компьютера на здоровье школьников. – Барнаул, 2000.

  6. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2003, № 1. – С. 13-17.

  7. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2003, № 2. – С.145-151.

  8. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]. /Н.Д. Угринович. – М.: Бином, 2009. – 245 с.

  9. Ушаков И.Б. и др. Оценка физических характеристик мониторов современных персональных компьютеров с позиций стандартов безопасности и характера деятельности. // Безопасность жизнедеятельности. – 2002, № 7. – С.19-22.

  10. Хантер, Б. Рекомендации по использованию информационных технологий [Текст] / Б. Хантер. – М.: Просвещение, 2012. – 145 с.

  11. Хейнсоо Э. ИТ-продвинутые рискуют здоровьем // Деловые ведомости. - №17 (477). – 26 апреля – 2 мая 2006.

Интернет-ресурсы

  1. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe6ySWatTcamN6E_CQk6BjXGBd8L8dmHWx3Y7iEU7PqwJhHCg/viewform?usp=sf_link

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_синдром

  3. http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/content/1216/62997/?sphrase_id=123039

  4. http://old.семашко62.рф/novosti/sindrom-suhogo-glaza

Приложение 1

Shape3Shape2Shape1

Приложение 2

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Гипотеза проекта школьной научно-практической конференции предполагает, что, если заменить некоторые медикаменты лекарственными травами, то тогда стоимость лечения будет намного меньше и из этого последует экономия семейного бюджета. Работа направлена на детей, имеющих особые образовательные потребности.
0 ₽
Для многих людей компьютер стал частью образа жизни. В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники, поэтому данная тема является актуальной. Гипотеза проекта предполагает, если помочь себе соблюдать рекомендации по профилактике грамотного использования компьютерных технологий, то можно снизить факторы риска, влияющие на здоровье человека.
0 ₽
Буклет является важным дополнением к проекту и к презентации "НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ". Материал проекта можно использовать в работе с нормотипичными детьми, а также с детьми, имеющими особые образовательные потребности
0 ₽