ПРОЕКТ Сказка - неизменный спутник детства
Участники проекта:
Дети разновозрастной группы с ТНР (ОНР)
Педагоги группы: воспитатели Щеклеина Нина Ивановна,
Парамонова Виктория Игоревна
Учитель-логопед Парамонова Екатерина Александровна
Сроки реализации: 2023-2024 учебный год
Актуальность
Сказка - неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой.
Сказка служит могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природу, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство живыми и образными выражениями, сравнениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы делают сказку основным фактором развития связной речи.
Сказка для ребенка - не просто вымысел, фантазия, но особая реальность мира чувств. Она раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Таким образом, сказка способствует обогащению словарного запаса языка и является важной составляющей в развитии речи детей с ОНР.
Вышесказанное обусловило выбор приоритетного направления коррекционно-развивающей деятельности на последующий период. «Сказка в обогащении речи детей». Но к сожалению сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок.
Поэтому для обогащения речи детей разработала систему работы над сказкой и определила
Цель:Способствовать развитию обогащения лексики через систематическую и разнообразную работу со сказкой через игровые занятия.
Планируемый результат:
-Развить речевые умения на материале сказок;
-Повысить интерес к книге, как источнику культуры и информации;
-Развить детскую эмоциональность;
-Активизировать мыслительное и речевое творчество.
Определила этапы реализации.
Ι этап: Подготовительный
Задачи:1. Изучение возрастных и психологических особенностей детей с ОНР.
2. Проведение оценки условий развивающей среды, ресурс взаимодействия с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
ΙΙэтап: Основной
Задачи:1. Определение приемов, методов работы со сказкой.
2. Адаптация и внедрение в практическую деятельность:
а) система игровых занятий направленных на обогащение словаря:
- на совершенствование грамматического строя;
- на улучшение связной речи.
б) комплекс дидактических игр и игровых упражнений направленных:
- на звукопроизношение;
- на интонационную выразительность и темп.
в) углубленная деятельность по содержанию литературного произведения.
3. Систематизация игрового, дидактического материала и литературы.
4. Интегрированный подход в работе со сказкой по обогащению лексики с педагогами узкой направленности:
а) разработка, реализация комплексного планирования указанного направления деятельности;
б) проведение занятий, досугов, драматизация.
5. Общение собственного опыта.
6. Пропаганда значимости. Сказки как средство обогащения речи детей.
У детей с ОНР среди педагогов и родителей.
ΙΙΙ этап: Заключительный
Задачи:1. Изучение влияния системы работы со сказкой на обогащение лексики детей.
2. Информирование о результатах данного опыта.
Тематический план.
Месяц | Задачи | Дидактические игры, упражнения |
Октябрь | «Репка» - знакомить со сказкой, особенностями композиции (зачины, концовки), понятиями «народная сказка» и герои. - помочь осмыслить содержание сказки. - учить подробно, отвечать на вопросы. - пополнять знания по теме «Овощи», словарь детей существительными, глаголами, прилагательными. - находить похожие предметы по цвету, форме, размеру - восстановление последовательности сюжета при помощи кукол, картинок, драматизации сказки. | … игра «Времена года» Лото «Овощи» «Расскажи все об овощах» «Чудесный мешочек» «Расскажи сказку по картинкам» или расскажи сказку вместе с куклой |
Ноябрь | В. Сутеев «Под грибом». - знакомить с содержанием произведения. - уточнить представления об окружающем мире. - формировать навык составления предложений с предлогом В. - совершенствовать интонационную выразительность речи. - развивать пространственное восприятие. - развивать координацию речи с движением. - воспитывать интерес к художественной литературе. - учить объяснять значения пословиц. | Лото «Грибы» «Осень в лесу» «Лес - это дом» (картинки). В лесу живут (деревья, кусты, цветы, грибы). Чтение потешки: Я по лесу, по зеленому беру. «Вверху или внизу» «Мы пошли в лесочек, мы нашли грибочек» «Дружба всего дороже» |
Декабрь | «Колобок» - знакомить со сказкой. - учить использовать в речи предлоги: на, под. - упражнять в подборе признака к предмету. - учить договаривать предложения словами, подходящими по смыслу. - развивать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами (-онок-,енок-) - учить инсценировать диалоги. - учить интонационно-выразительно подражать голосам животных повтор в сказке. | «Найди колобка» «Какой, какая, какие?» «Подбери слово" «Кто у кого» (у лисы-лисенок, у зайца-…) Я колобок, колобок. Я по коробу скребен… |
Январь | «Терем мышки» - знакомить с содержанием сказки. - формировать представления о животных, о внешнем виде, среде обитания. - дифференциация предлогов: в, около. - учить составлять предложения по вопросам. - развивать навык словоизменения. - драматизация сказки. - развивать навыки сотрудничества. - развивать координацию речи с движением. - воспитывать доброту, отзывчивость. | Д/и «Мир животных» «Где живет?» (картинки – вопросы: Где живет в лесу или около человека) Кто что делает? «Договори слово»(заяц бежит, а зайчата …) «Ручки спляшите разок» Н. Гернет |
Февраль | «Маша и медведь» - знакомить со сказкой. - расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов. - закреплять умения отвечать на вопросы предложениями. - учить сравнивать сказочных героев из разных сказок. - совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-,енок-; простых предлогов). - воспитывать доброе отношение к окружающим, учить сопереживать. | «Учимся подбирать слова» «Ответь на вопрос» Сравни медведей из сказки «Терем мишки» и «Маша и медведь» «Договори слово» Дид. игра «Оцени поступок» |
Март | «Лисичка со скалочкой» - знакомить со сказкой - уточнять представления об окружающем мире. - совершенствовать грамматический строй речи. - усвоение категории творительного падежа с предлогом «с». - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - развивать умение работать в коллективе. | Рассматривание иллюстраций Дид. игра «Мир животных» «Кто с кем живет?» Лиса с лисенком, медведь с медвежонком «Назови ласково» лисичка, скалочка |
Апрель | В. Сутеев «Кто сказал «Мау?» - знакомить с содержанием произведения. - учить видеть главную мысль в произведении. - уточнить представления об окружающем мире. - учить употреблять в речи слова противоположные по значению, рассказывать сказку, добавляя подходящие по смыслу. - развивать вербальную память. - учить употреблять в речи предлог –на-. - развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку. - учить драматизировать короткие отрывки с помощью воспитателя. | Дид. игра «кто, где живет» «кто какой» (кот большой, а котенок…) «На кого смотрели дети» (Мы смотрели на котенка) |
Месяц | Задачи | Дидактические игры, упражнения |
Октябрь | «Колосок» - знакомить со сказкой - развивать чувство языка - совершенствовать интонационную сторону речи - учить подробно отвечать на вопросы по прочитанному - развивать навыки словоизменения и словообразования - учить драматизировать отрывки из сказки - воспитывать чувство справедливости - учить объяснять значение пословиц | Ответь на вопросы Измени слово по образцу Фланелеграф «Хорошо – плохо» Какова работа, такова и награда. Кто не работает, то и не ест. |
Ноябрь | В. Сутеев «Яблоко» - помочь осмыслить содержание сказки - обогащать словарь - учить образованию существительных в родительном падеже единственного и множественного числа - совершенствовать умение перессказывать сказку с помощью воспитателя - развивать диалогическую речь, творческое воображение - формировать эмоции и учить их выражать | «Измени слово» (яблоко – нет яблок) |
Декабрь | «Лисичка – сестричка и серый волк». - знакомить со сказкой - помочь осмыслить ее содержание - обогащать словарь - закреплять умение отвечать на вопросы предложениями - учить восстанавливать последовательность сюжета при помощи иллюстрации к сказке - учить подбирать слова – антонимы - учить составлять рассказ – описание по образцу воспитателя - учить дополнять предложения, договаривая дополнения в творительном падеже | Дидактическая игра «Играя ,учись» Ответь на вопросы используя глаголы едет, везет, сидит. «Скажи наоборот» «Закончи предложение» |
Январь | «Два жадных медвежонка» - знакомить со сказкой - помочь осмыслить ее содержание - учить согласовывать числительные с существительными - учить образованию притяжательных прилагательных - учить составлять сложные предложения с союзом-а- - перессказ сказки по серии картинок | «скажи правильно» Было два медвежонка – стало пять медвежат. Две лисы – пять лисят. Измени слово по образцу. Нос медведя – медвежий нос, беличий хвост. Что делают звери? Заяц сидит, а лиса бежит. Расскажи сказку |
Февраль | «Три поросенка» (в пер. С. Михалкова) - знакомить со сказкой - учить выделять и передавать основные мотивы сказки - учить передавать характерные черты сказки с помощью мимики, жестов и движений -активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов - учить договаривать предложения словами ,подходящими по смыслу - учить пересказывать отрывки из сказки - учить выбирать нужную пословицу их предложенных | Пиктограммы «Подбери слова» «Закончи предложение» В согласии жить – никто не должен. Мир не без добрых людей. Быстрее мысли ничего нет. |
Март | В. Сутеев «Разные колеса». - знакомить со сказкой - формировать умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание художественного произведения - обучать использованию предлогов в речи - отрабатывать грамматические категории (уменьшительно – ласкательные формы существительных, родительный падеж в единственном и множественном числе) - воспитывать интерес к художественным произведениям | «Назови ласково» (колесо – колесико, нет колеса) |
Апрель | В. Сутеев «Петух и краски». - знакомить со сказкой - помочь осмыслить ее содержание - учить называть противоположные действия, используя приставки – у, - при. - учить согласовывать числительные с существительными - развивать пространственное восприятие - совершенствовать интонационную выразительность - пересказ сказки по опорным картонкам - драматизация отрывка из сказки | «Назови слово» прилетели – улетели, убежали – прибежали Ответь на вопросы. Сколько у петуха крыльев? Расскажи о петухе. Впереди у петуха – голова с клювом… Заучивание потешки: «Петушок золотой гребешок» |
Месяц | Задачи | Дидактические игры, игровые упражнения |
Октябрь | « Мужик и медведь». - познакомить со сказкой - уточнить представление об окружающем мире - учить образовывать существительные в родительном и винительном падеже - учить составлять предложения со словосочетаниями - учить образовывать сложные прилагательные - пересказ сказки от лица мужика - заучивание пословицы | Дидактическая игра « Мир животных 2» «Закончи предложение» К зиме звери готовят себе дома – медведь выбирает берлогу… Два медведя, пять медведей У медведя короткий хвост. Медведь какой? Короткохвостый «Смекалка – второе счастье» |
Ноябрь | « Гуси – лебеди» - знакомство со сказкой - уточнить представления и знания о птицах - учить подбирать слова – антонимы - уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «птицы» - формировать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм - учить сопереживать воспитывать чувство взаимовыручки «Лиса, заяц и петух» - знакомство со сказкой - формировать умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание сказки, отвечая на вопросы - подбирать точную характеристику персонажей, используя определения, слова синонимы, антонимы - воспитывать чувство коллективизма, дружбы - учить объяснять пословицу - драматизация сказки – продолжать развивать диалогическую речь | Лото «птицы». Дидактическая игра «Живая – неживая природа» «Сравни птиц» Дидактические игры «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?» «Узнай и покажи» Расскажи о персонаже – Какой он? «Без беды друга не узнаешь». Настольный театр. |
Декабрь | «Старик и волк» - знакомство со сказкой - развивать нравственно этический словарь - совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения - развивать выразительность речи, учить передавать голосом волка повторы - воспитывать интерес к сказке - учить импровизации в такт потешки | «Подбери слова» ( справедливый, хитрый, злой, коварный, смелый…) Старик да старушка жили на горушке … «Из-за лесу, из-за гор едет дедушка Егор…» |
Январь | «Бобовое зернышко» - знакомство со сказкой - формировать пространственные представления и навыки ориентировки - учить составлять короткие описательные рассказы по сюжету сказки - активизировать словарь глаголами, прилагательными - учить образованию сравнительной и превосходной степени прилагательных, образованию прилагательных от наречий - рассказывание сказки по ролям - развивать умение работать в коллективе | Рисуем картину (по заданию воспитателя и дети рассказывают что нарисовали) Герои сказки. Чем питаются? Как голос подают… «Подбери слова» петух – расхаживал, курочка – заботливая «Измени слово по образцу» (тепло – теплее, теплый – тепленький) |
Февраль | С. Маршак «Сказка об умном мышонке» - знакомство со сказкой - уточнять представления об окружающем мире - развивать грамматическую сторону речи (употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов при образовании существительных) - учить отвечать на вопросы, используя словосочетания и слова - учить классифицировать предметы ,и объяснять по какому признаку - развивать диалогическую речь, творческое воображение | Дидактическая игра «Почемучка» «Назови детенышей животных» «Ответь на вопрос» Дидактическая игра «Классификация» |
Март | С. Маршак «Кошкин дом» - знакомство со сказкой - беседа по содержанию - формировать умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание художественного произведения, отвечая на вопросы - отрабатывать грамматические категории (образование сложных прилагательных, образование существительных с помощью суффикса – ищ) - учить преобразовывать деформированную фразу - учить инсценировать диалоги, отрывки из сказки, использовать разные средства выразительности для передачи характера и эмоции героев - воспитывать инициативность | «Кто какой» «Подбери слова» «Скажи правильно» Котенок окне сидит на. |
Апрель | Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» - знакомство со сказкой - лексико – грамматические категории. Образование представленных глаголов - образование сложных прилагательных - согласование числительных «два», «пять» с существительными в им.падеже - воспитывать чувство сопереживания герою произведения - учить подбирать точную характеристику персонажей - учить объяснять значения пословиц | «Птичка с веточки слетела» Кто где живет? (короткохвостая утка) «Сосчитай» |