Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. Проект "Сказка - неизменный спутник детства"

Проект "Сказка - неизменный спутник детства"

0 подписчиков
Проект "Сказка - неизменный спутник детства" предназначен для детей 5-7 лет с ТНР (ОНР). Цель: Способствовать развитию обогащения лексики через систематическую и разнообразную работу со сказкой через игровые занятия. Планируемый результат: -Развить речевые умения на материале сказок; -Повысить интерес к книге, как источнику культуры и информации; -Развить детскую эмоциональность; -Активизировать мыслительное и речевое творчество.

Возраст

Дошкольники, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ПРОЕКТ Сказка - неизменный спутник детства

Участники проекта:

Дети разновозрастной группы с ТНР (ОНР)

Педагоги группы: воспитатели Щеклеина Нина Ивановна,

Парамонова Виктория Игоревна

Учитель-логопед Парамонова Екатерина Александровна

Сроки реализации: 2023-2024 учебный год

Актуальность

Сказка - неизменный спутник детства, так как воображаемая ситуация роднит сказку с игрой.

Сказка служит могучим и действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. В поэтических образах сказка открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природу, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство живыми и образными выражениями, сравнениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы делают сказку основным фактором развития связной речи.

Сказка для ребенка - не просто вымысел, фантазия, но особая реальность мира чувств. Она раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Трудно отрицать роль сказок в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Таким образом, сказка способствует обогащению словарного запаса языка и является важной составляющей в развитии речи детей с ОНР.

Вышесказанное обусловило выбор приоритетного направления коррекционно-развивающей деятельности на последующий период. «Сказка в обогащении речи детей». Но к сожалению сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном - это чтение, рассказывание, пересказ в лицах или драматизация, просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок.

Поэтому для обогащения речи детей разработала систему работы над сказкой и определила

Цель:Способствовать развитию обогащения лексики через систематическую и разнообразную работу со сказкой через игровые занятия.

Планируемый результат:

-Развить речевые умения на материале сказок;

-Повысить интерес к книге, как источнику культуры и информации;

-Развить детскую эмоциональность;

-Активизировать мыслительное и речевое творчество.

Определила этапы реализации.

Ι этап: Подготовительный

Задачи:1. Изучение возрастных и психологических особенностей детей с ОНР.

2. Проведение оценки условий развивающей среды, ресурс взаимодействия с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

ΙΙэтап: Основной

Задачи:1. Определение приемов, методов работы со сказкой.

2. Адаптация и внедрение в практическую деятельность:

а) система игровых занятий направленных на обогащение словаря:

- на совершенствование грамматического строя;

- на улучшение связной речи.

б) комплекс дидактических игр и игровых упражнений направленных:

- на звукопроизношение;

- на интонационную выразительность и темп.

в) углубленная деятельность по содержанию литературного произведения.

3. Систематизация игрового, дидактического материала и литературы.

4. Интегрированный подход в работе со сказкой по обогащению лексики с педагогами узкой направленности:

а) разработка, реализация комплексного планирования указанного направления деятельности;

б) проведение занятий, досугов, драматизация.

5. Общение собственного опыта.

6. Пропаганда значимости. Сказки как средство обогащения речи детей.

У детей с ОНР среди педагогов и родителей.

ΙΙΙ этап: Заключительный

Задачи:1. Изучение влияния системы работы со сказкой на обогащение лексики детей.

2. Информирование о результатах данного опыта.

Тематический план.

Месяц

Задачи

Дидактические игры, упражнения

Октябрь

«Репка»

- знакомить со сказкой, особенностями композиции (зачины, концовки), понятиями «народная сказка» и герои.

- помочь осмыслить содержание сказки.

- учить подробно, отвечать на вопросы.

- пополнять знания по теме «Овощи», словарь детей существительными, глаголами, прилагательными.

- находить похожие предметы по цвету, форме, размеру

- восстановление последовательности сюжета при помощи кукол, картинок, драматизации сказки.

… игра «Времена года»

Лото «Овощи»

«Расскажи все об овощах»

«Чудесный мешочек»

«Расскажи сказку по картинкам» или расскажи сказку вместе с куклой

Ноябрь

В. Сутеев «Под грибом».

- знакомить с содержанием произведения.

- уточнить представления об окружающем мире.

- формировать навык составления предложений с предлогом В.

- совершенствовать интонационную выразительность речи.

- развивать пространственное восприятие.

- развивать координацию речи с движением.

- воспитывать интерес к художественной литературе.

- учить объяснять значения пословиц.

Лото «Грибы»

«Осень в лесу»

«Лес - это дом» (картинки). В лесу живут (деревья, кусты, цветы, грибы).

Чтение потешки: Я по лесу, по зеленому беру.

«Вверху или внизу»

«Мы пошли в лесочек, мы нашли грибочек»

«Дружба всего дороже»

Декабрь

«Колобок»

- знакомить со сказкой.

- учить использовать в речи предлоги: на, под.

- упражнять в подборе признака к предмету.

- учить договаривать предложения словами, подходящими по смыслу.

- развивать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами (-онок-,енок-)

- учить инсценировать диалоги.

- учить интонационно-выразительно подражать голосам животных повтор в сказке.

«Найди колобка»

«Какой, какая, какие?»

«Подбери слово"

«Кто у кого» (у лисы-лисенок, у зайца-…)

Я колобок, колобок. Я по коробу скребен…

Январь

«Терем мышки»

- знакомить с содержанием сказки.

- формировать представления о животных, о внешнем виде, среде обитания.

- дифференциация предлогов: в, около.

- учить составлять предложения по вопросам.

- развивать навык словоизменения.

- драматизация сказки.

- развивать навыки сотрудничества.

- развивать координацию речи с движением.

- воспитывать доброту, отзывчивость.

Д/и «Мир животных»

«Где живет?» (картинки – вопросы: Где живет в лесу или около человека)

Кто что делает?

«Договори слово»(заяц бежит, а зайчата …)

«Ручки спляшите разок» Н. Гернет

Февраль

«Маша и медведь»

- знакомить со сказкой.

- расширять словарь существительных, прилагательных, глаголов.

- закреплять умения отвечать на вопросы предложениями.

- учить сравнивать сказочных героев из разных сказок.

- совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-,енок-; простых предлогов).

- воспитывать доброе отношение к окружающим, учить сопереживать.

«Учимся подбирать слова»

«Ответь на вопрос»

Сравни медведей из сказки «Терем мишки» и «Маша и медведь»

«Договори слово»

Дид. игра «Оцени поступок»

Март

«Лисичка со скалочкой»

- знакомить со сказкой

- уточнять представления об окружающем мире.

- совершенствовать грамматический строй речи.

- усвоение категории творительного падежа с предлогом «с».

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- развивать умение работать в коллективе.

Рассматривание иллюстраций

Дид. игра «Мир животных»

«Кто с кем живет?» Лиса с лисенком, медведь с медвежонком

«Назови ласково» лисичка, скалочка

Апрель

В. Сутеев «Кто сказал «Мау?»

- знакомить с содержанием произведения.

- учить видеть главную мысль в произведении.

- уточнить представления об окружающем мире.

- учить употреблять в речи слова противоположные по значению, рассказывать сказку, добавляя подходящие по смыслу.

- развивать вербальную память.

- учить употреблять в речи предлог –на-.

- развивать умение выразительно имитировать движения, характерные для различных животных под музыку.

- учить драматизировать короткие отрывки с помощью воспитателя.

Дид. игра «кто, где живет»

«кто какой» (кот большой, а котенок…)

«На кого смотрели дети» (Мы смотрели на котенка)

Месяц

Задачи

Дидактические игры, упражнения

Октябрь

«Колосок»

- знакомить со сказкой

- развивать чувство языка

- совершенствовать интонационную сторону речи

- учить подробно отвечать на вопросы по прочитанному

- развивать навыки словоизменения и словообразования

- учить драматизировать отрывки из сказки

- воспитывать чувство справедливости

- учить объяснять значение пословиц

Ответь на вопросы

Измени слово по образцу

Фланелеграф

«Хорошо – плохо»

Какова работа, такова и награда. Кто не работает, то и не ест.

Ноябрь

В. Сутеев «Яблоко»

- помочь осмыслить содержание сказки

- обогащать словарь

- учить образованию существительных в родительном падеже единственного и множественного числа

- совершенствовать умение перессказывать сказку с помощью воспитателя

- развивать диалогическую речь, творческое воображение

- формировать эмоции и учить их выражать

«Измени слово» (яблоко – нет яблок)

Декабрь

«Лисичка – сестричка и серый волк».

- знакомить со сказкой

- помочь осмыслить ее содержание

- обогащать словарь

- закреплять умение отвечать на вопросы предложениями

- учить восстанавливать последовательность сюжета при помощи иллюстрации к сказке

- учить подбирать слова – антонимы

- учить составлять рассказ – описание по образцу воспитателя

- учить дополнять предложения, договаривая дополнения в творительном падеже

Дидактическая игра «Играя ,учись»

Ответь на вопросы используя глаголы едет, везет, сидит.

«Скажи наоборот»

«Закончи предложение»

Январь

«Два жадных медвежонка»

- знакомить со сказкой

- помочь осмыслить ее содержание

- учить согласовывать числительные с существительными

- учить образованию притяжательных прилагательных

- учить составлять сложные предложения с союзом-а-

- перессказ сказки по серии картинок

«скажи правильно» Было два медвежонка – стало пять медвежат. Две лисы – пять лисят.

Измени слово по образцу. Нос медведя – медвежий нос, беличий хвост.

Что делают звери? Заяц сидит, а лиса бежит.

Расскажи сказку

Февраль

«Три поросенка» (в пер. С. Михалкова)

- знакомить со сказкой

- учить выделять и передавать основные мотивы сказки

- учить передавать характерные черты сказки с помощью мимики, жестов и движений

-активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов

- учить договаривать предложения словами ,подходящими по смыслу

- учить пересказывать отрывки из сказки

- учить выбирать нужную пословицу их предложенных

Пиктограммы

«Подбери слова»

«Закончи предложение»

В согласии жить – никто не должен. Мир не без добрых людей. Быстрее мысли ничего нет.

Март

В. Сутеев «Разные колеса».

- знакомить со сказкой

- формировать умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание художественного произведения

- обучать использованию предлогов в речи

- отрабатывать грамматические категории

(уменьшительно – ласкательные формы существительных, родительный падеж в единственном и множественном числе)

- воспитывать интерес к художественным произведениям

«Назови ласково» (колесо – колесико, нет колеса)

Апрель

В. Сутеев «Петух и краски».

- знакомить со сказкой

- помочь осмыслить ее содержание

- учить называть противоположные действия, используя приставки – у, - при.

- учить согласовывать числительные с существительными

- развивать пространственное восприятие

- совершенствовать интонационную выразительность

- пересказ сказки по опорным картонкам

- драматизация отрывка из сказки

«Назови слово» прилетели – улетели, убежали – прибежали

Ответь на вопросы. Сколько у петуха крыльев?

Расскажи о петухе. Впереди у петуха – голова с клювом…

Заучивание потешки: «Петушок золотой гребешок»

Месяц

Задачи

Дидактические игры, игровые упражнения

Октябрь

« Мужик и медведь».

- познакомить со сказкой

- уточнить представление об окружающем мире

- учить образовывать существительные в родительном и винительном падеже

- учить составлять предложения со словосочетаниями

- учить образовывать сложные прилагательные

- пересказ сказки от лица мужика

- заучивание пословицы

Дидактическая игра

« Мир животных 2»

«Закончи предложение» К зиме звери готовят себе дома – медведь выбирает берлогу…

Два медведя, пять медведей

У медведя короткий хвост. Медведь какой? Короткохвостый

«Смекалка – второе счастье»

Ноябрь

« Гуси – лебеди»

- знакомство со сказкой

- уточнить представления и знания о птицах

- учить подбирать слова – антонимы

- уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «птицы»

- формировать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость, злость, учить их выражать и распознавать с помощью пиктограмм

- учить сопереживать воспитывать чувство взаимовыручки

«Лиса, заяц и петух»

- знакомство со сказкой

- формировать умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание сказки, отвечая на вопросы

- подбирать точную характеристику персонажей, используя определения, слова синонимы, антонимы

- воспитывать чувство коллективизма, дружбы

- учить объяснять пословицу

- драматизация сказки – продолжать развивать диалогическую речь

Лото «птицы».

Дидактическая игра «Живая – неживая природа»

«Сравни птиц»

Дидактические игры «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается?»

«Узнай и покажи»

Расскажи о персонаже – Какой он?

«Без беды друга не узнаешь».

Настольный театр.

Декабрь

«Старик и волк»

- знакомство со сказкой

- развивать нравственно этический словарь

- совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения

- развивать выразительность речи, учить передавать голосом волка повторы

- воспитывать интерес к сказке

- учить импровизации в такт потешки

«Подбери слова»

( справедливый, хитрый, злой, коварный, смелый…)

Старик да старушка жили на горушке …

«Из-за лесу, из-за гор едет дедушка Егор…»

Январь

«Бобовое зернышко»

- знакомство со сказкой

- формировать пространственные представления и навыки ориентировки

- учить составлять короткие описательные рассказы по сюжету сказки

- активизировать словарь глаголами, прилагательными

- учить образованию сравнительной и превосходной степени прилагательных, образованию прилагательных от наречий

- рассказывание сказки по ролям

- развивать умение работать в коллективе

Рисуем картину (по заданию воспитателя и дети рассказывают что нарисовали)

Герои сказки. Чем питаются? Как голос подают…

«Подбери слова» петух – расхаживал, курочка – заботливая

«Измени слово по образцу» (тепло – теплее, теплый – тепленький)

Февраль

С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

- знакомство со сказкой

- уточнять представления об окружающем мире

- развивать грамматическую сторону речи (употребление уменьшительно – ласкательных суффиксов при образовании существительных)

- учить отвечать на вопросы, используя словосочетания и слова

- учить классифицировать предметы ,и объяснять по какому признаку

- развивать диалогическую речь, творческое воображение

Дидактическая игра «Почемучка»

«Назови детенышей животных»

«Ответь на вопрос»

Дидактическая игра «Классификация»

Март

С. Маршак «Кошкин дом»

- знакомство со сказкой

- беседа по содержанию

- формировать умение связно, последовательно и выразительно передавать содержание художественного произведения, отвечая на вопросы

- отрабатывать грамматические категории (образование сложных прилагательных, образование существительных с помощью суффикса – ищ)

- учить преобразовывать деформированную фразу

- учить инсценировать диалоги, отрывки из сказки, использовать разные средства выразительности для передачи характера и эмоции героев

- воспитывать инициативность

«Кто какой»

«Подбери слова»

«Скажи правильно» Котенок окне сидит на.

Апрель

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

- знакомство со сказкой

- лексико – грамматические категории. Образование представленных глаголов

- образование сложных прилагательных

- согласование числительных «два», «пять» с существительными в им.падеже

- воспитывать чувство сопереживания герою произведения

- учить подбирать точную характеристику персонажей

- учить объяснять значения пословиц

«Птичка с веточки слетела»

Кто где живет? (короткохвостая утка)

«Сосчитай»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Проект "Сказка - неизменный спутник детства" предназначен для детей 5-7 лет с ТНР (ОНР). Цель: Способствовать развитию обогащения лексики через систематическую и разнообразную работу со сказкой через игровые занятия. Планируемый результат: -Развить речевые умения на материале сказок; -Повысить интерес к книге, как источнику культуры и информации; -Развить детскую эмоциональность; -Активизировать мыслительное и речевое творчество.
0 ₽
Занятие предназначено для возрастной группы детей 6-7 лет. Задачи: Обучающие: активизировать и систематизировать имеющиеся знания о гербе города Первоуральск. познакомить детей с наукой геральдикой. Развивающие: развивать воображение, творческое мышление при создании образа города будущего. Воспитательные: воспитывать чувство гордости за родной город.
0 ₽