Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Административная работа
  3. «Проектирование системы упражнений, нацеленной на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»

«Проектирование системы упражнений, нацеленной на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Административная работа

Категория

Административная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

«Проектирование системы упражнений, нацеленной на формирование исследовательских и проектных умений младших школьников»

Введение

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Актуальность. «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В.А. Сухомлинский Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Доказательством этого явился Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), начавший своё действие первого сентября 2011 года. Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Одной из продуктивных форм организации учебной деятельности на уроке и вне его, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной мотивации, может стать проектно- исследовательская деятельность учащихся. При организации учебной деятельности, на уроках нужно развивать у детей теоретичность суждений, гибкость мышления, прививать 2 умения применять знания в новых ситуациях, а также учить детей выражать свои мысли и участвовать в обсуждениях.

Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов.

Предмет: Процесс развития творческих способностей младших школьников.

Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских  навыков.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть особенности организации метода проекта в начальной школе.

3. Разработать и организовать проведение различных типов проектов с целью развития исследовательских умений и навыков младших школьников.

4. Проанализировать собственный опыт использования метода проектов , выявить его эффективность для развития исследовательских умений учащихся.

5. Разработать и апробировать систему мониторинга для отслеживания уровня развития исследовательских навыков.

6. Показать результативность использования метода проектов.

  1. Гипотеза исследования: Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое  он бы ни взялся.

В ходе исследования  были использованы следующие методы:

изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;

изучение, анализ и обобщение опыта организации исследовательской деятельности учащихся;

систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся;

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы   и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями в начальных классов.  Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут  педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся.

ГлаваI

Теоретические основы проекта.

Некоторые российские исследователи полагают, что отличительной чертой нового столетия является его «всепронизывающаяпроектность». Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проективность – образовательная тенденция будущего. Проект – это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс созидания проекта. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач. Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов «как способ обучения через делание». Когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Сиденко А.С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических и последовательно усложняющихся практических заданий проектов. Метод проектов, по И. Чечелю, - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путём самообразования). Полат Е.С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному. Метод проектов обладает рядом важных характеристик:

концептуальность;

системность;

воспроизводимость;

универсальность.

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее: 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

а) через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подходрешению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3.Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного подхода и проектного: так называемый «знаниевый», с одной стороны, и «способностный», с другой в зависимости от ряда типологических принципов:

По количеству участников проект может быть индивидуальным или групповым;

По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные и межпредметные;

По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты;

По доминирующему виду проектной деятельности существуют информационные, исследовательские, творческие, практико- ориентированные (прикладные проекты). Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (указанием поэтапных результатов и распределение ролей).

5. Использование исследовательских методов, что предполагает: Определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования; Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования;

Оформление конечных результатов;

Анализ полученных данных;

Подведение итогов;

Корректировка;

Получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проекта и т.д.)

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Существует многообразие видов презентаций проектов: экскурсия, телепередача, спортивная игра, спектакль, ролевая игра, реклама, путешествие, отчёт исследовательской экспедиции, инсценировка, утренник, деловая игра и т.д. В процессе проектной деятельности, формируются следующие умения и навыки:

1. Рефлексивные умения:

Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.

Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле.

Умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста).

Умение находить несколько вариантов решения проблемы.

Умение выдвигать гипотезы.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Умение коллективного планирования.

Умение воздействовать с любым партнёром.

Навыки делового партнёрского общения.

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5. Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать диалог, задавать вопросы и т.д.

Умение вести дискуссию.

Умение отстаивать свою точку зрения.

Умение находить компромисс.

Навыки интервьюирования, устного опроса.

6. Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи.

Умение уверенно держать себя во время выступления.

Артистические умения.

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Таким образом, учебный проект для учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носят практический характер, имеет важное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Современные исследователи метода проектов считают, что его использование в комплексе позволяет решать образовательные задачи (получение знаний по предметам), развивающие (умение ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять её продукты и др.), воспитательные (умение работать сообща, принимать мнение товарища и др.). Многие авторы указывают, что выполнение проектов развивает у детей произвольность психических процессов, вызывает повышенную познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению её структуры. В основу метода проектов положена идея направленности учебно- познавательной деятельности на результат, который достигается в процессе решения той или иной проблемы. 12 3.2.

ГлаваII

Практическая частьпроекта

Метод проектов позволяет сделать учёбу интересной, расширяет кругозор ребёнка, повышает его культурный уровень, стимулирует интеллектуальную активность и учебную деятельность в целом. Именно поэтому необходимо выделить педагогические условия развития исследовательских умений через выполнение учебных проектов. Прежде всего, это изменение роли учителя. Являясь организатором, координатором и консультантом проекта, учитель формирует ряд исследовательских умений: ставить и выявлять проблемы, уточнять не ясные вопросы, формулировать и проверять гипотезы, планировать и разрабатывать исследовательские действия, собирать данные (накапливать факты, наблюдать, доказывать), анализировать, синтезировать и сопоставлять их, выступать с подготовленными сообщениями, делать обобщения и выводы и др. Одним из условий развития исследовательских умений является обучение младших школьников умениям проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, представлению продукта своей деятельности). Такая работа должна проходить систематически и целенаправленно в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности. На уроках создаю педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др. Этими ситуациями могут быть работа в группе, оказание помощи товарищу, выполнение заданий повышенной сложности, решение задач разными способами, рецензирование или комментирование работ своих товарищей, выступление на конференциях и др. Младшие школьники помимо осознания результатов своей деятельности приобретают речевые навыки, опыт отстаивания своей точки зрения, умения сотрудничать, работать с информацией, логично выстроить своё выступление. Для формирования умений исследовательской работы на уроках активно используют познавательные и занимательные задания.

Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса.  

1 КЛАСС

В первом классе исследовательская работа по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

Поэтому в первом полугодии я проводится подготовительный этап, в который включают творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

Учитывая особенности развития младших школьников,  первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя»,«Моя семья», «Моя родословная», «Моя любимая игрушка». 

Первоклассникам даются небольшие, простые задания исследовательского характера. Например, по окружающему миру: «Какие цветы растут на вашей домашней клумбе?», «Какие комнатные растения есть у вас дома?». Каждому раздают памятку – помощницу, в которой записан порядок выполнения мини – исследования. Дети дома должны рассмотреть домашние декоративные и комнатные цветы, побеседовать с родителями, записать названия растений, нарисовать цветок, который больше всего нравится, с помощью родителей найти загадку, стихотворение о комнатном или декоративном цветке.

Учитель использует игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Тема специально не конкретизируется, так как интересы у детей совершенно разные. Определяется последовательность выполнения работы. Выясняется, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

В 1 классе отдельных занятий, посвящённых исследовательской деятельности не проводится. На уроках и внеклассных занятиях возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями: анализа, синтеза, классификации, обобщения, сравнения. Достичь этого можно проблемным, эвристическим или частично- поисковыми методами. Подобная работа проводится на уроках обучения грамоте, окружающего мира, математики, технологии, музыки и т.д.

В первом классе целесообразно использовать специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Упражнения Е.Ю. Коростылевой способствуют развитию умений классифицировать, давать определения понятиям на уроках обучения грамоте и окружающего мира.

Упражнение«Кто лишний?»

Цель:развитие умений классифицировать

Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

Упражнение«Найди пару»

Цель:развитие умений классифицировать

Задание: прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару

Игла цыплята

Дерево пуговица

Чашка аквариум

Курица лист

Рыбка блюдце

Упражнение «Узнай по описанию»

Цель:развитие умений давать определения понятиям - описание предметов.

Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.

Задание – угадай о чем спросили.

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических. Приведём смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия.

2 КЛАСС

Во 2 классе на уроках использую поисковые и проблемные методы, предлагаю задания на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, выявляются причинно-следственные связи, дети обучаются наблюдению и описанию явлений, предметов. Формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ;

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды и т. д.).

Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса.

Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать сочинение загадок.

На уроках с детьми учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки? ».

Знакомство учащихся с понятиями «исследование», «информация», «источники информации», «теория», «знание», «наблюдение», «открытие», «результат», «вывод» и др. термины. Осуществляются коллективные исследования по плану, помогаю ученикам на каждом этапе работы. Коллективно формулируется проблема, ставится цель, определяются задачи исследования, совместно выбираются методы исследования: поиск, опрос, наблюдение, изучение литературы, беседы, подбор музыки и т.д. 

Дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой.

На уроках предлагаются следующие задания:

Упражнение«Что это?»

Цель: развитие умений давать определения понятиям.

1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками. Кто она, узнайте сами!(черёмуха)

2.Маленький Тимошка, голова да ножка,

Подрастёт немножко, попадёт в лукошко.( гриб)

3. Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи высокой осколок неба над землёй.(василёк)

4.Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них

реснички и, как солнышко глазок.(ромашки)

5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке.( подснежник)

Задания и упражнения для развития умений видеть проблемы

а) Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...».

Дается задание: придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты – водитель грузовика, едущего по дороге; или летчик, отправляющийся в полет; ворона, сидящая на дереве,  и т.д.

« Составь рассказ от имени другого персонажа».

Представь, что ты на какое-то время стал столом в классной комнате; камешком на дороге, животным (домашним или диким); человеком определенной профессии.

Опиши один день этой воображаемой жизни.

Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы.

- « Составь рассказ, используя данную концовку».

а) … нам так и не удалось выехать на дачу.

б)… прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски. 
Подумай и расскажи о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оценивается логичность и оригинальность изложения. 


 3 КЛАСС

В третьем классе работа - исследование более расширена и  начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.

Большое внимание уделяется развитию умения детей работать с добытой информацией: обрабатывать тексты, выделять главный, значимый материал и логически выстраивать его, составлять таблицы, модели, схемы, подтверждать свои открытия цитатами известных личностей, аргументировано представлять результаты своей творческой работы. 

Упражнение«А может быть…»

Цель:развитие умений выдвигать гипотезы

Задание: учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например:Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов:«А может быть…».

Упражнение «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Задание:учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

Упражнение на обстоятельства. 
При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным?

Можешь ли ты придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?


Письменный стол, нефтяное месторождение, игрушечный кораблик, апельсин, чайник, мобильный телефон, букет ромашек, охотничья собака. 
Упражнение, предполагающее обратное действие. 
При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны? 

Задание «Найди причину событий».

Предлагаем ряд ситуаций, в которых требуется установить причины их возникновения:

  • Компьютер работал целые сутки.

  • В этом году перелётные птицы прилетели раньше обычного.

  • Котята спали весь день, а вечером принялись играть.

  • Утром на улице звучала музыка.

Задание «Сочиняем сказку» (Методика конструирование сказок).Детям раздаются карточки, на каждой из которых нарисован сказочный персонаж и написано его имя. Карточки надо приготовить по принципу «Чем больше, тем лучше». Женские персонажи: Алёнушка, царевна Несмеяна, Золушка, Спящая царевна, Белочка, Мальвина,Русалочка, Шапокляк, Красная шапочка, Лиса Патрикеевна и др. Мужскиеперсонажи: Иван-царевич,ИльяМуромец,Буратино,Бармалей, Пьеро, Иванушка-дурачок, Царь, Незнайка, Винни-Пух, Карабас-Барабас, кот Матроскин, Чиполлино и др. Главное – персонажи должны быть хорошо известны и все они должны быть яркими типажами.

Группа разбивается на подгруппы по пять человек. Карточки перемешиваются, и каждая группа наугад вытягивает пять карточек. Их задача – через15-20 минут разыграть сказку, в которой действовали бы доставшиеся им персонажи.

«Сочини рассказ по схеме». Особенно интересны, в плане развития умений обрабатывать полученные в собственных исследованиях материалы, задания, где сочетается несочетаемое, например, алгоритм и творчество. Воспользуемся таким заданием – сочини рассказ по схеме. Предлагается сочинить рассказ, используя заданную последовательность.

Вот простой алгоритм для построения собственного рассказа: факт (что произошло) – причины – повод – сопутствующие события – аналогии и сравнения – последствия. О чём бы ни не шла речь, автор непременно должен фиксировать все моменты в этой последовательности.

4 КЛАСС

В четвёртом классе продолжается работа в данном направлении.

Полезно вводить во всех классах игровые моменты, решение нестандартных задач, заочные путешествия, сказочный, либо другой занимательный материал. 

Упражнение«Что скрывает черный ящик»

Цель:развитие умения задавать вопросы

Задание:учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».

Упражнение «Кто о чем»

Цель:развитие умения задавать вопросы

Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано:«Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.

Упражнение«Сочини сказку».

Цель: умение видеть проблему.

Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало

( по выбору).

1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…

2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…

3. Жил – был мужик; у него было три сына…

4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…

Упражнение «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение создавать кластеры

Задание:на доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. (Можно заполнить середину, написав тему, например «Имя существительное», а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации)

4 класс

« Найди возможную причину события».

а) Трава во дворе пожелтела.

б) Пожарный вертолет весь день кружил над лесом.

в) Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу.

 « Определяем плавучесть предметов».

Дети выбирают для исследования десять самых разных предметов, например: блюдце, пластилиновый шарик, камешек, яблоко, деревянный брусок, чайная ложка, металлический болт, пластмассовая игрушка, картонная коробочка.

Затем дети выдвигают гипотезы, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Эти гипотезы надо проверить. Дети не всегда могут предсказать поведение в воде таких предметов, как яблоко, или пластилин; кроме того, блюдце будет плавать, если его аккуратно опустить на воду, но если в него попадает вода, то блюдце тонет.

После того как первый опыт будет закончен, продолжим эксперимент.

Изучим плавающие предметы.

- Все ли они лёгкие?

В 3-4 классах многие дети уже знают, какой предмет им интересен или учебный материал усваивается без труда, поэтому могут сами выбирать тему исследования. Учитель только должен направить их к правильному выбору, сделав примерный опрос: 
- Что тебе интересно больше всего? 
– Чем ты хочешь заниматься в первую очередь? 
– Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время? 
– По каким предметам у тебя хорошие оценки? 
- О чём хотелось бы узнать как можно больше? 
– Чем и кем ты мог бы гордиться?

Заключение.

В планируемых результатах освоения обучающимися начальной школы основной образовательной программы начального общего образования (ФГОСНОО второго поколения), красной нитью проходит то, что именно исследовательская деятельность становится основой обучения.

К числу регулятивных универсальных учебных действий отнесены следующие результаты:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы;

- осуществлять действия по реализации плана;

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его;

К числу познавательных:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осознавать необходимость нового знания;

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной задачи, состоящей из нескольких шагов;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя.

- Коммуникативных:

- доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции и взгляды;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы, для того чтобы сделать что-то сообща.

Список литературы

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2021.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,2019.

3. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2020.

4. Ванциян А.Г., Нечаева Н.В. реализация нового образовательного стандарта потенциал системы Л.В.Занкова. – Самара: "Федоров", 2020. 28

5. Вестник образования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, № 3,2019 издательство "Просвещение"

6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

7. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.-М.: МГУ, 2021.- 82с.

8. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников: методический аспект / О.А. Ивашова. – СПб.: Культ-Информ-Пресс, 2018.

9. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.

10. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2022.

11. Мухина, В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. С. Мухина // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под редакцией А. С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2021.

12. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2022. – С. 208.

13. Файн Т.Д. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т.Д. Файнт // Практика административной работы в школе. – № 7.

14. Чечель, И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И.Д. Чечель // Практика административной работы в школе. – 2022. – № 6.

27

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности
0 ₽