Приложение № 2
Профориентационное мероприятие «У Лукоморья»
Цель мероприятия | оказание профориентационной поддержки обучающимся с ОВЗ общеобразовательных и коррекционных школах в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также в выработке профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями и способностями. |
ПОДГОТОВКА |
Комментарий для организатора. Разработка макетов тематических декораций, фотозон, подготовка костюмов.
Оборудование. украшения и макеты атрибутики по сказкам
А.С. Пушкина, музыка, микрофоны, слайды и фильмы, костюмы участников,
по специфике сказок.
Организация пространства. Тематическое оформление пространства по сказкам А.С. Пушкина.
СЦЕНАРИЙ |
Предлагаемое костюмированное профориентационное мероприятие в рамках Дня открытых дверей «У Лукоморья» соответствует возрастным и психологическим особенностям обучающихся, направлено на оказание профориентационной поддержки обучающимся с ОВЗ и инвалидностью общеобразовательных и коррекционных школ в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также в выработке профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями и способностями.
Методическая разработка может быть востребована педагогами системы
среднего профессионального образования и общеобразовательных и коррекционных школ и использоваться при проведении профориентационных мероприятий для лиц с инвалидностью и ОВЗ (ментальные расстройства).
В настоящее время остро стоит проблема выбора будущей профессии для обучающихся общеобразовательных школ. Наиболее обострена она для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, завершающими обучение в коррекционных школах.
Пожалуй, самой незащищенной категорией среди них оказываются дети с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ VIII вида очень сложно сориентироваться
в профессиях современного рынка труда.
В КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж информационных технологий и сервиса» осуществляется профессиональное обучение данной категории слушателей по шести востребованным профессиям. Именно по этому для нас важно организовать профориентационные мероприятия, помогающие потенциальным абитуриентам подобрать себе профессию и в дальнейшем, успешно освоить ее.
Целью проводимых нами дней открытых дверей является формирование у ребят возможности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Мы считаем, что это является одним из важнейших этапов профессиональной ориентации будущих обучающихся в нашем профессионально-образовательном учреждении.
Цель и задачи мероприятия:
Цель: оказание профориентационной поддержки обучающимся с ОВЗ общеобразовательных и коррекционных школах в выборе профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, а также в выработке профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями и способностями.
Задачи:
сформировать представление о профессиях колледжа;
дать возможность получить первичные компетенции и почувствовать свое отношение к профессии;
способствовать развитию мотивации к обучению посредством привития интереса к трудовой деятельности и ответственности в приобретении будущей профессии;
формировать уважительное отношение к людям труда.
Инструкция для организаторов:
Участники: лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающиеся в общеобразовательных и коррекционных школах Хабаровского края и их родители, педагоги и мастера производственного обучения колледжа.
Реквизит и оснащение: украшения и макеты атрибутики по сказкам А.С. Пушкина, музыка, микрофоны, слайды и фильмы, костюмы участников, по специфике сказок.
Учитывая особенности развития обучающихся, вовлеченных в мероприятие, организаторы используют клиповый вариант организации мероприятия и игровые методы.
В процессе мероприятия участники посещают 6 мастер-классов, на которых выполняют задания, имеющие овеществленный результат. Все выполненные поделки и продукты дети забирают с собой.
Все это позволяет оптимизировать систему взаимодействия и достигнуть максимального эффекта. Этой же цели способствует привлечение к сопровождению групп на маршруте волонтеров из числа обучающихся колледжа.
Методическая разработка «У Лукоморья»
Подготовительный этап: разработка и рассылка приглашения в общеобразовательные и коррекционные школы Хабаровского края. Оформление фотозоны. Для школ составляется график посещения мероприятия с учетом количества обучающихся.
Для каждой группы приглашенных (не более 10 человек) составляется индивидуальный маршрут посещения сказочных станций (оформляется карта
сказочной страны, в которой указывается маршрут передвижения по мастерским).
Этап I.
Действующие лица: Скоморох 1 (студентка), Скоморох 2 (студентка), Баба Бабариха (социальный педагог), Кот Ученный (преподаватель), Звездочет, Петушок, Девица Ткачиха, Волшебное зеркало, Царица, Русалка, Старик, Старуха, Балда, Царевна, Лягушка, Мастера производственного обучения в костюмах сказочных героев, Волонтеры - обучающиеся колледжа.
В холле 1 этажа звучит фоновая музыка. На экране ролик про колледж. Гостей встречают 2 скомороха (волонтёры). Скоморохи дурачатся (Скоморохи выбегают под музыку - играет гармонь)
Скомороха 1 –Сизова Надя (студентка группы 831-С)
Скомороха 2 –Скосырева Наталья (студентка группы 831-С)
Скомороха 1. (встречает гостей сразу при входе в колледж):
Здравствуйте ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Баба Бабариха (социальный педагог Служеникина Н.Г.) встречает гостей и провожает в гардероб.
Скомороха 2.
Сказку нередко наполняют разные чудеса. То молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Всё это интересно!
Скомороха 1.
Сегодня мы вспомним с вами сказки великого поэта золотого века и побываем в горницах сказочных героев.
Скомороха 2.
Ребята, а как вы думаете, как зовут поэта, к героям которого мы сегодня с вами отправимся? (отвечают А.С. Пушкин)
Баба Бабариха Сопровождает обучающихся к центру холла, где стоит могучий дуб. На дубе весят желуди - 10 шт. В это время скомороха включает музыку (гармонь играет мелодию песни «Калинка-малинка». Из-за дуба выходит Кот Ученный (преподаватель Ахметшина Ю.Б.)
Кот:
Ну и шмякнулся я, ну и мяумякнулся... Если бы я не был самым прыгучим котом в нашем Лукоморье — не собрать бы мне косточек! Вот что значит путешествовать по разным сказкам. Однако куда же я попал? Да никак в сказочную страну! Ай да мяу, ай да я! Слава Коту Ученому Мурр! (Обращаясь к школьникам.) А вы, почему меня не хвалите? Думаете, легко попасть из Лукоморья да прямо к вам? Отнюдь! Это не каждому коту под силу! У меня получилось, потому что я самый ученый Кот на свете!.. Здравствуйте! Мяу-мурр!
Скомороха 1:
А, и ты здесь, Кот Ученый! Видно, рассказываешь ребятам свои сказки?
Кот:
Да я уже давно здесь! Хочу пригласить девчонок и мальчишек в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо они знают эти сказки. Вот я и хочу проверить, правда ли это.
Скомороха 2:
Ну, что же, давай пригласим всех ребят в путешествие по сказкам. Кот: Это жёлуди не простые, а волшебные: на каждом из них есть задание для ребят (показывает на жёлуди), в процессе выполнения заданий я буду вам выдавать части мозаики. В итоге Вы соберёте карту сказочной страны, которая поможет в путешествии по сказкам А.С. Пушкина.
Скомороха 1: Ну что, ребята, готовы?
Кот срывает жёлуди с Дуба и задание
Кот:
1. А какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?
2. Сколько жили старик со старухой? (30 лет и 3 года)
3. Как звали царя, подслушавшего мечты трёх сестриц? (Салтан)
4. Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (звездочёт)
5. Что «так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…» (яблоко).
6. Листвой резною он шумит,
Златая цепь на нём висит. (Дуб)
7. Я вопрос тебе припас.
Подскажи: что в первый раз
Стал у рыбки дед просить,
Чтоб старухе угодить? (Корыто)
8. Чьи это слова?
- «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» (Старуха)
9. День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком? (Кот)
10. Бабариху как-то раз
Укусил он прямо в глаз. (Шмель)
За каждый правильный ответ Кот выдаёт группе ребят по части карты сказочной страны.
Скомороха 2:
Спасибо, Кот учёный, теперь ребята готовы к путешествию.
Скомороха и волонтер подводят школьников к лестничному маршу где их встречают Сопровождающие (в костюмах сказочных героев) и ведут группу ребят по маршруту, указанному в собранной из мозаики карте.
Этап II. Гости отправляются по сказкам в соответствии со схемой
маршрутного листа
1. «Сказка о золотом петушке» (мастерская по профессиям «Повар»,
«Кухонный рабочий»).
2. «Сказка о царе Салтане» (мастерская по профессии «Швеи»)
3. Сказка «Спящая красавица» (мастерская по профессии «Укладчик-
упаковщик»)
4. Сказка «Руслан и Людмила» (мастерская по профессии «Штукатур»)
5. «Сказка о рыбаке и рыбке» (мастерская по профессии «Столяр»)
6. «Сказка о попе и о работнике его Балде» (мастерская по профессии
«Облицовщик- плиточник») Сказка № 1 «Сказка о золотом петушке» кабинет № 3 «Сказка о золотом петушке» - мастерская по профессиям «Повар», «Кухонный рабочий» мастера производственного обучения Михеева Ю.А, Макарова Д.С. Звездочет встречает ребят перед входом в мастерскую (социальный педагог Ярофеева Е.Ю):
- Чтобы в сказку нам попасть, нужно героя сказки отгадать? Загадывает загадку:
Золотую эту птицу
Посадил Дадон на спицу.
Коль сидит та птица смирно,
То вокруг царя все мирно.
(Золотой Петушок)
Звездочет приглашает гостей в сказку
Гости проходят в кабинет, где их встречает Петушок (преподаватель Черникова Н.А.):
Петушок (преподаватель Черникова Н.А.):
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Я Петушок, с высокой спицы
Я стерегу государевы границы.
Чуть опасность. где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнусь и встрепенусь,
К той сторонке обернусь
И кричу: "Кири-ку-ку.
- Но силы увядают быстро. Для их поддержания покормите вы меня. Мастера производственного обучения Михеева Ю.А, Макарова Д.С.
проводят с ребятами Мастер-класс по приготовлению леденцов на палочке
«Петушок».
Сказка № 2 кабинет № 7 «Сказка о царе Салтане» - мастерская по профессия «Швея» мастер производственного обучения Качан Н.Г, преподаватель Кузнецова Н.С.
Гостей перед кабинетом встречает Девица Ткачиха (сурдопереводчик Моисеева Н.В.):
- Здравствуйте, гости, дорогие!
- Говорю ка я сестрицам.
- «Кабы я была царица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
Ну и кто же я? Вы узнали меня? (Ткачиха).
- Ребята, чтобы попасть в сказку, отгадайте загадку:
Напевая песни тихо,
Шью ребятам вещи я,
Раньше я звалась портнихой,
Как теперь зовусь? …(Швея)
Ткачиха приглашает гостей в сказку.
Мастер производственного обучения Качан Н.Г и преподаватель Кузнецова Н.С. проводят с ребятами Мастер-класс по изготовлению из заготовленных элементов (материал - фетр) петушков.
Сказка № 3 кабинет № 6 «Спящая красавица» - мастерская по профессии «Укладчик-упаковщик» мастер производственного обучения Петрова Н.А, преподаватель Омельяненко О.А.
Гостей перед кабинетом встречает «Волшебное Зеркало» (социальный педагог Саликова Е.С.):
- Ребята! Чтобы нам попасть в сказку нам с вами нужно будет хором по моему сигналу (3,4…) сказать вот такие слова:
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
(ребята хором повторяют слова)
«Волшебное Зеркало» открывает дверь в мастерскую.
Напротив двери на стуле сидит Царица (преподаватель Герасимова В.В). В руках держит зеркало и говорит следующие слова:
- “Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
«Волшебное Зеркало»:
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица быстро вскакивает со стула и отпрыгивает в сторону. Замахивается на «Волшебное Зеркало», притопывает ногами и тут замечает в дверях гостей.
Царица:
– Здравствуйте! Вы меня узнали? Я царица, я всё равно всех румяней и белей. И мне нужна ваша помощь. Я хочу всегда оставаться самой прекрасной в царстве. Помогите подготовить подарок для моей ЛЮБИМОЙ падчерицы.
Мастер производственного обучения производственного обучения Петрова Н.А. и преподаватель Омельяненко О.А проводят с ребятами Мастер-класс по изготовлению подарочной упаковки для яблока.
Сказка № 4 «Руслан и Людмила» кабинет № 5 - мастерская по профессии «Штукатур» преподаватель Лазарева Е.А.
Перед кабинетом сидит на лавочке Русалка (преподаватель Лобанова Т.А):
- Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть!
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
- Избушка, избушка, избушка…
- да ещё и на курьих ножках ... хм
-Ребята, а как вы считаете, что нужно сделать строителя, чтобы в избушке, доме или квартире было приятно находиться?
-Грунтуют, штукатурят, красят
Наводят в доме красоту…
Русалка приглашает гостей в сказку
Преподаватель Лазарева Е.А. проводит с ребятами Мастер-класс по работе со строительными инструментами и материалами.
Сказка № 5 «Сказка о рыбаке и рыбке» кабинет № 9 - мастерская по профессии «Столяр» мастер производственного обучения Измайлов С.В. В мастерской ребят встречают Старик (преподаватель Крючков А.В.) и Старуха (библиотекарь Сазонрва В.В.)
Старик:
- "Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю
Не посмел я взять с неё выкуп;
Так пустил её в синее море".
Старуха:
- «Дурачина ты, простофиля!
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
Старик:
-Ребят, я глазами плох стал, придумайте, пожалуйста, мне вещицу такую, чтобы ключи от избы новой я быстро находить смог.Мастер производственного обучения Измайлов С.В. проводит с ребятами Мастер-класс по изготовлению брелока «Золотая рыбка» из заготовки (материал – дерево).
Сказка №6 «Сказка о попе и о работнике его Балде» кабинет № 4 - мастерская по профессии «Облицовщик-плиточник» мастер производственного обучения Усова Т.Ю, преподаватель Чернышова Н.М. Гостей перед кабинетом встречает Балда (Волонтёр - Кравцов Владлен) Балда:
Здравствуйте, Ребята!
- Меня зовут Балда из какой же сказки я? («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
- Скажите о какой профессии говорится в загадке?
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
- Проходите в нашу сказку. (Приглашает в мастерскую). Мастер производственного обучения Усова Т.Ю и преподаватель
Чернышова Н.М. проводят с ребятами Мастер-класс по составлению мозаики из
кусочков плитки.
Этап III. Сопровождающие приглашают гостей пройти к фотозоне в холле второго этажа.
Этап IV. Группа ребят спускается на первый этаж в Лавку чудес (конференц-зал), где оформлена выставка творческих работ обучающихся колледжа, а также работает профцентр. Царевна Лягушка социальный педагог РУМЦ – Голега К.Г) рассказывает о профессиях, условиях поступления и обучения в колледже лиц с ОВЗ.
Этап VI. Завершение мероприятия. Школьники одеваются. Скоморохи провожают гостей (в холле негромко играет музыка):
Скомороха 1:
Представление – веселье
И для вас, и для нас
Мы закончим в этот час.
Скомороха 2:
Ой, вы, гости дорогие!
Приходите чаще к нам!
Рады мы всегда друзьям
Пришло время расставания
Говорим вам: «До свидания! До новых встреч!!!»
Заключение
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого взрослеющего человека. Немаловажную роль в нем имеет помощь в ориентировке в мире профессий. От продуманного выбора профессии лицами с инвалидностью и ОВЗ во многом зависит их место в жизни и будущее социальное благополучие.
Школьники с интеллектуальными нарушениями слабо представляют
себя в мире профессионалов.
Именно поэтому так важно не только познакомить абитуриентов с
возможной траекторией их будущего профессионального становления, но и
дать им возможность через профессиональные пробы еще раз убедиться в
своей успешности и возможности достижения оптимального
профессионального результата.
Предлагаемое профориентационое мероприятие позволяет
формировать не только интерес (мотивацию к обучению по определенной профессии), но и первичные профессиональные навыки через продуктивные виды деятельности, доступные обучающимся данной категории. Калейдоскоп мастер-классов, посещенных ребятами способствует тому, что они первично знакомятся с будущими преподавателями и мастерами производственного обучения и при поступлении на обучение ожидают от них такого же теплого и плодотворного взаимодействия. Немаловажное значение при этом имеет тот эмоционально-положительный фон и те взаимоотношения, которые завязываются между ребятами-волонтерами и обучающимися школ.
МАТЕРИАЛЫ |
Материалы для демонстрации на экране/интерактивной доске: