Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Великий Новгород
Общеразвивающая общеобразовательная программа
дополнительного образования
социально – педагогической направленности
“Сказка в театре”.
Автор составитель:
Бахарева З.С., учитель
английского языка.
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Уровень освоения: базовый.
2023
Пояснительная записка.
Программа “Сказка в театре” нацелена на формирование эмотивной компетенции младших школьников в процессе обучения английскому языку.
Программа оформлена в соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам”. Она рассчитана на обучение детей 8-9лет в группах с наполняемостью в 10-12 человек. Программа реализуется в течение 34 часов с периодичностью один раз в неделю. Занятия рассчитаны на 40-60 минут, что соответствует требованиям Сан Пина 2.4.4. 3172-14 №41 от 04.07.2014
Данная программа предполагает базовый уровень освоения содержания. Реализация программы занимает один учебный год, так как она согласована с учебным планом УМК М.З.Биболетовой и УМК В.П.Кузовлева. Представленная программа может быть так же успешно использована как самостоятельное методическое пособие в общеобразовательных школах и в гимназиях.
Программа” Сказка в театре” обеспечивает общее развитие обучающихся посредством воспитательного потенциала иностранного языка, а так же формирует их коммуникативные компетенции в совокупности их составляющих: речевой, языковой, социокультурной и учебно – познавательной, но главное” направление программы – раскрытие эмоционального потенциала ребенка, то есть формирование его эмотивной компетенции.
Данный термин появился сравнительно недавно, хотя о влиянии эмоций на все сферы человеческой жизнедеятельности известно с древних времен. Однако, психологи, подчеркивая высокую значимость эмоций на процесс обучения, не конкретизируют какие речевые умения и навыки способствуют их развитию. Методисты, работающие над проблемами развития эмотивной компетенции в процессе обучения иностранному языку, обращают внимание учителей на деятельностный компонент обучения как на главный инструмент формирования этой компетенции. В программе” Учись, играя” впервые ставится акцент на раскрытие эмоционального потенциала ребенка в процессе театрализованных постановок. Театр – искусство синтетическое, оно объединяет в себе возможности литературы, актерского исполнения, музыки, танца. Театрализованные действия в виде драматизаций позволяют реализовать комплексный подход для развития эмоциональных и социальных навыков и умений обучающихся, таким образом, программа соответствует требованиям ФГОС.
Глобальная коммуникация заполонила мир. Для успешной социализации индивидууму в наше время необходим не столько высокий уровеньIQ, как развитый EL или EQ. Этот факт заставляет задуматься о необходимости развития эмоционального интеллекта обучающихся, в частности, в процессе обучения иностранному языку. Данная программа представляет один из путей необходимой интеграции, что обуславливает ее актуальность.
Программа является авторской, так как идея использования драматизаций русских и английских сказок в процессе обучения английскому языку с параллельным формированием эмоциональных навыков обучающихся в сообществе учителей иностранного языка прежде не обсуждалась. Отбор содержания и методического обеспечения представлены данным учителем с учетом психологических особенностей определенной группы обучающихся и на основе результатов диагностики, проведенной до начала реализации программы.
.
Цели программы:
Формирование элементарной эмотивной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих;
Развитие творческих способностей личности ребенка.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения с людьми, говорящими и пишущими на английском языке;
формирование способности использовать три вербальных кода, составляющих эмотивную компетенцию: фонетическую, лексическую, грамматическую, а так же невербальные средства: паралингвистические, экстралингвистические, кинесические, проксемические.
Развивающие:
развитие личностных когнитивных качеств младшего школьника: его внимания, мышления, памяти и воображения ;
развитие способности к эмпатии, эмоциональной рефлексии, эмоциональной саморегуляции, эмоциональному речевому воздействию и мотивации.
Воспитательные:
воспитание толерантности, стремления к взаимопониманию и сотрудничеству с народами других стран на примере Великобритании;
воспитание взаимоуважения и взаимопонимания в совместной творческой работе в коллективе.
Для реализации заявленных целей и задач программа предполагает использование :
технологии мастерских;
игровой технологии;
информационно-коммуникативной технологии.
Технология мастерских является ведущей, поскольку ее этапы совпадают с компонентами эмоционального интеллекта. Системно-деятельный подход, заложенный в основу ФГОС, определяет широкое использование игровой деятельности. ИКТ помогают оживить постановку, передать атмосферу действия.
Основными формами организации деятельности учащихся являются:
Драматизация и театральное действие ;
ролевые игры;
концерты.
Ожидаемые результаты усвоения программы.
Личностные:
- общее представление об эстетической и художественной ценности родной культуры и культуры Британии;
- устойчивую мотивацию к последующему изучению английского языка для самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире;
- первоначальный навык сотрудничества со сверстниками в процессе совместного творчества на иностранном языке.
Метапредметные результаты:
- элементарное представление об английском языке как средстве познания другого мира и средстве общения с представителями этого мира;
- первоначальные навыки использования таких невербальных эмотивных средств, как паралингвистические, экстралингвистические, кинесические, проксемические в иноязычной среде;
- повышение уровня развития психических процессов, а так же таких эмотивных компонентов, как эмпатия, эмотивная рефлексия, эмотивная саморегуляция и эмотивное речевое воздействие.
Способы и формы определения результативности:
участие в школьной Декаде иностранных языков;
участие в городском языковом конкурсе “ Покажи язык”;
выступление перед матерями в концерте к 8 марта;
выступление перед обучающимися начальной школы в конце учебного года.
Для реализации программы создано следующееметодическое обеспечение:
сценарии ролевых игр, инсценировок;
сборник видеоматериалов для сопровождения постановок;
картотека фонетических упражнений для постановки произношения;
картотека лексических игр для введения новой лексики;
картотека аудио-видео материалов для ознакомления с первоисточниками;
подборка книг – первоисточников.
Учебно-тематический план.
№ | Темы. | Всего часов. | Теория | Практика. |
1 | Секреты английских звуков. | 1 | 1 | - |
2 | Теремок. Русская народная сказка | 3 | 1 | 2 |
3 | Три поросенка. | 3 | 1 | 2 |
4 | Волк и семеро козлят. | 3 | 1 | 2 |
5 | Доктор Дулиттл. | 3 | 1 | 2 |
6 | Две плохие мышки. | 3 | 1 | 2 |
7 | Кролик Питер. | 3 | 1 | 2 |
8 | Стихи Матушки Гусыни. | 3 | 1 | 2 |
9 | Слоненок. | 3 | 1 | 2 |
10 | Принц – лягушка. | 3 | 1 | 2 |
34 | 12 | 22 |
Содержание.
№ | Тема | Формы деятельности учителя | Формы деятельности учащихся. | |
1 | Секреты английских звуков:
|
|
| |
2 | Инсценировка русской народной сказки Теремок |
|
|
3 | Сказка Три поросенка | Читает сказку на английском языке, предъявляет видеоматериал по сказке, предлагает обучающимся выбрать роли, помогает освоить вербальные и невербальные эмотивные средства. |
| |
4 | Сказка Волк и семеро козлят |
|
| |
5 | Расширяем наш словарь:
|
|
| |
6 | Как составить английское предложение?
|
|
| |
7 | Читаем сами:
|
|
| |
8 | Английские и русские сказки:
|
|
| |
9 | Мы их знаем! Мы их любим!
|
|
| |
10 | Фестиваль! Фестиваль!
|
|
|
Календарно – учебный план.
№ | Планируемая неделя | Дата проведения | Тема | Теория | Практика |
1. | №1 | Д.И. Сказка о язычке. В гостях у Дракоши. | - | 1 | |
№2 | Л.И. Не рычи как медведь. У волшебного цветка. | - | 1 | ||
2. | №3 | Л.И. Буквы – родственники. Какой буквы не хватает | 1 | ||
№4 | Л.И. Расшифруй. Дорожка. | - | 1 | ||
№5 | Л.И. Зеркало. Верхушки и хвосты. | - | 1 | ||
3. | №6 | Учимся понимать на слух. У Мэри был барашек. | 0,5 | 0,5 | |
4. | № 7 | Английские песенки” “Звени колокольчик. Шотландская колыбельная”. | - | 1 | |
№8 | Англ. песенки “Из чего сделаны мальчики. Мы вместе”. | - | 1 | ||
5. | №9 | Расширяем наш словарь. | |||
Д.И. Мир животных. Черная овца. | - | 1 | |||
№10 | Д.И. Путаница. Словарная лестница, | - | 1 | ||
№11 | Д.И. Бинго. Сафари парк. | - | 1 | ||
№12 | Д.И. Организуй компанию. Проверь себя. | - | 1 | ||
6. | №13, №14 | Как составить англ. предложение. | 1 | 1 | |
№15 | Д.И. Составь поезд. Построй башню. | - | 1 | ||
7. | №17, №18 | Читаем сами.” Стихи матушки Гусыни”. | 1 | 1 | |
№19 | Стихи “ Времена года”. | - | 1 | ||
№20-21 | Английские и русские народные сказки. “Теремок”. | 1 | 1 | ||
8. | №22-23 | Сказки:” Питер – Кролик. Котята с сердцем льва”. | - | 2 | |
№24-25 | Сказки о рыжей курице. | - | 2 | ||
9. | №26-27 | Англ. писатели для детей. Р.Киплинг.” Книга джунглей”.” Маугли”. | 1 | 1 | |
№28 | Л.Кэрол” Алиса в стране чудес”. | - | 1 | ||
№29 | А.Милн “ Винни Пух” | - | 1 | ||
10. | №30 | Мы участвуем в фестивале. Конкурс чтецов. | - | 1 | |
№31 | Мы поем по- английски. | - | 1 | ||
№32-33 | Драматизация” Друзья познаются в беде”. | 1 | 1 | ||
№34 | Покажем наши достижения! | - | 1 | ||
Итого: | 34 | 5, 5 | 28,5 |
Литература.
Литература для преподавателя:
Васильева Л.B. «Предметные недели в школе» - Волгоград, изд. Учитель, 2007.
Голышкина И.В., Ефанова З.А. «Изучаем английский язык играя» - Волгоград, изд. Учитель, 2008.
Кулясова Н.А. «Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка» - М.:, Вако, 2010.
Пукина Т.В. «Занимательный английский» - Волгоград, изд. Учитель, 2009.
Шабильникова Е.Ю. «Обучение детей английскому языку: занятия, игры, мероприятия.» - Волгоград, изд. Учитель, 2007.
Литература для учащихся:
Голицынский Ю.В. «Великобритания» - М.:, 2005.
Р. Киплинг” Книга джунглей” – М.: Азбука, 2011
Л. Кэрол “ Алиса в стране чудес” – М.: Самовар, 2016.
А. Мильн “ Винни Пух” – М.: АСТ, 2014