Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Журналистика
  3. Программа литературного кружка « Нити творчества» курс обучения основам журналистики

Программа литературного кружка « Нити творчества» курс обучения основам журналистики

Программа внеурочной деятельности «Нити творчества» рассчитана на 1 год. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 15 лет. Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку. Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.

Предметы

Журналистика

Категория

Журналистика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Советская общеобразовательная школа»

Советского района Алтайского края

Программа

литературного кружка

« Нити творчества»

курс обучения основам журналистики

Picture 5

Автор – составитель: Лутовинова Т.И.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Нити творчества» рассчитана на 1 год. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 15 лет.

Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку.

Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.

Жанры журналистики и их особенности.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

Обзор печати – особый жанр. Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Репортаж- наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

Очерк– близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения.

Данный курс предусматривает ознакомление с такими темами, как «Профессия-журналист: призвание или увлечение», «Методы получения информации. Индивидуальный стиль», «Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи». Программа включает освоение и таких тем, как «Мемуарный жанр. Личный дневник» и «Эпистолярный стиль. Письмо» с углублением в историю их возникновения. Чтобы научиться проверять и редактировать собственное сочинение в программу «Нити творчества» включено занятие «Я – редактор». Интересными для изучения являются такие темы занятий, как «Зарисовка. Фотозарисовка», «Заголовок. Лид», «Хэдлайн».

Данная программа предусматривает овладение навыками написания заметки, репортажа, очерка, эссе, различных видов интервью, рецензии, отзыва, статьи. Кроме того курс «Нити творчества» направлен на воспитание интересов к журналистике как профессии, на выявление индивидуальных особенностей учащихся.

  Фактически после каждого теоретического занятия в программу включены практические занятия, направленные на отработку умений и навыков написания текстов различных жанров, а также на выработку индивидуального стиля в подготовке материалов. Результаты приобретенных умений и навыков фиксируются с помощью «Портфеля творческих успехов», который заводится на каждого учащегося и включает в себя все индивидуальные письменные работы.

В программу включено проведение конкурсных творческих работ. В конце изучения каждого раздела предполагается защита итоговых творческих работ учащихся.

Благодаря занятиям в кружке «Нити творчества» учащиеся учатся работать коллективно, учатся оценивать события с нравственных позиций, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся, овладевают языком журналистики.

ЯЗЫК ЖУРНАЛИСТИКИ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Стилистические фигуры речи. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры в тексте. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Основные требования к учащимся при изучении основ журналистики:

- желание овладеть навыками работы юного корреспондента;

- активная позиция во время занятий;

- выполнение творческих домашних заданий.

Продолжительность занятий: данная программа рассчитана на 136 часов в год (4часа в неделю).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, зарисовки, эссе, статьи, рецензии, очерки, репортажи, интервью.

Конечные результаты:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка материалов публицистического стиля.

Цель и задачи:

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией; научить грамотно составлять текст определенного жанра. 

Задачи программы: 

Развивающие:

- развитие образного и логического мышления;

- развитие творческих способностей подростков;

- развитие умения устного и письменного выступления.

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение начальными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

- формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

Методы и формы

Методы:

- лекция;

- беседа;

- чтение и обсуждение текстов публицистического жанра из газет, журналов и сети Интернет;

- самостоятельное написание статей (интервью, эссе и др.);

- обсуждение сочинений, подготовленных учащимися.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Формы подведения итогов:

 «Портфель творческих успехов». 

Учебно-тематический план

Название тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Творческая деятельность журналиста

2

2

1

Вводное занятие. Профессия – журналист: призвание или увлечение. Посвящение в юные журналисты.

Экскурсия в редакцию газеты «Районные вести»

1

3

4

2

Публицистический стиль

1

3

4

3

Методы получения информации. Индивидуальный стиль.

2

2

4

4

Специфика текста (тема, идея, композиция).

Фигуры речи

2

3

5

5

Итоговое занятие «Творческая деятельность журналиста». Защита творческих работ

2

2

6

Проба пера.

1

1

7

Мемуарный жанр. Личный дневник.

1

1

2

8

Я – редактор. Методика работы с текстом.

2

3

5

9

Эпистолярный стиль. Письмо.

1

2

3

10

Конкурс творческих работ

3

3

11

Роль фотографии в газете. Конкурс.

1

2

3

12

Повествование

1

2

3

13

Описание

1

2

3

14

Рассуждение

1

2

3

15

Итоговое занятие «Проба пера». Защита творческих работ

3

3

Газетно-журнальные жанры

16

Зарисовка. Фотозарисовка

2

2

4

17

Конкурс творческих работ

3

3

18

Заметка и ее особенности

1

2

3

19

Заголовок. Лид.

1

2

3

20

Репортаж и его виды. Требования к репортеру

1

2

3

21

Конкурс творческих работ

2

2

22

Очерк

1

3

4

23

Эссе

1

3

4

24

Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог

2

3

5

25

Интервью. Анализ интервью, взятых из различных газет и журналов.

2

2

26

Практическая работа (написание интервью)

1

3

4

27

Конкурс творческих работ

2

2

28

Рецензия

2

3

5

29

Отзыв

1

2

3

30

Статья

1

4

5

31

Путевые заметки.

1

3

4

32

Фельетон.

1

2

3

33

Хроника. Организация работы хроникера.

2

2

4

34

Хэдлайн

1

1

2

35

Итоговое занятие «Газетно-журнальные жанры». Защита творческих работ

1

2

3

36

Творческая практика

37

Подготовка материалов публицистического стиля. Их творческое оформление

3

3

38

Статья.

2

3

5

39

Написание статьи.

Стилистические фигуры речи.

2

2

2

2

40

Конкурс итоговых творческих работ

2

2

41

Корреспонденция.

1

1

2

42

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих успехов»

2

2

Всего:

39

97

136

Содержание программы:

I. Творческая деятельность журналиста

Вводное занятие. Профессия – журналист: призвание или увлечение. Посвящение в юные журналисты. Ознакомление с планом работы объединения «Нити творчества», с целями, задачами. Правила работы и поведения. Формирование представлений о профессии журналиста.

Публицистический стиль.

Методы получения информации. Индивидуальный стиль. Три пути получения информации: опыт и личное наблюдение, участие в событии; источники информации; коммуникативный (общение с источником информации). Широкое и узкое значение «стиля».

Специфика текста (тема, идея, композиция). Фигуры речи. Стадии создания журналистского произведения. Его структура и композиция. Использование фигур речи для усиления выразительности высказывания.

Итоговое занятие «Творческая деятельность журналиста». Защита творческих работ.

II. Проба пера

Мемуарный жанр. Личный дневник. О понятии «мемуары». Дневник как литературный жанр. История дневника. Основные правила ведения дневника.

Я – редактор. Методика работы с текстом. Правка текста. Условные обозначения речевых недочетов. Первое, второе, третье чтение.

Эпистолярный стиль. Письмо. Понятие «эпистолярный жанр». Стереотипные выражения в письме. История письма.

Конкурс творческих работ.

Роль фотографии в газете. Конкурс.

Повествование. Функционально-смысловые типы речи. Тип «повествование». Рассказ. Построение рассказа.

Описание. Тип «описание». Описание природы, помещения, животного, предмета, человека.

Рассуждение. Тип «рассуждение». Схема рассуждения. Рассуждение в публицистическом стиле.

Итоговое занятие «Проба пера». Защита творческих работ.

III. Газетно-журнальные жанры

Зарисовка. Фотозарисовка. Сюжет зарисовки. Общие правила фотозарисовки.

Конкурс творческих работ.

Заметка и ее особенности. Факт в заметке. Виды комментария. Элементы заметки.

Заголовок. Лид. Цель заголовка. Функции заголовка. Понятие «лид», его задачи. Лид «6 вопросов».

Репортаж и его виды. Требования к репортеру. Понятие «репортаж». Композиция репортажа. Важнейшие особенности репортажа. Виды репортажа.

Конкурс творческих работ.

Очерк. История возникновения жанра. Разновидности очерка.

Эссе. Специфика эссе. Разновидности эссе.

Интервью и его виды: портретное, информационное, интервью-монолог. Особенности жанра, его виды. Характеристика каждого вида.

Конкурс творческих работ.

Рецензия. Понятия «рецензия», «рецензент». Советы пишущему рецензию.

Отзыв. Композиция текста. Языковые средства, использующиеся при написании отзыва.

Статья. Понятие «статья». Языковые и композиционные особенности статьи.

Хэдлайн. Понятие «хэдлайн». Принципы создания и основные правила хэдлайнов. Последовательность действий.

Итоговое занятие «Газетно-журнальные жанры».Защита творческих работ.

1V. Творческая практика

Подготовка материалов публицистического стиля. Их творческое оформление.

Конкурс итоговых творческих работ.

Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих успехов».

Результат: создание собственной газеты

Материалы к занятиям

Занятие 1 - 6

Журналист – сотрудник периодического издания, обязанности которого состоят в том, чтобы оперативно собрать, обработать, грамотно и доступно изложить актуальную информацию. Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:

  • сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);

  • журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);

  • фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями).

Существуют и другие системы классификации журналистов. По приоритетным направлениям в работе: политические, экономические или спортивные обозреватели, журналисты-международники, отраслевые журналисты и другие. По жанровым характеристикам: репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист и тому подобное.

В последнее время получила распространение такая профессия, как стрингер. Это самостоятельно работающий журналист, который готовит репортажи непосредственно из «горячих точек», что позволяет ему получать самые актуальные новости прямо из центра событии, но нередко связано с риском для жизни. Часто стрингер-корреспондент работает в паре со стрингером-оператором. Правда, нередко ТВ-стрингер – это штатный сотрудник какой-либо провинциальной телекомпании, подрабатывающий на столичном канале.

Функциональные обязанности

  1. Поиск информации.

Работа журналиста на 90% состоит из поиска необходимой информации. Существует три базовых способа ее получения:

    • Наблюдение.

Наблюдательность – свойство необходимое каждому журналисту. Есть даже профессиональный прием – «включенное наблюдение»: журналист на определенное время становится частью того минисообщества, о котором собирается написать. Например, идет работать официантом в ресторан и изучает жизнь заведения изнутри, не открываясь своим временным коллегам.

    • Интервью.

Необходимо отличать интервью как метод получения информации и как жанр. В первом случае это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов, во втором – оформленный в виде вопросов и ответов материал, предназначенный для обнародования.

    • Документ.

В работе журналиста с документами как источником информации есть несколько основных принципов, которых следует придерживаться. Документ должен быть подлинным. Видео- и аудиозапись в качестве документа рассматривается лишь тогда, когда она является исходной, то есть не подвергалась монтажу. Работа с архивами требует специальных знаний и навыков, поэтому следует консультироваться со специалистами.

  1. Обработка информации. Собранный материал необходимо внимательно изучить, проанализировать, перепроверить факты, прояснить возникшие вопросы. Журналист приступает к подготовке статьи для публикации в соответствии с требованиями формата издания, жанра, стиля и так далее.

  2. Обратная связь

Опубликованная статья, вышедший в эфир сюжет в идеале находят живой отклик в сердцах людей. Читатели, радиослушатели, телезрители нередко пишут в редакцию письма, звонят, оставляют комментарии на форумах онлайн-изданий. Журналист обязан отслеживать мнение аудитории, а при возникновении правовых споров быть готовым отстаивать свою точку зрения в суде.

Нередко в обязанности журналиста может входить и самостоятельный подбор иллюстраций к статье.

Навыки

Журналист должен уметь оперативно обрабатывать большой поток информации, обладать «нюхом на злободневность», ведь именно в этом кроется залог успешной журналистской карьеры.

Также среди необходимых качеств необходимо назвать коммуникабельность, любознательность, эрудицию, гуманистическое мировоззрение, творческие и художественные способности, хорошую память, образное мышление, тактичность, мобильность, стрессоустойчивостьумение работать в команде..

Наиболее важные профессиональные качества они журналиста:

  1. Грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль.

  2. Универсализм.

  3. Настойчивость, умение «достать материал», оперативность.

  4. Готовность обучаться, расти профессионально.

  5. Практические навыки журналиста.

  6. Талант.

  7. Коммуникабельность.

  8. Профессиональная этика, порядочность.

  9. Жизненный опыт.

  10. Интуиция.

  11. Правовая «подкованность».

Конечно, в зависимости от специфики СМИ необходимые навыки и умения журналистов могут варьироваться.

Плюсы профессии:

  • активный образ жизни;

  • встречи и общение со многими известными, талантливыми и просто хорошими людьми;

  • возможность путешествовать по разным городам и странам, бывать там, куда не пускают большинство;

  • статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка».

Минусы профессии:

  • ненормированный рабочий день для журналиста – обычное дело: чтобы успешно конкурировать с коллегами, нужно много работать;

  • невозможность «отключиться от работы», так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа;

  • журналистика входит в список опасных профессий.

Занятие 7

Публицистический стиль характерен, прежде всего, для средств массовой информации - газет, радио, телевидения. Цель публицистических текстов - информировать граждан о событиях в стране и мире, а также формировать общественное мнение. Особенностью публицистического стиля является сочетание стандарта (устойчивых языковых форм выражения, типичных для политики) и экспрессии (языковых средств, которые оказывают воздействие на эмоции читающих и слушающих).

Для данного стиля характерно употребление эмоциональных слов, слов и словосочетаний в переносном значении (черное золото - нефть), восклицательных, вопросительных и неполных предложений, т.е. таких слов лексики и синтаксиса, которые вызывают определенную эмоциональную реакцию. Авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, которые привлекут внимание читателя своей новизной. Если это слово удачно, то оно начинает употребляться в текстах других авторов (так в последнее время в наш язык вошло выражение новые русские).

Публицистический стиль используется в разных жанрах (передовая статья, репортаж и др.) периодической печати и в средствах массовой информации, в общественно-политической литературе, агитационно-пропагандистских выступлениях.

Занятие 25

 Мемуа́ры , воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. 

К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры: мемуары (в узком смысле слова), записки, записные книжки, автобиографии, некрологи,  дневники.

Жанр дневника - один из древнейших жанров в литературе, первые  сведения о котором восходят к истокам письменности. 

Дневник как литературный жанр

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например» (Д.С. Лихачёв)

Дневник — важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как формы учёта успеваемости учащихся) существует дневник как литературный жанр, как древнейшая форма словесного творчества.

Как правило, дневники начинают вести в подростковом возрасте. Подневные записи могут содержать обобщения, размышления, заметки о прочитанных книгах, газетных новостях или о погоде. Часто ведение их продиктовано желанием автора дневниковых записей проследить собственное духовное развитие; дневник также служит средством самовоспитания и самоорганизации.

Занятие 32

Стилистическая особенность писем (посланий) как одной изразновидностей письменной лит. речи. 

Характерные особенности эпистолярного жанра: определенная роль адресата и адресанта. Письма одного автора к разным корреспондентам различаются по тематике,стилю, тональности, так как пишущий всегда учитывает личность, интересы, взгляды адресата, выражаетсвое отношение к нему. Диалогичность письма обусловливает скрытое присутствие в тексте образа адресата, его имплицитную характеристику. Для эпистолярного жанра . обязательно соблюдение речевого этикета, отражающего характер переписки, статус корреспондентов, что реализуется в принятых формулах обращения, завершения письма и  подписи, соответствующих национальной традиции 

Занятие 59

 Заметка—сообщение в 20-100 строк, имеющее заголовок и авторскую подпись.

В заметке лишь сообщается о важном событии, но само событие не изображается! 

Факт в заметке — это удостоверенная новость. Журналистская практика выработала несколько способов акцентирования главного в содержании новости. Не только ее основные, но и вспомогательные элементы способствуют более точному отражению события. В ней может быть короткий комментарий, разъяснение факта, толкование непонятных сторон явления или ситуации (оперативное комменти­рование). 

Виды комментария:

расширенный — пространное разъяснение факта;

комментарий эксперта — компетентного человека;

полярный — разъяснение факта разными специалистами;

синхронный, или попутный, — разъяснение текста журналистом по ходу высказывания (не предполагает завершенности сужде­ний).

Для заметки важны и оперативность, и разные грани измерения факта. Новость может быть изложена либо в «жестком», либо в «мяг­ком» варианте. «Жесткая новость» передается сухим официальным стилем. «Мягкий» вариант — дополнения, новость в деталях и с впе­чатлениями.

Благодаря краткости, злободневности, информативности заметка стала наиболее оперативным жанром. Оперативность сообщения вы­ражается ключевыми словами «вчера», «сегодня», «завтра».

Композиционно заметка строится в виде перевернутой пирами­ды, где самая значительная часть (основание) располагается вверху, а дополнительные, уточняющие элементы — в сужающейся части. Эта композиция приучает концентрировать и выделять наиболее важное.

 Пример заметки

Вчера в городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие. Велосипедист наехал на голубя, упал и перегородил своим телом основную транспортную магистраль, после чего на ней образовалась многокилометровая пробка. Ее удалось ликвидировать только через несколько часов, когда велосипедист перестал оплакивать голубя, поднялся с дороги и движение возобновилось.

Занятие 61

Лид – это та часть текста, которая следует сразу за главной мыслью и раскрывает основные аспекты события по мере убывания их значимости.

Длина лида – 25 – 50 слов, т.е. 4 – 5 предложений.

Читая лид, ваш читатель окончательно делает выбор, и это наиболее ответственный момент для журналиста, поскольку именно в этот момент определяется судьба вашего материала. Если лид сумеет убедить читателя, что ему очень интересно или необходимо узнать о событии больше, то он с легкостью переходит к тексту. Если автор его не убедил, то следующие десятки слов окажутся никому не нужным сплетением слов. При этом будет уже не важно, хорошо или плохо написан сам текст, какова его композиция, сколь богат его язык и разнообразны содержащиеся в нем факты, - читатель уже потерян, и текст останется непрочитанным.

Какая основная функция лида? (Основная функция лида – привлечение внимания читателя).  Задачи лида:

- быстро и четко привлечь внимание читателя, раскрыв ему основные аспекты события,

- настроить читателя на то, что узнать еще больше подробностей,

- убедить в том, что у него достаточно оснований прочитать все до конца.

Таким образом, мы получаем три задачи, выражающиеся в 3-х глаголах: привлечь – настроить – убедить

Занятие 63

Репортаж — это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни, это наглядное изображение события, участником которого был сам автор.

Перед автором стоит задача: рассказать так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели это событие на самом деле.

Композиция репортажа разная. Стандартная композиция:

Зачин – начало (описание места действия, описание состояния окружающей среды, динамичность).

Центральная часть – рассказ о событии (употребление глаголов настоящего времени, чтобы показать «сиюминутность»).

Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.

Важнейшие особенности репортажа — динамичность и нагляд­ность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участни­ков события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использова­ние изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разно­му. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.

Специфика репортажа проявляется и в его стиле, в использова­нии средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоционально­сти изложения. Язык репортажа совмещает документальность и ху­дожественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утра­чивается ощущение реальности.

Занятие 72

Существуют разные виды интервью. Эти всевозможные виды можно разделить по целому ряду критериев, которые серьезно отличаются в западной и отечественной литературе.

Авторы работ выделяют следующие виды интервью:

- протокольное интервью, целью которого является получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики;

- информационное интервью (получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. По стилю приближается к обычному бытовому разговору. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями);

-  портретное интервью (раскрытие личности собеседника);

- интервью – дискуссия (выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы);

-  интервью – анкета (выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу).

Так же интервью выделяются и в зависимости от того, какие требования к поведению журналиста предъявляются:

- по степени стандартизации интервью;

- по характеру получаемой информации;

- по отношению интервьюируемого к интервью.

В этой работе будут подробно рассмотрены три вида интервью, выделяемые по характеру обсуждаемого вопроса: информационное,  портретное, протокольное. А также рассмотрим интервью-монолог, выделяемое по форме реализации коммуникативной задачи.

Занятие 83

Путевые заметки (путевой очерк). Итак, путевые заметки — описание определенных событий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего путешествия, объединенные общей темой. Причем автор описывает не все подряд, что он видел на своем пути, он избирателен.. Тем — множество, и выбор зависит от интересов и личных пристрастий автора. Так или иначе, но журналисту, пишущему в жанре путевого очерка, приходится отбирать самое интересное, самое важное.Что посчитать самым интересным и важным — зависит от авторского замысла. Все, что не входит в авторский замысел, не попадает в тему — остается в блокноте (компьютере) журналиста и ждет своего часа

Занятие 109

Комические приемы — одни из самых эффективных способов доне­сения нужной информации до читателей. Они наиболее часто ис­пользуются в фельетоне.

 Фельетон – это сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого – высмеять отрицательное явление.

Пред­мет фельетона — элементарно-комическое, все несообразное, проти­воречивое, парадоксальное в социальной действительности. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона — юмор, ирония..

Слово «фельетон» в переводе с французского означает «лист; листок». В журналистском обиходе «листком» когда-то называли приложение к газете. Оно, как правило, располагалось в нижней части газетной полосы и «отбивалось» от верхней ее части жирной линией.

Занятие 115

Определить, что такое хэдлайн достаточно просто, потому что именно с хэдлайном вы встречаетесь вначале, прежде всего.  Именно хэдлайн, набранный более крупно, броский, ярко выделяющийся на фоне мелкого газетного шрифта, - то, что привлекает ваше внимание и заставляет на мгновение остановить на нем свой взгляд. Сочетание слов хэдлайна заставляет читателя обратить внимание на тот или иной текст, к которому он относится.

Хэдлайн- это словно вывеска, которая завлекает читателей, как бы говоря ей: «посмотри, что за мной скрыто, посмотри. Как это интересно, полезно и ново для тебя».

Основные правила хэдлайна:

Хэдлайн должен быть:

- точным, т.е. правильно передавать главную мысль, рассказывать действительно  о том, о чем пойдет речь в тексте.

- информативен, действительно содержать в себе самые главные, ключевые аспекты.

- ориентирован на среднего читателя (быть понятным).

- привлекательным, стремиться к тому, чтобы сразу завоевать внимание читателя.

- соответствовать тону и стилю последующего текста.

- не должен быть двусмыслен.

 

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа внеурочной деятельности «Нити творчества» рассчитана на 1 год. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12 – 15 лет. Программа подразумевает как теоретическую, так и практическую подготовку. Программа предполагает овладение навыками написания материалов в различных жанрах публицистического стиля.
0 ₽