Программа педагога-наставника
на 2023-2024 учебный год
по индивидуальной работе с молодым специалистом ГКДОУ
«Детский сад №……»
Наставник: Иванова Ю. К.
Наставляемый: Кравченко
Анастасия Сергеевна
г. Зеленокумск 2023 г.
ВусловияхмодернизациисистемыобразованиявРоссиизначительновозрастаетрольпедагога,повышаютсятребованиякеголичностнымипрофессиональнымкачествам,социальнойипрофессиональнойпозиции.Молодыеспециалистыимеюттежедолжностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетнимстажемработы,авоспитанникииихродители,администрацияобразовательногоучрежденияожидает отнихстольжебезупречного профессионализма.
Переменывобществеиобразованииобусловилирядсоциальныхипрофессиональныхтрудностей в процессе адаптации молодого педагога к трудовой деятельности. Периодвхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью дляеголичностногоипрофессиональногоразвития.Оттого,каконпройдет,зависит,состоитсялиновоявленныйинструкторпофизическойкультурекакпрофессионал,останетсялионвсфередошкольного образованияилинайдет себявдругой сфередеятельности.
Известно,чтодостижениежелаемыхрезультатовввоспитании,развитиииобразованиидошкольниковневозможнобезоптимальногоподходакработескадрами.Дляэффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходима высокаяпрофессиональнаякомпетентность педагогов.
Начинаясвоюработувдошкольнойобразовательнойорганизации,педагогииспытываютпотребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методикдошкольноговоспитанияиобучения.Овладениеспециальностьюпредставляетсобойдостаточнодлительныйпроцесс,предполагающийстановлениепрофессиональныхкомпетенцийиформированиепрофессиональнозначимыхкачествПрограмма наставничества ГКДОУ«Детский сад № 10 «Первое Мая»нацелена на работу с молодым педагогом –инструкторомпофизическойкультуре,имеющимопытработывдошкольномобразованиименее трех лет. Форма наставничества «старший воспитатель - инструкторпофизическойкультуре»,видвзаимодействиятрадиционный(«один-на-один»)–взаимодействиемеждуболееопытныминачинающимработникомвтечениеопределенногопродолжительного времени.
ВпрограммувключаетсякаждыйновыйпедагогОбразовательнойорганизациисмомента выхода на работу все молодые/начинающие педагоги до достижения ими стажаработыпо должности3года.
Программа наставничества ГКДОУ«Детский сад № 10 «Первое Мая»разработана с целью становления начинающегопедагога: его активной позиции, формирование его как личности, индивидуальности, азатем как работника, владеющего специальными умениями в данной области, а такжеоказаниепомощиначинающимпедагогамвадаптациикколлективуколлег,детей,родителей.
Привитьначинающемупедагогуинтерескпедагогическойдеятельности.Ускоритьразвитиепрофессиональногостановления,сформироватьумениесамостоятельнои качественновыполнятьобязанностипозанимаемойдолжности.
Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодыхпедагогов.
Стимулироватьповышениетеоретическогоипрактическогоуровняпедагогов,овладениесовременнымипедагогическимитехнологиями.
Повыситькачествоиналадитьпроцессобучениянавыкампрофессии
Создатьмотивациюунаставниковк передачезнанийи навыков.
Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и ориентация на ценностисаморазвития.
Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами, воспитанниками, родителями(законнымипредставителями).
Стремлениевзаимодействоватьсустановкойнаоткрытость,взаимопомощь.
Ростпрофессиональнойиметодическойкомпетенцииначинающихпедагогов,повышениеуровняихготовностикпедагогическойдеятельности.
эффективныйспособсамореализации;
повышениеквалификации;
достижениеболеевысокогоуровняпрофессиональнойкомпетенции.
успешнаяадаптациямолодых специалистов;
пополнениепедагогических кадров
этап–Подготовительный.
изучениелокальныхактовобразовательнойорганизациионаставничестве;
закреплениепар«наставник-наставляемый»;
подборметодическойлитературыдляизучения;
составлениепланаработысучетоминдивидуальныхзатрудненийипредложений всех исполнителей.
Кандидатурынаставниковрассматриваютсяиутверждаютсяназаседанияхпедагогическогосоветаиутверждаютсяприказомзаведующегосуказаниемсроканаставничества(неменееодного года).
совместноеизучениеновейшихпедагогическихтехнологийиприменениеихвработесдетьми;
совместноепроектирование образовательного процесса,составлениеперспективногопланаработы;
изучениеопытаработыколлегсвоегоучрежденияидругих ДОУ;
показфизкультурныхзанятийсдетьминаставникомвразныхвозрастныхгруппах;
посещениезанятийсдальнейшимипредложениямиповыборунаиболееэффективныхметодовработысдетьми;
консультациидляпедагоговпоработесродителями;
самообразование;
обсуждениеобразовательнойдеятельности,использованияприемовиметодоввразличныхситуациях.
Индивидуальныеигрупповыебеседыадминистрации,методическойслужбы,педагогов-наставниковоцели,назначении,принципахисодержании деятельности,ГКДОУ«Детский сад № 10 «Первое Мая»опсихолого-педагогическихособенностяхвоспитанников,оличностнойпозицииипедагогическоймиссииинструкторапофизическойкультуре(педагогическогоработника)детскогосада.
Создание в организации условий для личностных проявлений педагога, дляего самореализации.
Организациясистематического,грамотного,увлекательногопсихолого-педагогическогопросвещения педагоговвразличных формах.
Созданиеусловийдляповышенияквалификации,профессионально-педагогическойпереподготовки(еслионипришлииздругих сфердеятельности).
Вовлечениепедагоговвнаучно-методическуюиэкспериментальнуюработу.
Деятельностьвсевозможныхклубов,вечеров,интересныхвстреч,дискуссий,неформального общенияпрофессиональнойнаправленности.
Диагностикаимониторингобразовательногопроцесса,ростапрофессиональногомастерствапедагога.
Проведениеипсихолого-педагогическийанализмероприятий,организованныхпедагогами.
Контроль,учётиоказаниеметодическойпомощиспециалистампофизической культуре.
Обеспечениеилипредложенияпедагогамсамостоятельноизучитьнеобходимуюлитературу срекомендациямипоорганизацииобразовательногопроцесса,взаимодействиюсродителямивоспитанников,повышениюпрофессиональной компетентности.
Обучениепедагоговправильномуирациональномуведениюдокументации.
Организацияиндивидуальногонаставничества(распределениенаставников;оформлениедокументациипонаставничеству:рекомендацииначинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программаповышенияпрофессиональнойкомпетентностиначинающегопедагога-инструкторапофизическойкультуре;созданиеметодическойкопилкипедагога).
Своевременноерешениеконфликтных ситуаций.
Формыработы,используемыевработепонаставничеству:наблюдениепедагогическогопроцессауопытныхпедагогов,взаимопосещение,консультации,открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. Разнообразныеформы работы с наставляемым способствуют развитию познавательного интереса кпрофессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказываетположительноевлияниенасовершенствованиепрофессиональной деятельности.
Вметодическомсопровождениидеятельностипедагоговважнынеразнообразиемероприятий,асистема,направленнаянасовершенствованиепрофессиональнойподготовки путемосвоения целостнойработыспециалиста.
Показнаставляемымиоткрытыхмероприятийнаразличныхуровнях:вобразовательнойорганизацииинарайонном(муниципальном
уровне);
Анализрезультатовработынапедагогическомсовете;
Ежегодноеподведениеитоговработы;
Обобщениеопытаработы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнениенаставляемымцелейизадачвпериоднаставничества.Оценкапроизводитсяпорезультатампромежуточного иитоговогоконтроля.
Такимобразом,системанаставничествапланируетсяисвоевременноконкретизируетсявзависимостиотожиданийииндивидуальныхособенностейпедагога.Этасистемасогласуетсясгодовымизадачами испецификой ДОУ.
РеализацияПрограммырассчитананаодинучебныйгод,осуществляетсянаставниками,наставляемыми,куратором(заместителемзаведующего, старшим воспитателем),заведующим.
На основе примерногоплана понаставничеству каждыйнаставниксоставляетиндивидуальныепланыработынагод,всоответствиискоторымииосуществляетсяработаиконтроль.
Контроль реализации программы включает: посещение занятий, родительскихсобраний и других мероприятий, проводимых наставником и наставляемым, анализпланов и отчетов. В конце учебного года результаты работы по наставничеству, то естьрезультатыреализацииПрограммыпредставляютсянаитоговомпедагогическомсовете.
Образец индивидуального плана наставничества
Наставник- Наставляемый-
Содержание | Сроки | Формаработы | Ответственные |
Утверждение индивидуальныхпланов работы наставника инаставляемого. | октябрь | консультацииработа наставникаинаставляемого | куратор/воспитатели |
«Расскажиосебе»(определениекругавопросов,интересов,проблемвработе). Правилаоформления документациинаставников,наставляемых Знакомствоснормативно– правовойбазойучреждения:
| ноябрь | педагогическийсовет | куратор,наставники,педагог-психолог |
Помощь в составлении календарно-тематического плана. Изучение видов мониторинга детского развития, форм его проведения, подбор диагностического материала | |||
Организационныеформы,методыиприемыобучения детей. Рациональное применение методовобучения. Анализ педагогическихситуаций, стилей педагогическогообщениясдетьми Работасродителями(содержание,формыиметодыработы). Выборприоритетнойметодическойтемыдля самообразования. | декабрь | работанаставника инаставляемогогрупповая | наставник |
Анализ образовательнойдеятельности. Виды анализа.Анализ конспектов занятий пофизической культуре. Посещениенаставником занятий по с цельювыявления профессиональныхзатруднений исовместноеопределение путей их устранения.Индивидуализация идифференциациявобучении: различия,формы,методы. | декабрь | консультациипрактикумработа наставника инаставляемого | наставник |
Методика проведения досугов иразвлечений. Оказание практическойпомощи по разработке иоформлению конспекта спортивногодосуга. | декабрь | консультациякруглый столгрупповаяработанаставника инаставляемого | наставник |
Работа по организации исовершенствованию предметно-пространственной среды,рациональное использованиеспортивного оборудования,наглядногоматериала. | январь | консультацияработа наставникаинаставляемого | наставники |
Использование здоровьесберегающихтехнологийвпроцессезанятий. Знакомство с новымипедагогическимитехнологиями Организация самостоятельной работыпо заданию наставника «Папка»педагогическогоработника. | февраль в течениегода пографикуфевраль | взаимопосещениезанятий работанаставника инаставляемого практическоезанятие | наставники |
Организация проектнойдеятельности по физическойкультуре.Методыиприемы.Работас родителями в контексте проектнойдеятельности. Систематизация и обобщение опытаработы для выступления напубличныхмероприятиях. | март | практикумработа наставника инаставляемого | наставники |
Подготовкадетей кучастиювконкурсах по физической культуре.Оказание практической помощи:упражнения тренирующего характеранаразвитиефизических качеств (быстроты, силы, гибкости,выносливости) | апрель | практикумработа наставника инаставляемого | наставники |
Результаты итогового мониторингапообразовательной области «Физическое развитие».Обсуждение итогов работы и планына будущий учебный год. Отчёт орезультатах работы по своей работе. | май | заседаниепедсовета | куратор,наставник |
Посещение мероприятий опытных педагогов с целью наблюдения и последующим анализом | в течениеучебногогода | наблюдение,анализ,работанаставникаи наставляемого | наставник |
Наблюдение за коммуникативнымповедениемпедагога | в течениеучебногогода | анализ | наставник |
Посещение занятий/образовательной деятельности,досуговыхмероприятий | в течениеучебного года | взаимопосещениезанятий/образовательнойдеятельностиработанаставника инаставляемого | куратор |
Методическая литература.
Пензулаева, Людмила Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе / Людмила Пензулаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 626 c.
Пензулаева Л.И. Фuзкультурныезанятuя в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий
Сековец, Людмила Сергеевна.
Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата : программа, комплексы упражнений : методические рекомендации / Л. С. Сековец. - Москва : Школьная Пресса, 2008. - 207 с. : табл.; 20 см. - (Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала; Вып. 45) (Коррекция. Развитие).; ISBN 978-5-9219-0675-4