1
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района « Центр развития ребенка- детский сад№17 « Ладушки» г. Вольска Саратовской области.Первый год. « Введение в музыкальную культуру».
№ | Тема занятия | Цель | Вводное слова | Вопросы и задания | |||||||
Раздел1. Тишина и звук | |||||||||||
1. | В гостях у тетушки Тишины | Познакомить детей с понятием « Тишина» | О чем может рассказать тишина |
| |||||||
2. | Звучащий мир. Разноголосица предметов и живых существ | Знакомится с понятием звук. | Разнообразие звуков. Звуки предметов и механизмов ( скрип двери, шуршание песка, шум машины, поезда, самолета) Звуки природы. Неживая природа- шум ветра, дождя, морской гул, журчанье ручья. Живая – голоса птиц, животных, шорох листьев. |
| Аудиозаписи звуков города и природы. | ||||||
3 | Звучащий мир. Город, деревня, лес. | ЗХнакомится со звуками города, деревни, леса. | Особенности звукового портрета города, деревни, леса. |
| Городские звуки, голоса домашних животных, коровы, лошади, собаки кошки, овец. Голоса диких животных- тигра, слоа, обезьян, голоса лесных и городских птиц. | ||||||
4 | Человеческий голос | Дать детям представление о разнообразии человеческих голосов | Мужские и женские голоса, голоса младенцев, подростков, стариков, Звонкие , глухие голоса, тихие и громкие, высокие и низкие. Певческие голоса. | 1.Какой голос у твоей мамы(папы, брата и т.д) 2.какой у тебя голос? 3 как меняется голос, когда человек болеет? 4.Можно ли изменит голос? 5. Для чего нужен голос? | Аудиоряд. Сцены из радио спектакля с участием разных голосов. | ||||||
5 | Завершающее занятие по теме :»Тишина и звук» | Развитие слух, слуховой памяти, умение анализровать слуховую информацию | О многообразии и богатстве мира звуков, окружающих нас в повседневной жизни (часы, шум холодильника, звук телевизора, радио, компьютера, шум льющейся воды, телефон, скрип двери, голоса домашних животных, людские голоса, звук шагов и т д.) |
|
6. | Путь в королевство музыки | Дать детям общее понятие о музыке. | У музыки свой собственный язык, его надо уметь понимать. Главные признаки музыки: мелодия и ритм. Звук и тишина в музыке. | Аудиоряд. Аудиозаписи различных шумов и звуков. К. Глюк, мелодия из оперы « Орфей», р. Шуман « Веселый крестьянин». | |||||||
7. | Сестрица Мелодия и Братец Ритм | Познакомить детей с понятиями « мелодия и ритм» | Мелодия , как музыкальная линия, ритм как музыкальный рисунок. Чередованме звука и тишины. |
| Аудиоряд. С. Рохманинов « Мелодия2 П. И. Чайковский « Осенняя песенка» Ритмические танцы народов Африки. | ||||||
8. | Волшебная палочка дирижера | Знакомство с простейшим музыкальным размером 2 четверти. | Дирижер – руководитель музыкантов. Его роль в музыке. Дережерская палочка. |
| С. Рахманинов « Полька» П. И. Чайковский « Марш деревянных солдатиков». | ||||||
Раздел 2. Голоса инструментов | |||||||||||
9. | Тайна Старого мастера ( скрипка) | Познакомить со звучанием скрики. | Рассказ скрипичного мастера ( скрипка ее происхождение, внешний вид. Тайны ремесла) Звук скрипки. Игра на скрипке. |
| Произведение для скрипки в исполнении я. Хефейца, д. Ойстраха и др. Видеоряд Изображение скрипки и игры на ней. | ||||||
10 | О чем рассказала виолончель? | Познакомиться со звучанием виолончели. | Виолончель, е история, внешний вид и голос, особенности игры. | 1.Какой голос у виолончели? 2.Сравни голос скрипки и виолончели. 3.Почему на виолончели нельзя играть стоя? 4.Представь, что ты виолончелист, возьми в руки и поиграй на виолончели. | Аудиоряд. Произведения для виолончели в исполнении С. Ростроповича. Видеоряд. Виолончель: внешний вид и изображения игры на иструменте. | ||||||
11. | Роландов рок (труба) | Знакомство с духовым инструментами на примере трубы. | История трубы. Легенда о Роланде. Применение трубы, военный сигнал, передача вестей, сигнал сбора, начало представления, праздника на охоте. | Как появилась труба? На что похож ее звук? Для чего нужны трубы? Может ли труба петь? Представьте себе , что ты трубач. Сыграй сигнал к началу битвы. | Аудиоряд. Музыка для трубы в исполнении Т. Докшицера, Н. А. Римский –Корсаков симфоническая сюита « Три чуда» Видеоряд. Изображение трубы и трубача. |
12. | Чей голос самый громкий.(барабан) | Позакомимся с ударными инструментами на примере барабана. |
|
| Аудиоряд. Национальный ансамбль барабанщиков из Южной Африки. Видеоряд. Барабаны и игра на них. | ||||||
|
| ||||||||||
13. | Волшебная палочка (флейта) | Знакомство с духовыми инструментами на примере флейты | Легенда о происхождении флейты. Ее голос виды флейты (продольная, поперечная и т.д. способы игры на ней . Простейшая флейта- Свистулька. | 1.Какой голос у флейты? 2.Почему на флейте часто играют пастухи? 3. Что можно сыграть на флейте? 4. Можно ли на флейте давать боевые сигналы? 5.Поиграй на свистульке. | Аудиоряд.Музыка для флейты. Белка из симфонической сюиты «Три чуда» Н. А. Римского- Корсакова в опере « Сказка о царе Салтане» Мелодия флейты из оперы А. Моцарта « Волшебная флейта» Видеоряд. Изображение разных видов флейты и флейтистов. | ||||||
14. | Голос с неба (колокол) | Познакомиться с ударными инструментами на примере колокола. | Путешествие на колокольню. Как льют колокола. Искусство звонарей. Для чего использовали колокол в древности. |
| Аудиоряд. Звон колоколов Ростовской звонницы. Н. А. Римский – Корсаков симфоническая сюита « Три чуда» (город Леденец) Видеоряд. Изображение колокола, звонницы , звонаря. | ||||||
| |||||||||||
15. | Легенда об арфе | Познакомиться со струнными инструментами на примере арфы. | Легендвы о происхождении арфы. ЕЕ предшественники. Внешний вид. Устройство. Звучание. | То напоминают звуки арфы? 2 Какую птицу напоминают очертания арфы? Как играют на арфе? Какую бы музыку ты сыграл на арфе? Представьте себе арфиста и поиграй под музыку | |||||||
16 | Хрустальные звуки (музыкальные треугольники и колокольчики) | Познакомиться с ударными инструментами на примере музыкального треугольника и колокольчиков | История, внешнй вид, звучание, использование для сказочных персонажй. |
| Аудиоряд. П. И. Чайковский. « танец Феи драже» к. Сен – Санс « Аквариум» Видеоряд. Изображение музыкального треугольника и колокольчиков и игра на них. |
17 | . Рояль –король инструментов | Познакомиться с клавишно- ударными инструментами на примере фортепиано | Этимология слова Фортепиано. Его произношение разновидность рояль, пианино. Устройство, звучние. Искусство игры. | Из каких двух слов состоит слово « фортепиано».
| Аудиоряд. Фортепианная музыка в исполнении С. Рихтера. Р. тамаркиной, М Юдиной Видеоряд Изображения предшественников фортепиано-клавесина, спинета. Клавикордов. Изображение рояля и пианино игры на фортепиано. | ||||||||||
18. | Музыкальный дом (орган) | Познакомиться с особенностями устройства и звучания органа. | Происхождение органа. Внешний вид и размеры устройства. |
| Аудиоряд. Органная музыка И. С. Баха, г. Гренделя, | ||||||||||
| Вемена года. А. Вивальди. Видеоряд Изображение органа органиста. | ||||||||||||||
19. | Оркестр | Познакомиться с понятием оркестр. | Состав оркестра. Разные виды оркестра и их звучание. Дирижер. | Зачем нужен оркестр? Какие инструменты могут быть в оркестре? Придумай свой оркестр? Послушай оркестровые звуки. Какие инструменты ты слушишь?
| Аудиоряд. Звучание симфонического оркестра. Звучание оркестра нардных инструментов. Звучание военного оркестра. Видеоряд. Изображение разных оркестров. | ||||||||||
20. | Заячий домик. | Учимся основам музыкальнго анализа. | Надо помочь зайчику найти свой музыкальный домик. Если он ошибется то попадет к лису или к волку. |
| Аудиоряд. Б. Троянский Вариации на тему В. Калинникова « заяц» « Лиса» С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя волк» | ||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||