Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Программа по слушанию классической музыки

Программа по слушанию классической музыки

Данная программа рассчитана на 3 года дети слушают классические произведения, знакомятся с музыкальными инструментами, а также знакомятся с происхождением звука. Обогащение знаниями- укрепляет интерес.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района « Центр развития ребенка- детский сад№17 « Ладушки» г. Вольска Саратовской области.

Первый год. « Введение в музыкальную культуру».

Тема занятия

Цель

Вводное слова

Вопросы и задания

Раздел1. Тишина и звук

1.

В гостях у тетушки Тишины

Познакомить детей с понятием « Тишина»

О чем может рассказать тишина

  1. Зачем нужна тишина

  2. Бывает ли тишина без звуков

  3. Можно ли сказать, какое время года в лесу с закрытыми глазами

  4. Послушай тишину комнаты. Какие звуки ты слышишь?

2.

Звучащий мир. Разноголосица предметов и живых существ

Знакомится с понятием звук.

Разнообразие звуков. Звуки предметов и механизмов ( скрип двери, шуршание песка, шум машины, поезда, самолета) Звуки природы. Неживая природа- шум ветра, дождя, морской гул, журчанье ручья. Живая – голоса птиц, животных, шорох листьев.

  1. Какие звуки ты знаешь.

  2. 2. Покажи голосом «Как дет машина, летит самолет, лает собака, воет ветер, мяукает кошка, мычит корова, поет птичка, идет слон.

  3. Послушай как шумит морской прибой, водопад в горах, как поет соловей и рычит тигр. Сравни эти звуки.

Аудиозаписи звуков города и природы.

3

Звучащий мир. Город, деревня, лес.

ЗХнакомится со звуками города, деревни, леса.

Особенности звукового портрета города, деревни, леса.

  1. Определи по звукам где ты находишься?

  2. 2. Назови звуки города.

  3. Назови звуки общие для города, деревни и леса.

  4. Какие звуки нельзя услышать в городе, в деревне?

  5. Можно ли услышать в лесу поезд, корову, соловья?

Городские звуки, голоса домашних животных, коровы, лошади, собаки кошки, овец. Голоса диких животных- тигра, слоа, обезьян, голоса лесных и городских птиц.

4

Человеческий голос

Дать детям представление о разнообразии человеческих голосов

Мужские и женские голоса, голоса младенцев, подростков, стариков, Звонкие , глухие голоса, тихие и громкие, высокие и низкие. Певческие голоса.

1.Какой голос у твоей мамы(папы, брата и т.д)

2.какой у тебя голос?

3 как меняется голос, когда человек болеет?

4.Можно ли изменит голос?

5. Для чего нужен голос?

Аудиоряд. Сцены из радио спектакля с участием разных голосов.

5

Завершающее занятие по теме :»Тишина и звук»

Развитие слух, слуховой памяти, умение анализровать слуховую информацию

О многообразии и богатстве мира звуков, окружающих нас в повседневной жизни (часы, шум холодильника, звук телевизора, радио, компьютера, шум льющейся воды, телефон, скрип двери, голоса домашних животных, людские голоса, звук шагов и т д.)

  1. Представьте себе, что ты остался дома один. Какие предметы тебя окружают? Какие у них звуки

  2. Теперь дома собралась твоя семья. Какие звуки ты слышишь?

  3. Звучит ли у тебя дома музыка? Какая она?

  4. Прослушай дома тишину и проверь, обо всех ли звуках ты рассказал.

6.

Путь в королевство музыки

Дать детям общее понятие о музыке.

У музыки свой собственный язык, его надо уметь понимать. Главные признаки музыки: мелодия и ритм. Звук и тишина в музыке.

Аудиоряд.

Аудиозаписи различных шумов и звуков. К. Глюк, мелодия из оперы « Орфей», р. Шуман « Веселый крестьянин».

7.

Сестрица Мелодия и Братец Ритм

Познакомить детей с понятиями « мелодия и ритм»

Мелодия , как музыкальная линия, ритм как музыкальный рисунок. Чередованме звука и тишины.

  1. Послушай музыкальный вопрос. « Как тебя зовут?» спой свой ответ.

  2. Повтори ритмический рисунок за учителем с помощью шумового инструмента.

  3. Задай свой ритм с помощью шумового инструмента.

  4. Спой слово « котенок»(« машина»)

  5. Спой эту мелодию в разных ритмах)

Аудиоряд. С. Рохманинов « Мелодия2 П. И. Чайковский « Осенняя песенка» Ритмические танцы народов Африки.

8.

Волшебная палочка дирижера

Знакомство с простейшим музыкальным размером 2 четверти.

Дирижер – руководитель музыкантов. Его роль в музыке. Дережерская палочка.

  1. Научитесь дирижировать на 2 счета

  2. Дирижируй под музыку. Статрайся передать ее характер.

С. Рахманинов « Полька» П. И. Чайковский « Марш деревянных солдатиков».

Раздел 2. Голоса инструментов

9.

Тайна Старого мастера ( скрипка)

Познакомить со звучанием скрики.

Рассказ скрипичного мастера ( скрипка ее происхождение, внешний вид. Тайны ремесла)

Звук скрипки. Игра на скрипке.

  1. Из чего делают скрипки. Опишите ее звук. На что он похож.

  2. Как играют на скрипке?. Покажи. Послушай скрипичную музыку. О чем тебе рассказала скрипка?

Произведение для скрипки в исполнении я. Хефейца, д. Ойстраха и др. Видеоряд Изображение скрипки и игры на ней.

10

О чем рассказала виолончель?

Познакомиться со звучанием виолончели.

Виолончель, е история, внешний вид и голос, особенности игры.

1.Какой голос у виолончели?

2.Сравни голос скрипки и виолончели.

3.Почему на виолончели нельзя играть стоя?

4.Представь, что ты виолончелист, возьми в руки и поиграй на виолончели.

Аудиоряд. Произведения для виолончели в исполнении С. Ростроповича.

Видеоряд. Виолончель: внешний вид и изображения игры на иструменте.

11.

Роландов рок (труба)

Знакомство с духовым инструментами на примере трубы.

История трубы. Легенда о Роланде. Применение трубы, военный сигнал, передача вестей, сигнал сбора, начало представления, праздника на охоте.

Как появилась труба?

На что похож ее звук?

Для чего нужны трубы?

Может ли труба петь?

Представьте себе , что ты трубач.

Сыграй сигнал к началу битвы.

Аудиоряд. Музыка для трубы в исполнении Т. Докшицера, Н. А. Римский –Корсаков симфоническая сюита « Три чуда»

Видеоряд. Изображение трубы и трубача.

12.

Чей голос самый громкий.(барабан)

Позакомимся с ударными инструментами на примере барабана.

  1. Самый древний инструмент. Для чего использовали барабан. Разные виды

  1. Что нужно чтобы быть хорошим барабанщиком?

  2. Что умеет барабан?

  3. Можно ли сыграть на барабане колыбельную?

Аудиоряд.

Национальный ансамбль барабанщиков из Южной Африки.

Видеоряд. Барабаны и игра на них.

  1. барабанов.

  1. Как можно играть на барабане?

  1. Сыграй на барабане свой ритм.

13.

Волшебная палочка (флейта)

Знакомство с духовыми инструментами на примере флейты

Легенда о происхождении флейты. Ее голос виды флейты (продольная, поперечная и т.д. способы игры на ней . Простейшая флейта- Свистулька.

1.Какой голос у флейты?

2.Почему на флейте часто играют пастухи?

3. Что можно сыграть на флейте? 4. Можно ли на флейте давать боевые сигналы?

5.Поиграй на свистульке.

Аудиоряд.Музыка для флейты. Белка из симфонической сюиты «Три чуда» Н. А. Римского- Корсакова в опере « Сказка о царе Салтане»

Мелодия флейты из оперы А. Моцарта « Волшебная флейта»

Видеоряд. Изображение разных видов флейты и флейтистов.

14.

Голос с неба (колокол)

Познакомиться с ударными инструментами на примере колокола.

Путешествие на колокольню. Как льют колокола. Искусство звонарей.

Для чего использовали колокол в древности.

  1. Слышал ли ты когда нибудь колокол?

  2. Как он выглядит? Какой у него звук? Как лн появляется?

  3. Какой колокол самый большой в

Аудиоряд. Звон колоколов Ростовской звонницы. Н. А. Римский – Корсаков симфоническая сюита « Три чуда» (город Леденец)

Видеоряд. Изображение колокола, звонницы , звонаря.

  1. мире? Где он находится

  2. Легко ли быть звонарем? Для чего это нужно?

  3. Представь что ты в большой колокол с помощью педали, а рукой заставлякшь звенеть маленькие колочики. Покажи как ты будешь звонить.

15.

Легенда об арфе

Познакомиться со струнными инструментами на примере арфы.

Легендвы о происхождении арфы. ЕЕ предшественники. Внешний вид. Устройство. Звучание.

То напоминают звуки арфы?

2 Какую птицу напоминают очертания арфы?

Как играют на арфе?

Какую бы музыку ты сыграл на арфе?

Представьте себе арфиста и поиграй под музыку

16

Хрустальные звуки (музыкальные треугольники и колокольчики)

Познакомиться с ударными инструментами на примере музыкального треугольника и колокольчиков

История, внешнй вид, звучание, использование для сказочных персонажй.

  1. На что похож голос музыкального треугольника, колокольчиков?

  2. 2каких сказочных героев ты изобразил бы с их помощью?

  3. 3. Послушай музыку. Постарайся выделить колококольчики среди других инструментов.

  4. 4. Поиграй на музыкальном треугольнике

Аудиоряд. П. И. Чайковский. « танец Феи драже» к. Сен – Санс

« Аквариум»

Видеоряд. Изображение музыкального треугольника и колокольчиков и игра на них.

17

. Рояль –король инструментов

Познакомиться с клавишно- ударными инструментами на примере фортепиано

Этимология слова Фортепиано. Его произношение разновидность рояль, пианино. Устройство, звучние. Искусство игры.

Из каких двух слов состоит слово « фортепиано».

  1. Чем различается пианино и рояль?

  2. Какой звук у фортепиано?

  3. 4. Посмотри как устроено фортепиано.

  4. Как получается звук?

  5. Что можно сыграть на фортепиано?

  6. Покажи, как играют на фортепиано.

Аудиоряд. Фортепианная музыка в исполнении С. Рихтера. Р. тамаркиной, М Юдиной

Видеоряд Изображения предшественников фортепиано-клавесина, спинета. Клавикордов.

Изображение рояля и пианино игры на фортепиано.

18.

Музыкальный дом (орган)

Познакомиться с особенностями устройства и звучания органа.

Происхождение органа. Внешний вид и размеры устройства.

  1. На что похож звук органа?

  2. Почему он такой большой?3.Можно ли на

Аудиоряд. Органная музыка

И. С. Баха, г. Гренделя,

  1. нем сыграть колыбельную песню.

  2. Прослушай музыку о чем расскажет тебе орган?

  3. Выдели голос органа среди дркгих инструментов.

Вемена года. А. Вивальди.

Видеоряд Изображение органа органиста.

19.

Оркестр

Познакомиться с понятием оркестр.

Состав оркестра. Разные виды оркестра и их звучание. Дирижер.

Зачем нужен оркестр?

Какие инструменты могут быть в оркестре?

Придумай свой оркестр?

Послушай оркестровые звуки. Какие инструменты ты слушишь?

  1. Выбери себе инструмент для участия в оркестре « Играй на нем, когда он звучит в музыке.

Аудиоряд. Звучание симфонического оркестра. Звучание оркестра нардных инструментов. Звучание военного оркестра. Видеоряд. Изображение разных оркестров.

20.

Заячий домик.

Учимся основам музыкальнго анализа.

Надо помочь зайчику найти свой музыкальный домик. Если он ошибется то попадет к лису или к волку.

  1. Послушай музыку. О каком звере она рассказывает? Страшный он или нет?

  2. Опиши его.

  3. 2. Как зайчику запомнить свой музыкальный домик. Какой инструмент ему поможет.

Аудиоряд. Б. Троянский Вариации на тему В. Калинникова « заяц» « Лиса» С. Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя волк»

21.

В гостях у феи

Учимся слушать голоса разных инструментов в музыке.

Фея из страны музыки пригласила нас в гости.

Ее дворец построен из звуков. Чтобы попасть в него, надо услышать, из каких звуков каких инструментов он построен.

  1. Из каких звуков построен дворец- из громких или из тихих.

  2. 2. У каких инструментов могут быть такие звуки?

  3. 3. Сколько разных инструментов участвовало в постройке дворца?

  4. 4.Из каких звуков построены стены, двери, потолок?

5.Опиши этот дворец.

П. И. Чайковский «танец феи Драже»

22

.Скрипка кузнечика

Учимся определять инструменты по голосам.

Мама подарила кузнечику скрипку на день рождения, а он потерял ее в лесу. Звери помогают ему , приносят разные инструменты, но никто не знает, как выглядит и звучит скрипка. Надо помочь кузнечика выбрать скрипку среди инструментов.

  1. Послуша голоса разных инструментов и найди среди них скрипку.

  2. 2.Как выглядит скрипка. Опиши ее

  3. 3. Покажи кузнечику, как играют на скрипке.

Звуки разных инструментов( труба, барабан, флейта, колокольчики скрипка)

22.

Лесные прятки

Учимся основам музыкального анализа.

Звери и птицы решили поиграть в прятки. Медведю завязанными глазами определить по голосам, кто где спрятался.

Послушайй лесную музыку. Кто в ней прячется?

Как ты думаешь, темный, дремучий или солнечный, светлый? Опиши его.

Аудиоряд Л. Дакен « кукушка». К. Сен- Сас « Кукушка в чаще леса»

Второй год. «Образ характера в музыке.

Раздел 1 «Повторение»

1.

В гостях у тетушки тишины

Повторение понятия Тишина

О чем может рассказать тишина

  1. Умеешь ли ты слушать тишину?

  2. Послушай тишину комнаты. Какие звуки ты слышишь?

  3. 3. Представь себе, что мы попали в лес. Какие звуки мы можем услышать?

  4. 4. Можно ли по звукам узнать время года.

2.

В царстве звуков

Знакомставо со звуковым разнообразием мира.

О разнообразии звуков живой и не живой природы, звуки города и леса

  1. Какие звуки можно услышать в городе?

  2. Покажи голосом, как едет машина, трактор, мотоцикл.

Можноли в городе встретить животных. Каких диких животных ты знаешь.

Изобрази их голосом.

  1. Послушай звуки и скажи куда мы попали.

Звуки города, леса, моря, деревни, голоса животных и птиц.

3.

Путь в страну музыки.

Знакомство с основными музыкальными понятиями.

Музыки не бывает без тишины. Сказка о музыке и тишине. Мелодия и ритм-главные помощники музыки.

  1. Пслушай разные звуки. Какие из них можно назвать музыкой, а какие нельзя?

  2. Повтори ритм за учителем.

  3. Игра « Музыкальное знакомство.

Учителей поет, обращаясь к ближайшему к нему ребенку « как тебя зовут?»

Ребенок должен пропеть в ответ свое имя и обратится к соседу. И т. д.

  1. Игра дирижер» один из детей задает свой ритм, а остальные должны его повторить.

Для занятия необходимы шумовые инструменты.

4.

Музыкальные инструменты

Повторение основных видов музыкальных инструментов.

Струнные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) духовые инструменты (труба, флейта)

Ударные (барабан, музыкальный треугольник, колокол, рояль, орган.

Какие инструменты ты знаешь?

В какие инструменты нужно дуть, чтобы они играли?

Какой инструмент самый тихий и нежный7 громкий)

Какой инструмент может быть размером с дом?

Назови свой любимый инструмент и покажи как на нем играют.

Аудиоряд Звуки разных инструментов.

Раздел 2. Образы живртных и птиц.

6.

Жаворонок

Учимся вслушиваться в музыку.

Жаворонок – вестник весны. Голоса птиц в природе и в музык. Стихи о жаворонке.

  1. Послушай и скажи- поют ли настоящие птицы или музыкальные?

  2. Почему ты так думаешь?

  3. 2. Послушай музыку и расскажи о ней.

  4. 3. Можно ли услышать в этой музыке битву?,грозу?марш? танец? Пение птиц?

  5. Какие инструменты ты слышишь?

Аудиоряд:

П. И. Чайковский « песня жаворнка»

Голоса птиц в природе.

7

Птичий двор

Учимся анализировать музыкальные образы

Птичий двор и его обитатели: их голоса в повадки.

  1. В каких сказках действует курочка? Петушок? Утка? Гуси?

  2. Послушай музыку и расскажи о ком она?

  3. Какие инструменты ты слышишь?

  4. Сочини свою музыкальную историю

С.С. Прокофьев « гадкий утенок,

К. Сен- Санс, « Птичка»

Б. Троянский « Куры и петух»

Волчище- Серый хвостище

Учимся понимать язык музыкальных образов

Волк:его характер и повадки. Как можно изобразить его в музыке.

  1. Какие сказки с участием волка ты знаешь7

  2. Какой у него характер?

  3. Какие инструменты ты бы выбрал для волка?

  4. Какой характер у волка в музыке?

  5. 5. Послушай музыку и придумай свою сказку про волка.

Аудиоряд:

С. С. Прокофьев симфоническая сказка « Петя и волк»

9.

Музыкальный аквариум

Учимся понимать язык музыкальных образов.

Рыбки в природе и сказках. Их среда обитания их характер.

  1. В каких сказках действуют рыбки7

  2. Есть ли у тебя дома рыбки?

  3. Какую музыку ты сочинил бы про рыбок?

  4. Какие инструменты использовал бы?

  5. Послушай музыку и расскажи свою историю.

Аудиоряд.К. Сен- Санс из цикла « карнавал животных»

« Аквариум»

Раздел 3. Образы сказочных героев

Цель цикла занятий развивать музыкальное воображение на основе сказочных образов из музыки Э. Грига, П.И. Чайковского, М. П. Мусорского, С. С. Прокофьева.

10

На балу у Золоушки

Развиваем музыкальное воображение на основе сказочных образов из музыки П. И, Чайковского, С.С. Прокофьева.

Сказка в слове и в музыке.

  1. Кто танцует на балу?

  2. Почему тфы так думаешь что это музыка сказочная?

  3. В какую сказку мы попали?

  4. 4 Какие инструменты ты слышишь?

  5. Опиши принца принцессу, как они одеты, добрые они или злые, весело им или грустно.

Аудиоряд:. П. И. Чайковский фрагменты из балетов « спящая красавица» Щелкунчик» С. С. Прокофьев балет « Золушка». Танец Золушки и принца.

11.

В пещере горного короля

Развиваем музыкальное воображение на основе сказочных образов из музыки Э. Грига.

Тролли. Гномы и прочие обитатели пещер и гор. Сказки, легенды о них.

  1. Откуда доносится музыка?

  2. Какие инструменты ты слышишь7

  3. Кто на них играет?

  4. Что делают обитатели пещеры?

  5. Опишите горного короля и его царство. Хотелось бы тебе попасть в эту пещеру?

  6. Придумай свою сказку о подземных жителях

Аудиоряд. Э Григ из музыки к драме.

« Пер Гюнт» « В пещере горного короля».

12.

Волшебный сад Феи Сирени

Развиваем музыкальное воображение на основе сказочных образов из музыки П. И. Чайковского.

Образы фей в музыке

Какие ты знаешь сказки про фей?

2.КАКИЕ БЫВАЮТ ФЕИ?

  1. Послушай муцзыку.

  2. В царство какой феи мы попали?

  3. 4. Какую сказку рассказала нам фея?

  4. Какие инструменты ей помогали?

Аудторяд:

П. И Чайковмский из балета « Спящая красавица интродукция.

13

Баба- Яга

Костяная нога

Развиваем музыкальное фоображение на основе сказочных образов из музыки

М. П. Мусорского.

Баба Яга как важный сказочный герой. Ее особенности и функции в сказке.

Какие сказки про Бабу Ягу ты знаешь?

Всегда ли баба яга злая в сказках, или она иногда помогает героям?

  1. Послушай музыку.

  2. Что по- новому, делает Баба- Яга?

  3. Какая она злая или не очень7

  4. Придумай свою музыкальную сказку про Бабу Ягу.

М. П. мусоргский « Картинки с выставки»

« Богатырские ворота»(фрагмент. П.И. Чайковский «Детский альбом» « Баба Яга».

14.

Концерт.

Раздел 4. Образы природы

Цель цикла занятий: учить основам музыкального анализа на примере образов природы в музыке русскиъ и зарубежных композиторов.

15.

Море

Знакомство с образом моря в творчестве Римского- Корсакова.

К. Деббюсси. Попытки словесного портрета.

Описание разных морей.

Теплое южное море. Холодное северное море. Сказачное музыкальное море.

  1. Какие звуки. Можно слышать на море?

  2. Назови обитателей моря.

  3. Послушай музыку моря. Какое море ты слышишь- холодное или теплое? Бурное или тихое? Ночное море или море при свете солнце?

  4. Какие инструменты ты слышишь?

  5. Придумай свою морскую историю.

Аудиоряд:

Н. А. Римский – Корсаков, отрывок из балета Шехерезада» из оперы « Сказка оцаре Салтане» вступление ко 22 действию.

К. Дебюси, « Море»

16.

Метель

Знакомство с образом в музыке Г. В. Свиридова, С. С. Рахманинова

Метель как природное явление. Стихи о зимней метели.

  1. Когда бывает метель?

  2. Попадал ли ты когда нибудь в метель?

  3. Послушай музыку. Представь, что ты путник и попал в метель. Что ты чувствуешь?

Опиши что происходит вокруг. С помощью каких инструментов композитор поазывает метель в музыке?

Аудиоряд:

Г. В. Свиридов « Метель»

С. С. Рахманинов « Миниатюра»

17.

Лес

Знакомство с образом леса и его обитателей вмузыкальном творчестве. Н. А. Римского Корсакова.

К. Сен- Санса

Лес и его обитатели. Образ леса в музыке. Стихи о лесе.

  1. Опиши свою лесную прогулку.

  2. Какие деревья ты знаешь?

  3. Кто живет в лесу?

  4. Какие сказки происходят в лесу?

  5. 4. Послушай музыку. Расскажи про музыкальный лес и его обитателей.

Аудиоряд: Н. А. Римкий Корсаков, з оперы « Снегурочка». Пляска птиц. К. Сен- Санс. Из карнавала животных « Кукушка»

18.

Дождь.

Знакомство с музыкальным образом дождя и его особенностями у разных композиторов.

Как образуется дождь в природе. Какой бывает дождь. Стихи о дожде.

  1. Когда идет дождь? Зачем нужен дождь? Любишь ли ты дождь?

  2. Послушай музыку, постарайся услышать в ней, как капают маленькие капельки, кА летят брызги из луж.

  3. Какой это дождик весенний или осенний, веселый или грустный.

Аудиоряд. Л. Фернистрем « Дождик»

А. Вивальди из цикла « времена года» «осень»

Adagio molto

19. Концерт

Раздел 5. Времена Года.

20

Зимние грезы.

Знакомство с музыкальным образом зимы в творчестве П. И. Чайковского, а. Вивальди, А. К. Глазунова. Передача музыкальных впечатлений в кратком рассказе.

Сон природы в музыке.

Звуки зимы

Стихи о зиме.

Что бывает зимой?

Какие сказки ты знаешь про зиму?

Что ты делаешь зимой?

Послушай Васльс снежинок, Как ты думаешь похожа ли эта музыка на музыку зимы или нет?

5 Послушай, как зима звучит у разных композиторов.

Аудиоряд:

П. И. чайковский из цикла времена года « Святки»

« вальс снежинок» а. Вивальди из концерта « времена года»: « Зима»

А. К. Глазунов, из балета времена года» « Иней. Снег»

21.

Весенние голоса

Знакомство и анализ музыкального портрета весны в творчестве П. И. Чайковского, И. Штрауса, А. Вивальди

Весенние звуки природы.

Пробуждение природы в музыке. Стихи о весне.

  1. Как менятся мир весной?

  2. Какие звуки можно куслышать весной: за окошком, в весеннем лесу, у речки?

  3. Послушай музыку. Какие весенние звуки ты слышишь?

  4. 4. С помощью каких инструментов можно изобразить весенние звуки: капель, пение птиц, журчание лесного ручья.

Аудиоряд:

П. И. чайковский из цикла « Времена года». 2 Песня жаворонка2

И. Штраус, вальс. « Весенние голоса»

А. вивальди из цикла « Времена года: весна2

Allegro.

22.

На летнем лугу

Знакомство и анализ летнмх образов в музыке

А. к. Глазунова, С. С. Прокофьев, П. И. Чайковского

Знак5мство летнего луга. Рассказ о феях времен года из балета С. СМ. прокофьева « Золушка»

  1. Как ты проводишь лето?

  2. Какие сказки про лето ты знаешь?

  3. Представь себя в жаркий день на лугу. Что ты слышишь?

  4. 4. Послушай как музыка лета звучит у разных композиторов.

  5. Какую картину ты видишь.

Аудиоряд: П. И.

А.к. глазунов, из балета « Времена года». С. С. Прокофьев, из балета « Золушка»:« Фея лета» П. И. Чайковский, « Баркарола

23.

Осенняя песенка

Знакомство и анализ осенних образов А. К Глазунова, С. С. А. вивальди, С. С. Прокофьева

Звуки осени в природе. Осенний лес и его обитатели.

Стихи об осени.

  1. Чем звуки осени отличаются от звуков другого времени года?

  2. 2. Давай отправимсч в осенний лес.

  3. Что мы с собой возьмем. Что мы там увидим, услышим?

  4. 3.

  5. Что ты больше всего любишь в осени7

Послушай. Какую музыку писали об осени разные композиторы. Что ты видишь?

Аудиоряд: П. И. Чайковский « Осенняя песенка»

А. вивальди

2 осень»

С. С. Прокофьев, из балета « Золушка» « Фея осени».

Третий год

Музыка выдающихся русских композиторов

49.

Жизненный путь композитора М. И. Глинки

Познакомить детей с некоторыми фактами биографии М. И. Глинки

И его творчеством

Семья М. И. глинки Няня Авдотья Ивановна. Бабушкино воспитание Война 1812г.

Пансион. Путешествие в Италию, Испанию, Францию. Дружба с А. С. Пушкиным. « Иван Сусанин» « Руслан и Людмила»

Каким был Глинка в детстве?

Какая музыка его окружала?

Какие детские воспоминания помогают ему, когда он писал оперу « Иван Сусанин»

Что было интересно ему в путешествии? Как отразилось это в его музыке?

С каким знаменитым русским поэтом он дружил?

Какие музыкальные промзведения сочинил М. И. Глинка на стихи А. С. Пушкина.

Почему именем М. И. Глинки называется главный музыкальный музей нашей страны?

Аудиоряд:

Фрагменты из произведений, М. И. Глинки,

Видеоряд Фрагмент из биографического фильма « М. И. Глинки»

« Руслан и Людмила»

50.

Песнь Баяна

Общее знакомство с оперой, ее музыкальным и культурно историческим значением.

Понятие оперы. Элементы, из которых складывается опера ( увертюра, ария, сцеа, хор. История создания опры « Руслан и людмила» Ее краткое содержание. Первое исполнние. Увертюра баян- древний русский поэт и музыкант. Песня Баяна.

Памяти какого великого русского поэта и и друга Глинка посвящена опера?

Послушай универтюру к опера « Руслан и Людмила» очем она Рассказывает?

Каких героев ты слышишь в музыке увертюры7

Какие инструменты участвуют?

Кто такой баян? Послушай его песни?

На каком инструменте играет Баян?

О чем он поет7

Кому посвящена его вторая песнь?

Аудиоряд. « Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра. Начало первого действия. Видеоряд: Фрагменты из фильма-оперы « Руслан и Людмила»

51.

В волшебных садах Черномора.

Продолжение знакомства с рперой. Ананлиз музыкальных фагментов

Речетатив. Дуэт бой Руслан с Головой. Волшебник Черномор. Необычность инструментовки « Марша черномора» « отзывы современников. Музыка из руслана и Людмилы» в исключении Ф. Листа.

Как разговаривают в опере?

Что такое дуэт?

Послушай бой Руслан с головой. Какой характер музыки?

Легко ли дались Руслану победа?

Послушай « Марш Черномора». Опиши Волшебника. Кто его сопровождает?

Какие инструменты ты слышишь?

Аудиоряд. Операа « Руслан и людмила»

Бой Руслана с Головой Марш Черномора.

Видеоряд. Фрагменты из фильма- оперы « Руслан и Людмила».

Петр Ильич Чайковский.

52.

Биография композитора П. И. Чайковского

Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского и его творчеством.

Детство. Нобычная музыкальная восприимчивость.

Учеба в петербурге.

Путешествие за границу.

Жизнь в Клину.

Как мальчик Петя слушал музыку?

Хотели ли его родители, чтобы он стал музыкантом?

В Каком месте в Москве стоит памятник П. И. Чайковскому?

Почему он там стоит?

Какие произведения П. И. чайковского ты знаешь?

Аудиоряд: фрагмент из балетов П. и. Чайковского. Видеоряд: Фрагменты из биографического фильма « П. И. Чайковского».

«Лебединое озеро»

53.

Принц Зигфринд и Одетта

Общее знакомство понятием « балет»

Что такое балет. Исторя создания балета « Лебединое озеро» Краткое содержание 1-го, 2-го действия.

Чем балет отличается от оперы? Что общего?

Что такое увертюра? Послушай увертюру к балету « Лебединое озеро» Какой характер музыки в увертюре? Образ каких героев ты слышишь в музыке?

Посмотри и послушай сцену встречи Зигфрида и Одетты.

Как Музыка рассказывает о принце и заколдованной девушке?

Что музыка рассказала тебе о подругах Одетты –лебедях?

Аудиоряд1-2 и 2-е действия балета. « Лебединое озеро.

Видеоряд: Фрагменты из фильма балета « лебединое озеро»

С участием Р. Нуриева.

54.

Черный и белые лебеди

Продолжаем знакомство с балетом Виды танцев.

Краткое содержание 2-ого и 3-его действия.

О танцах гостей. Дочь вошебника и ее отец.

Какие танцы исполняют гости?

Послушай, как появляются на балу Волшебник и его дочь.

Похожи ли на самом деле Одетта и Оддилия7 как рассказывает о них музыка?

Как ты думаешь, почему принц не узнал Лдиллию?

Подумай, почему Черного и белого лебедя танцует одна и та же балерина?

Послушай как меняется музыка лебедей после того, как принц объявил Одиллию своей невестой.

Послушай музыку в конце балета.

О чем она говорит тебе? Как заканчивается сказка.

Аудиоряд: 2-е и 3-е действия балета « Лебединое озеро»

Видеоряд « Фрагменты из фильма балета « Лебедине озеро» с участием Р. Нуриева.

«Спящая красавица»

55.

Злые и добрые Феи

Знакомство с балетом « Спящая красавица». Анализ музыкальных образов.

Сказка шарля Перро.

История создания балета. Жанр Феерии. Краткое содержание Пролога и 1-го дйствия.

Послушай музыку разных фей. Опиши их.

Почему король хочет сурово наказать служанок. Которые вяжут7

Посмотри и послушай танец головокружения принцессы Авропы.

Почему она так называетсч? Что ты слышишь в музыке7

Какая музыка сопровождает злую фею Карабос7

Удается ли ей погубить принцессу?

Послушай музыку в которой фея Сирени заколдовывает замок. Расскажи ,как, по – твоему. Это происходило.

Аудиоряд. Балет « спящая красавица»

Пролог и 1-е действие. Видеоряд. Фрагменты из фильма балета « Спящая красавица.»

56.

Отважный принц Дезире.

Продолжение и знакомства с балетом « спящая красавица»

Краткое содержание 2-ого и 3- его действия. Встреча принца с признаком Авроры.

Ведущая роль Арфы.

Гости на свадьбе- сказочные герои: феи, золушка, Кот в сапогах, красная шапочка и Волк.

Послушй музыку охоты?

Каки инструменты ты слышишь? Посмотри и послушай, как танцуют гости принца.Как ты думаешь это народные танцы или придворные?

Послушай музыку, в которой принц танцует с видением процессы Авроры?

Какой инструмент ведет мелодию?

Послушай музыку разных фей: золота, серебра, сапфиров и бриллиантов.

Как ты думаешь, ому какая музыка принадлежит?

Послушай музыку красной шапочки и Волка.

Когда в музыке появляется Волк.

Айдиоряд:

Балет « Спящая красавица» 2-е и 3-е действия.

Видеоряд6 Фрагменты из фильма-балета « спящая красавица»

Изображение арфы.

Ниголай Андреевич Римский -Корсаков

57

Композитор мореплаватель Н. А. Римский - Корсаков

Знакомство с биографией и творчеством римского – Корсакова.

Детство. Тихвинский монастырь.

Рассказы старшего брата о морских путешествиях. Морское училище в Петербурге. Плавание на клипере « Алмаз» Начало музыкальное творчества. Основные произведения.

Кем хотел стать в детстве мальчик Николенька?

Осуществилась ли его мечта?

Почему он не остался морским офицером?

Какую музыкальную сказку о задумал написать во время плавания?

Оставила ли след в его творчестве морская служба?

Как ты думаешь, почему Н. А. Римский- Корсаков любил писать музыку на сказочные сюжеты?

Аудиоряд: Фрагменты из опер « Садко»

« Сказка о царе Салтане» симфонические картины « Шехерезады»

Видеоряд Фрагменты из фильма Н. А. Римсий – Корсаков».

«Садко»

58

Новгородский купец--гусляр

Общее знакомство с оперой Н. А. Римского -Корсакова « Садко»

История создания оперы Дрвняя былина. Садко –гусляр. Спор садко с купцами. Рыба золото – перо.

Что такое опера?

Откуда к нам пришла история о Садко?

Послушай песню Садко. На каком инструмете он играет?

Где мы встречались с этим инструментом?

Послушай как народ спорит о Садко. А чьей стороне ты?

Аудиоряд: Опера « Садко, 1-е действие.

Видеоряд. Фрагменты из фильма оперы « Садко»

59.

Заморские гости

Продолжение знакомства с опреой. Закомство с мужскими певческими голосами.

Низкий и высокий мужские голоса-тенор и бас. Садко перед выбором. Варяжские страны Индия и Италия.

Послушай песню Варяжского гостя. Что ты можешь сказать о его стране?

Какие там живут люди?

Постарайтесь услышать, какие волны разбиваются о скалы.

Какое в музыке море?

Послушай песню Индийского гостя. О какой птице он поет?

Опиши птицу Фнкс.

Какая она- добрая или злая. Почему?

Послушай песню веденецкого гостя?

О какой стране он поет? Опиши ее.

Аудиоряд. Опера « Садко. Песни Варяжского. Индийского и веденецкого гостей.

Видеоряд. Фрагменты из фильма- оперы Садко.

60.

Подводное царство.

Знакомство с высоким женским голосом – сопрано.

Садко в подводном царстве. Его игра на гуслях. Жители подводного царства, Царевна Волхова возвращене.

Как Садко оказался в подводном царстве.

Испугался ли он7 Что он делает?

Послушай музыку подводного царства. Опиши еею

Послушай колыбельну царевны Волховы.

Кто такая царевна Волхова?

Почему она не осталас с Садко?

Во что она превратилась.

Аудиоряд:

Опера «садко»

2-еи 3идеоряд:

Фрагменты из фильма оперы «Садко».

Сказка о Царе Салтане.

61

Бочка в море.

Общее знакомтво с опреой Н. А. Римского Корсакова

« Сказка о царе Салтане»

История создания сказки и оперы. Чтение отрывки из сказки.

Послушай музыку 1-его действия лперы. Каким музыка рисует царство с Салтана?

Послушай фрагмент, когда бочка плывет по морю. Как она там очутилась?

Кто в бочке?

Что тыслышишь в музыке?

Опиши мор, по которому плывет бочка.

Представь себя внутри музыки.

Где ты находишься?

Послушай, как волна выносит бочку на берег.

Опиши, куда пропали царица и царевич.

Аудиоряд:

«Сказка о царе Салтане» 1-е и 2=е действие.

Видеоряд. Фрагменты из фильма оперы « Сказка о царе Салтане»

62

Три чуда

Продолжение знакомства с оперой Н. А. Римского- корсакова « Сказка о царе Салтане» Анализ музыкальных образов.

Чудеса на острове. Появление города. Белочка. Морская дружина. Царевна лебедь.

Послушай как появляется город. Расскажи как ты это видишь. Послушай музыку 1 ого чуда. Какой инстрцмент ведет мелодию7

Как музыка рассказывает о белочке?

Послушай музыку 2 чуда. Постарайся услышать как огромные волны бегут на берег и из них появляются витязи. Какие инструменты ты слышишь?

Послушай музыку царевны лебеди откуда она появляется?

Похожа ли музыка моря, из которого выходит Царевна Лебедь, на море богатырей? Почему?

Аудиоряд: Опера « Сказка о царе Салтане, 3-е действие. Видеоряд. Фрагменты из мультфильма оперы « Сказка о Царе Салтане».

Сергей Сергеевич Прокофьев

63.

Жизнь и творчество С. С. Прокофьева

Знакомство с биографией и творчеством С. С. Прокофьева

Детские сочинения Сергея Прокофьева Опера « Великан»

Учеба в консерватории у Н. А. Римского Корсакова. Жизнь за границей. Основные произведения С. С. Прокофьева.

Сколько лт было Сереже Прокофьеву, когда он стал сочинять музыку?

Какой был его первый учитель?

Почему Сережу Прокофьева приняли в консерваторию в 13 лет?

У какого знаменитьго русского композитора он учился?

Что делал С. С. Прокофьев во время великой отечественной войны?

Аудиоряд: Отрывок из сочинений С. С. Прокофьева.

Видеоряд. Фрагменты документального фильма о композиторе.

64.

Музыкальная сказка

Общее знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева 2 петя и волк»

Из истории создания музыкальной сказки.

Краткое содержание. Что такое оркестр.

Какие инструменты входят в симфонический оркестр.

Для кого С. С. Прокофьев написал музыкальную сказку?

Какие герои в ней действуют?

Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

Что такое оркестр?

Какие инструменты входят в симфонический оркестр?

Какие инструменты в нем не бывает?.

Аудиоряд: Симфоническая сказка С. С. Прокофьева 2 ПЕТЯ И ВОЛК»

Видеоряд: Фрагменты из музыкальной постановки симфонической сказки С. С. Прокофьев « петя и волк»

65

Кошка утка и дргие

Знакомство с различными духовыми инструментами на примере музыкальных характеристик героев сказки С. С. Прокофьева.

Герои сказки и инструменты, их соответствующие. Дедушка (фагот), утка(гобой), кошка (кларнет)

Птичка (флейта)

Какая музыка описывает дедушку?

Какой характер у фагота7

Послушай как поет птичка. Какой инструмент ее изображает?

Послушай музыку утки. Опиши утку. Послушай музыку кошки? Какой характер у кошки?

Послушай музыкальный разговор утки и птички.

Кгда говорит утка, а когда говорит птичка7

Послушай музыку Волка

Какие инструменты ты слышишь?

Сколько их один или несколько?

Какие это по твоему инструменты.

Аудиоряд. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева « Петя и Волк»

Видеоряд. Фрагменты из музыкальной постановки симфонической сказки С. С. Прокофьева « Петя и волк».

Золушка

66

О чем рассказывали большие старинные часы

Общее знакомство с балетом С. С. Прокофьева «Золушка»

История создания балета. Сказка Победы Волшебные предметы (очаг, часы, металл), Феи зимы, весны, лета, осени и их подарки.

Что такое балет? Увертюра?

В какое важное для нашей страны время была создана музыкальная сказка С. С. Прокофьев « Золушка?»

Послушай как танцуют сестры золушки, готовясь пойти на бал.

Как ты думаешь, они хорошо танцуют? Почему.голоса каких предметов, окружавших Золушку, ты слышишь в музыке?

Послушай музыку фей. Как ты думаешь, о какой фее рассказывает сейчас музыка? Почему?

Аудиоряд. Балет « золушка», 1-е действие. Видеоряд:. Фагимент фильма – балета « Золушка»

67.

Золушка и принц

Продолжение знакомства с балетом С. С. Прокофьева « Золушка» Анализ музыкальных образов.

Содержание 2-ого и 3-его действий. Роль часов. Путешествие принца. Принц и золушка в волшебной стране.

Послушай музыку, в которой сестры танцуют с принцем. Опиши их.

Удалось ли им завоевать внимание принца?Почему7

Послушай музыку в которой Золушка прибывает на бал.

Как встретил ее принц?

Послушай как танцуют принц и Золушка.

Отличается ли их музыка от танцев других гостей? Как?

Послушай, как часы напоминают Золушке, что ей нужно уходить с бала.Какой характер музыки?

Как мы узнали что это именно часы. Послушай музыку в которой принц бросается на поиски Золушки.

Опиши, как он путешествует –в карете, пешком или верхом на лошади.

Он один или со свитой?

Послушай как принц узнает Золушку. Опиши их встречу. Счастливы ли они?

Аудиоряд:

Балет « Золушка»

2-е,3-е, действие.

Видеоряд. Фрагменты из фильма – балета « Золушка»

«Богатыри земли русской»

68.

М. П. Мусоргский « Богатырские Ворота»

Общее знакомсьво с произведением М. П. Мусоргского «Богатырские ворота». Знакомство с жанром былины.

История создания « картинок с выставки» картина в. Гартмана « Эскиз Городских ворот в Киеве»

Кивский князь Владимир- красное солнышко и его богатыри. Былины об Илье Муромце

Послушай музыку Мусоргского М. П. ОЧем она рассказывает?

Какие инструменты ты слышиш?

Что таое былина?

Кто такой Владимир – Красно солнышко?

Встречались ли мы с ним прежде?

В каком произведении?

Расскажи свою историю о богатырях по музыке М. П. Мусоргского.

Аудиоряд: М. П Мусоргский « картинки с выставки»

Видеоряд Картина Гартмана « Эскз городских ворот. В Киеве.

69.

С. С. Прокофьев « Александр Невский»

Общее знакомство с кантатой С. С. Прокофьева « Александр Невский»

Русские князья, Александр Невский и егт время. Князь в детстве. Сражение с немецкими рыцарями. Не в силе Бог, а в правде».

Легко ли быть кязем? Какие у него обязанности? Каких князей ты знаешь?

Послушай музыку. Каким ты видишь князя? Опиши его. Какие враги угрожали Руси в то время.

Послушай музыку сражения, Дегко ли далась князю победа?

Как ты понимаешь слова Александра евского « Не в силе Бог, а в правде».

АудВидеоряд: « картина П. корина « Александр Невский»

70

Г. В. Свиридов « Богатыри»

Знакомство с творчеством Т. В. Свиридова аализ музыкальных и художественных образов.

О творчестве свиридова. Русский богатырь святогор. Былины о Святогоре. О картине м. Врубеля « богатырь»

Каких русских богатырей ты знаещь?

Послушай как былина рассказывает о Святогоре.

В чем святогор похож на других русских богатырей, а в чем отличается? Послушай музыку Г. Свиридова О каком богатыре она рассказывает?

Опиши его

Рассмотри картинку м. Врубеля « Богатырь»

Как ты думаешь похож богатырь с картинки на Святогора? Почему ты так думаешь.

Аудиоряд: Г. Правоторов. Сюита по музыке Г. Свиридова « Образы России»

Часть1. « Богатыри» Видеоряд Картина М. Врубеля. « богатырь».

А. П. Бородин. « Богатырская симфония.

71.

Три богатыря.

Цель-

Познакомиться с главными темами 2-й симфонии

А. П. Бородина. Анализ музыкальных художественных образов.

История создания симфонии. Отзывы композиторов

Почему народ любил своих богатырей?

Рассмотри картинку В. Васнецова « богатыри2 Расскажи о каждом из них.

Послушай 1 ю часть симфонии Бородина о чем рассказывает музыка? Какой у нее характер. Одинаковый на всем протяжнии звучания или разный? Можно ли сопоставить эту музыку с картиной В. Васнецова « Богатыри?»

Аудиоряд 1-яи 2-я части симфонии №2 А. П. Бородина (богатырской) Видеоряд Картина В. Васнецова « Богатыри»

72

Сказители русской земли

Анализ музыкальных образов 2-й Симфониии А. П. Бородина (части2и 4)

К складывались былины о богатырях.

Как и когда они исполнялись, на каких инструментах

Что такое яровчатые гусли.

Какими качествами должен обладать богатырь?

Чем занимались богатыри в мирное время?

Кто слагал песни о богатырях?

Послушай 2-ю часть симфонии. О чем рассказыват тебе музыка его образ. Кто такой Баян? Можно ли услышать в этой музыке его образ. Послушай как композитор изображает картину богатырского пира какие знакомые нам инструменты ты слышишь? Кто на них играет?

Аудиоряд2-я и 4-я части Симфонии №2 А. П. Бородина (« Богатырской») Видеоряд: Картина В. Васнецова « Баян»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Очень интересный сценарий к весеннему празднику для мамы в средней группе. В этом сценарии есть веселье, детская активность,удовольствие и возможность показать то чему они научились.Сценарий апробирован, и получил высокую оценку руководства и самых главных людей в жизни ребенка- родителей.
0 ₽
Данная программа рассчитана на 3 года дети слушают классические произведения, знакомятся с музыкальными инструментами, а также знакомятся с происхождением звука. Обогащение знаниями- укрепляет интерес.
0 ₽