Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Программа театра кукол

Программа театра кукол

Программа театра кукол составлена для начальной школы на четыре года обучения. При составлении постаралась учесть требования 2023-2024 учебного года. Надеюсь, работа будет полезна моим коллегам, составляющим программу для школьного театра.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Содержание

  1. Театр кукол………………………………………………………………….

  2. Пояснительная записка ……………………………………………………

  3. Содержание курса «Театр кукол Калейдоскоп» по годам обучения…

  4. Планируемые результаты освоения программы……………………….

  5. Календарно-тематическое планирование……………………………….

  6. Методическое обеспечение программы…………………………………

Театр кукол.

Театр кукол существует очень давно. Древние народы верили, что и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, добрые духи. Чтобы молиться этим богам люди делали их изображения, больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головой, скалить зубы.

Постепенно такие зрелища стали похожи на театральные представления. На протяжении веков во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в Средние века в Европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивали человеческие пороки, глупость, жадность, трусость, жестокость.

Позднее театр кукол как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. 
Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Детям стараются дать больше знания, научить их писать, читать, а не способность чувствовать, думать и творить. Дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. В этом состоит педагогическая целесообразность программы театра кукол.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиямитанцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы .

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа»Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Актуальность программы. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна программы  образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность,способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольном театре с перчаточной куклой;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Детям стараются дать больше знания, научить их писать, читать, а не способность чувствовать, думать и творить. Дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. В этом состоит педагогическая целесообразность программы театра кукол.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиямитанцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность искусства и литературы- как способ познаниякрасоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Цельзанятий в театре кукол: развитие творческих способностей детей средствами

кукольного театрального искусства.

Данная цель реализуется через решение следующихзадач:

  • реализация творческого потенциала личности младшего школьника;

  • знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);

  • систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;

  • развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;

  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников;

  • формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

  • формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

  • развитие коммуникативной культуры детей.

В основу курса положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.

  • построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.

  • взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.

  • построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.

  • построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.

  • использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.

  • создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:

- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные

отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;

- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении

насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;

- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных

и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;

- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;

- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными

стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности,

положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;

  • создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:

- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;

- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.

- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.

Программа «Школьный театр Колейдоскоп» предназначена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 4 года обучения:

первый год обучения – учащиеся первого класса;

второй год обучения – учащиеся второго класса;

третий год обучения - учащиеся третьего класса;

четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.

Участниками группы являются учениками одной параллели.

Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа.

Этапы работы кукольного театра

1 год обучения

Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

2 год обучения

Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

3 год обучения

Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

4 год обучения

Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками . Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

Содержание курса «Театр кукол Калейдоскоп» по годам обучения.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации

4

1

3

3

Виды кукол и способы управления ими

4

1

3

4

Кукольный театр на фланелеграфе

4

1

3

5

Особенности работы кукловода

4

1

3

6

Посещение театра кукол .Обсуждение спектакля (зарисовки)

2

1

1

7

Речевая гимнастика

4

1

3

8

Выбор пьесы и работа над ней

7

1

6

9

Генеральная репетиция. Спектакль

3

3

Всего

34

8

26

Содержание 1 этапа

1.Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

Знакомство детей с историей театра «Петрушка» в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра «Петрушка». Поня­тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле­ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

2.Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки ра­боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций(деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа:установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

3. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

4.Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

5.Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

6. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

7.Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текс­тов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

8.Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

7.Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек­такля; организация и проведение гастролей (подготовка коро­бок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольни­кам; участие в смотре школьных кукольных театров.

2 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Азбука театра

2

1

1

2

Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

3

Секреты сценического мастерства

5

1

4

4

Театр Петрушек

5

1

4

5

Выбор пьесы и работа над ней

10

1

9

6

Особенности изготовления кукол

5

1

4

7

Изготовление декораций и бутафории

2

2

8

Генеральная репетиция. Спектакль.

3

1

2

Всего

34

7

27

Содержание 2 этапа

  1. Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

  1. Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.

Практическая работа:

Этюдный тренаж.

  1. Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.

6.Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

7. Изготовление декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории

8.Генеральная репетиция. Спектакль.Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

3 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Театр кукол

2

1

1

2

Азбука театра

2

1

1

3

Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

4

Секреты сценического мастерства

3

1

3

5

Театр Петрушек

2

1

1

6

Выбор пьесы и работа над ней

6

1

6

7

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

8

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

2

9

Театр тростевых кукол

4

1

3

10

Выбор пьесы и работа над ней

5

1

4

11

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

12

Генеральная репетиция. Спектакль.

2

2

Всего

34

8

28

Содержание 3 этапа

  1. Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»

  1. Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

7. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю

8.Генеральная репетиция. Спектакль.Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

  1. Театр тростевых кукол

Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

11. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю

12.Генеральная репетиция. Спектакль.Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

4 год обучения

Тема занятия

Количество часов

на тему

теория

практика

1

Театр кукол

1

1

2

Азбука театра

2

1

1

3

Куклы и управление ими

1

1

4

Секреты сценического мастерства

3

1

2

5

Театр кукол

1

1

6

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

7

Пьесы - миниатюры

4

4

8

Театр тростевых кукол

2

1

1

9

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

10

Пьесы - миниатюры

4

4

11

Театр марионеток

4

1

3

12

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2

2

13

Пьесы - миниатюры

4

4

14

Генеральная репетиция. Спектакль

2

2

Всего

34

4

30

Содержание 4 этапа

  1. Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката

  1. Куклы и управление ими

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства

Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр кукол

Расширение знаний о театре кукол. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Театр тростевых кукол.

Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Импровизация

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Театр марионеток.

Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры. Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес

14. Генеральная репетиция. Спектакль.Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

Планируемые результаты освоения программы:

Учащиеся должны знать

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

  • чётко произносить в разных темпах несколько скороговорок;

  • наизусть стихотворения русских авторов.

Учащиеся должны уметь

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

  • произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностногоотношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод работы «от простого к сложному»;

- игру.

Основные формы работы:

1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

- культуры речи;

- сценического движения;

- работы над художественным образом.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Результатом данной программы является театральные представления и спектакли, где обучающиеся принимают активное участие.

К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;

    • о способах кукловождения кукол разных систем;

    • о сценической речи;

    • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Результаты 1 года обучения

1 уровень результатов – приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

    • о способах кукловождения кукол этих систем;

    • о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

Уметь

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий .

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного.

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.

Результаты 2 года обучения

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;

    • о способах кукловождения ;

    • о сценической речи;

    • о декорациях к спектаклю;-технологию изготовления куклы-перчатки

Уметь

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- Определять и формулировать цель деятельности .

- Проговаривать последовательность действий .

- высказывать своё предположение (версию)

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);

- выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.

Результаты 3 года обучения

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;

    • о способах кукловождения ;

    • о сценической речи;

    • о декорациях к спектаклю;-технологию изготовления куклы-перчатки

Уметь

  • Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- Определять и формулировать цель деятельности .

- Проговаривать последовательность действий .

- высказывать своё предположение (версию)

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);

- выбирать вид чтения в зависимости от цели; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.

Результаты 4 года обучения

3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами

Личностные

Метапредметные

Предметные

Знать

– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    • необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;

    • о способах кукловождения кукол разных систем;

    • о сценической речи;

    • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

    • импровизировать;

    • работать в группе, в коллективе.

    • выступать перед публикой, зрителями.

Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального мискусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

Календарно- тематическое планирование

1год

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

Знакомство детей с историей кукольного театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды

2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4-большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами:

- антракт- промежуток между действиями спектакля.

- бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные.

- декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме.

- мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

- монолог- речь одного лица.

- папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеивоемой бумагой.

- реквизит- вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

- репертуар- спектакли, идущие в определённый промежуток времени.

- ширма- сцена кукольного театра.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Игровая

познавательная

0,5

0,5

2

Особенности театра «Калейдоскоп»

Особенности организации работы театра «Калейдоскоп». Поня­тие «кукловод». Тех­ника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видио фрагмента и его последующий анализ.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0,5

0,5

3-4

Устройство ширмы и декорации. Практическая работа.

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. Практическая работа:установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

Первичные навыки ра­боты с ширмой. д.).

Трудовая

Игровая

познавательная

1

1

5

Речевая и пальчиковая гимнастика.

Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

Игровая

познавательная

1

6

Изготовление декораций

Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

Игровая

Познавательная

трудовая

1

7

Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

8

Работа с куклами- картинками

Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

“Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

9

Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

Игровая

Познавательная

1

10

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1 классов . анализ.

Художественнее творчество, социальное творчество

1

11

Пальчиковый театр

Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы. Отбор спектакля. Голосовые модуляции

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

Игровая

Познавательная

1

12

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

Изготовление декораций для спектакля

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

13

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

14

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Артикуляция.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

15

Движение куклы по передней стенке ширмы

Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы.

Игровая

Познавательная

1

16

Движение куклы в глубине ширмы

Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

17

Движение куклы на ширме.

Отработка навыков движения куклы.

Худ-ое творчество

1

18

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0,5

0,5

19

Работа над спектаклем.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

20

Генеральная репетиция спектакля

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

Худ-ое творчество

1

21

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

Художественнее творчество, социальное творчество

1

2223

Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение

1

1

24

Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­клы перчатки.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

25

Пробы ролей

Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками.

Игровая

Познавательная

1

26

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

Игровая

Познавательная

1

27

Актерское мастерство

Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

28

Изготовление декораций

Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, декараций, подбор музыкального оформления.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

29

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

30

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

31

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

32

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

33

Генеральная репетиция

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

Игровая

Проблемно-ценностное общение

Худ-ое творчество

трудовая

1

34

Спектакль

Организация и проведение спек­такля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля.

Художественнее творчество, социальное творчество

1

Всего

34

8

26

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика

1

Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Игровая

Познавательная

1

2

Театральный словарь

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

3-4

Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения.

Трудовая

Игровая

познавательная

1

1

5

Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

6

Работа над пьесой

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

7

Работа над пьесой

Репетиции. Отработка чтения каждой роли.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

8

Секреты сценического мастерства.

Роль. Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

9

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

10

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

11

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Трудовая

1

12

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество

1

13-14

Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Анализ

Художественнее творчество, социальное творчество

1

1

15

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Роль декораций в постановке.

Игровая

Познавательная

1

16

Кукловождение

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

17-21

Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией изготовления кукол из дисков. Театр кукол из дисков «Теремок»

Практическая работа: изготовление различных кукол

Худ-ое творчество

Игровая

Познавательная

трудовая

1

4

22

Выбор пьесы.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

23

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

24

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество

1

25

Секреты сценического мастерства.

Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

26

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

Игровая

Познавательная

трудовая

1

27

Секреты сценического мастерства.

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

28

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

29

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

30

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

31

Генеральная репетиция. Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

Художественнее творчество, социальное творчество

1

32

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

33

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

34

Театр Петрушек.

Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация

Игровая

Познавательная

трудовая

1

Всего

34

7

27

Календарно-тематическое планирование 3 год обучения

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика

1

Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Путешествие в мир кукол. У каждого народа своя кукла.

Игровая

Познавательная

1

2

Театральный словарь

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Навыки кукловождения. Этюдный тренаж. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

3-4

Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. Театр кукол им. Сергея Образцова.

Трудовая

Игровая

познавательная

1

1

5

Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

1

6

Работа над пьесой

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

7

Работа над пьесой

Репетиции. Отработка чтения каждой роли. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

8

Секреты сценического мастерства.

Роль. Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

9

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

10

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

11

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Трудовая

1

12

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество

1

13-14

Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Анализ

Художественнее творчество, социальное творчество

1

1

15

Театр тростевых кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Театр кукол им. Сергея Образцова «Необыкновенный концерт. Роль декораций в постановке.

Игровая

Познавательная

1

16

Кукловождение.

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

17-21

Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

Худ-ое творчество

Игровая

Познавательная

трудовая

1

4

22

Выбор пьесы.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

1

23

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

24

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество

1

1

25

Секреты сценического мастерства.

Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

26

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

Игровая

Познавательная

трудовая

1

27

Секреты сценического мастерства.

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

28

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

29

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

30

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

31

Генеральная репетиция. Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

Художественнее творчество, социальное творчество

1

32

Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

33

Театр кукол.

Расширение знаний о театре Петрушек. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

34

Театр кукол.

Расширение знаний о театре Петрушек. Импровизация

Игровая

Познавательная

трудовая

1

Всего

34

8

28

Календарно-тематическое планирование 4 год обучения

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Вид деятельности,

теория

практика

1

Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Путешествие в мир кукол. Путешествие в мир Петрушки. У каждого народа свой петрушка.

Игровая

Познавательная

1

1

2

Театральный словарь

«Охотники на привале» юмористические этюды. Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Навыки кукловождения. Этюдный тренаж. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

3-4

Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. Театр кукол им. Сергея Образцова.

Трудовая

Игровая

познавательная

1

1

5

Выбор пьесы и работа над ней.

Дикция, голос, тембр, скороговорки, чистоговорки.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

6

Работа над пьесой

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

7

Работа над пьесой

Репетиции. Отработка чтения каждой роли. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

8

Секреты сценического мастерства.

Роль. Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

9

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

10

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное сопровождение, упражнения на согласование действий.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

11

Работа над пьесой

Репетиции.Постановка голоса. Индивидуальные и коллективные упражнения.

Игровая

Познавательная

Трудовая

1

12

Изготовление декораций и бутафории

Декорации различных видов: тканевые, бумажные, картонные, на стойках, подвесках, растяжках. Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество

1

13-14

Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Анализ

Художественнее творчество, социальное творчество

1

1

15

Кукольный театр.

Расширение знаний о театре кукол. Театр кукол им. Сергея Образцова «Необыкновенный концерт. Роль декораций в постановке.

Игровая

Познавательная

1

1

16

Кукловождение

Этюдный тренаж. Интонация и выразительность речи. Прослушивание или просмотр.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

17-21

Театральная афиша.

Знакомство с театральной афишей. Изготовление афиши к спектаклю. Этюдный тренаж.

Практическая работа: изготовление различных кукол

Худ-ое творчество

Игровая

Познавательная

трудовая

1

4

22

Выбор пьесы.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

1

23

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

24

Изготовление декораций и бутафории

Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество

1

25

Секреты сценического мастерства.

Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

1

26

Секреты сценического мастерства.

Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

Игровая

Познавательная

трудовая

1

27

Секреты сценического мастерства.

Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

28

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

29

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная

1

30

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1

31

Генеральная репетиция. Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

Художественнее творчество, социальное творчество

1

32

Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество

1

33

Театр кукол.

Расширение знаний о театре Калейдоскоп. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

трудовая

1

34

Театр кукол.

Расширение знаний о театре Калейдоскоп . Импровизация

Игровая

Познавательная

трудовая

1

Всего

34

7

30

Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».

  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;

  2. этюды на развитие памяти;

  3. этюды на развитие воображения;

  4. этюды на развитие мышления;

  5. этюды на выражении эмоций;

  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

  7. этюды на выразительность жеста;

  1. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

  2. этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы на фланелеграфе;

  • куклы-Петрушки;

  • тростевые куклы;

  • куклы-марионетки;

В репертуар кукольного театра включены:

  • инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

  • адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Техническое оснащение занятий

Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом прспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

  • театр на фланелеграфе:

    • куклы-картинки;

    • фланелеграф;

    • рисунки для мини – декораций.

  • театр перчаточных кукол (куклы-Петрушки, перчаточные куклы):

    • куклы;

    • театральная ширма;

    • декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

Используемая литература

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  11. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  15. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.

  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979.Михеева Л. Н.

Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

Нашшкольный кукольный театр. — М., 1978.

С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр.

1

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Программа театра кукол составлена для начальной школы на четыре года обучения. При составлении постаралась учесть требования 2023-2024 учебного года. Надеюсь, работа будет полезна моим коллегам, составляющим программу для школьного театра.
0 ₽