ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хиславичская средняя школа»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Хиславичска СШ» ________________ Мушкадинова Е.Ю. Приказ № 86 от 28.08.2023 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Весёлая карусель»
Направление: спортивно-оздровительная
Возраст обучающихся: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Терещенкова И.Н. ,
социальный педагог
п. Хиславичи
2023 год
Аннотация к рабочей программе «Весёлая карусель»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Рабочая программа составлена на основе:
1.Закона № 273 от 29.12.12. «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральных государственных стандартов второго поколения.
3.Примерной программы внеурочной деятельности.
4.ООП НОО МБОУ «Хиславичская СШ»
5. Учебно-методические пособия О.А.Блинова, В.А.Панова, Д.В.Смирнова, А.А.Тимофеева в которых рассматривается спортивно-оздоровительное направление, а также Т.А.Бац, Т.А.Гровой, А.А.Журина, С.П.Куприна, М.А.Мартыновой., Л.Н.Михеевой художественно-эстетическое направление.
Настоящая спортивно-оздровительная рабочая программа «Весёлая карусель» включает в себя многообразные игры(спортивные, танцевальные, оздоровительные, народные и др.), а также комплекс профилактический мероприятий. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, развиваются физические и общекультурные способности, формируются обще-культурные навыки к ведению здорового образа жизни
Цель программы:
создание условий для физического и культурного развития детей, формирование личности ребёнка средствами игр и спортивно-игровых программ через включение их в совместную деятельность.
Задачи:
- сформировать у младших школьников начальное представление о «культуре здоровья»;
- выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижными играми;
- учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.
- научить: соблюдать правила игры, играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх, танцах, эстафетах.
демонстрировать позитивное отношение к участникам игр, танцев, эстафет;
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой.
Программа включает в себя:
- планируемые результаты;
- содержание учебного предмета;
- календарно-тематическое планирование.
Количество часов в неделю по программе для 1 класса 1ч
Количество часов в год для 3 класса 34ч
РАЗДЕЛI. «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Содержание программы внеурочной деятельности «Весёлая карусель» обеспечивает достижение личностных и метапредметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования.
Личностные:
формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
формирование знаний о здоровом образе жизни;
воспитание морально-этических и волевых качеств;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умений характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
развитие умения технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: предлагать и воплощать на деле свои творческие идеи
развивать умение слушать и понимать идеи других.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) при выполнении и проведении самостоятельно игровых заданий.
Содержание курса направлено на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Настоящая спортивно-оздровительная рабочая программа «Весёлая карусель» включает в себя многообразные игры(спортивные, танцевальные, оздоровительные, народные и др.), а также комплекс профилактический мероприятий по ведению ЗОЖ. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, развиваются физические и общекультурные способности, формируются общекультурные навыки к ведению здорового образа жизни
Каждая тема состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий и правил о ведении здорового образа жизни, теоретические минутки здоровья, а также разъяснение элементов физкультурных минуток, игровых движений, объяснение принципа безопасного передвижения, профилактические беседы с обучающимися, просмотр видеоматериалов профилактического и поучительного характера. По правилам ЗОЖ предусмотрены викторины, анкеты и тесты. В данной программе не предусматривается заучивания специальных теоретических понятий. Изучение теории вплетается в тканькаждого учебного занятия.Практическая часть включает музыкальную физкультурную разминку, разучивание игровых упражнений и движений обучающимися, составление вариаций из изученных движений и их исполнение, активное участие в развлекательно-игровых спортивных программах, играх ,эстафетах и соревнованиях.
Подвижные игры средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры дети используют уже имеющиеся двигательные и умственные навыки, закрепляют их и совершенствуют, а также формируют новые качества личности. Развитие ловкости и координационных способностей.
Спортивные игры содержат перечень упражнений для овладения основных правил игры в волейбол и баскетбол, футбол и др. Игры со спортивным инвентарём позволит развить такие физические качества, как координацию и гибкость; развить равновесие и координацию движения крупной и мелкой моторики обеих рукИспользуемая методика проведения игр и эстафет, позволяет успешно воздействовать на различные системы организма, развивать ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Музыкально-танцевальные игры выполняются на примере видеосюжета, а в дальнейшем дети могут придумывать новые танцевальные движения. С помощью ритмичных движений во время музыкальной разминки и музыкальных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ученика. Музыкальная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка. С помощью музыкальной игры развивается музыкальный слух, чувство ритма, память и внимание, укрепляется физическое здоровье ребёнка. Средствами музыки и ритмических движений у детей развиваются музыкальность и ритм, формируются и развивает физические, а также творческие способности.
Оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений), музыкальных игр и участие в развлекательно-игровых программах, должно привести к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшит физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.
Данная программаподготавливает детей к активному участию в общешкольных мероприятиях, выявляет творческие и муыкально-ритмичные способности, формирует у них навыки здорового образа жизни и способствует правильному планированию досуга.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование самостоятельности и умений взаимодействовать с коллективом.
Участвуя, в играх и развлекательно-игровых программах жизнь ребят, становится более интересной и содержательной, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа ориентирована на младших школьников 6,6-11 лет.
Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Весёлая карусель» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа в 3классе.
«В целях реализации содержания обучения по курсу и организации учебной деятельности используется материально — техническая база Центра «Точка роста».
Планируемые результаты изучения курса ВД «Весёлая карусель»
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности «Весёлая карусель» учащиеся 2 класса:
Понимать:
- роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья
Знать:
режим ученика,
названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, танцевальными движениями и играми;
правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
причины негативно действующие на организм человека;
культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным играм.
расширят знания о физической культуре и спорте, истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Уметь:
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
выполнять комплекс упражнений зарядок и физкультминуток, направленных на развитие физических качеств;
играть в подвижные и спортивные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
соблюдать правила игры, играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх, танцах, эстафетах.
демонстрировать позитивное отношение к участникам игр, танцев, эстафет;
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
обладать чувством коллективизма
Получат представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о соблюдении правил игры
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, а также сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности; планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической активности;
играть и взаимодействовать со сверстниками в подвижных играх и соревнованиях.
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1. | Вводное занятие. Инструктаж: «Техника безопасности на занятиях «Весёлая карусель». Игровая программа «Будем знакомы» Знакомство в игровой форме : «Назовись»; «Снежный ком»; «Подари улыбку другу». | Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. Знакомимся в игровой форме. Понятие игра. |
Игротека | ||
2. | Игры: Занимательные подвижные игры Русские народные игры Спортивные игры Весёлые старты Эстафеты и упражнения. Музыкально-танцевальные игры. Игры на развитие внимания, мышления, воображения, речи. Настольные игры Тематические игры к праздникам. Игры на свежем воздухе | Беседы на темы: «Мир движений и здоровье», «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика», «Чтоб здоровыми остаться надо….», « Я сильный, ловкий, быстрый». Разминка. Строевые упражнения. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Разучивание и отработка игр. Строевые упражнения. Проведение игр. |
Здоровей-ка | ||
3. | Профилактика ЗОЖ | Разучивание спортивных упражнений под музыку. Изучение и планирование режима дня. Просмотр профилактических видеороликов(мультфильмы) с последующим обсуждением и обыгрыванием. Участие в культурно-оздоровительных программах |
Спортивно-оздоровительные дела | ||
4. | Спортино-игровые программы: «Рецепты здоровья» «Потанцуй-ка»; «Зимние забавы; «Фестиваль подвижных игр»»; «Здоровье в порядке- спасибо зарядке!»; «Большие гонки!» «Ты и я спортивные друзья» «В мире сказок и чудес» «Спортивный праздник! | Участие в развлекательно-игровых программах: Конкурсы, викторины, эстафеты соревнования.. Просмотр тематических видеороликов. |
Итоговое занятие | Марафонспортивно-оздровительных дел. |
Календарно-тематическое планирование «Весёлая карусель» 2023-2024 уч. г.
3 классы
№ | Тема занятия | Кол-во часов 34 | Даты | Корректива |
1. | Вводное занятие. Минутка безопасности инструктаж: «Техника безопасности на занятиях «Весёлая карусель». Игра «Вспомним , повторим и познакомимся» | 1 | 04.09. | |
2. | Игротека .Занимательные подвижные игры Мультзарядка | 1 | 11.09. | |
3. | Здоровей-ка. Мультзарядка Занимательные игры | 1 | 18.09. | |
4. | Здоровей-ка. Марафон здоровья Минутка здоровья. | 1 | 25.09. | |
5. | Мультзарядка .Игротека .Музыкально-танцевальные игры. | 1 | 02.10. | |
6. | Игротека Весёлые старты. Мультзарядка | 1 | 09.10. | |
7. | Игротека .Настольные игры Физкультурно-музыкальная разминкака | 1 | 16.10. | |
8. | Мультзарядка .Игротека . Русские народные игры. | 1 | 23.10. | |
9. | Игротека Музыкально-танцевальные игры. | 1 | 13.11 | |
10. | Здоровей-ка. Профилактика ЗОЖ. Игротека Занимательные игры | 1 | 20.11. | |
11. | Игротека. Тематические игры к праздникам. Занимательные подвижные игры | 1 | 27.11. | |
12. | Мультзарядка. Игротека Настольные игры. Спортино-игровая программа «Фестиваль игровых затей» | 1 | 04.12. | |
13. | Игротека .Весёлые старты Здоровей-ка. Профилактика ЗОЖ. | 1 | 11.12. | |
14. | Развлекательная разминка Здоровей-ка. Мультзарядка | 1 | 18.12. | |
15. | Игротека.. Тематические игры к праздникам. Занимательные подвижные игры | 1 | 25.12. | |
16. | Игротека Музыкально-танцевальные игры. | 1 | 15.01. | |
17. | Здоровей-ка. Профилактика ЗОЖ. Музыкально- спортивная разминка | 1 | 22.01. | |
18. | Игротека . Музыкально-танцевальные игры. | 1 | 29.01. | |
19. | Игротека. Занимательные игры «Зимние забавы» | 1 | 05.02. | |
20. | Игротека Весёлые старты Музыкально-танцевальная игра | 1 | 12.02. | |
21. | Игротека «Здоровье в порядке- спасибо мультзарядке!» Музыкально-танцевальная разминка | 1 | 19.02. | |
22. | Игротека .Спортивные эстафеты. Мультзарядка | 1 | 26.02 | |
23. | Игротека Спортивно-игровые занятия Музыкально-танцевальная разминка. | 1 | 04.03. | |
24. | Игротека Весёлые эстафеты Здоровей-ка - минутка здоровья | 1 | 11.03. | |
25. | Игротека Занимательные подвижные игры Мультзарядка Игротека Спортивно-игровое мероприятие | 1 | 25.03. | |
26. | Минутка здоровья. Игротека «Весенние забавы» | 1 | 01.04. | |
27. | Игротека «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!» Мультзарядка | 1 | 08.04. |
28. | Здоровей-ка. Профилактика ЗОЖ. | 1 | 15.04. | |
29. | Спортино-игровая программа «Фестиваль подвижных игр» | 1 | 22.04. | |
30. | Минутка здоровья Игротека Игры на свежем воздухе. | 1 | 29.04. | |
31. | Минутка здоровья .Игротека Подвижные игры. | 1 | 06.05. | |
32 | Игротека «Здоровье в порядке - спасибо зарядке!» Мультзарядка | 13.05. | ||
33. | Мультзарядка – мультигра . Спортивная игра «Спортивный калейдоскоп! | 1 | 20.05. | |
34. | Итоговое занятие. Марафон спортивно-оздоровительных дел | 1 | 27.05. |