Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

0 подписчиков
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является "Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Музейное дело расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Музейное дело призвано способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Воронежской области

Отдел образования, физической культуры и спорта администрации Верхнехавского района Воронежской области

МКОУ "Углянская СОШ"

Рассмотрено

на заседании научно-методического совета

Протокол № ______

«___»_________2023 г.

Принято

на заседании педагогического совета

Протокол №_____

«___»_________2023 г.

Утверждено

Директор МКОУ «Углянская СОШ»

________ Парнева З.Е.

Приказ №________

«___»_________2023 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Направление:историко-краеведческое

Возраст учащихся: 10-17 лет

Составитель:Фирсова Ирина Игоревна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Углянская СОШ»

2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является "Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Музейное дело расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Музейное дело призвано способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной работы, апробирования музейно-педагогических технологий. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Музейное дело способствует воспитанию гражданственности, сохранению базовых ценностей человечества, бережному отношению к памятникам истории и культуры, развитию творческой и общественной активности обучающихся. Именно в этом состоит назначение данной программы, ее актуальность и значимость.

Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе:

- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Целью программы является сохранение исторической памяти, наследия, традиций школы, содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений через изучение истории школы.

Задачи:

  1. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и страны.

  2. Формирование знаний, умений, навыков работы, учащихся с фондами школьного музея;

  3. Развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой, исследовательской работе.

  4. Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности, а также развитие умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное.

  5. Организация поисковой работы с целью систематического пополнения музейного фонда.

  6. Комплектование музейного собрания новыми музейными предметами, их оперативная экспертиза, регистрация в инвентарных книгах учета и размещение в экспозиции.

  7. Оформление тематических экспозиций, выставок; развитие музейной экспозиции.

  8. Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся.

Возраст учащихся: программа рассчитана на учащихся 5-11 классов, возраст 10-17 лет.

Группа - разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Программа рассчитана на 51 час, из расчета 1,5 часа в неделю.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Вводное занятие. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях.

Тема 1. Музей как институт социальной памяти. Происхождение музея. Первые музеи. Национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев.

Тема 2. История музейного дела в России. Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр I и его Кунсткамера. Частные собрания. Музеи советской эпохи. Новые возможности музея.

Тема 3. Школьный музей. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.

Тема 4. Нормативная база и паспорт школьного музея. Положение о школьном музее и музейной комнате. Паспорт школьного музея. Книга поступлений. Фонд.

Тема 5. Музейная терминология. Нормативная база. Паспорт музея. Экспонат. Экспозиция. Фонды музея. Этикетка экспоната. Экскурсия. Тематико-экспозиционный план. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.

Тема 6. Музейный предмет и способы его изучения. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Тема 7. Классификация музейных предметов. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Муляж, макет, модель.

Тема 8. Основы работы с фондами. Фонды музея и их значение. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация выставок. Акты приема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учет и хранение.

Тема 9. История родного села и школы в документах. Классификация письменных исторических источников. Основные правила работы с письменными историческими источниками.

Тема 10. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Выпускники школы. «Золотые и серебряные медалисты школы».

Тема 11. Проведение научных исследований активом школьного музея. Комплектование фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов по результатам научных исследований.

Итоговое занятие.

Планируемые результаты работы кружка

1. Создание целостной картины по истории развития школы и ее традиций.

2. Сохранение и пополнение фондов музея.

3. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского, нравственного воспитания.

4. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след.

5. Достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе (выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения).

8. Организация результативной исследовательской работы учащихся на базе музея.

III КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

Тема занятия

Дата

1-ая группа

1-ая группа

Введение (2 часа)

1.

Вводная беседа

Тема 1. Музей как институт социальной памяти (2)

2.

Происхождение музея

3.

Типы музеев

Тема 2. История музейного дела в России (4)

4.

Первые музеи в России

5.

Частные музеи

6.

Музеи советской эпохи

7.

Современные музеи

Тема 3. Школьный музей (2 часа)

8.

Школьный музей

9

Профиль музея

Тема 4. Нормативная база и паспорт школьного музея (4 часа)

10.

Положение о музее

11.

Паспорт музея

12.

Книга учета поступлений

13.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

Тема 5. Музейная терминология (4 часа)

14.

Экспонат

15.

Экспозиция

16.

Фонд

17.

Коллекция

Тема 6. Музейный предмет и способы его изучения (4 часа)

18.

Понятие «Музейный предмет».

19.

Способы изучения музейных предметов

20.

Атрибуция музейного предмета

21.

Легенда музейного предмета

Тема 7. Классификация музейных предметов (3 часа)

22.

Классификация музейных предметов

23.

Уникальный и типичный музейный предмет

24.

Муляж, макет, модель

Тема 8. Основы работы с фондами (7 часов)

25.

Значение фондов музея

26.

Структура фондов

27.

Правила работы с фондами

28.

Хранение и использование документов

29.

Комплектование музейных фондов

30.

Учет музейных фондов

31.

Хранение музейных фондов

Тема 9. История родного села и школы в документах (5 часов)

32.

История образования села

33.

Углянец в царское время

34.

Село во время революции

35.

Советское время: зарождение образования в селе

36.

Современность

Тема 10. Изучение истории школы (11 часов)

37.

Строительство школы

38-39.

Первые директора

40.

Учителя школы

41-42.

Выпуски

43.

Выдающиеся ученики школы

44.

Медалисты школы

45.

Пионерская и комсомольская организация

46-47.

Школьная летопись

Тема 11. Проведение научных исследований активом школьного музея (3 часа)

48.

Исследовательская работа

49.

Комплектование фондов

50.

Практическая работа

Итоговое занятие (1 час)

51.

Итоговое занятие

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является "Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Музейное дело расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Музейное дело призвано способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
0 ₽