МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования Воронежской области
Отдел образования, физической культуры и спорта администрации Верхнехавского района Воронежской области
МКОУ "Углянская СОШ"
Рассмотрено на заседании научно-методического совета Протокол № ______ «___»_________2023 г. | Принято на заседании педагогического совета Протокол №_____ «___»_________2023 г. | Утверждено Директор МКОУ «Углянская СОШ» ________ Парнева З.Е. Приказ №________ «___»_________2023 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Направление:историко-краеведческое
Возраст учащихся: 10-17 лет
Составитель:Фирсова Ирина Игоревна,
учитель истории и обществознания
МКОУ «Углянская СОШ»
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является "Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Музейное дело расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность. Музейное дело призвано способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Музейное пространство создается для реализации музейно-образовательных и культурно-творческих программ, экскурсионно-выставочной работы, апробирования музейно-педагогических технологий. Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Музейное дело способствует воспитанию гражданственности, сохранению базовых ценностей человечества, бережному отношению к памятникам истории и культуры, развитию творческой и общественной активности обучающихся. Именно в этом состоит назначение данной программы, ее актуальность и значимость.
Рабочая программа школьного кружка «Музейное дело» составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- Авторской программы дополнительного образования «Музейное дело» А. В. Барабановой, О. Я. Саютиной и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Целью программы является сохранение исторической памяти, наследия, традиций школы, содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений через изучение истории школы.
Задачи:
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и страны.
Формирование знаний, умений, навыков работы, учащихся с фондами школьного музея;
Развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой, исследовательской работе.
Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности, а также развитие умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное.
Организация поисковой работы с целью систематического пополнения музейного фонда.
Комплектование музейного собрания новыми музейными предметами, их оперативная экспертиза, регистрация в инвентарных книгах учета и размещение в экспозиции.
Оформление тематических экспозиций, выставок; развитие музейной экспозиции.
Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся.
Возраст учащихся: программа рассчитана на учащихся 5-11 классов, возраст 10-17 лет.
Группа - разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.
Программа рассчитана на 51 час, из расчета 1,5 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Вводное занятие. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях.
Тема 1. Музей как институт социальной памяти. Происхождение музея. Первые музеи. Национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев.
Тема 2. История музейного дела в России. Коллекционирование древностей. Первые музеи в России. Петр I и его Кунсткамера. Частные собрания. Музеи советской эпохи. Новые возможности музея.
Тема 3. Школьный музей. Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Тема 4. Нормативная база и паспорт школьного музея. Положение о школьном музее и музейной комнате. Паспорт школьного музея. Книга поступлений. Фонд.
Тема 5. Музейная терминология. Нормативная база. Паспорт музея. Экспонат. Экспозиция. Фонды музея. Этикетка экспоната. Экскурсия. Тематико-экспозиционный план. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
Тема 6. Музейный предмет и способы его изучения. Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Тема 7. Классификация музейных предметов. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Муляж, макет, модель.
Тема 8. Основы работы с фондами. Фонды музея и их значение. Правила роботы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. Аннотация собранных материалов, проверка фактов и дат. Изготовление экспонатов для школьного музея. Организация выставок. Акты приема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учет и хранение.
Тема 9. История родного села и школы в документах. Классификация письменных исторических источников. Основные правила работы с письменными историческими источниками.
Тема 10. Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Основные события в жизни школы. Деятельность пионерской и комсомольской организаций. Выпускники школы. «Золотые и серебряные медалисты школы».
Тема 11. Проведение научных исследований активом школьного музея. Комплектование фондов. Переписка, связанная с поисками материалов. Работа в фондах государственных музеев, библиотеках и архивах. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин – геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов по результатам научных исследований.
Итоговое занятие.
Планируемые результаты работы кружка
1. Создание целостной картины по истории развития школы и ее традиций.
2. Сохранение и пополнение фондов музея.
3. Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского, нравственного воспитания.
4. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след.
5. Достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе (выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения).
8. Организация результативной исследовательской работы учащихся на базе музея.
III КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
№ | Тема занятия | Дата | |
1-ая группа | 1-ая группа | ||
Введение (2 часа) | |||
1. | Вводная беседа | ||
Тема 1. Музей как институт социальной памяти (2) | |||
2. | Происхождение музея | ||
3. | Типы музеев | ||
Тема 2. История музейного дела в России (4) | |||
4. | Первые музеи в России | ||
5. | Частные музеи | ||
6. | Музеи советской эпохи | ||
7. | Современные музеи | ||
Тема 3. Школьный музей (2 часа) | |||
8. | Школьный музей | ||
9 | Профиль музея | ||
Тема 4. Нормативная база и паспорт школьного музея (4 часа) | |||
10. | Положение о музее | ||
11. | Паспорт музея | ||
12. | Книга учета поступлений | ||
13. | Правила оформления текстов для музейной экспозиции | ||
Тема 5. Музейная терминология (4 часа) | |||
14. | Экспонат | ||
15. | Экспозиция | ||
16. | Фонд | ||
17. | Коллекция | ||
Тема 6. Музейный предмет и способы его изучения (4 часа) | |||
18. | Понятие «Музейный предмет». | ||
19. | Способы изучения музейных предметов | ||
20. | Атрибуция музейного предмета | ||
21. | Легенда музейного предмета | ||
Тема 7. Классификация музейных предметов (3 часа) | |||
22. | Классификация музейных предметов | ||
23. | Уникальный и типичный музейный предмет | ||
24. | Муляж, макет, модель | ||
Тема 8. Основы работы с фондами (7 часов) | |||
25. | Значение фондов музея | ||
26. | Структура фондов | ||
27. | Правила работы с фондами | ||
28. | Хранение и использование документов | ||
29. | Комплектование музейных фондов | ||
30. | Учет музейных фондов | ||
31. | Хранение музейных фондов | ||
Тема 9. История родного села и школы в документах (5 часов) | |||
32. | История образования села | ||
33. | Углянец в царское время | ||
34. | Село во время революции | ||
35. | Советское время: зарождение образования в селе | ||
36. | Современность | ||
Тема 10. Изучение истории школы (11 часов) | |||
37. | Строительство школы | ||
38-39. | Первые директора | ||
40. | Учителя школы | ||
41-42. | Выпуски | ||
43. | Выдающиеся ученики школы | ||
44. | Медалисты школы | ||
45. | Пионерская и комсомольская организация | ||
46-47. | Школьная летопись | ||
Тема 11. Проведение научных исследований активом школьного музея (3 часа) | |||
48. | Исследовательская работа | ||
49. | Комплектование фондов | ||
50. | Практическая работа | ||
Итоговое занятие (1 час) | |||
51. | Итоговое занятие |