Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 32 им. С. А. Лавочкина города Смоленска
Рассмотрено Утверждено
на заседании МО приказом директора
Протокол № 1 МБОУ «СШ №32 им. С.А. Лавочкина»
Приказ от 31 августа 2021г. № 72/2-од
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Подготовка к ГТО»
4-й класс
Руководитель: Ковалева
Светлана Владимировна
Смоленск 2021-2022 г
Пояснительная записка.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования, рабочими программами «Физическая культура. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1—4 классы», «Физическая культура. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы», «Физическая культура. Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Цель:
•внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;
повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
•создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; •углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и навыков, приобретѐнных на уроках физической культуры; •развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных возможностей организма;
•обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
•формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; •формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» и имеет общий объѐм 34 ч. Режим занятий — 1 раза в неделю по 45 мин.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т. п. К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указывается диагноз и противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы.
Примерное содержание занятий 2 ступени 3-4 класс
Раздел 1. Основы знаний
Вводное занятие (1 ч).
Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей школьного возраста. Виды испытаний (тестов) 2-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время.
Занятие образовательно-познавательной направленности (1 ч).
Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях в спортивном зале и ип пришкольной спортивной площадке. Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями.
Занятие образовательно-познавательной направленности (1 ч).
Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. Дозирование физической нагрузки в разминке.
Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей
Бегна 30 м.(3ч) Имитация движения рук при беге в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой 10 с. Бег с высоким подниманием бедра: на месте, с продвижением вперёд на 10—15 м. Бег с ускорением 20—30 м с последующим переходом на свободный бег. Высокий старт, принятие стартовых положений по командам «На старт!», «Внимание!», выполнение команды «Марш!». Бег с высокого старта по сигналу с установкой догнать партнёра, стартующего на 2 м впереди. Бег с максимальной скоростью 30—40 м (бег наперегонки). Бег на результат 60 м..
Подвижные игры и эстафеты с бегом с максимальной скоростью: «Вызов номеров», «Вороны и воробьи», «Встречная эстафета» (расстояние 15—20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 20—25 м).
Бег на 1 км .(3ч) Повторный бег на 100м (время пробегания дистанции 32—36с). Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой: бег 200м — ходьба 100м — бег 200м; бег 400м — ходьба 200м — бег 400м и т. д. Повторный бег с равномерной скоростью 4мин (ЧСС 150— 160 уд./мин).
Подвижные игры: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием». Эстафетный бег с этапами 300—400 м.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики).
Перемещение с помощью рук лёжа на гимнастической скамейке на животе, хват руками за края скамейки. Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Подтягивание с дополнительной опорой (облегчённый вариант): а) ноги согнуты и отведены назад с опорой носками о сиденье стула; б) с опорой прямой ногой о сиденье стула (опора впереди). Вис на перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Из положения лёжа на гимнастическом мате на спине хват за канат и переход в вис стоя; перехваты за канат поочерёдно левой и правой рукой без помощи ног.
Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки) (4ч)
Вис лёжа на низкой перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание на низкой перекладине: из виса сидя; из виса лёжа прямые ноги на гимнастической скамейке (стуле); из виса лёжа магом снизу; хватом сверху.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу(3ч)
Сгибаниеи разгибание рук в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на двух параллельных скамейках. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на повышенной опоре (скамейке), руки на полу. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, руки на гимнастической скамейке.
Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу (3ч)
Из упора присев разгибание ног, не отрывая рук от пола. Наклоны вперёд, притягивая туловище к ногам с помощью рук. Наклоны вперёд из положения сидя, ноги прямые. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руками.
Прыжок в длину с разбега (2 ч). Имитация движений рук и ног при отталкивании на месте. Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с 2—3 шагов разбега. Прыжки в длину с 8—10шагов разбега способом «согнув ноги» через ленту, расположенную на расстоянии 190, 210, 250 см от места отталкивания.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами(3ч).
Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием. Прыжки с подтягиванием ног к туловищу на месте и с продвижением вперёд (10—15 м). Прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 10—15 м. Прыжки в длину с места из упора присев. Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку), расположенную на месте приземления согласно нормативам комплекса ГТО.
Метание мяча 150 г на дальность.(2 ч) Имитация метания и метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска: а) с места; б) с одного, двух, трёх шагов.
Бег на лыжах.(5ч) Многократное отталкивание одной лыжей и скольжение на другой («самокат»). Передвижение попеременным двух- шажным ходом без палок и с палками. Повторный бег на лыжах — дистанция 100 м (45—50 с). Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности на местности со слабо- и среднепересечённым рельефом.
Игры на лыжах: «Быстрый лыжник», «Гонка с преследованием». Встречная эстафета с этапами 50—80 м без лыжных палок. Эстафета с этапами 500 м и передвижением попеременным двухшажным классическим ходом.
Раздел 3. Спортивные мероприятия (3ч)
Спортивные мероприятия в форме соревнований должны планироваться заранее и равномерно распределяться в течение учебного года в соответствии с изучаемыми разделами тематического планирования. К числу внутришкольных соревнований относятся: учебные соревнования внутри классов (а также в спортивных секциях, кружках), соревнования между командами классов на первенство школы, а также разного рода товарищеские встречи.
Учебные соревнования проводятся для проверки освоения школьниками двигательных умений и навыков, указанных в данном тематическом планировании, а также для выявления уровня физической подготовленности учащихся (контрольные, тестовые) для сдачи нормативов ГТО.
2-я ступень
Возрастная группа 9—10 лет (3—4 классы)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы занятий | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
Раздел 1. Основы знаний | |||||
1 | Комплекс ГТО в общеобразовательной организации | 1 | |||
2 | Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений | 1 | |||
3 | Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями | 1 | |||
Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | |||||
4 | Бег на 30 м | 3 | |||
5 | Бег на 1 км | 3 | |||
6 | Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) | 4 | |||
6 | Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки) | ||||
7 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу | 3 | |||
8 | Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу | 3 | |||
9 | Прыжок в длину с разбега | 2 | |||
10 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 3 | |||
11 | Метание мяча 150 г на дальность | 2 | |||
12 | Бег на лыжах | 5 | |||
Раздел 3. Спортивные мероприятия | |||||
13 | «Сильные, смелые, ловкие, умелые» | 1 | |||
14 | «Мы готовы к ГТО!» Сдача норм ГТО | 1 | |||
15 | «Мы готовы к ГТО!» Сдача норм ГТО | 1 | |||
ИТОГО | 34 |