Аннотация
Название:«Увлекательное путешествие по Архангельской области»
Авторы : Третьякова Ольга Николаевна, Еременко Евгения Анатольевна
Целевая группа: 7-9 лет (1 – 2 классы)
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению родного края
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Увлекательное путешествие по Архангельской области» предназначена для обучающихся начального общего образования в возрасте от 7 до 9 лет. За основу взята региональная программа для общеобразовательных организаций Архангельской области (1-11классы) «Увлекательное путешествие по Архангельской области» с изменением количества часов и КТП. Организация работы по программе «Увлекательное путешествие по Архангельской области» в 1-2 класс рассчитана на 1час в неделю (всего 1 класс – 33 ч, 2 класс –34ч в год).Продолжительность одного занятия в 1 классе – 1 полугодие 35 мин, 1 класс 2 полугодие – 2 класс по 40 минут.
Программа состоит из 4 модулей:
1. «Моя малая родина»,
2. «Города Архангельской области и их достопримечательности»
3. «Природа Архангельской области: флора и фауна»
4. «Природа Архангельской области: водоемы»
Цель: создание условий для формирования познавательного интереса у младших школьников к изучению родного края
Задачи:
1. Познакомить обучающихся с основными достопримечательностями, известными людьми и природой Архангельской области.
2. Формировать интерес к изучению родного края
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю, к его истории и традициям.
Место проведения:школа, семья, школьный музей, музеи г. Архангельска и области.
Время проведения: вторая половина учебного дня, каникулы.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
Знать:
Основные достопримечательности Архангельской области.
Главные достопримечательности родного города.
Этапы планирования экскурсий.
Уметь:
Называть территории Архангельской области, благоприятные для туризма отдыха.
Определять наиболее интересные места для посещения экскурсий и турпоездок.
Владеть:
Правилами поведения на экскурсии, в турпоездке и в местах отдыха.
Личностные результаты:
1. Осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.
2. Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России.
3. Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
1. Способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности.
2. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.
3. Усвоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.)
4. Способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей.
5. Приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
6. Совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Оценкой планируемых результатов освоения программы является выполнение учащимися творческих и практических работ, защита проектов.
Содержание программы
№ | Наименование раздела | Формы организации внеурочной деятельности | Кол-во часов 1 кл | Кол-во часов 2 кл |
1 | «Моя малая родина» | беседы, проекты, защиты проектов экскурсии, виртуальные экскурсии, викторины, творческие конкурсы, коллективные творческие дела, интеллектуально -познавательные игры, исследовательские работы | 9 | 9 |
2 | «Города Архангельской области и их достопримечательности» | 9 | 10 | |
3 | «Природа Архангельской области: флора и фауна» | 10 | 10 | |
4 | «Природа Архангельской области: водоемы» Мой город | 5 | 5 | |
Всего | 33 | 34 |
Тематический планирование
Тема раздела. | Количество часов о часов | Содержание | Виды деятельности обучающихся |
1 класс | |||
«Моя малая родина» | 9 | 1. Моя семья. | Беседа о семье. Традиции семьи. Профессии родителей. |
2. Проект «Моя семья – моя радость» | Рассказ по рисункам и фотографиям о своей семье. Защита проекта. | ||
3. Моя школа – мой дом | Экскурсия по школе. Правила безопасного поведения в школе, бережного отношения к имуществу школы. | ||
4.Из истории школы. Традиции школы | Посещение музея школы, рассказ об истории и традициях школы, ее символика. | ||
5-6. Моя улица. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил | Виртуальная экскурсия по улицам, на которых проживают учащиеся. Сообщение «Знакомьтесь – это моя улица!»: совместная работа с родителями - презентация своей улицы. | ||
7 Где живут мои друзья? | Рассказ об истории названий улиц нашего микрорайона. Практическая работа: составление безопасного маршрута «Дом – школа – дом». | ||
8. Экскурсия «Мир вокруг меня» | Экскурсия по микрорайону. | ||
9. Итоговое занятие. Квест – игра «Знаешь ли ты свой микрорайон» | https://multiurok.ru/files/slovo-o-maimakse.html |
«Города Архангельской области и их достопримечательности» | 9 | 1. Город, в котором мы живем. | Презентация об истории возникновения и названия города, просмотр учебного фильма https://yandex.ru/video/touch/preview/1465007123207252171 https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-ugolok-rossii.html |
2 Символика города | Беседа, викторина. | ||
3. Главные улицы города. | Виртуальная экскурсия: Троицкий проспект, проспект Чумбарова – Лучинского. | ||
4. Музеи города. | Познавательно – игровая программа «Человек – хранитель культуры» Результат работы – игра «Собери пазлы» (название музея, фото музея, экспонаты») | ||
5-6. Музеи города. | Экскурсия в краеведческий музей. | ||
7. Памятники города. | Экскурсионная прогулка по набережной «Кудесники – хранители Севера» | ||
8-9. Проект «Прогулка для моих гостей» | Составление прогулочного маршрута для гостей нашего города. Защита проекта. | ||
«Природа Архангельской области: флора и фауна» | 10 | 1. Растения Архангельской области | Викторина «Что растет у нас в лесу», коллективная творческая работа «Коллаж «Наш лес» |
2. Экскурсия в природу. | Сбор растений для гербария, природного материала для поделок. | ||
3. Проект «Растения Севера» | Оформление гербария. Защита проекта | ||
4. Проект «Непросто шишки» | Теоретическая часть: сообщение «Непросто шишки» (дают ответы на вопросы: какие бывают шишки, для чего и кому они нужны), индивидуальная творческая работа из природного материала. Выставка работ. | ||
5. Лесная аптечка | Презентация лекарственных растений (подорожник. Мать-и мачеха, ромашка, малина). Разгадывание филворда «Лесная аптечка» https://www.youtube.com/watch?v=9kfJyjo1ryc | ||
6. Животные Архангельской области | Игра «Ктояшка» (угадай животное). Презентация. Виртуальная экскурсия в лес. | ||
7. Квест – игра «Лесные соседи» | Командная игра по станциям. | ||
8 Красная книга Архангельской области. | Знакомство с Красной книгой Архангельской области. https://youtu.be/gOh0XKosgRI | ||
9-10. Проект «Красная книга моего микрорайона» | Рисунок и описание растений из Красной книги, которые растут в лесу нашего микрорайона. Защита проекта. | ||
«Природа Архангельской области: водоемы» | 5 | 1. Реки Архангельска. | Практическая занятие: работа по карте города Архангельска. Игра «Собери пазлы» |
2. Царица рек Севера. | Познавательно-игровая программа о Северной Двине, на которой учащиеся знакомятся с животным и растительным миром реки, ее значением в жизни города. | ||
3-4. Реки микрорайона | Экскурсия к рекам Маймакса и Ваганиха. | ||
5.Экологическая страничка. | Беседа об экологических проблемах. Совместная творческая работа – сочинение экологической сказки. |
2 класс | |||
«Моя малая родина» | 9 | 1. Улицы моего города | Работа в группах: учащиеся получают карточку с информационным текстом об улице, изучают его и выступают перед одноклассниками |
2-3. Интересное на улицах города. | Поисковая работа по теме. | ||
4-6. Проект «Я-экскурсовод» | Составление прогулочного маршрута по улицам города. | ||
7-9. Защита проектов «Я-экскурсовод» | Экскурсии по составленным маршрутам. | ||
«Города Архангельской области и их достопримечательности» | 10 | 1. Культурный рюкзак Архангельска. | Виртуальная экскурсия по культурно-просветительским местам (музеи, театры, филармония) |
2 Литературный Север | Знакомство с творчеством С. Писахова. https://vk.com/video164718581_456239422 | ||
3. Экскурсия в музей С. Писахова | |||
4. Театральное закулисье | Экскурсия в драмтеатр и просмотр спектакля | ||
5. Города –соседи. Виртуальная экскурсия в Новодвинск.и Северодвинск | https://youtu.be/PsvwYjJ8_aA https://youtu.be/rh1iWkrlsgU | ||
6-7. Города –соседи. Северодвинск | Обзорная экскурсия по городу, краеведческий музей «Лодка в чемодане» | ||
8-9. Музей под открытым небом. | Ознакомительная экскурсия в Малые Корелы | ||
10. Квест – игра «7 чудес Архангельской области» | https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/kviestighrasiemchudiesarkhanghielskoioblasti | ||
«Природа Архангельской области: флора и фауна» | 10 | 1. Заповедные места Архангельской области | Беседа – презентация «Экскурс по заповедным местам» |
2-4. Экскурсия «Заповедными тропами» | Экскурсия в Пинежский заповедник, карстовые горы и пещеры | ||
5.-6 Экскурсия в Малые Корелы | Экскурсия «Экологическая тропа» и мастер-класс «Закладки из природного материала» | ||
7. Экскурсия «Природа Архангельской области» | Экскурсия в краеведческий музей | ||
8. Животные Арктики | Интерактивная викторина «Король Арктики» и мастер – класс «Лепка белого медведя» | ||
9-10. Проект «Энциклопедия глазами детей «Природа Архангельской области» | Поисковая работа: находят и собирают информацию о растениях и животных Архангельской области, оформляют папку (рисунок или фото + информация + интересные факты + занимательный материал, например, загадки, филворды, ребусы) | ||
«Природа Архангельской области: водоемы» | 5 | 1. Реки Архангельской области | Практическая занятие: работа по физической карте Архангельской области. Работа с контурной картой. https://multiurok.ru/files/krossvord-vodnye-prostory-russkogo-severa.html |
2. Белое море. | Реки, которые впадают в Белое море. Животный и растительный мир. https://youtu.be/ex_WOnHy9Mw | ||
3. Крупные озера Архангельской области | Беседа, презентация, работа в группах: учащиеся получают карточку с текстом, изучают его. Результат работы- составление занимательного материала по теме «Озера» (филворд «Найди названия озер Архангельской области») |
4. Соловки – остров озер. | Заочное путешествие. https://infourok.ru/ekskursionnyj-marshrut-eti-udivitelnye-solovki-7209353.html https://infourok.ru/prezentaciya-eti-udivitelnye-solovki-7209350.html https://vk.com/video-163706090_456239018 | ||
5.Экологическая страничка. | Беседа об экологических проблемах. Творческая работа (составление кроссворда на данную тему, экологических сказок) https://multiurok.ru/files/ekologicheskie-skazki-1.html |