программа внеурочной деятельности Занимательная грамматика. 8 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
8 класс
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у обучающихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные:
- чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);
- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями);
- интерес к изучению языка.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать свою деятельность;
- способность к объективной самооценке.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых лингвистических явлениях.
Коммуникативные:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Содержание программы внеурочной деятельности
Введение. Речь. 2ч.
Тема 1. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Высказывания о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.).
Тема 2. Типы речи или типы в речи. Проектная работа. (Работа с текстами, определение типов речи).
Орфография. 6ч.
Тема 3. Необычные правила. (Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил.).
Тема 4. Н+Н=НН. (Нахождение подсказок, которые помогут легко запомнить правописание Н и НН в разных частях речи).
Тема 5. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов).
Тема 6. Слитно, раздельно или через дефис? (Употребление дефиса на письме. Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
Тема 7. Не и Ни бывают в слове. (Правописание НЕ и НИ в разных частях речи. Трудные случаи написания.).
Тема 8. Различай и отличай. Проектная работа. (Правописание чередующихся гласных в корнях слов, их отличия).
Морфология. 5 ч.
Тема 9. Морфологическая семейка. (Повторение и закрепление сведений о самостоятельных и служебных частях речи.).
Тема 10. Тайна в имени твоём. (Имя существительное как часть речи: основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Тема 11. Именная родня. (Все именные части речи русского языка: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и местоимение. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Тема 12. Братство глагольное. (Глагол, причастие и деепричастие. Их основные морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении).
Тема 13. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа. (Служебные части речи русского языка: предлог, союз, частица. Их применение и употребление в речи и на письме.).
Синтаксис и пунктуация. 18 ч.
Тема 14. Сочетание или словосочетание? (Обобщение изученного о строении словосочетания, его разновидности и связи. Работа с текстами.)
Тема 15. Примыкай, управляй, согласуй… (Составление словосочетаний с согласованием, управлением и примыканием.).
Тема 16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
Тема 17. Это непростое простое предложение. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях и для усиления выразительности речи.).
Тема 18. Главнее главного. (Подлежащее и способы его выражения).
Тема 19. Действую по-разному. (Сказуемое и способы его выражения. Виды сказуемых.).
Тема 20. Определяй и дополняй. (Определение и дополнение как второстепенные члены предложения, их применение в предложении. Частота употребления определений в загадках.)
Тема 21. Где? Когда? Куда? Откуда? (Обстоятельство как второстепенный член предложения, его роль в предложении. Работа с текстом).
Тема 22. Назывные именные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Назывные предложения. Дидактические упражнения).
Тема 23. Личные отличные. (Односоставные предложения: их виды и применение. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. Работа с текстом.)
Тема 24. Тройное доказательство родства. (Предложения с однородными членами предложения. Признаки однородности. Употребление однородных членов в географических названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
Тема 25. Соединю родных и разделю. (Как связываются между собою однородные и неоднородные члены предложения. Однородные и неоднородные определения.).
Тема 26. Обратись ко мне красиво! (Роль обращения в предложении и в тексте. Виды обращений. Построение текстов.)
Тема 27. Водные или вводные. (Значение и роль вводных слов в предложении и в тексте.).
Тема 28. Сочетай, конструируй и вставляй. (Вводные слова, предложения и вставные конструкции. Их роль и использование в тексте предложения. Использование при них знаков препинания.).
Тема 29. Обособим мы тебя. (Предложения с обособленными членами предложения. Их роль в предложении. Понятие обособления. Использование при них знаков препинания. Работа с текстом.).
Тема 30. Квадратное обособление. (Основные принципы обособления слов в речи и на письме. Обособление второстепенных членов предложения.)
Тема 31. Распространённые одиночки. Проектная работа. ( Обособление приложения, распространённого и нераспространённого.).
Прямая и косвенная речь. 3 ч.
Тема 32. Скажи прямо, не молчи… (Построение прямой речи, виды речи. Конкурс высказываний на лингвистическую тему.)
Тема 33. Косвенно чужая речь. Проектная работа. (Строение косвенной речи, перестроение прямой речи в косвенную и обратно. Работа с текстами, определение видов речи).
Тема 34. Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
УУД
1
Заговори, чтоб я тебя увидел.
1
Личностные результаты: эмоциональность - умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД :- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить рассуждения.
2
Типы речи или типы в речи. Проектная работа.
1
3
Необычные правила.
1
4
Н+Н=НН. Одна н и нн в разных частях речи.
1
5
Путеводные звёзды орфографии.
1
6
Слитно, раздельно или через дефис?
1
7
Не и Ни бывают в слове.
1
Личностные результаты: чувство прекрасного - стремление к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения и быть готовым её корректировать.
8
Различай и отличай. Проектная работа.
1
9
Морфологическая семейка.
1
10
Тайна в имени твоём.
1
11
Именная родня.
1
12
Братство глагольное.
1
13
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. Проектная работа.
1
Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию.
14
Сочетание или словосочетание?
1
15
Примыкай, управляй, согласуй…
1
16
Работа над проектом.
1
17
Это непростое простое предложение.
1
18
Главнее главного.
1
19
Действую по-разному.
1
20
Определяй и дополняй.
1
21
Где? Когда? Куда? Откуда?
1
22
Назывные именные.
1
Личностные результаты: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию.
23
Личные отличные.
1
24
Тройное доказательство родства.
1
25
Соединю родных и разделю.
1
26
Обратись ко мне красиво!
1
27
Водные или вводные.
1
28
Сочетай, конструируй и вставляй.
1
29
Обособим мы тебя.
1
Личностные: – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - умение адекватно оценивать свои знания. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
30
Квадратное обособление.
1
31
Распространённые одиночки. Проектная работа.
1
32
Скажи прямо, не молчи…
1
33
Косвенно чужая речь. Проектная работа.
1
34
Итоговое занятие за год.
1
Календарно-тематическое планирование
Дата
№
Тема
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1
Заговори, чтоб я тебя увидел.
1
Составлять текст по пословице или поговорке о языке.
2
Типы речи или типы в речи.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Систематизировать материал.
3
Необычные правила.
1
Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки.
4
Н+Н=НН
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
5
Путеводные звёзды орфографии.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
6
Слитно, раздельно или через дефис?
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
7
Не и Ни бывают в слове.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
8
Различай и отличай.
1
Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Работать в команде.
9
Морфологическая семейка.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
10
Тайна в имени твоём.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
11
Именная родня.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
12
Братство глагольное.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
13
Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
14
Сочетание или словосочетание?
1
Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступление на публике.
15
Примыкай, управляй, согласуй.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
16
Работа над проектом .
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
17
Это непростое простое предложение.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
18
Главнее главного.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
19
Действую по-разному.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
20
Определяй и дополняй.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
21
Где? Когда? Куда? Откуда?
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
22
Назывные именные.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
23
Личные отличные.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
24
Тройное доказательство родства.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
25
Соединю родных и разделю.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
26
Обратись ко мне красиво!
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
27
Водные или вводные.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
28
Сочетай, конструируй и вставляй.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
29
Обособим мы тебя.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
30
Квадратное обособление.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
31
Распространённые одиночки.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
32
Скажи прямо, не молчи…
1
Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.
33
Косвенно чужая речь.
1
Анализировать текст. Составлять свой текст.
34
Итоговое занятие.
1
Публичное выступление.