Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с.Гаур
Разработала : Кожина Е.А.
учитель начальных классов
2024г.
Данное мероприятие направлено на сплочение детского коллектива и на развитие творческих способностей обучающихся. На празднике дети получат возможность показать свои умения, навыки, которые они приобрели в период обучения грамоте. Сценарий мероприятия "Азбука,прощай!" будет полезен для учителей начальной школы. Есть возможность в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу "Обучение грамоте", способствовать раскрытию талантов у учащихся. Воспитывать умение общаться,помогать друг другу.
Цель: в игровой форме повторить и закрепить знания по курсу "Обучение грамоте", способствовать раскрытию талантов у учащихся .
Действующие лица: Учитель, обучающие 1 класса, Царь, Царевна-Несмеяна, Азбука, Литературное чтение, стрекоза, муравей.
Реквизиты: костюмы героев, трон, шапочки для букв, маски для муравья и стрекозы, музыкальное оборудование.
Подготовительная работа: удостоверения об окончании учебника «Азбука»
(зал празднично украшен, на троне сидит царь и рядом Царевна -Несмеяна, звучит торжественная музыка)
Учитель: Здравствуй царь-батюшка, чего не весел?
Голову чего повесил?
Царь: Как же тут мне веселится, коли дочь все дни и ночи
Плачет, плачет что есть мочи!
Правлю я уже 5 лет, только толку что – то нет!
Вроде тишь и благодать, только счастья не видать!
Государством управляю, всех врагов смог победить
Только дочку дорогую не могу развеселить!
Дочь единственная наша – нет её на свете краше!
Только бедная девица, не умеет веселиться,
Не умеет улыбаться и не думает учиться,
Слёзы льёт с утра до ночи, может выплакать все очи!
Я друзья к вам обращаюсь, в вашей помощи нуждаюсь,
Вы скорее приезжайте, и меня царя спасайте!
Уж вы праздник здесь начните и царевну рассмешите
Чтобы плакать перестала, доброй и весёлой стала!
(слышится плачь царевны, царь затыкает уши)
Учитель : Да уж, проблемка не проста,
Но попробуем решить и царевну рассмешить!
Царь. Ну вы уж поспешите, прошу очень, помогите!!!
Учитель : Итак, мы праздник наш «Прощание с Азбукой» начинаем,
И детей в зал приглашаем!
(дети входят под песню «Учат в школе» )
Учитель: 1 сентября наши первоклассники переступили порог школы, а сегодня мы празднуем их первую победу, которую они одержали благодаря старанию, трудолюбию, желанию учиться.
Сегодня мы благодарим и родителей, которые помогли приблизить эту победу. Наши первоклассники все научились читать и писать. Пришла пора нам прощаться с нашим другом – азбукой. Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу Азбуку и показать, чему научились.
Я поздравляю вас с первой школьной победой. Желаю дальнейших успехов в учёбе!
Дети читают стихи:
1.Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
2. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
3.Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
4.Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про голубую высь,
Без азбуки не обойтись!
5.Я с этой книжкой первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
6 .Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
7.Ель, топор, лопата, руки.
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
8.Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постоянно, понемногу
Мы научились все читать.
9.Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
10. Тем, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет.
Дети (хором).
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Царь: Ну, наконец-то, наконец-то!
Здравствуйте мои друзья,
Рад вас видеть очень я!
(царь обнимает гостей)
(Царевна опять ревёт)
Царь: Ни нарядам, ни усладам
Дочь давно уже не рада!
Ничего нельзя найти,
Чтобы дочку удивить! (горюет)
Учитель: Не горюй царь!
Представленье продолжаем,
И мы дальше выступаем!
Учитель:Чему бывать, тому бывать.
Давайте будем мы частушки исполнять!
Учитель: Музыка скорей звучи,
Несмеяну рассмеши!
Наши дети вам расскажут
И, конечно же, покажут.
Что нам Азбука дала
Как учила нас она.
Дети поют частушки.
1.Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно!
2.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
3.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня наконец-то
Изучили алфавит!
4.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
5.Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
6.Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.
7.Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
8.Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
(Царевна опять начинает реветь)
Учитель: А теперь чего ревёшь?
Царевна: Частушки очень хороши…
Учитель Ну, тогда я не пойму?!
Царевна: Я тоже так же петь хочуууууу! (ревёт)
Учитель: Что же делать, как нам быть,
Как её нам рассмешить?
Учитель Придумала, чтоб царевну развеселить,
Надо азбуку нам пригласить!
Ты, Царевна, не реви,
Лучше сядь и посмотри!
Как мы Азбуку прошли
ВСЕ: АЗБУКА! Мы ждём тебя!
Азбука выходит под песню
«Азбука, азбука каждому нужна….»
Азбука.
Здравствуйте, дорогие мои ребята-первоклассники!
Азбука.
– Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, мои подданные. Сегодня я прощаюсь с вами, и вы отправляетесь в далёкое увлекательное путешествие – в мир книг, в страну Литературию.
(обращается к учителю)
А где же мои помощники – буквы?
Учитель
Не волнуйся, дорогая, Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немного волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
ЗВУЧИТ «СКАЗОЧНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ»
(Дети надевают шапочки с изображением букв алфавита)
Учитель
Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв.
(Под марш проходят перед зрителями, выстраиваются в алфавитном порядке)
Азбука.
А ну-ка, буквы, стройтесь в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Гласные готовы? (Готовы!)
Согласные готовы? (Готовы!)
Буквы, которые не обозначают звуков, готовы? (Готовы!)
По порядку алфавита выступай!
ПЕСНЯ «АЗБУКА»
(Дети читают по цепочке стихи о своих буквах)
Буква А.
Буква А -
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света
А похожа на ракету.
Буквы Б, В.
В – ватрушка, Б – баранка,
Это пекарь спозаранку
Выпекает в жаркой печке
Булки, бублики, колечки.
Буквы Г, Д.
Где? Когда? Всегда мы любим,
Задавать вопросы людям.
Год за годом, день за днем
Г и Д - друзья во всем.
Буквы Е, Ё.
Если енот в ежевику полез,
Еле спасем от иголок его.
Еже ли еж в ежевику полез,
То неизвестно еще – кто кого.
Буквы Ж, З.
Ж – ж – ж – жужжит бедняжка жук:
В сеть поймал его паук.
З – з – з – запел комар сердито,
Он задаст сейчас бандиту.
Буква И.
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет,
Игрушка непростая –
Индюшка расписная.
Буквы К, Л.
Костя Лапкин пьет компот,
Клоун Ли смешит народ,
Катя лес рисует мелом –
Каждый занят важным делом.
Буквы М, Н.
М и Н найдешь в малине,
В мине, в манке, в магазине.
Много слов – известно всем –
Не сказать без М и Н.
Буква О.
О, друзья! Я так люблю
Олю, Олечку мою.
И сейчас желаю Оле
Быть отличницею в школе.
Буквы П, Р.
Мы соседи в алфавите
Как красивы посмотрите.
На двоих у нас три ножки,
Где купить для них сапожки?
Буквы С, Т.
Сережа Тарасов нам очень знаком,
Мы в его имени полном живем.
Знайте, друзья, и большие, и малые,
Что буквы С. Т – это инициалы.
Буква У.
Улитка просит уточку:
Закинь – ка в речку удочку.
Уточка закинула –
Уклейку рыбку вынула.
Буквы Ф, Х.
Ф – фырчит всегда, как филин,
Х – хохочет простофилей.
Но всегда дружить готов
С ними Федя Худяков.
Буквы Ц, Ч.
Вы узнали Ц и Ч?
Мы примчались на мяче.
Цапля, чайка и циркач
Тоже любят игры в мяч.
Буквы Щ, Ш.
Ш и Щ - родные сестры,
Различить их очень просто:
Носит Щ всегда с собой
Этот хвостик небольшой.
Буквы Ъ, Ы, Ь.
Полезные мы с вами буквы,
Но есть у нас одна беда:
Бываем мы всегда строчными,
А вот большими никогда.
Буква Э.
Эхо слышно тут и там,
Эхо ходит по горам.
- Эхо, спустишься сюда?
Отвечает эхо: « Да!»
Буква Ю.
Юнга – будущий матрос
Южных рыбок нам привез.
А на грядке у юнната
Поспевают экспонаты.
Буква Я.
Посмотрите на меня,
Разве я не хороша?
Не худющая как “А”,
И не толстая как “Ш”,
Ножку вправо отведу
К букве я соседней,
Не хочу теперь в ряду
Я стоять последней.
(Обращается к азбуке)
Книжка первая моя,
Пожалей ты букву “Я”
Разреши минут хоть 5
Первой в азбуке стоять!
Азбука: Ай-ай-ай, мне очень стыдно,
И за алфавит обидно.
Как то.
Буквы людям все нужны,
Этим буквы и дружны,
Дело тут совсем не в месте!
Все буквы:
Дело в том, что все мы вместе!
Дети исполняют песню «33 сестрицы»
Азбука. Молодцы продолжаем дальше!
Дети рассаживаются полукругом.
Царь: Ребятушки помогите мне, пожалуйста. Завтра у меня день рождения хотел я пригласить в гости своих друзей сказочных героев, но из-за плача Царевны у меня разболелась голова и я забыл кого хотел пригласить. Помню только первые слова. Поможете?
(Царь называет первое слово имени, а дети заканчивают.)
Курочка…Ряба
Дед…Мороз
Папа…Карло
Муха…Цокотуха
Винни…Пух
Иванушка…Дурачок
Кощей…Бессмертный
Красная…Шапочка
Карабас…Барабас
Али…Баба
Почтальон…Печкин
Азбука.
Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.
Учитель.
А сейчас пора моим помощникам – буквам превращаться в девочек и мальчиков.
«Шарма, фарма» -я скажу,
Покажу 5 пальчиков,
Буквы превращайтесь снова
В девочек, в мальчиков!
Азбука. Вы с честью справились со всеми испытаниями.
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
-У – до – сто – ве – ре – ния!
В том, что “Азбуку”
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Слово предоставляется директору школы
ЗВУЧИТ ТУШ. Вручение удостоверений
(Слышен рёв царевны. )
Царевна. Я читать так не могу
Лучше сяду пореву…. (вновь ревёт)
Азбука. (обращаясь к принцессе) Царевна, надеюсь, поняла, как важно учить алфавит. А иначе будет как в басне…
«Стрекоза и Муравей на новый лад»
Учитель:
Попрыгунья Стрекоза
Вечер весь кино смотрела,
Оглянуться не успела-
Закрываются глаза.
На удобной, на кроватке
Стрекозе сон снится сладкий,
Будто все её тетрадки
В идеальнейшем порядке.
Утром надо просыпаться,
Снова в школу отправляться.
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она.
Стрекоза:
-Не оставь меня, кум милый,
Мне учиться-нету силы.
В общем, я хочу сказать:
Дай домашнюю списать.
Муравей:
-Кумушка, мне странно это.
Ну, скажи мне по секрету,
Что ты делала вчера?
Стрекоза:
-Отдыхала до утра!
Я на улице гуляла,
Дома пела да плясала,
Поиграть ещё успела,
Полежала да поела,
Посмотрела «Ералаш»…
Ты списать, когда мне дашь?
Иль тебе тетрадки жалко?
Муравей:
-Ну, ты, Стрекоза, нахалка!
Стрекоза
-Знаю, дедушка Крылов
Обожает муравьёв.
Нас же, бедных стрекозей,
Не считает за людей.
(Стрекозей иль стрекозят-
Как там верно говорят?)
Муравей:
-Да, мне крупно повезло,
Что не стал я стрекозлом.
Получить образованье
Невозможно без старанья.
Учитель :
Мораль сей басни ты усвой:
Учись, не будь ты стрекозой!
Азбука.
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
И теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами- «Литературное чтение»
Учитель. Давайте дружно поблагодарим Азбуку и скажем: «Спасибо, Азбука, тебе! (Ребята прощаются с Азбукой)
Выходит Литературное чтение
Учитель. А теперь послушаем, что нам скажет Литературное чтение.
Литературное чтение. Я знаю ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни,
Где взял меня-туда верни.
Запомни я твой лучший друг,
Но только не доя грязных рук.
Царевна: Не могу на вас смотреть,
Буду дальше я реветь! (продолжает хныкать)
Учитель: Ты царевна не реви,
Лучше к нам ты подходи.
Мы тебя уважим,
Как играть покажем!
(царевна подходит к детям и вместе с ними и со зрителями играет в игру «Карлики, великаны», к концу игры царевна уже не плачет, а улыбается)
Учитель: Ах, царевнушка, ты наша,
Стала ты намного краше!
Царевна: Больше я реветь не буду
Я учиться лучше буду,
Пусть мой смех звучит повсюду!
Учитель: Вот и славненько, а нам
Всем пора уж по домам!
( появляется царь и замечает улыбающуюся принцессу)
Царь: Спасибо вам, мои родные
Мою дочь развеселили!
Теперь вновь в царстве жизнь ключом забьется,
Ведь царевна не плачет, а смеётся!
Вместе: До новых встреч, до свиданья!
Все: До свиданья!
(царь и царевна уходят)
Учитель: Ну вот, принцессу развеселили,
А про наших родителей мы не забыли!
Ведь всё, что было здесь на сцене.
Мы именно для них творили!
Учитель. Дорогие первоклассники! В народе говорят: «Азбука к мудрости ступенька!» Вы одолели свою первую очень сложную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Ещё раз с праздником всех вас.
ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «Учится надо весело»