Тема: Прощание с осенью.
Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе осенью.
Задачи:
Расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Дать представления о пользе природных витаминов.
Активизировать речевую деятельность детей.
Развивать дыхание, речевой слух и зрительное внимание, мышление (классификация предметов), память, общую моторику (координация речи с движением).
Формировать установку на здоровое питание.
Словарь:названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, кочан капусты, картошка; яблоко, груша, лимон, банан, апельсин, слива;
Оборудование:
мультимедийный проектор, магниты с изображением овощей, фруктов, грибов, орехов и лесных ягод.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребята, наше занятие сегодня посвящено удивительному времени года, а что это за время года вы узнаете, отгадав мою загадку:
Каждый год хозяйка эта
Нам приносит урожай:
Фрукты, овощи, орехи
Ты в корзинку собирай!
И грибы у нас в лесу
Дарят нам свою красу!
Отгадать загадку просим,
Кто волшебник этот?
Дети (хором):
Осень!
Да, конечно же, это осень! Та славная золотая осень, которая, как известно, приходит к нам в гости вместе с началом нового учебного года.
Опустел колхозный сад
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Да, так называется первый месяц осени – сентябрь.
А как в старину его называли? (хмурень) Почему?
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
О каком следующем месяце моя загадка? (октябрь).
А как его раньше называли? (грязник)
А как вы думаете почему?
Поле черно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц, подскажи! (Ноябрь)
А это какой месяц? (ноябрь).
А как его называли в старину? (ворота зимы).
А почему так люди говорили?
Основная часть.
Сегодня утром я шла в школу и по дороге встретила Осень. Она захотела попрощаться с нами и пригласить на экскурсию в свое волшебное царство. Ребята, хотите отправиться в это необыкновенное путешествие? Хорошо и нам поможет его совершить волшебный Трактор. Мы побываем на разных станциях, познакомимся с владениями Царицы Осени.
Итак, садимся поудобнее , мы отправляемся в путь. (Звучит музыка)
Первая станция «Огородная»
Ребята, посмотрите, а куда мы приехали? А что такое огород? А какие овощи вы знаете?
Ребят, а как отличить фрукт от овоща?
Овощи могут расти прямо в земле, как, например, морковь или лук. Некоторые овощи растут над землей, например, как белокочанная капуста. Многие овощи растут на небольших кустиках, например, как огурец и помидор. Место, где растут овощи, называется огород. (проектор)
Мы узнали, что такое огород, а теперь отправляемся к следующей станции. Садимся, поехали…(Музыка)
Вторая станция «Садовая»
Ребята, кто догадался, куда мы приехали? (САД)
А что выращивают в саду? (фрукты). Посмотрите, а где растут фрукты? (на деревьях). Да, фрукты растут на деревьях, например, как эти яблоки. Груша, яблоко, персик, лимон, слива, банан – это все фрукты. А место, где выращивают фрукты, называется сад.
Как вы поняли, отличить овощ от фрукта довольно легко: фрукты растут высоко (на деревьях), а овощи низко – в земле или на кустиках. (проектор)
Игра «Фрукт или овощ»
Осень хочет проверить, как вы запомнили, что такое овощи и фрукты. Она предлагает нам сыграть в игру. На экране появляется картинка, если это фрукт, вы встаете на цыпочки и тянете руки вверх, если овощ вы садитесь на корточки.
Яблоко, это фрукт или овощ? Капуста – это фрукт или овощ? Груша – это фрукт или овощ? Огурец – это фрукт или овощ? Как ты думаешь, лимон — это овощ или фрукт? А помидор – это фрукт или овощ? Молодцы! Порадовали Осень!
Ребята, а как вы думаете, почему говорят, что нужно есть много овощей и фруктов? (в них много витаминов)
А что такое витамины и для чего они нужны? (чтобы не болеть, вырасти сильными, умными и здоровыми)
Правильно, овощи и фрукты – это кладовая витаминов.
Ребята, наше экскурсия продолжается, садимся в Грузовичок,
, поехали на следующую станцию.
Станция «Полевая»
Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?
А что выращивают на полях? (пшеницу, рожь, овес, кукурузу, рис)
А для чего эти растения нужны?
Правильно, из них получают муку, крупу. (показ образцов круп, муки). Пекут хлеб, варят кашу.
И эти продукты очень полезны и тоже содержат много витаминов.
Ну, а нам пора в путь, Осень нам хочет еще много интересного показать. Садимся в Грузовичок, поехали.
Станция «Лесная»
Ребята, а куда нас привез Грузовичок? (в лес)
Правильно, мы с вами в лесу. А что осенью в лесу созревает и людей одаряет? (Грибы, орехи и ягоды)
Осень – самое запасливое время года. Есть такая поговорка: кто пораньше встает, тот грибов, орехов, ягод наберет. И Осень хочет проверить, как хорошо вы знаете, что растет в лесу. Итак, «Лесные загадки»:
1. Царь грибов на толстой ножке
Хочет прыгнуть к нам в лукошко.
Этот гриб срывай ты смело,
Он зовётся гордо...Белый
2. Волнистый гриб волнуется,
Под деревом красуется.
Похожий на ракушку,
Зовется он... Волнушка
3. Ароматный и хрустящий,
Царь грибов он настоящий.
И в запасах будет пусть
У меня соленый… Груздь
4.Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя
но не ешь сырыми. Сыроежки
5.Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются...Лисички
6.На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются...Опята
7.Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все...МАСЛЯТА
8.Он и грецкий и кедровый
В скорлупе созрел для всех.
Он не синий, не бордовый,
А коричневый…. Орех!
Молодцы, вы отгадали все загадки Осени, порадовали ее, но нам нужно отправляться к следующей станции. Волшебница Осень прощается с нами, она должна остаться в своем лесном царстве. Давайте на прощание подарим ей веселый танец!
Физминутка.
Наш веселый Грузовичок уже заждался. Садимся и наше путешествие продолжается…
Мы прибыли на конечную станцию «Творческая мастерская». Давайте попрощаемся с нашим веселым Грузовичком, пожелаем ему счастливого пути и до новых встреч!
Творческая мастерская.
На прощание Осень приготовила для вас задание. Она просит вас раскрасить овощи и фрукты, грибы, орехи и ягоды. Готовые картинки мы разложим отдельно по корзинкам: овощи к овощам, а фрукты к фруктам, лесные дары в третью корзинку.
Техника безопасности:
Во время работы с цветными карандашами будьте внимательны, не разговаривайте, не отвлекайтесь на посторонние дела. Не делайте резких движений, не передвигайтесь по классу с карандашами. Передавайте карандаш соседу аккуратно. Ни в коем случае не берите карандаш в рот.
Приступайте к работе. Обратите внимание на шаблон, вспомните, какого цвета должна быть ваша иллюстрация. Штрихуем аккуратно, не выходим за контур, не оставляем белых пятен.
Готовые картинки распределяем на доске по принципу овощи, фрукты, лесные дары.
Заключительная часть
Ребята, посмотрите, сколько вкусного и полезного у нас в корзинках. Вот какая щедрая осень!
Ребята, а где мы сегодня побывали?
Давайте вспомним, где растут овощи?
А где растут фрукты?
А зачем люди выращивают фрукты и овощи?
Правильно, в них много витаминов. Чтобы быть здоровыми, нужно ежедневно кушать овощи и фрукты.
А что полезное созревает осенью в лесу?
А какие грибы вы запомнили?
А ягоды?
Молодцы, все сегодня хорошо поработали, на этом наше занятие окончено.