Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. Сценарий: "Какие праздники были на Руси?"

Сценарий: "Какие праздники были на Руси?"

На веселых посиделках дети знакомятся с исконно русскими народными праздниками, которые дошли и до наших времен. Поучаствуют в святках, споют колядки, встретятся с Колядой-Малядой, заведут хоровод и проводят Масленицу.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: «Какие праздники были на Руси»

Цель:

Ознакомления детей с календарно-обрядовыми праздниками «Зимние святки», «Масленица»

Задачи:

  1. Воспитывать интерес и желание играть в русские народные игры; продолжать формировать нравственную основу патриотических чувств к родине, к её истокам.

  2. Продолжать знакомить с русскими народными праздниками «Святки», «Рождество», «Масленица»; с народными играми и традициями русского народа; развивать речь как средство свободного общения со взрослыми и детьми. Формировать интонационную выразительность в процессе чтения стихов, расширять и активизировать словарь детей на основе углубления представлений о русских народных праздниках «Святки», «Масленица». Расширять словарь детей словами: коляда, Святки, древние славяне, Бокогрей, Просинец, Студенец, Масленица.

  3. Продолжать развивать интерес к русской народной музыке, закреплять навыки выразительного исполнения песенок-колядок, продолжать знакомить с традициями и праздниками русского народа.

Инструменты и оборудование: электронная доска, проектор, маски, клей, детали масленицы, самовар, конфеты.

I часть. Святки.

Воспитатель: - Дорогие ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте по русскому обычаю встретим гостей поклоном! (Дети здороваются с русским поклоном с гостями)

Дети:- Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель:- Присаживайтесь, ребята.

Ребята, сегодня мне на компьютер пришло звуковое письмо, я хотела его открыть и узнать, что там, но в сообщении было написано, открыть вместе с детьми. (Изображение письма на доске.)

Интересно, что в нём записано? Как вы думаете?

Дети: - Наверно на ней записана какая-нибудь сказка.

- А я думаю, что на ней записаны песни.

- А мне, кажется, что там записана музыка.

Воспитатель:Давайте прослушаем запись и проверим ваши догадки.

Слайд 2 (стих)

Воспитатель открывает письмо, слышен звук метели и на его фоне читает стихотворение-загадку:

- Вот я к вам пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое,

Днём с детьми на санках катаюсь,

Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.

Воспитатель:- Как вы думаете, кто это к нам обратился с такими словами?

Дети:- Это говорит с нами зимушка-зима.

Слайд 3(зима)

Воспитатель:- А как вы догадались?

Дети:- Там слышно звуки метели.

- В стихотворении говорится, «что снегом замела поле», а снег бывает только зимой.

- И дети на санках катаются тоже только зимой.

- А ещё снег искрится, как огоньки.

Воспитатель: - Молодцы, догадались правильно, это к нам обратилась зимушка-зима. Зима вас спрашивает, знаете ли вы название ее зимних месяцев?

  • Давайте назовем первый зимний месяц. (Декабрь)

А древние славяне называли этот месяц студенец. Кого называли древними славянами? (Людей, которые проживали на территории России)

  • А почему его так называли? (самый холодный месяц) фото

  • Назовите второй зимний месяц (Январь)

  • Как его называли древние славяне? (Просинец)

  • Почему январь так называли? (Небо синее) фото

  • Назовите третий зимний месяц. (Февраль)

  • А как его называли? (Бокогрей)

  • А почему февраль так называли? (Солнышко появилось, начинает пригревать) фото

Зима не только богата снегами, холодами да метелями, но и богата народными праздниками. Многие народные праздники сохранились и до наших времен. Наше занятие называется «Какие праздники были на Руси?»

Слайд3 (тема)

- А какие зимние народные праздники вы знаете?

Дети: - Я знаю праздник Новый год.

- А я знаю народный праздник Рождество.

- Я знаю праздник Святки.

- А ещё есть праздник Масленица.

Воспитатель:- Молодцы! Много знаете народных зимних праздников, но самый длинный из них — Святки. Святки длились с 6 по 19 января.

Слайд 4(святки)

А хотели бы вы сегодня принять участие в Святках? (Дети: да)

Ну что же! Посиделки начинаются!

Дети мои дорогие, весёлые да младые!

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки.

Подготовленные дети выходят к доске.

1 ребенок:

- Как когда-то наши прадедушки,

Ну а с ними наши прабабушки.

2 ребенок:

- Приходили на веселые святки,

На песни всем миром да загадки.

Воспитатель:- Давайте напомним нашим гостям, что такое Святки?

3 ребенок:

- Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели, веселились две недели.

4 ребенок:

- От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,

Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.

5 ребёнок:

- Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.

Воспитатель:

Итак, что нужно делать, чтобы праздник прошёл хорошо?

Дети: - Нам нужно нарядиться!

Воспитатель:- Да, ребята, надо нарядиться, шутить и веселиться.

Воспитатель:(обращается к детям)

- Ребята, а мы ведь с вами уже начали готовиться к Святкам. Напомните мне, пожалуйста, что мы делали на прошлых посиделках?

Дети: Мы сделали и раскрасили маски. их называли личинами

Воспитатель: - Ряженье - главная особенность Святок. Каждому хотелось нарядиться как то особенно. И обязательно делали маски.

Слайд 5, 6 (маски)

Для масок использовали бересту. Такие маски делались не на один год. Эти маски использовались и в других народных праздниках, например при праздновании «Масленицы». Ну а теперь одеваем маски, да послушаем колядки!

Слайд 7(слушаем колядку)

Дети слушают колядку, по окончании входит ребенок наряженный Колядой в образе Козы.

Коляда:

- А вот и я, Коляда-маляда, пришла прославлять, хозяев величать.

Житья вам 100 лет не болеть!

Уж вы девицы красные,

Уж вы молодцы светлые,

Уж вы гостьюшки ясные.

Воспитатель: - Вот это Коляда пришла! Да в образе Козы!

- А кто знает, почему она наряжена козой?

- Ребята, не знаете?

- А вы, гости дорогие?

- Так вот, считалось на Руси, что появление Козы приносит удачу в наступающем году, правда, Коляда-маляда?

Коляда: - Правильно.

Где я пройду, там пшеница родится,

Где топну ногой, да стукну рогом, там и хлеб стогом!

- Я вижу, и вы готовы к встрече Святок. Здесь я вижу необычные, яркие маски: и козлята рогатые, и медведи мохнатые, и белки пушистые и зайцы ушастые… Вас точно никто не узнает в таких масках. Молодцы!

- А я принесла ещё маски, для ваших гостей, примерьте, гости дорогие.

Колядараздаётмаски,гостипримеряют.

Коляда:- А теперь, хозяйка,

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

Пряники, конфеты!

Хоть блин, хоть сало,

Мне - всё мало!

Слайд 8 (колядовщики)

Детей, которые переодевались и ходили по домам называли колядовщиками. Колядовщики пели колядки (короткие песенки) и за это хозяева угощали их конфетами.

Давайте послушаем, как дети поют колядку. (слушают песню)

Посмотрите, сколько много конфет наколядовали дети. Становитесь в две колонны, будем делить конфеты.

Играэстафета «Собериконфеты»

Слайд 9 (игра)

(Игроки выстраиваются в две колонны, и на перегонки собирают для своей команды по одной конфете)

Колядаидети- Слава, хозяевам, слава! Щедрым, хозяевам, слава

Коляда:Спасибозасмехивеселье, ивкусноеугощение,пойдудальшеподворамзакускомпирога.

Колядауходит.

IIчасть.Масленица.

Воспитатель: Ну а мы продолжает знакомиться с древними русскими народными праздниками.

Слайд 10 (масленица)

Посмотрите на иллюстрацию, кто знает, что это за праздник?

Одним из любимых народных праздников русских людей был и остаётся праздник Масленица. Народное поверье гласит: как встретишь Масленицу - так и год проживешь! В этом году масленица прошла с 20 по 26.02

Слайд 11 (масленица)

Широкая Масленица, ты с чем пришла?

Читаетребенок:

Свесельем да радостью

И со всякой сладостью,

С пирогами, с оладьями

Да с блинами горячими…

-Встречайте Масленицу! (Показываетизображение Масленицы. )

Слайд 12 (празднование масленицы)

-Масленица-это не только блины, Этоцелаянеделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встречи весны. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Народ любил этот праздник и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «весёлая и широкая». В конце праздничной недели Масленицу сжигали на самой высокой снежной горе и благодарили, за все хорошее, что она сделала, провожали зиму, встречали весну.

Слайд 13, 14 (сжигание масленицы)

-Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина не масленица, без пирога не именинник», «Масленица идет, блин да мед несет», «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем».

Давайте и мы будем прославлять масленицу, заведем веселый хоровод под песню «Ой, блины, блины…»

(Дети встают в хоровод, когда начинается припев, дети ладошками показывают. как пекут блины.)

Слайд 15(хоровод)

Молодцы, берем стульчики, рассаживаемся на свои места.

IIIчасть.Творческаямастерская.

Слайд 16 (мастерская)

Изготовление Масленицы.

  1. Мы сделаем Масленицу, зиму проводим, а весну пригласим в гости.

Слайд 17(изготовление масленицы)

На столе, в файле у вас находятся подготовленные детали. Какая ваша задача? (собрать масленицу, склеить подготовленные детали). Готовые масленицы располагаем вокруг самовара на доске.

  1. Напоминаю основные правила техники безопасности:

  • Приклеиваем детали аккуратно, соблюдая последовательность.

  • Излишки клея промокнуть салфеткой.

  • Работаем с клеем аккуратно, нельзя клей брать в рот.

  • При попадании в глаза промыть водой.

  • При работе с фломастерами и карандашами быть внимательными, не отвлекаться от работы.

  1. ИзготовлениеМасленицы.

  2. Посмотрите, какие красивые Масленицы собрались у самовара. Теперь и весна не за горами.

IVчасть.Рефлексия.

  • С какими народными праздниками мы сегодня познакомились? (святки, масленица)

  • В какое время года их празднуют? (зимой)

  • Какой самый длинный праздник? (святки)

  • Как назывались святочные маски? (личины)

  • Наши предки считали, что она приносит удачу. О ком я говорю? (о козе)

  • Кого сжигали на снежной горе? (масленицу)

  • Что является главным угощением праздника масленица? (блины)

Слайд 18 (поздравление)

Молодцы ребята, вот и нас ждет праздничное угощение, (фото горы блинов и надпись Приятного Аппетита!)приглашаю вас и наших гостей пройти в столовую, отведать блиночков, проводить Зимушку и встретить весну, милости просим.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

На веселых посиделках дети знакомятся с исконно русскими народными праздниками, которые дошли и до наших времен. Поучаствуют в святках, споют колядки, встретятся с Колядой-Малядой, заведут хоровод и проводят Масленицу.
0 ₽
Вместе с веселым синим Трактором дети отправляются в удивительное царство Осени, побывают на разных станциях, помогут собрать урожай, на кулинарной станции "сварят" компот и овощной суп. На "лесной" станции дети познакомятся с названиями грибов, а также узнают какие еще дары преподносит Осень людям. В конце праздника дети заканчивают картинки даров осени по образцу и распределяют по корзинкам.
0 ₽