Тема: «Какие праздники были на Руси»
Цель:
Ознакомления детей с календарно-обрядовыми праздниками «Зимние святки», «Масленица»
Задачи:
Воспитывать интерес и желание играть в русские народные игры; продолжать формировать нравственную основу патриотических чувств к родине, к её истокам.
Продолжать знакомить с русскими народными праздниками «Святки», «Рождество», «Масленица»; с народными играми и традициями русского народа; развивать речь как средство свободного общения со взрослыми и детьми. Формировать интонационную выразительность в процессе чтения стихов, расширять и активизировать словарь детей на основе углубления представлений о русских народных праздниках «Святки», «Масленица». Расширять словарь детей словами: коляда, Святки, древние славяне, Бокогрей, Просинец, Студенец, Масленица.
Продолжать развивать интерес к русской народной музыке, закреплять навыки выразительного исполнения песенок-колядок, продолжать знакомить с традициями и праздниками русского народа.
Инструменты и оборудование: электронная доска, проектор, маски, клей, детали масленицы, самовар, конфеты.
I часть. Святки.
Воспитатель: - Дорогие ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам, давайте по русскому обычаю встретим гостей поклоном! (Дети здороваются с русским поклоном с гостями)
Дети:- Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель:- Присаживайтесь, ребята.
Ребята, сегодня мне на компьютер пришло звуковое письмо, я хотела его открыть и узнать, что там, но в сообщении было написано, открыть вместе с детьми. (Изображение письма на доске.)
Интересно, что в нём записано? Как вы думаете?
Дети: - Наверно на ней записана какая-нибудь сказка.
- А я думаю, что на ней записаны песни.
- А мне, кажется, что там записана музыка.
Воспитатель:Давайте прослушаем запись и проверим ваши догадки.
Слайд 2 (стих)
Воспитатель открывает письмо, слышен звук метели и на его фоне читает стихотворение-загадку:
- Вот я к вам пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое,
Днём с детьми на санках катаюсь,
Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.
Воспитатель:- Как вы думаете, кто это к нам обратился с такими словами?
Дети:- Это говорит с нами зимушка-зима.
Слайд 3(зима)
Воспитатель:- А как вы догадались?
Дети:- Там слышно звуки метели.
- В стихотворении говорится, «что снегом замела поле», а снег бывает только зимой.
- И дети на санках катаются тоже только зимой.
- А ещё снег искрится, как огоньки.
Воспитатель: - Молодцы, догадались правильно, это к нам обратилась зимушка-зима. Зима вас спрашивает, знаете ли вы название ее зимних месяцев?
Давайте назовем первый зимний месяц. (Декабрь)
А древние славяне называли этот месяц студенец. Кого называли древними славянами? (Людей, которые проживали на территории России)
А почему его так называли? (самый холодный месяц) фото
Назовите второй зимний месяц (Январь)
Как его называли древние славяне? (Просинец)
Почему январь так называли? (Небо синее) фото
Назовите третий зимний месяц. (Февраль)
А как его называли? (Бокогрей)
А почему февраль так называли? (Солнышко появилось, начинает пригревать) фото
Зима не только богата снегами, холодами да метелями, но и богата народными праздниками. Многие народные праздники сохранились и до наших времен. Наше занятие называется «Какие праздники были на Руси?»
Слайд3 (тема)
- А какие зимние народные праздники вы знаете?
Дети: - Я знаю праздник Новый год.
- А я знаю народный праздник Рождество.
- Я знаю праздник Святки.
- А ещё есть праздник Масленица.
Воспитатель:- Молодцы! Много знаете народных зимних праздников, но самый длинный из них — Святки. Святки длились с 6 по 19 января.
Слайд 4(святки)
А хотели бы вы сегодня принять участие в Святках? (Дети: да)
Ну что же! Посиделки начинаются!
Дети мои дорогие, весёлые да младые!
Собрались мы с вами для беседушки,
Собрались мы с вами для забавушки.
Подготовленные дети выходят к доске.
1 ребенок:
- Как когда-то наши прадедушки,
Ну а с ними наши прабабушки.
2 ребенок:
- Приходили на веселые святки,
На песни всем миром да загадки.
Воспитатель:- Давайте напомним нашим гостям, что такое Святки?
3 ребенок:
- Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
4 ребенок:
- От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
5 ребёнок:
- Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Воспитатель:
Итак, что нужно делать, чтобы праздник прошёл хорошо?
Дети: - Нам нужно нарядиться!
Воспитатель:- Да, ребята, надо нарядиться, шутить и веселиться.
Воспитатель:(обращается к детям)
- Ребята, а мы ведь с вами уже начали готовиться к Святкам. Напомните мне, пожалуйста, что мы делали на прошлых посиделках?
Дети: Мы сделали и раскрасили маски. их называли личинами
Воспитатель: - Ряженье - главная особенность Святок. Каждому хотелось нарядиться как то особенно. И обязательно делали маски.
Слайд 5, 6 (маски)
Для масок использовали бересту. Такие маски делались не на один год. Эти маски использовались и в других народных праздниках, например при праздновании «Масленицы». Ну а теперь одеваем маски, да послушаем колядки!
Слайд 7(слушаем колядку)
Дети слушают колядку, по окончании входит ребенок наряженный Колядой в образе Козы.
Коляда:
- А вот и я, Коляда-маляда, пришла прославлять, хозяев величать.
Житья вам 100 лет не болеть!
Уж вы девицы красные,
Уж вы молодцы светлые,
Уж вы гостьюшки ясные.
Воспитатель: - Вот это Коляда пришла! Да в образе Козы!
- А кто знает, почему она наряжена козой?
- Ребята, не знаете?
- А вы, гости дорогие?
- Так вот, считалось на Руси, что появление Козы приносит удачу в наступающем году, правда, Коляда-маляда?
Коляда: - Правильно.
Где я пройду, там пшеница родится,
Где топну ногой, да стукну рогом, там и хлеб стогом!
- Я вижу, и вы готовы к встрече Святок. Здесь я вижу необычные, яркие маски: и козлята рогатые, и медведи мохнатые, и белки пушистые и зайцы ушастые… Вас точно никто не узнает в таких масках. Молодцы!
- А я принесла ещё маски, для ваших гостей, примерьте, гости дорогие.
Колядараздаётмаски,гостипримеряют.
Коляда:- А теперь, хозяйка,
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
Пряники, конфеты!
Хоть блин, хоть сало,
Мне - всё мало!
Слайд 8 (колядовщики)
Детей, которые переодевались и ходили по домам называли колядовщиками. Колядовщики пели колядки (короткие песенки) и за это хозяева угощали их конфетами.
Давайте послушаем, как дети поют колядку. (слушают песню)
Посмотрите, сколько много конфет наколядовали дети. Становитесь в две колонны, будем делить конфеты.
Игра – эстафета «Собериконфеты»
Слайд 9 (игра)
(Игроки выстраиваются в две колонны, и на перегонки собирают для своей команды по одной конфете)
Колядаидети- Слава, хозяевам, слава! Щедрым, хозяевам, слава
Коляда:Спасибозасмехивеселье, ивкусноеугощение,пойдудальшеподворамзакускомпирога.
Колядауходит.
IIчасть.Масленица.
Воспитатель: Ну а мы продолжает знакомиться с древними русскими народными праздниками.
Слайд 10 (масленица)
Посмотрите на иллюстрацию, кто знает, что это за праздник?
Одним из любимых народных праздников русских людей был и остаётся праздник Масленица. Народное поверье гласит: как встретишь Масленицу - так и год проживешь! В этом году масленица прошла с 20 по 26.02
Слайд 11 (масленица)
Широкая Масленица, ты с чем пришла?
Читаетребенок:
Свесельем да радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими…
-Встречайте Масленицу! (Показываетизображение Масленицы. )
Слайд 12 (празднование масленицы)
-Масленица-это не только блины, Этоцелаянеделя гуляний, игр, вкусных обильных угощений. Это праздник прощания с зимой и встречи весны. Проводам Зимы и встрече Весны придавалось важное значение. Народ любил этот праздник и величал ласковыми словами: «честная Масленица», «весёлая и широкая». В конце праздничной недели Масленицу сжигали на самой высокой снежной горе и благодарили, за все хорошее, что она сделала, провожали зиму, встречали весну.
Слайд 13, 14 (сжигание масленицы)
-Главным атрибутом этого праздника у русских всегда считались блины. Даже поговорки такие были: «Без блина не масленица, без пирога не именинник», «Масленица идет, блин да мед несет», «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем».
Давайте и мы будем прославлять масленицу, заведем веселый хоровод под песню «Ой, блины, блины…»
(Дети встают в хоровод, когда начинается припев, дети ладошками показывают. как пекут блины.)
Слайд 15(хоровод)
Молодцы, берем стульчики, рассаживаемся на свои места.
IIIчасть.Творческаямастерская.
Слайд 16 (мастерская)
Изготовление Масленицы.
Мы сделаем Масленицу, зиму проводим, а весну пригласим в гости.
Слайд 17(изготовление масленицы)
На столе, в файле у вас находятся подготовленные детали. Какая ваша задача? (собрать масленицу, склеить подготовленные детали). Готовые масленицы располагаем вокруг самовара на доске.
Напоминаю основные правила техники безопасности:
Приклеиваем детали аккуратно, соблюдая последовательность.
Излишки клея промокнуть салфеткой.
Работаем с клеем аккуратно, нельзя клей брать в рот.
При попадании в глаза промыть водой.
При работе с фломастерами и карандашами быть внимательными, не отвлекаться от работы.
ИзготовлениеМасленицы.
Посмотрите, какие красивые Масленицы собрались у самовара. Теперь и весна не за горами.
IVчасть.Рефлексия.
С какими народными праздниками мы сегодня познакомились? (святки, масленица)
В какое время года их празднуют? (зимой)
Какой самый длинный праздник? (святки)
Как назывались святочные маски? (личины)
Наши предки считали, что она приносит удачу. О ком я говорю? (о козе)
Кого сжигали на снежной горе? (масленицу)
Что является главным угощением праздника масленица? (блины)
Слайд 18 (поздравление)
Молодцы ребята, вот и нас ждет праздничное угощение, (фото горы блинов и надпись Приятного Аппетита!)приглашаю вас и наших гостей пройти в столовую, отведать блиночков, проводить Зимушку и встретить весну, милости просим.