Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка».
Тема: «Проводы зимы»
(подготовительная группа)
Цель: Приобщение дошкольников к народным традициям праздника Масленица.
Задачи: Выявить и дополнить знания детей о народном празднике; способствовать активизации познавательной деятельности, словарного запаса, развитию интереса к русской культуре; способствовать развитию внимания, речи, памяти, мышления, двигательной активности.
Словарная работа: Предварительно повторить с детьми названия дней масленичной недели, разъяснить смысл слов-зятёк, завалинка, посиделки, веретено.
Декорации: Оформление зала в стиле русской народной избы.
Оборудование: Кушаки, лапти, коромысло, ложки, шапочки петушков.
Действующие лица: Хозяйка, Иванушка и дети, одетые в русские народные костюмы.
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
О народных посиделках
Долго можно говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Под музыку русской народной мелодии в зал входит Хозяйка (тёща).
Хозяйка: Ох, с утра не сидится,
На печке не лежится!
Сегодня у меня веселье,
Масленицы продолженье!
Дров принесу, печь истоплю,
Блинов напеку, зятька Ванюшу позову!
Хозяйка выполняет действия.
Входит Ванюша.
Хозяйка: А, вот и милый зятёк на порог!
Ванюша: Шёл к тебе в гости
Матушка – хозяюшка,
Ванюша: Смотрю, на улице
Молодёжь собирается!
А детей сколько вокруг,
Не иначе, как к тебе придут!
Хозяйка(обрадованно): Ой, да я только рада буду!
Хозяйка(выглядывает в окно):
-Эй, девчонки-хохотушки, развесёлые болтушки!
Ванюша:
-Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы!
Хозяйка и Ванюша: Приходите поплясать, поиграть,
Денёк зимний скоротать!
Хозяйка и Ванюша подходят к двери, приглашая детей.
Ванюша: Проходи, честной народ,
Не пыли дорожка!
Хозяйка: Дети к нам сюда идут
Поиграть немножко!
Звучит музыка «А мы Масленицу провожаем», дети цепочкой за Хозяйкой входят в зал, пританцовывая ведут хоровод. Хозяйка рассаживает детей на лавочки.
Ванюша: Ой, как много вас! Да все румяные, весёлые. А вот звать-то, вас, как и не знаю. Ну-ка, назовите себя по имени, да по громче, чтоб слыхать было.
Дети называют себя по имени.
Хозяйка: А, ты скажи ребятам, как тебя самого-то звать.
Ванюша(нараспев): Ой, было у тёщи семеро зятьёв!
И Пахомка зять,
И Гришка зять,
И Гаврюшка зять,
И Макарка зять,
И Егорка зять,
И Захарка зять,
А вот я-зять Ванюшка
Милее всех зятьёв!
Хозяйка: Вот такой у меня зятёк, любит песни распевать, любит с детками играть!
Хозяйка предлагает детям поиграть с Ванюшей.
Дети встают в круг, Ванюша в центр круга.
Дети(дразнят): Иванушка – простота,
Купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце мотается.
Невеста улыбается.
Дети(дразнят): Корытце упало –
Невеста пропала!
Ванюша(обращается к любому ребёнку):
А ты – Дашка-егоза,
Съела мышку без хвоста,
Пятьдесят поросят –
Одни ножки висят!
С концом последней дразнилки Иванушка убегает, Даша его ловит.
Дети рассаживаются на лавочки.
Хозяйка: Зима-то уж на исходе,
Весна-красна на пороге.
Ванюша: Что ты, тёщенька, какая весна! Глянь кругом, снега-то ещё сколько!
Хозяйка: Лежит снег – да не тот он, не злой. Знает он, скоро солнышко припечёт и снежок ручейком запоёт. Поплывут по нему бумажные кораблики.
Ванюша: Ой, да ой! Какие кораблики! Нет, зима не хочет ещё уходить.
Морозец ещё нос да щёки пощипывает.
(играет с детьми) Прибежал мороз, исщипал до слёз!
Хозяйка(передразнивает): Мороз, мороз! Чай не январский! Уходит зима!
Проводим зимушку звонкой песней!
Русская народная песня «Сею-вею снежок».
Хозяйка: Пусть весна приходит, побольше светлых дней приводит, а мы ей в этом поможем.
Ванюша: Это как же?
Хозяйка: Трещотки да ложки в руки возьмём и частушки запоём!
Дети и гости поют частушки, на проигрыш играют на инструментах.
Ванюша: Ох, и порадовали вы все нас с Хозяюшкой!
И мы потешить вас спешим,
Может быть и рассмешим!
Хозяйка: Ну-ка, Ванюша, расскажи-ка гостям какую-нибудь небылицу.
Повесели-ка, нас.
Ванюша: Небылицу? Рассказать? Слушайте!
Пошёл я на лыко гору драть…
Увидел, на утках озеро плавает.
Я бросил три палки: одну еловую,
Другую берёзовую, третью рябиновую.
Бросил еловую – не добросил!
Бросил берёзовую – перебросил!
Бросил рябиновую – угодил!
Озеро вспорхнуло, улетело,
А утки остались!
Ванюша: А, вот ещё случай был!
Летит пуля, жужжит.
Я вбок – она за мной.
Я в другой – она за мной.
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб!
Я цап рукой! А это – жук!
Становись скорее в круг!
Будем песню распевать,
В «Дядю Трифона» играть!
Игра «Как у дяди Трифона».
Хозяйка: Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки
Да творят насмешки!
Дети:
-Федул, что губы надул? -Сынок, сходи за водицей!
Кафтан прожёг! Живот болит!
А велика ль дыра? Сынок, иди кашу есть!
Остались одни рукава! Что ж, раз мать велит, надо идти!
-Тюха, есть хочешь,
Нет, я перекусил.
А что перекусил?
Да съел краюшку хлеба!
Да ты бы её в горшке со сметаной мочил!
Да она в горшок не влезла!
Ванюша: На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец и швец,
И на дудочке игрец.
И блоху он подкуёт,
Дом добротный возведёт,
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет!
Хозяйка: А, вот сейчас мы и убедимся в мастерстве да ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься!
Хозяйка выбирает двух или трёх девочек и каждой даёт клубок ниток.
Хозяйка: Как песню мы начнём спевать,
Надо ниточку в клубочек намотать.
А как песня закончится,
Так и работа ваша остановится!
Русская народная песня с игрой на музыкальных инструментах
«Ах, вы сени».
Хозяйка: Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубок больше и тяжелее?
Сравнивает клубки и хвалит девочек.
Ванюша:А, мы – пареньки тоже мастеровые да деловые!
Есть у меня игры – забавы всем по нраву!
«Игра с лаптями»
Длинная нитка привязана к палочке и заднику лаптя. Ребёнок должен быстро намотать на палочку нитку, тем самым приближая лапоть к себе и сунуть ногу в лапоть. Соревнуются два или сразу несколько мальчиков.
«Быстрые ложки»
Дети выстраиваются в две колонки друг за другом. По общему сигналу начинают передавать деревянные ложки, но не из рук в руки, а опуская их за шиворот. Побеждают те дети, у которых ложка окажется быстрее в руках крайнего.
«Весёлый кушак»
Два ребёнка берут с разных концов кушак (четыре метра) с отмеченной серединой. По сигналу они начинают наматывать кушак себе на талию. Побеждает тот, кто сумеет быстрее добраться до середины кушака.
Игра «Курочки и петушки»
Дети становятся в круг. В центр круга встают два мальчика-петушка напротив друг друга. Дети поют, мальчики-петушки ходят по кругу.
Дети: Куры курченяточки,
Хвостики лопаточки.
Жито жнут, в амбар несут,
Петушкам дают.
Петушки не едят,
Друг на друга глядят,
Силой меряться хотят!
Начали! (хлопок в ладоши)
Петушки прыгают на одной ноге, руки сцеплены за спиной. Проигрывает тот, кого выталкивают из круга.
Хозяйка: Ой, раздайся, народ!
Меня пляска берёт!
Пойду, попляшу,
Всех на пляску приглашу!
Парный перепляс под русскую народную мелодию.
Ванюша: Мы и пели, и плясали,
Дружно, весело играли.
Хорошо всегда в гостях,
Только поздний нынче час!
Хозяйка: Ты, Ванюшенька, постой!
Что же ты? Уйдёшь пустой?
Хозяйка: На Масленицу третий день
«Лакомкой» называют,
Блинами, пирогами угощают.
Ванюша, принеси-ка детям сладости!
Ванюша выносит поднос для детей с конфетами, печеньем.
Хозяйка: Живите, детки в радости!
(гостям) А, гостей я приглашаю
Посидеть за вкусным чаем!
………………………………………………………………………………………………………………………………
Игра «Как у дяди Трифона»
Дети идут по кругу, выполняя движения по тексту. Ведущий-ребёнок выполняет те же движения, но в центре круга.
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Вот с такими вот ушами, (прикладывают большие пальцы рук к своим ушам, остальные пальцы растопырены),
Вот с такими вот глазами (делают «бинокль»),
Вот с такими вот носами (делают нос «Буратино»),
Вот с такими вот зубами (выполняют «волчье клацанье»).
Вот с такой головой (круговое движение руками вокруг головы),
Вот с такой бородой (показывают большую бороду).
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так!
Ведущий выполняет любое движение и принимает смешную и нелепую позу, все дети повторяют. Ведущий выбирает того, кто ему больше всех понравился.