ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
По формированию базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями
«Развивай-ка»
(для детей 8 – 14 лет)
Пояснительная записка
Общеразвивающая комплексная программа для несовершеннолетних «Развивай-ка» направлена на формирование базовых учебных действий у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Такие дети отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психофизической функции, практического навыка может быть существенно различен. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.
Наиболее типичным для данной категории детей являются трудности в овладении навыками, требующими точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, ленточек и т.д. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и частично ограничен лишь знанием предметов окружающего мира.
Дети с умственной отсталостью отличаются нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного мышления, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой группу общими чертами, которой является психофизический дефект и в большинстве случаев выражение органических нарушений, а также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, эмоций.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: «Декларация о правах умственно отсталых лиц», 1971; «Декларации о правах инвалидов», 1975; «Конвенции о правах ребенка», 1989; «Стандартных правилах по обеспечению равных возможностей для инвалидов», 1993;, 1994; ФЗ-273, «Закон об образовании в РФ», от 29.12.2012; Приказ Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ПП-481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Программа учитывает современные прогрессивные тенденции развития образования, применение комплексного подхода, создание модели личностно-ориентированного обучения и воспитания, изменения содержания и форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения. Представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков, каждый из которых является самостоятельным звеном, отражающим определенную направленность деятельности, решающим целый ряд задач и служит целостному развитию ребенка, стимулирует различные сферы психики: эмоционально-волевую, сенсорную, интеллектуальную и способствует раскрытию индивидуальности, формируя при этом его социальный опыт.
Актуальность программы базируется на вступлении с 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также утверждение государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. Особое внимание уделено решению проблемы социализации умственно отсталых детей, повышению уровня квалификации педагогов для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Главный принцип в работе с такими детьми – практическая направленность. Учеба и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей. Дети с умственной отсталостью развиваются значительно медленнее, чем их сверстники и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.
Цель и задачи программы:
Цель – развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультырным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений навыков, позволяющих достичь детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные:
формирование базовых умений и навыков;
принятие и удержание учебной задачи;
обучение грамоте и подготовка руки ребенка к письму;
приобретение и расширение знаний об окружающем мире, природой и социальной средой;
подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой;
формирование учебного поведения:
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами;
формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Развивающие:
развитие памяти, восприятия, мышления, внимания, наблюдательности, творческого воображения;
развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою - деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами;
развитие у детей стремления к обучению, интереса к занятиям;
развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Воспитательные:
приобщение ребенка к здоровому образу жизни;
укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребенка к занятиям, желание учиться;
воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;
развитие познавательной активности, познавательных интересов.
Реализация программы.
Срок реализации – 1 год.
Возраст обучающихся 9-13 лет.
Число детей в группе – 6-8 человек.
Программа курса обучения составлена из расчета 252 учебных часов на учебный год, из них:
«Раз словечко, два словечко» -69ч
«От «А» до «Я» - 35ч
«Сосчитай-ка»-35ч
«Окошечко в природу»- 35ч
«Чистюля»-35ч
Режим занятий: занятия проводятся согласно расписанию пять дней в неделю, по 1 занятию в день. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Форма организации занятий – индивидуальная, парная, групповая.
Раздел 1: Развитие речи «Раз словечко, два словечко».
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. Отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения.
Задачи по развитию речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.
Раздел: 2 Обучение грамоте «От «А» до «Я».
Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. В связи с тем, что у умственно отсталых детей наиболее отчетливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой, прежде всего, необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, дифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.
Для того, чтобы дети с умственной отсталостью смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать их умственные и психические особенности, поведения, склонности к интересам. Из вышесказанного следует, что вся проведенная корректирующая работа будет направлена на развитие слуховых, зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также на развитие речи, мышления, внимания, памяти.
Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально.
Таким образом, успех работы по обучению грамоте умственно отсталых детей определяется продуманной системой, включающей в себя постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, формирование связной речи, развитие внимания, памяти, обретение и совершенствование навыков устной и письменной речи .
Раздел 3: Формирование элементарных математических представлений «Сосчитай-ка»
В повседневной жизни участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребёнок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплачиваться в магазине за покупку.
У детей с умственной отсталостью трудно формируется понятия числа, они с трудом овладевают конкретным счетом. Занятия проводятся на практически наглядной основе. Широко используются пособия фронтальной и индивидуальной работы.
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного графика, сроков каникул, выпадение занятий на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы детьми.
Раздел 4: Окружающий природный мир «Окошечко в природу».
В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов.
В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
В ходе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводят занятия по направлениям «Ознакомление с окружающим природный мир». Эти занятия носят интегрированный характер по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и методическому оснащению. Однако при планировании таких занятий должны быть четко определены специфические задачи по каждому направлению.
Раздел5: Формирование культурно-гигиенических навыков «Чистюля»
Воспитание у умственно-отсталых детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению их в быту и общественных местах.
Используя, данный раздел программы, воспитатели смогут приучать детей к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки, ежедневно самостоятельно мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные закаливающие процедуры. Педагоги постепенно смогут приучать детей чистить зубы щеткой и привить привычку полоскать рот питьевой водой, и содержать все предметы личной гигиены в чистоте.
Данный раздел программы предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями умения быть опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Так же раздел программы «Чистюля» нацеливает на воспитание культуры поведения, что неразрывно связано с гигиеническим воспитанием. Воспитатели будут приучать детей правильно сидеть за столом, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой и т.п.
Дети с особыми образовательными потребностями должны получать на занятиях минимум знаний и представлений в этой области, понимать значимость выполнения всех правил гигиены для охраны здоровья. На занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков рекомендуется использовать такие педагогические приемы как: показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные игры, игрушки, сюжетные картинки и символы,
На занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков по разделу программы «Чистюля» дети смогут получить сведения: о навыках для здоровья, о последовательности процедур в режиме дня, о пользе утренней гимнастики и физических упражнений.
Данный раздел программы предполагает овладение детьми правил поведения в различных местах культурного отдыха. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в классной комнате, но и на крыле, в коридорах интерната, во дворе, в парке и других местах общего пользования.
Методы и приемы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа, поощрение);
наглядные (презентация, демонстрация с использованием современных технических средств, иллюстрация);
практические методы, которым в программе отводится приоритетная роль.
Помимо традиционных индивидуальных коррекционно- развивающих занятий применяется проектный метод организации деятельности педагога и детей. Проектная форма работы находит все больше сторонников среди специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии. Проект позволяет преодолевать дидактические схемы и шаблоны, неизбежные при формальных программах. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственное и физические способности растущего человека.
Материально-техническое обеспечение программы:
Столы стулья согласно количеству детей. Телевизор, видеопроигрыватель, магнитная доска. Методические разработки занятий, раздаточный материал, пособия, детская литература. Дидактические и развивающие игры, цветные карандаши. Настольные игры. Игрушки.
Ожидаемые результаты:
Дети должны научиться:
осознавать себя, своё «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу, социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: приём пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание), поддерживать образ жизни;
различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности; элементарным математическим знаниям о числах, мерах, величинах геометрических фигурах;
наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы, выполнять простые действия с предметами и материалами под руководством взрослого;
использовать доступные вербальные и невербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;
использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях, вступать в контакт, поддерживать и завершать его, соблюдая общепринятые правила коммуникации.
7