Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Внеклассная работа
  3. Рабочая программа

Рабочая программа

Общеразвивающая комплексная программа для несовершеннолетних «Развивай-ка» направлена на формирование базовых учебных действий у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Такие дети отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психофизической функции, практического навыка может быть существенно различен. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Внеклассная работа

Категория

Внеклассная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

По формированию базовых учебных действий у детей с интеллектуальными нарушениями

«Развивай-ка»

(для детей 8 – 14 лет)

Пояснительная записка

Общеразвивающая комплексная программа для несовершеннолетних «Развивай-ка» направлена на формирование базовых учебных действий у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Такие дети отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психофизической функции, практического навыка может быть существенно различен. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.

Наиболее типичным для данной категории детей являются трудности в овладении навыками, требующими точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, ленточек и т.д. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и частично ограничен лишь знанием предметов окружающего мира.

Дети с умственной отсталостью отличаются нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного мышления, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия. Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой группу общими чертами, которой является психофизический дефект и в большинстве случаев выражение органических нарушений, а также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, эмоций.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: «Декларация о правах умственно отсталых лиц», 1971; «Декларации о правах инвалидов», 1975; «Конвенции о правах ребенка», 1989; «Стандартных правилах по обеспечению равных возможностей для инвалидов», 1993;, 1994; ФЗ-273, «Закон об образовании в РФ», от 29.12.2012; Приказ Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 г. об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); ПП-481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

Программа учитывает современные прогрессивные тенденции развития образования, применение комплексного подхода, создание модели личностно-ориентированного обучения и воспитания, изменения содержания и форм взаимодействия взрослых с детьми в ходе обучения. Представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков, каждый из которых является самостоятельным звеном, отражающим определенную направленность деятельности, решающим целый ряд задач и служит целостному развитию ребенка, стимулирует различные сферы психики: эмоционально-волевую, сенсорную, интеллектуальную и способствует раскрытию индивидуальности, формируя при этом его социальный опыт.

Актуальность программы базируется на вступлении с 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», а также утверждение государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. Особое внимание уделено решению проблемы социализации умственно отсталых детей, повышению уровня квалификации педагогов для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Главный принцип в работе с такими детьми – практическая направленность. Учеба и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей. Дети с умственной отсталостью развиваются значительно медленнее, чем их сверстники и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.

Цель и задачи программы:

Цель – развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультырным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений навыков, позволяющих достичь детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование базовых умений и навыков;

  • принятие и удержание учебной задачи;

  • обучение грамоте и подготовка руки ребенка к письму;

  • приобретение и расширение знаний об окружающем мире, природой и социальной средой;

  • подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой;

  • формирование учебного поведения:

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

  • формирование умения выполнять задание в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами;

  • формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.

Развивающие:

  • развитие памяти, восприятия, мышления, внимания, наблюдательности, творческого воображения;

  • развитие умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою - деятельность и поведение, соотносить их результаты с эталонами;

  • развитие у детей стремления к обучению, интереса к занятиям;

  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.

Воспитательные:

  • приобщение ребенка к здоровому образу жизни;

  • укрепление и развитие эмоционально - положительного отношения ребенка к занятиям, желание учиться;

  • воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям;

  • развитие познавательной активности, познавательных интересов.

Реализация программы.

Срок реализации – 1 год.

Возраст обучающихся 9-13 лет.

Число детей в группе – 6-8 человек.

Программа курса обучения составлена из расчета 252 учебных часов на учебный год, из них:

  1. «Раз словечко, два словечко» -69ч

  2. «От «А» до «Я» - 35ч

  3. «Сосчитай-ка»-35ч

  4. «Окошечко в природу»- 35ч

  5. «Чистюля»-35ч

Режим занятий: занятия проводятся согласно расписанию пять дней в неделю, по 1 занятию в день. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Форма организации занятий – индивидуальная, парная, групповая.

Раздел 1: Развитие речи «Раз словечко, два словечко».

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. Отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения.

Задачи по развитию речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами.

Раздел: 2 Обучение грамоте «От «А» до «Я».

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. В связи с тем, что у умственно отсталых детей наиболее отчетливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой, прежде всего, необходимо определенное развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, дифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.

Для того, чтобы дети с умственной отсталостью смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать их умственные и психические особенности, поведения, склонности к интересам. Из вышесказанного следует, что вся проведенная корректирующая работа будет направлена на развитие слуховых, зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также на развитие речи, мышления, внимания, памяти.

Развитие фонематического слуха должно проводиться в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. Систематическую работу по совершенствованию произносительной стороны речи необходимо вести как фронтально, так и индивидуально.

Таким образом, успех работы по обучению грамоте умственно отсталых детей определяется продуманной системой, включающей в себя постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, формирование связной речи, развитие внимания, памяти, обретение и совершенствование навыков устной и письменной речи .

Раздел 3: Формирование элементарных математических представлений «Сосчитай-ка»

В повседневной жизни участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребёнок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, расплачиваться в магазине за покупку.

У детей с умственной отсталостью трудно формируется понятия числа, они с трудом овладевают конкретным счетом. Занятия проводятся на практически наглядной основе. Широко используются пособия фронтальной и индивидуальной работы.

Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного графика, сроков каникул, выпадение занятий на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы детьми.

Раздел 4: Окружающий природный мир «Окошечко в природу».

В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и подготавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов.

В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

В ходе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводят занятия по направлениям «Ознакомление с окружающим природный мир». Эти занятия носят интегрированный характер по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и методическому оснащению. Однако при планировании таких занятий должны быть четко определены специфические задачи по каждому направлению.

Раздел5: Формирование культурно-гигиенических навыков «Чистюля»

Воспитание у умственно-отсталых детей навыков личной и общест­венной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способст­вует правильному поведению их в быту и общественных местах.

Используя, данный раздел программы, воспитатели смогут приучать детей к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользо­вания туалетом, игры, прогулки, ежедневно самостоятельно мыть ноги пе­ред сном, выполнять простейшие водные закаливающие процедуры. Педа­гоги постепенно смогут приучать детей чистить зубы щеткой и привить привычку полоскать рот питьевой водой, и содержать все предметы лич­ной гигиены в чистоте.

Данный раздел программы предполагает формирование у детей с ограничен­ными возможностями умения быть опрятными, замечать неполадки в сво­ей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Так же раздел программы «Чистюля» нацеливает на воспитание культуры поведения, что неразрывно связано с гигиеническим воспитанием. Воспи­татели будут приучать детей правильно сидеть за столом, уметь пользо­ваться столовыми приборами, салфеткой и т.п.

Дети с особыми образовательными потребностями должны получать на занятиях минимум знаний и представлений в этой области, понимать значимость выполнения всех правил гигиены для охраны здоровья. На за­нятиях по формированию культурно-гигиенических навыков рекомендуется использовать такие педагогические приемы как: показ, упражнения в вы­полнении действий в процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены целесооб­разно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные игры, игрушки, сюжетные картинки и символы,

На занятиях по формированию культурно-гигиенических навыков по разделу программы «Чистюля» дети смогут получить сведения: о навыках для здо­ровья, о последовательности процедур в режиме дня, о пользе утренней гимнастики и физических упражнений.

Данный раздел программы предполагает овладение детьми правил поведения в различных местах культурного отдыха. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в классной комнате, но и на крыле, в кори­дорах интерната, во дворе, в парке и других местах общего пользования.

Методы и приемы обучения:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа, поощрение);

  • наглядные (презентация, демонстрация с использованием современных технических средств, иллюстрация);

  • практические методы, которым в программе отводится приоритетная роль.

Помимо традиционных индивидуальных коррекционно- развивающих занятий применяется проектный метод организации деятельности педагога и детей. Проектная форма работы находит все больше сторонников среди специалистов, занимающихся обучением и воспитанием детей с тяжелыми и комплексными нарушениями в развитии. Проект позволяет преодолевать дидактические схемы и шаблоны, неизбежные при формальных программах. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственное и физические способности растущего человека.

Материально-техническое обеспечение программы:

Столы стулья согласно количеству детей. Телевизор, видеопроигрыватель, магнитная доска. Методические разработки занятий, раздаточный материал, пособия, детская литература. Дидактические и развивающие игры, цветные карандаши. Настольные игры. Игрушки.

Ожидаемые результаты:

Дети должны научиться:

осознавать себя, своё «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу, социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: приём пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание), поддерживать образ жизни;

различать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине в играх и практической деятельности; элементарным математическим знаниям о числах, мерах, величинах геометрических фигурах;

наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы, выполнять простые действия с предметами и материалами под руководством взрослого;

использовать доступные вербальные и невербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;

использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях, вступать в контакт, поддерживать и завершать его, соблюдая общепринятые правила коммуникации.

7

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Общеразвивающая комплексная программа для несовершеннолетних «Развивай-ка» направлена на формирование базовых учебных действий у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Такие дети отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психофизической функции, практического навыка может быть существенно различен. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание.
0 ₽