Для реализации Адаптированной рабочей программы по предмету Литература обучающимися с ОВЗ используются УМК (учебно-методический комплекс) рабочей и авторской программ под руководством В.Я Коровиной, В.П.Полухиной и др. Учебник литературы – 5 класс. Издательство «Просвещение», 2019 г.
Адаптированная рабочая программа составлена с учётом:
-Приказа Минобрнауки от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
- Приказа Минобрнауки от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью» (Интеллект нарушен).
-Сборника примерных рабочих программ по литературе, включённыхв содержательный раздел примерной основной образовательной программы.
-Рабочей программы воспитания МКОУ СОШ №1, утвержденной приказом МКОУ СОШ №1 от 29 августа 2022г. № 249-од.
-Основных направлений воспитательной деятельности:
1) гражданское воспитание;
2) патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
3) духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
4) приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание);
5) популяризация научных знаний для детей (ценности научного познания);
6) физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
7) трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
8) экологическое воспитание.
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. Развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе нравственного выбора.Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.
Предметные:
Понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра. Понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок. Уметь делать сравнительную характеристику персонажей.
Метапредметные:
Уметь работать с критической статьёй, составлять план. Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Определять вид сказки по названию. Знать почему волшебные сказки, бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок. Знатьспецифику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль. Уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы. Создание связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. Формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Содержание учебного предмета.
Введение (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (1ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Русские народные сказки (5ч.)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Из литературыXVIII века (1ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Из литературыXIX века(28ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение«Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге».Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Из литературыXX века (27 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Из зарубежной литературы(3 ч.)
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс.
№ | Наименование | Кол-во | Дата проведения урока | Примечание | |
по плану | по факту | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | 1 | |||
Устное народное творчество. | 1 | ||||
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | |||
Русские народные сказки. | 5 | ||||
3 | Сказка как особый жанр фольклора. | 1 | |||
4 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 |
5 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | |||
6 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | |||
7 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»- народные представления о справедливости | 1 | |||
Из древнерусской литературы. | 2 | ||||
8 | Начало письменности на Руси. «Повесть вре-менных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | 1 | |||
9 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | |||
Из литературы XVIII века. | 1 | ||||
10 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1 | |||
Из литературы XIX века. | 28 | ||||
11 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | |||
12 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1 | |||
13 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | |||
14 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | 1 | |||
15 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | |||
16 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | 1 | |||
17 | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «AttaleaPrinseps» | 1 | |||
18 | AttaleaPrinseps»: героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | 1 | |||
19 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…». | 1 | |||
20 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил. | 1 | |||
21 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | 1 | |||
22 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1 | |||
23 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1 | |||
24 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге. | 1 | |||
25 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1 | |||
26 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1 | |||
27 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе | 1 | |||
28 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 1 | |||
29 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | |||
30 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1 | |||
31 | Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отно-шений барства и рабства. Подготовка к сочинению. | 1 | |||
32 | Анализ сочинения. | 1 | |||
33 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | 1 | |||
34 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа. | 1 | |||
35 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1 | |||
36 | Странная дружба Жилина и Дины. | 1 |
37 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | |||
38 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев. | 1 | |||
Из литературы XX века. | 27 | ||||
39 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | |||
40 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | |||
41 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1 | |||
42 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | |||
43 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | |||
44 | Путь Васи к правде и добру. | 1 | |||
45 | С.А. Есенин. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1 | |||
46 | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки. | 1 | |||
47 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 1 | |||
48 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки | 1 | |||
49 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | |||
50 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1 | |||
51 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | 1 | |||
52 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом | 1 | |||
53 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1 | |||
54 | Два мира сказки «Снежная королева» | 1 | |||
55 | Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном | 1 | |||
56 | Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» | 1 | |||
57 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1 | |||
58 | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова | 1 | |||
59 | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | 1 | |||
60 | Человек и природа в рассказе | 1 | |||
61 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1 | |||
62 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1 | |||
63 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | 1 | |||
64 | Промежуточная аттестация. | 1 | |||
65 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 1 | |||
Из зарубежной литературы. | 3 | ||||
66 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1 | |||
67 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера». | 1 | |||
68 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1 |
Итого: | 68 | ||||