МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛНОВАХСКАЯ ШКОЛА №6»
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛНОВАХСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено На заседании педагогического совета протокол № ___от ___09.2023 | Согласовано Заместитель директора по УВР ______Соколова Я.Л. ___.09.2023 | Утверждено И.о.директора _________Михеева Е.В. Приказом№________ От _______.2023 |
РАБОЧАЯПРОГРАММА
дляобучающихсясРАС(вариант8.4)
«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
2класс
на2023-2024учебныйгод
УчительСоколова Я. Л.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Музыка и движение» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1(дополнительного) -4классы
вариант 8.4 разработана в соответствии:
Федеральным Законом от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598;
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ «Волновахская школа №6».;
учебным планом МБОУ «Волновахская школа №6».
Цели
Музыкальнымисредствамипомочьребенкунаучитьсявосприниматьзвукиокружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучанияразныхжанровыхпроизведений.Такимобразом,музыкарассматриваетсякаксредстворазвития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализацииребенка.
Задачи:
формированиедоступныхмузыкальныхзнанийи умений формированиестремленияипривычкикслушаниюмузыки
развитиемузыкальности,каккомплексаспособностей,необходимогодлязанятиймузыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательныепроцессы,музыкальнаяпамять,эмоциональныепереживания,чувстворитма,звуковысотныйслухидр.);
обогащение представленийоботечественныхмузыкальныхтрадициях(праздники,обычаи,обряды),формированиедуховно-нравственныхкачествличности(любовькРодине,патриотизм,гордостьзаотечественнуюмузыкальнуюкультуру),каквурочной,так ивовнеурочной деятельности;
реализацияпсихокоррекционныхипсихотерапевтическихвозможностеймузыкальнойдеятельностидляпреодоленияуобучающихсянеадекватныхформповедения,снятия эмоционального напряжения
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально –волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактикисоциальнойдезадаптации.
Общаяхарактеристикапредмета
Однимизважнейшихсредствсоциализацииявляетсямузыка.Учеловекаможетотсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной емувокализацией. Сучетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыкипомочьребенкунаучитьсявосприниматьокружающиймир,сделатьегоотзывчивымнамузыку,научить наслаждаться ею.
Участиеребенкавмузыкальныхвыступленияхспособствуетегосамореализации,формированиючувствасобственногодостоинства.Такимобразом,музыкумырассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми имножественныминарушениямиразвития.Намузыкальныхзанятияхразвиваетсяспособностьэмоциональновосприниматьивоспроизводитьмузыку,музыкальныйслух,чувстворитма, музыкальная память, творческиеспособности.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку ииспользованиеприобретенногомузыкальногоопытавжизни.Программно-методическийматериал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку»,«Игра намузыкальных инструментах».
Слушание.
Слушание(различение)тихогоигромкогозвучаниямузыки.Определениеначалаиконцазвучаниямузыки.Слушание(различение)быстрой,умереннойимедленноймузыки.Слушание(различение)колыбельнойпесниимарша.Слушание(различение)веселойигрустноймузыки. Узнавание знакомойпесни. Слушание (различение) высоких инизкихзвуков.Определениехарактерамузыки.Узнаваниезнакомоймелодии,исполненнойнаразныхмузыкальныхинструментах.Слушание(различение)сольногоихоровогоисполненияпроизведения.Определениемузыкальногостиляпроизведения.Узнаваниеоркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучитмузыкальноепроизведение.Соотнесениемузыкальногообразасперсонажемхудожественногопроизведения.
Пение.
Подражаниехарактернымзвукамживотныхвовремязвучаниязнакомойпесни.Подпеваниеотдельныхилиповторяющихсязвуков,слоговислов.Подпеваниеповторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни).Выразительное пение с соблюдениемдинамическихоттенков.Пение вхоре.Различениезапева,припеваи вступления кпесне.
Движениеподмузыку.
Топать под музыку. Хлопать в ладоши под музыку. Покачиваться одной ноги на другую.Начинатьдвижениеподмузыку вместесначаломеезвучанияиостанавливатьсяпоееокончании. Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться,приседать). Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в разныестороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет, махать предметом ит.п.). Выполнять движения разными частями тела под музыку («фонарики», «пружинка»,наклоны головы и др.). Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений.Передаватьпростейшиедвиженияживотных.Выполнятьдвижения,соответствующиесловампесни.Соблюдатьпоследовательностьдвиженийвсоответствиисисполняемойролью при инсценировке песни. Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном,умеренном ибыстром темпе. Ритмично ходить подмузыку. Изменятьскоростьдвиженияподмузыку(ускорять,замедлять).Менятьдвиженияприизмененииметроритмапроизведения,причередованиизапеваиприпевапесни,приизменениисилызвучания.
Выполнять танцевальные движения в паре с другим танцором. Выполнять развернутыедвиженияодногообраза. Имитироватьигруна музыкальныхинструментах.
Игранамузыкальныхинструментах.
Слушание(различение)позвучаниюмузыкальныхинструментов(контрастныепозвучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, неимеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождениемелодииигройнамузыкальноминструменте.Своевременноевступлениеиокончаниеигрынамузыкальноминструменте.Освоениеприемовигрынамузыкальныхинструментах,имеющихзвукоряд.Сопровождениемелодииритмичнойигройнамузыкальноминструменте.Игравансамбле.
Описаниеместаучебногопредметавучебномплане
Учебный предмет «Музыка и движение» проводится в 1доп - 4 классах–2часавнеделю.
Планируемые результаты освоения программы
2класс.
Предметные результаты:
Минимальныйуровень:
определениесодержаниязнакомыхмузыкальныхпроизведений;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании;
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
передача мелодии песни в диапазоне ре1-си1;различение песни,танца,марша;
Достаточныйуровень:
определениесодержаниязнакомыхмузыкальныхпроизведений;
представления о музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога)
самостоятельноеисполнениеразученныхпесен,каксинструментальнымсопровождением, так и без него
выразительное совместное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильнаяпередачамелодиивдиапазонере1-си1;
различение вступления, запева,припева, проигрыша, окончания песни; различение песни,танца, марша
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;передача ритмического рисунка мелодии (хлопками, на металлофоне, голосом)
знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений(веселые,грустныеи спокойные)
Личностныерезультаты:
наличие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности,элементарных эстетическихсуждений;
наличиеэмоциональнойотзывчивостинапрослушаннуюмузыку;элементарныйопытмузыкальной деятельности
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальнойдеятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другимиобучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основесотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социальноговзаимодействия;
готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта вурочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах собучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми(спомощьюпедагога);
наличиедоброжелательности,сопереживаниячувствам другихлюдей.
ОСНОВНОЕСОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
В содержание программы входит овладение обучающимися с РАС в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
― овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
― развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия);
― развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
― развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение.
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
― обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
― пение коротких попевок на одном дыхании;
― формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
― активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
― развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
― развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
― дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
― развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
― пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
― укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2.
― получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
― ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano);
― развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.);
― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
― обучение игре на фортепиано.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс.
1 направление «Осенние мелодии» 10 ч
№ | Название модуля | Количество часов |
1. | Встречаосени | 3 |
2. | Осень в лесу | 4 |
3. | Как звери готовятся к зиме | 3 |
2 направление «Зимняя музыка» 9 ч
№ | Название модуля | Количество часов |
4 | Здравствуй, зимушка-зима | 3 |
5 | Проводы Елочки | 2 |
6 | Зимние забавы | 4 |
3 направление «Весенние мелодии» 7 ч
№п/п | Название модуля | Количество часов |
7 | Мымаминыпомощники | 3 |
8 | Домашниеживотные | 4 |
4 направление «Летняя музыка» 8 ч
№п/п | Название модуля | Количество часов |
9. | «Здравствуй, лето!» | 8 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Звучащие игрушки с механическимзаводом.
Звучащие игрушки с кнопочнымвключением.
Бубны.
Синтезатордетский.
Игрушечный детский металлофон.
Барабан – музыкальная игрушка.
Маракасы.
Молоток музыкальный.
Музыкальныйтреугольник.
Колокольчик Валдайский полированный.
Ложкидеревянный.
Дидактическиекарточки«Музыкальныеинструменты».
КарточкиДомана«Музыкальные инструменты».
Говорящийэлектронныйплакат«Музыкальныеинструменты».Демонстрационные карточки "Композиторы".
Дорожки сразличнымпокрытием.
Конструкторыдеревянныеипластмассовые.
13