Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Математика
  3. Рабочая программа элективного курса "Решение экономических задач"

Рабочая программа элективного курса "Решение экономических задач"

Актуальность данной программы обусловлена тем, что задачи экономического содержания (вклады, кредиты, на производственные и бытовые отношения, на оптимизацию) включены с 2016 года в ЕГЭ (задача №17) , но решение таких задач отсутствует в программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике (задачи на оптимизацию представлены в ограниченном объеме и в основном не соответствуют содержанию предлагаемых задач для подготовки к единому государственному экзамену). Включение таких задач в ЕГЭ объясняется тем, что ориентация выпускников на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Элективный курс

«Решение экономических задач»

для 11 классов

Содержание программы

стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты освоения учебного курса

5

3

Содержание учебного курса

7

4

Тематическое планирование

8

5

6

Поурочное планирование

Список информационных источников

9

11
























Пояснительнаязаписка

Рабочая программа элективного курса «Решение экономических задач»для11классана2023-2024учебныйгодисоставленана основе:

  • Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27З – ФЗ;

  • Федеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образованияинауки РФот 17мая 2012г.N413;

  • Уставом ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа – интернат МЧС» утвержденным приказом №942 от 01.06.2020г. (с изменениями от 06.03.2023, приказ №649) Министерством образования и науки Кемеровской области - Кузбасса (Учреждение).

Данная программа является авторской, разработана на основе методических рекомендацийкиспользованиюучебных пособий:

- СадовничийЮ.В.ЕГЭ.Математика.Профильныйуровень.Заданиясразвернутымответом.–М.: издательство«Экзамен»,2019.-654с.

- Шестаков С.А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим содержанием.Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. -М.: МЦНМО, 2018.–208с.

Необходимоотметить,чтоучебныепособия издательства«Экзамен»допущеныкиспользованиювобщеобразовательныхорганизацияхприказомМинистерстваобразованияинаукиРФ№699от09.06.2016г., а издательство МЦНМО(Математического центра непрерывногоматематического образования) создано при МГУ им. М.В.Ломоносова, учебныепособиякотороготакжедопущеныкиспользованиювООсогласноэтомуприказу.

Актуальностьданнойпрограммыобусловленатем,чтозадачиэкономического содержания (вклады, кредиты, на производственные и бытовыеотношения, на оптимизацию)включены с 2016 года в ЕГЭ (задача №17) , норешениетакихзадачотсутствуетвпрограммесреднего(полного)общегообразованиянапрофильномуровнепоматематике(задачинаоптимизациюпредставленывограниченномобъемеивосновномнесоответствуютсодержанию предлагаемых задач для подготовки к единому государственномуэкзамену).ВключениетакихзадачвЕГЭобъясняетсятем,чтоориентациявыпускников на социально-экономические профессии требует экономическогомышления,внемалойстепени,основанногонаспециальныхматематических методах.

Цель курса: формирование и развитие умений в работе с математическими моделями при решении задач экономического содержания.

Задачикурса:

  • научитьанализироватьинформациюэкономическогосодержания,представленнуюввиде графиков,таблиц,диаграмм;

  • сформироватьпонятияопростыхисложныхпроцентах,одифференцированныхианнуитетных платежах,оцелевыхфункциях;

  • показатьприменениематематическихзнаний(обарифметическойигеометрическойпрогрессиях,опроизводной,интегралеит.д.)врешенииприкладных задач навклады,кредиты,оптимизациюи т.п.;

  • углубитьзнанияобучающихсяпотеме«Функции,ихприменениенапрактике»;

  • формировать умения перевода задач экономического содержания на язык математики;

  • расширитьпредставленияобучающихсяосферахпримененияматематики;

  • способствоватьразвитиюалгоритмическогомышленияобучающихся;

  • убедитьшкольниковвпрактическойнеобходимостиовладенияспособамивыполненияматематическихдействий;

  • развиватьнавыкиипотребностивсамостоятельнойучебнойдеятельности;

  • создатьусловиядляподготовкикединомугосударственномуэкзамену;

  • расширитьсферуматематическихзнаний,общекультурныйкругозоручащихся.

Данная программа рассчитана на преподавание элективного курса в объеме1 час внеделю,34часоввгод.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Врезультатеизучениякурсаобучающийсядолжензнать/понимать:

  • понятияопростыхисложныхпроцентах,дифференцированныхианнуитетных платежах,оцелевыхфункциях;

  • формулусложныхпроцентов;

  • формулыдлявычисленияn–гочленаисуммыарифметическойигеометрической прогрессийдлярешения задач на вклады;

  • формулыдлявычислениясуммы выплатыидолгаприпогашениикредитов;

  • правилаиформулыдифференцированияиинтегрирования;

  • алгоритмотысканиянаименьшегоинаибольшегозначенийнепрерывнойфункциинапромежутке;

  • знатьэтапыматематическогомоделированиявпроцессе

решениязадач,особенностимоделирования экономических процессов;

  • знатьтипологиюзадачсэкономическимсодержанием;

  • значениематематическойнаукидлярешениязадач,возникающихвтеорииипрактике;

  • широтуиограниченностьпримененияматематическихметодовканализуиисследованиюпроцессови явлений вприродеи обществе;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа дляпостроения моделей реальных процессов и ситуаций, связанных с некоторымиэкономическимизадачами.

Врезультатеизучениякурсаобучающийсядолжен уметь:

  • анализировать информацию экономического содержания, представленную в видеграфиковидиаграмм;

  • решать задачи на вклады, кредиты с применением формул простых и сложныхпроцентов;

  • решатьзадачинаоптимизацию,производственногоибытовогохарактерасприменением аппарата математического анализа и без него (через исследованиефункцийбезпроизводной);

  • уметьреализовыватьэтапыпостроениямоделейприрешениизадачсэкономическимсодержанием.

Кметапредметнымрезультатамосвоенияэлективногокурсаотносятся регулятивные,познавательные и коммуникативные.

Регулятивные:

  • ставитьцельиорганизовыватьеёдостижение,уметьпояснитьсвоюцель;

  • осознанновыбиратьнаиболееэффективныеспособырешения;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоейдеятельностив процесседостижениярезультата,определятьспособыдействийв рамкахпредложенныхусловийи требований,корректироватьсвоидействиявсоответствии с изменяющейсяситуацией.

Познавательные:

  • обозначатьсвоепониманиеилинепониманиепоотношениюкизучаемойпроблеме;

  • ставитьпознавательныезадачиивыдвигатьгипотезы,описыватьрезультаты,формулироватьвыводы;

  • докладыватьустноиписьменноорезультатахсвоегоисследования;

  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемыдлярешенияучебныхипознавательныхзадач;

  • владетьнавыкамиработысразличнымиисточникамиинформации:книгами,учебниками,справочниками,Интернет;

  • самостоятельноиосмысленноискать,извлекать,систематизировать,анализироватьиотбиратьнеобходимуюинформацию,организовывать,преобразовывать,сохранятьи передаватьее;

  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное инеобходимое.

Коммуникативные:

  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устнымсообщением,уметьзадатьвопрос,корректновестиучебный диалог;

  • уметь организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельностьс учителеми сверстниками;работатьиндивидуальнои вгруппе:находитьобщеерешение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать,аргументироватьи отстаиватьсвоемнение;

  • уметьосознанноиспользоватьречевыесредствав соответствиис задачейкоммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслейи потребностей,планированияирегуляции своейдеятельности;владетьустнойиписьменной речью.

Содержание учебного курса

  1. Основыматематическогомоделированияприрешениизадачсэкономическимсодержанием.

Понятиеоматематическоймодели.Оматематическихмоделяхвэкономике.Схемапроцессаматематическогомоделирования.Чтениеианализданных,представленныхввидеграфиков,диаграмм,таблиц.Примерыиспользованияматематическихзнаний:проценты,функции,формулыn-гочленаисуммыарифметическойигеометрическойпрогрессий,уравненияинеравенства,производнаяврешениизадач сэкономическим содержанием.

  1. Текстовые арифметические задачина товарно-денежные отношения (2ч)Практико-ориентированныезадачитоварно-денежныеотношениябазовогоиповышенного уровней сложности из открытого банкаЕГЭ на сайте Федеральногоинститутапедагогическихизмерений.

  2. Текстовыеарифметическиезадачинапроценты(5ч)

Задачи, связанные с налогами.Сравнение стоимости товара в процентах.Задачина последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов.Задачинапроцентысэкономическимсодержаниемпотеориивероятностей.

  1. Задачиовкладах икредитах (10ч)

Формуласложныхпроцентов.Процентыповкладам(депозитам). Дифференцированныеплатежи. Аннуитетныеплатежи.

  1. Задачиоптимизациипроизводстватоваровиуслуг(9ч)

Понятие о задачах оптимизации. Линейное программирование. Понятие о целевойфункции.Логическийпереборвзадачахоптимизации.Линейныецелевыефункции с целочисленными точками экстремума. Линейные нецелевые функции сцелочисленнымиточкамиэкстремума.Графическаяиллюстрациявзадачахнаоптимизацию.Нелинейныецелевыефункциисцелочисленнымиточкамиэкстремума.Нелинейныецелевыефункцииснецелочисленнымиточкамиэкстремума.Применениепроизводнойкисследованиюнелинейныхцелевыхфункций.

  1. Другиезадачи(2ч)

Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Основыматематическогомоделированияприрешениизадачсэкономическимсодержанием

6

2

Текстовые арифметические задачина товарно-денежные отношения

2

3

Текстовыеарифметическиезадачинапроценты

5

4

Задачиовкладах икредитах

10

5

Задачиоптимизациипроизводстватоваровиуслуг

9

6

Другиезадачи (не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п.)

2

Итого:

34 часа

Тематическое планирование

п/п

Содержаниематериала

Дата проведения

1

Предмет и задачи курса. Понятие оматематическоймодели, о математическихмоделяхвэкономике.

2

Чтениеианализданных,представленныхввидеграфиков,диаграмм, таблиц

3

Чтениеианализданных,представленныхввидеграфиков,диаграмм, таблиц

4

Примеры использования математическихзнаний:проценты, функции, формулы n-гочленаисуммыарифметическойигеометрическойпрогрессий.

5

Примеры использования математическихзнаний:уравненияи неравенства.

6

Примеры использования математическихзнаний:

производнаяврешениизадачсэкономическимсодержанием.

7

Текстовые арифметические задачинатоварно-денежныеотношения

8

Текстовые арифметические задачинатоварно-денежныеотношения

9

Задачи,связанныесналогами

10

Задачи,связанныесналогами

11

Сравнениестоимоститоваравпроцентах

12

Задачи на последовательное увеличениеиуменьшениеценынаопределенное количествопроцентов

13

Задачинапроцентысэкономическим содержаниемпотеориивероятностей

14

Формуласложныхпроцентов

15

Решениезадачнавклады

16

Решениезадачнавклады

17

Дифференцированныеианнуитетные платежи

18

Решение задач на кредиты саннуитетнымиплатежами

19

Решение задач на кредиты саннуитетнымиплатежами

20

Решение задач на кредиты саннуитетнымиплатежами

21

Решениезадачнакредиты с дифференцированнымиплатежами

22

Решениезадачнакредиты с дифференцированнымиплатежами

23

Решениезадачнакредиты с дифференцированнымиплатежами

24

Понятие о задачах оптимизации.Линейноепрограммирование.Понятиеоцелевойфункции.

25

Логическийпереборвзадачахоптимизации.

26

Линейные целевые функции сцелочисленными точками экстремума.

27

Графическаяиллюстрациявзадачахнаоптимизацию.

28

Линейныецелевыефункциис нецелочисленнымиточкамиэкстремума

29

Нелинейныецелевыефункциисцелочисленнымиточкамиэкстремума .

30

Применениепроизводнойкисследованиюнелинейныхцелевыхфункций.

31

Нелинейныецелевыефункциис нецелочисленнымиточкамиэкстремума

32

Нелинейныецелевыефункциис нецелочисленнымиточкамиэкстремума

33

Задачисэкономическимсодержанием,не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п.

34

Задачисэкономическимсодержанием,не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п.

Итого: 34 часа.

Список информационных источников

    1. ПрокофьевА.А.,КоряновА.Г.ЕГЭ.Математика.Профильныйуровень.Социально-экономическиезадачи.Задание17.–М.:Легион,2019.-160с.

    2. СадовничийЮ.В.ЕГЭ.Математика.Профильныйуровень.Заданиясразвернутымответом.– М.:издательство«Экзамен»,2019.-654с.

    3. ШестаковС.А.ЕГЭ2018.Математика.Задачисэкономическимсодержанием. Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. -М.:МЦНМО,2018.–208с.

ИНТЕРНЕТресурсы:

      1. https://4ege.ru/video-matematika/-видеоурокипорешениюзадачи№17

      2. https://www.legionr.ru/webinars/matematika/-вебинарыиздательства «Легион»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Технология: веб–квест. Тип урока: урок рефлексии. Цели: содержательная – научить использовать определения следующих понятий: «производная», «исследование функций на монотонность, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения»; деятельностная – учить применению производной для нахождения наибольшего и наименьшего значений функции, точек экстремума и экстремумов функции; значений производной функции в данной точке графика функции.
0 ₽
Актуальность данной программы обусловлена тем, что задачи экономического содержания (вклады, кредиты, на производственные и бытовые отношения, на оптимизацию) включены с 2016 года в ЕГЭ (задача №17) , но решение таких задач отсутствует в программе среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике (задачи на оптимизацию представлены в ограниченном объеме и в основном не соответствуют содержанию предлагаемых задач для подготовки к единому государственному экзамену). Включение таких задач в ЕГЭ объясняется тем, что ориентация выпускников на социально-экономические профессии требует экономического мышления, в немалой степени, основанного на специальных математических методах.
0 ₽