Элективный курс
«Решение экономических задач»
для 11 классов
Содержание программы
стр.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты освоения учебного курса | 5 |
3 | Содержание учебного курса | 7 |
4 | Тематическое планирование | 8 |
5 6 | Поурочное планирование Список информационных источников | 9 11 |
Рабочая программа элективного курса «Решение экономических задач»для11классана2023-2024учебныйгодисоставленана основе:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27З – ФЗ;
Федеральногогосударственногообразовательногостандартасреднегообщегообразования (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образованияинауки РФот 17мая 2012г.N413;
Уставом ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа – интернат МЧС» утвержденным приказом №942 от 01.06.2020г. (с изменениями от 06.03.2023, приказ №649) Министерством образования и науки Кемеровской области - Кузбасса (Учреждение).
Данная программа является авторской, разработана на основе методических рекомендацийкиспользованиюучебных пособий:
- СадовничийЮ.В.ЕГЭ.Математика.Профильныйуровень.Заданиясразвернутымответом.–М.: издательство«Экзамен»,2019.-654с.
- Шестаков С.А. ЕГЭ 2018. Математика. Задачи с экономическим содержанием.Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. -М.: МЦНМО, 2018.–208с.
Необходимоотметить,чтоучебныепособия издательства«Экзамен»допущеныкиспользованиювобщеобразовательныхорганизацияхприказомМинистерстваобразованияинаукиРФ№699от09.06.2016г., а издательство МЦНМО(Математического центра непрерывногоматематического образования) создано при МГУ им. М.В.Ломоносова, учебныепособиякотороготакжедопущеныкиспользованиювООсогласноэтомуприказу.
Актуальностьданнойпрограммыобусловленатем,чтозадачиэкономического содержания (вклады, кредиты, на производственные и бытовыеотношения, на оптимизацию)включены с 2016 года в ЕГЭ (задача №17) , норешениетакихзадачотсутствуетвпрограммесреднего(полного)общегообразованиянапрофильномуровнепоматематике(задачинаоптимизациюпредставленывограниченномобъемеивосновномнесоответствуютсодержанию предлагаемых задач для подготовки к единому государственномуэкзамену).ВключениетакихзадачвЕГЭобъясняетсятем,чтоориентациявыпускников на социально-экономические профессии требует экономическогомышления,внемалойстепени,основанногонаспециальныхматематических методах.
Цель курса: формирование и развитие умений в работе с математическими моделями при решении задач экономического содержания.
научитьанализироватьинформациюэкономическогосодержания,представленнуюввиде графиков,таблиц,диаграмм;
сформироватьпонятияопростыхисложныхпроцентах,одифференцированныхианнуитетных платежах,оцелевыхфункциях;
показатьприменениематематическихзнаний(обарифметическойигеометрическойпрогрессиях,опроизводной,интегралеит.д.)врешенииприкладных задач навклады,кредиты,оптимизациюи т.п.;
углубитьзнанияобучающихсяпотеме«Функции,ихприменениенапрактике»;
формировать умения перевода задач экономического содержания на язык математики;
расширитьпредставленияобучающихсяосферахпримененияматематики;
способствоватьразвитиюалгоритмическогомышленияобучающихся;
убедитьшкольниковвпрактическойнеобходимостиовладенияспособамивыполненияматематическихдействий;
развиватьнавыкиипотребностивсамостоятельнойучебнойдеятельности;
создатьусловиядляподготовкикединомугосударственномуэкзамену;
расширитьсферуматематическихзнаний,общекультурныйкругозоручащихся.
Данная программа рассчитана на преподавание элективного курса в объеме1 час внеделю,34часоввгод.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Врезультатеизучениякурсаобучающийсядолжензнать/понимать:
понятияопростыхисложныхпроцентах,дифференцированныхианнуитетных платежах,оцелевыхфункциях;
формулусложныхпроцентов;
формулыдлявычисленияn–гочленаисуммыарифметическойигеометрической прогрессийдлярешения задач на вклады;
формулыдлявычислениясуммы выплатыидолгаприпогашениикредитов;
правилаиформулыдифференцированияиинтегрирования;
алгоритмотысканиянаименьшегоинаибольшегозначенийнепрерывнойфункциинапромежутке;
знатьэтапыматематическогомоделированиявпроцессе
решениязадач,особенностимоделирования экономических процессов;
знатьтипологиюзадачсэкономическимсодержанием;
значениематематическойнаукидлярешениязадач,возникающихвтеорииипрактике;
широтуиограниченностьпримененияматематическихметодовканализуиисследованиюпроцессови явлений вприродеи обществе;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа дляпостроения моделей реальных процессов и ситуаций, связанных с некоторымиэкономическимизадачами.
Врезультатеизучениякурсаобучающийсядолжен уметь:
анализировать информацию экономического содержания, представленную в видеграфиковидиаграмм;
решать задачи на вклады, кредиты с применением формул простых и сложныхпроцентов;
решатьзадачинаоптимизацию,производственногоибытовогохарактерасприменением аппарата математического анализа и без него (через исследованиефункцийбезпроизводной);
уметьреализовыватьэтапыпостроениямоделейприрешениизадачсэкономическимсодержанием.
Кметапредметнымрезультатамосвоенияэлективногокурсаотносятся регулятивные,познавательные и коммуникативные.
Регулятивные:
ставитьцельиорганизовыватьеёдостижение,уметьпояснитьсвоюцель;
осознанновыбиратьнаиболееэффективныеспособырешения;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоейдеятельностив процесседостижениярезультата,определятьспособыдействийв рамкахпредложенныхусловийи требований,корректироватьсвоидействиявсоответствии с изменяющейсяситуацией.
Познавательные:
обозначатьсвоепониманиеилинепониманиепоотношениюкизучаемойпроблеме;
ставитьпознавательныезадачиивыдвигатьгипотезы,описыватьрезультаты,формулироватьвыводы;
докладыватьустноиписьменноорезультатахсвоегоисследования;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемыдлярешенияучебныхипознавательныхзадач;
владетьнавыкамиработысразличнымиисточникамиинформации:книгами,учебниками,справочниками,Интернет;
самостоятельноиосмысленноискать,извлекать,систематизировать,анализироватьиотбиратьнеобходимуюинформацию,организовывать,преобразовывать,сохранятьи передаватьее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное инеобходимое.
Коммуникативные:
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устнымсообщением,уметьзадатьвопрос,корректновестиучебный диалог;
уметь организовывать учебное сотрудничество исовместную деятельностьс учителеми сверстниками;работатьиндивидуальнои вгруппе:находитьобщеерешение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать,аргументироватьи отстаиватьсвоемнение;
уметьосознанноиспользоватьречевыесредствав соответствиис задачейкоммуникациидлявыражениясвоихчувств,мыслейи потребностей,планированияирегуляции своейдеятельности;владетьустнойиписьменной речью.
Содержание учебного курса
Основыматематическогомоделированияприрешениизадачсэкономическимсодержанием.
Понятиеоматематическоймодели.Оматематическихмоделяхвэкономике.Схемапроцессаматематическогомоделирования.Чтениеианализданных,представленныхввидеграфиков,диаграмм,таблиц.Примерыиспользованияматематическихзнаний:проценты,функции,формулыn-гочленаисуммыарифметическойигеометрическойпрогрессий,уравненияинеравенства,производнаяврешениизадач сэкономическим содержанием.
Текстовые арифметические задачина товарно-денежные отношения (2ч)Практико-ориентированныезадачитоварно-денежныеотношениябазовогоиповышенного уровней сложности из открытого банкаЕГЭ на сайте Федеральногоинститутапедагогическихизмерений.
Текстовыеарифметическиезадачинапроценты(5ч)
Задачи, связанные с налогами.Сравнение стоимости товара в процентах.Задачина последовательное увеличение и уменьшение цены на определенное количество процентов.Задачинапроцентысэкономическимсодержаниемпотеориивероятностей.
Задачиовкладах икредитах (10ч)
Формуласложныхпроцентов.Процентыповкладам(депозитам). Дифференцированныеплатежи. Аннуитетныеплатежи.
Задачиоптимизациипроизводстватоваровиуслуг(9ч)
Понятие о задачах оптимизации. Линейное программирование. Понятие о целевойфункции.Логическийпереборвзадачахоптимизации.Линейныецелевыефункции с целочисленными точками экстремума. Линейные нецелевые функции сцелочисленнымиточкамиэкстремума.Графическаяиллюстрациявзадачахнаоптимизацию.Нелинейныецелевыефункциисцелочисленнымиточкамиэкстремума.Нелинейныецелевыефункцииснецелочисленнымиточкамиэкстремума.Применениепроизводнойкисследованиюнелинейныхцелевыхфункций.
Другиезадачи(2ч)
Задачи с экономическим содержанием, не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Основыматематическогомоделированияприрешениизадачсэкономическимсодержанием | 6 |
2 | Текстовые арифметические задачина товарно-денежные отношения | 2 |
3 | Текстовыеарифметическиезадачинапроценты | 5 |
4 | Задачиовкладах икредитах | 10 |
5 | Задачиоптимизациипроизводстватоваровиуслуг | 9 |
6 | Другиезадачи (не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п.) | 2 |
Итого: | 34 часа |
Тематическое планирование
№п/п | Содержаниематериала | Дата проведения |
1 | Предмет и задачи курса. Понятие оматематическоймодели, о математическихмоделяхвэкономике. | |
2 | Чтениеианализданных,представленныхввидеграфиков,диаграмм, таблиц | |
3 | Чтениеианализданных,представленныхввидеграфиков,диаграмм, таблиц | |
4 | Примеры использования математическихзнаний:проценты, функции, формулы n-гочленаисуммыарифметическойигеометрическойпрогрессий. | |
5 | Примеры использования математическихзнаний:уравненияи неравенства. | |
6 | Примеры использования математическихзнаний: производнаяврешениизадачсэкономическимсодержанием. | |
7 | Текстовые арифметические задачинатоварно-денежныеотношения | |
8 | Текстовые арифметические задачинатоварно-денежныеотношения | |
9 | Задачи,связанныесналогами | |
10 | Задачи,связанныесналогами | |
11 | Сравнениестоимоститоваравпроцентах | |
12 | Задачи на последовательное увеличениеиуменьшениеценынаопределенное количествопроцентов | |
13 | Задачинапроцентысэкономическим содержаниемпотеориивероятностей | |
14 | Формуласложныхпроцентов | |
15 | Решениезадачнавклады | |
16 | Решениезадачнавклады | |
17 | Дифференцированныеианнуитетные платежи | |
18 | Решение задач на кредиты саннуитетнымиплатежами | |
19 | Решение задач на кредиты саннуитетнымиплатежами | |
20 | Решение задач на кредиты саннуитетнымиплатежами | |
21 | Решениезадачнакредиты с дифференцированнымиплатежами | |
22 | Решениезадачнакредиты с дифференцированнымиплатежами |
23 | Решениезадачнакредиты с дифференцированнымиплатежами | |
24 | Понятие о задачах оптимизации.Линейноепрограммирование.Понятиеоцелевойфункции. | |
25 | Логическийпереборвзадачахоптимизации. | |
26 | Линейные целевые функции сцелочисленными точками экстремума. | |
27 | Графическаяиллюстрациявзадачахнаоптимизацию. | |
28 | Линейныецелевыефункциис нецелочисленнымиточкамиэкстремума | |
29 | Нелинейныецелевыефункциисцелочисленнымиточкамиэкстремума . | |
30 | Применениепроизводнойкисследованиюнелинейныхцелевыхфункций. | |
31 | Нелинейныецелевыефункциис нецелочисленнымиточкамиэкстремума | |
32 | Нелинейныецелевыефункциис нецелочисленнымиточкамиэкстремума | |
33 | Задачисэкономическимсодержанием,не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п. | |
34 | Задачисэкономическимсодержанием,не вошедшие в предыдущие разделы: нараспределение,прибыльи т.п. | |
Итого: 34 часа. |
Список информационных источников
ПрокофьевА.А.,КоряновА.Г.ЕГЭ.Математика.Профильныйуровень.Социально-экономическиезадачи.Задание17.–М.:Легион,2019.-160с.
СадовничийЮ.В.ЕГЭ.Математика.Профильныйуровень.Заданиясразвернутымответом.– М.:издательство«Экзамен»,2019.-654с.
ШестаковС.А.ЕГЭ2018.Математика.Задачисэкономическимсодержанием. Задача 17 (профильный уровень) /под ред. И.В. Ященко. -М.:МЦНМО,2018.–208с.
ИНТЕРНЕТ–ресурсы:
https://4ege.ru/video-matematika/-видеоурокипорешениюзадачи№17
https://www.legionr.ru/webinars/matematika/-вебинарыиздательства «Легион»