Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Хореография
  3. Рабочая программа «ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Рабочая программа «ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

Рабочая программа по предмету «ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ" Задачи курса: -Познакомить с разными, видами, жанрами, особенностями традиционной хореографии; -Дать представление об истории развития фольклорно-этнографического танца; -Освоить ключевые элементы и композиционные особенности различных танцевальных жанров этнохореографии; -Дать представление о способах записи изучаемых образцов традиционной хореографии;» в ДМШ.

Категория

Хореография
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  

« ЧУЛЫМСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА »

ПРИНЯТА                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»                   

на заседании педагогического совета                                     Директор МБОУДОД

протокол № 1                                                                             «Чулымской ДМШ»

от28.08.2024г.                                                                            _________ С.Н. Волков

 

                                                                                                  «_28_08___»__2024_____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

ФОЛЬКЛОРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Составитель:Ковалев Р.В., преподаватель Чулымской ДМШ

Г,Чулым

Пояснительная записка

Предлагаемая программа «Фольклорно-этнографические танцевальные традиции» (в дальнейшем сокращённо ФЭТТ) является одним из ведущих предметов в процессе обучения в области народной культуры.

Изучение народного танца необходимо для более глубокого и серьёзного постижения русской традиционной культуры. Освоение фольклорно-этнографических танцевальных традиций способствует также физическому укреплению и психологическому раскрепощению студентов. Хореографические элементы и танцевальные жанры, используемые в учебной работе, помогают осознать синкретичную природу народно-песенного искусства.

Учебная программа предполагает овладение теорией и практикой русского фольклорно-этнографического танца на основе изучения литературы по вокально-танцевальному фольклору ипрактических хореографических занятий. Обучение осуществляется в тесной взаимосвязи с учебно-плановой работой других специальных дисциплин, например, «Фольклорный ансамбль», «Народное творчество», «Фольклорные музыкальные инструменты».

Программа курса построена в соответствии с обобщениями и наработками в этой области таких авторов, как Н.С. Кутафина и А.А. Климов.

Цель и задачи предмета

Целью учебного предмета является практическое освоение студентами народной танцевальной традиции в её региональном варианте (Сибирь):

Задачи курса:

-Познакомить с разными, видами, жанрами, особенностями традиционной хореографии;

-Дать представление об истории развития фольклорно-этнографического танца;

-Освоить ключевые элементы и композиционные особенности различных танцевальных жанров этнохореографии;

-Дать представление о способах записи изучаемых образцов традиционной хореографии;

Формы работы

Курс «ФЭТТ» состоит из лекционно-практических групповых занятий. В лекционной части сосредоточено последовательное изложение теоретических положений курса, сопровождающееся иллюстрацией конкретных фактов примерами из видеозаписей фонда отделения. В практической части курса непосредственное освоение хореографических приёмов, движений, шагов, дробей.

Формы контроля

В седьмом семестре проводится экзамен, где они должны продемонстрировать все полученные знания и приобретённые навыки. Экзамен включает 3 раздела: Зачетно-экзаменационные требования включают в себя три параметра:

1. Письменная фиксация (описание, схема, этнографические данные) сибирской кадрили, пляски «в несколько колен».

2. Разучивание танцевальных жанров с группой студентов .

3. Демонстрация собственно индивидуального исполнительского танцевального мастерства (сложные кадрили и пляски в несколько колен).

Каждый этап экзаменационной работы оценивается дифференцированно. Средний балл полученной оценки выставляется в диплом студента.

В качестве Приложения 2 в конце данной Программы предлагается Структура экзаменационной письменной работы. Критерий оценки исходит из устоявшихся в последнее время норм этнохореографической записи танцевальных фрагментов в сборниках ведущих специалистов России.

В качестве учебно-вспомогательного материала на занятиях используется аудиокассета “Сибирские танцевальные наигрыши” с записью подлинных инструментальных образцов в исполнении участников “Радоницы” (гармонь, балалайка, бубен с пестом) и учебный видеоматериал (видеозаписи с фестивалей, включающие выступления аутентичных и вторичных фольклорных коллективов).

При этом используются опубликованные описания народных танцев, материалы фольклорно-этнографических экспедиций автора программы, учебные кино- и видеоматериалы, посвящённые областным и региональным хореографическим традициям.

В период обучения студенты могут осуществлять сбор и изучение хореографического материала фольклорных экспедиций, проводимых ими самостоятельно или в группе студентов с преподавателем-наставником, используя вопросник (см. Приложение 1).

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планомобразовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Фолный ансамбль»:

таблица№1

Срок обучения

5 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

666

Количество часов на аудиторные занятия

324

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

342

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Фольклорно-этнографическая традиция танца» проводится в форме групповых занятий (численностью от 11 человек).

Класс

11

22

33

44

55

66

7

Продолжительность

учебных занятий

(в неделях)

336

336

336

336

336

336

36

Количество часов на

аудиторные занятия

(в неделю)

336

772

272

272

272

272

72

Общее количество часов

на аудиторные занятия

по годам

736

772

772

772

772

772

72

Количество часов на

внеаудиторные занятия

(в неделю)

11

11

11,5

11,5

11,5

11,5

1,5

Общее количество

внеаудиторных/самостоя

тельных занятий по

годам

336

336

554

554

554

554

54

Максимальное

количество учебных

занятий в год

172

1108

1126

1126

1126

1126

126

1 класс

Тема

кол-во часов

1.1

Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене

12

2.2

Хороводный шаг.

24

3.3

Плясовой шаг. Проходка

15

4.4

Выразительные средства в пляске

68

5.5

Дроби.

03

6.6

Плясовая песня на сцене

14

77

Традиционная групповая пляска

33

88.

Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

14

99.

Краковяк, Полька (варианты)

53

1

Всего:

736

2 класс

Тема

кол-во часов

1.1

Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене

12

22.

Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

44

33.

Марийская. Коробочка

26

4.4

Дроби

17

55.

Плясовая песня на сцене

48

66.

Ночка тёмна. Светит месяц.

44

7.7

Краковяк, Полька (варианты)

Р5

8.8

Хороводный шаг.

48

99.

Линейные пляски: Бергульский чижик

110

110.

Выразительные средства в пляске

58

111.

Игр. Хоровод

110

Всего:

772

3 класс

Тема

кол-во часов

11.

Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене

4

22.

Классификация ФЭТ. Хороводы

110

33.

Быт. Танец. Его история.

45

44.

Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

18

55.

Краковяк, Полька (варианты)

46

66.

Ночка тёмна. Светит месяц

45

77.

Пляска сольная и парная

610

88.

Дроби.

58

99.

Проходка

36

110.

Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка

110

1

Грунюшка

1

Всего;

772

4 класс

Тема

кол-во часов

1.1

Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене

56

2.2

Классификация ФЭТ. Хороводы.

65

3.3

Орнамент. Хоровод

8

44.

Игр. Хоровод

6

55.

Дроби.

89

6.6

Проходка.

68

7.7

Элементы пляса, дроби.

54

8.8

Ночка тёмна. Светит месяц

73

99.

Краковяк, Полька (варианты)

44

110.

Элементы мужского пляса.

22

111.

Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка

76

112.

Грунюшка.

110

Всего:

772

5 класс

Тема

кол-во часов

11.

Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене

64

22.

Классификация ФЭТ. Хороводы

66

3.3

Орнамент. Хоровод

79

4.4

Игр. Хоровод

68

55.

Быт. Танец. Его история

66

66.

Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

55

77.

Краковяк, Полька (варианты)

44

88.

Ночка тёмна. Светит месяц

44

99.

Дроби.

89

110.

Проходка.

46

111.

Линейные пляски: Бергульский чижик

45

12

Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка

6

Всего:

772

6 класс

Тема

кол-во часов

11.

Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене

2

22.

Орнамент. Хоровод

6

33.

Игр. Хоровод

88

44.

Быт. Танец. Его история.

44

55.

Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

88

66.

Краковяк, Полька (варианты)

46

77.

Элементы пляса, дроби

67

88.

Запись линейных плясок

46

99.

Расшифровка пляски с видеозаписи

68

110.

Самостоятельное разучивание пляски

56

111.

Грунюшка.

45

12

Пляска сольная и парная

6

Всего:

772

7 класс

Тема

кол-во часов

1.1

Классификация ФЭТ. Хороводы

22

22.

Орнамент. Хоровод

45

33.

Наигрыши.

16

44.

Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

5

55.

Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка

110

66.

Краковяк, Полька (варианты)

45

77.

Элементы пляса, дроби.

89

88.

Пляска сольная и парная

110

9.9

Самостоятельное разучивание пляски

88

110.

Запись линейных плясок

45

111

Грунюшка.

77

Всего:

72

Примерный тематический план.

1 Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене.

2 Хороводный шаг.

3 Плясовой шаг. Проходка.

4 Выразительные средства в пляске.

5 Дроби.

6 Плясовая песня на сцене.

7 Традиционная групповая пляска. 2

8 Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

9 Краковяк, Полька (варианты)

10 Ночка тёмна. Светит месяц.

11 Запись бытовых и песен к ним.

12 Марийская. Коробочка.

13 Линейные пляски: Бергульский чижик.

14 Грунюшка.

15 Ильинская метёлка.

1 Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене.

2 Классификация ФЭТ. Хороводы.

3 Орнамент. хоровод.

4 Игр. Хоровод.

5 Быт. Танец. Его история.

6 Наигрыши.

7 Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

8 Краковяк, Полька (варианты)

9 Ночка тёмна. Светит месяц.

10 Пляска сольная и парная.

11 Элементы пляса, дроби.

12 Элементы мужского пляса.

13 Дроби.

14 Проходка.

15 Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка.

16 Грунюшка.

1 Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене.

2 Классификация ФЭТ. Хороводы.

3 Орнамент. хоровод.

4 Игр. Хоровод.

5 Быт. Танец. Его история.

6 Наигрыши.

7 Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

8 Краковяк, Полька (варианты)

9 Ночка тёмна. Светит месяц.

10 Пляска сольная и парная.

11 Элементы пляса, дроби.

12 Элементы мужского пляса.

13 Дроби.

14 Проходка.

15 Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка.

16 Грунюшка.

1 Фольклорный анс. На сцене. Законы поведения на сцене.

2 Классификация ФЭТ. Хороводы.

3 Орнамент. хоровод.

4 Игр. Хоровод.

5 Быт. Танец. Его история.

6 Наигрыши.

7 Бытовой танец.( Во саду ли, тустеп, игра Растяпа.)

8 Краковяк, Полька (варианты)

9 Ночка тёмна. Светит месяц.

10 Пляска сольная и парная.

11 Элементы пляса, дроби.

12 Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка.

14 Запись линейных плясок.

15 Расшифровка пляски с видеозаписи.

16 Самостоятельное разучивание пляски.12 Линейные пляски: Бергульский чижик. Ильинская метёлка.

13 Грунюшка.

14 Запись линейных плясок.

15 Расшифровка пляски с видеозаписи.

16 Самостоятельное разучивание пляски.

Примерное содержание учебной дисциплины

Введение

Фольклорный танец отличается многообразием проявлений, связью с другими жанрами народного творчества (инструментальной музыкой, песнями, театром) и разными этнографическими контекстами.

В учебной работе находятся более 100 образцов традиционных игр, вечёрочных игровых песен, хороводов, танцев и кадрилей. Весь этот материал можно разделить на следующие жанровые группы:

детские игры, в том числе и музыкальные;

игровые вечерочные хороводы;

весенне-летние орнаментальные хороводы;

парные танцы;

– пляски и кадрили;

  • в случае необходимости возможно выделение еще одной области: традиционного мужского пляса, неразрывно связанного с ритуалом мужских единоборств и кулачных боёв (тверская Буза, псковские Скобарь и Ломание «под драку»).

Практические разделы курса опираются на подлинные образцы традиционной хореографии, зафиксированные в экспедициях 1990–2003 годов по районам Новосибирской области, Алтаю и Забайкалью. Этому материалу уделяется приоритетное внимание, особенно в первые недели обучения. В последние четыре недели круг осваиваемых традиций расширяется за счет привлечения других региональных образцов как сибирских, так и других локальных традиций европейской части России.

Курс ФЭТТ предполагает проведение групповых занятий, на которых теоретические и информационные разделы объединяются с практическими.1. 2. 3.

ИгрыХороводыПляски и кадрили

Игровые песниПарные танцы

РазделI

Детские музыкальные игры (с пляской)

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Игра – основная форма деятельности ребёнка. Именно в ней мы можем незаметно приобщить его к фольклорным ценностям. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Будучи неотъемлемой частью культурных традиций народа, игры развиваются по мере развития самого общества.

Условно игры можно разбить на три основные типологические группы: драматические, спортивные и хороводные. Если основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии (формируются зачатки театрализованного действа), а спецификой спортивных игр является наличие соревнования, то в хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы.

На каждом этапе изучения учебного танцевально-игрового материала решается свой круг проблем. Кроме духовно-нравственных, психоэмоциональных, физиологически развивающих и оздоравливающих, при освоении танцевально-игровых жанров устной народной традиции решаются собственно учебные задачи музыкально- ритмического развития студента.

Представленную коллекцию детских игр можно разделить на две группы, используя демографический принцип:

а) по возрастному

б) по половому признаку

Игры “для самых маленьких”, заключающие в себе программу развития творческой фантазии ребенка, расширения его мироощущения, представлений об окружающей действительности; приобретения навыка перевоплощения (первые шаги к фольклорному театру) и развития двигательных функций организма. Существуют (необходимы) игры, в которых отрабатывается координация коллективного движения и словесного текста (ещё не пения): в будущих хороводах – согласованность движения и пения, в танцах, плясках и кадрилях – движений и музыкального сопровождения, инструментального наигрыша. В игре незаметно для ребёнка эмоционально окрашено происходит выработка первичного ритма.

Группу (несколько) образцов из коллекции можно классифицировать как юношеско-подростковые игры, где участниками действа являются девушки и юноши:

Существует особая группа предсвадебных игр, являющихся сугубо вечерочным репертуаром взрослой неженатой молодежи

РазделII

Игровые вечёрочные песни

Игровые вечёрочные песни в реальной исторической действительности занимали своё особое место в русском народном быту. Они звучали в славянских деревнях в конкретные праздничные дни календарно-земледельческого цикла: преимущественно в холодные периоды крестьянского «круглого года». Собрания и игрища деревенской молодёжи предсвадебного возраста, связанные с выбором жениха и невесты, можно подразделить на две большие группы по отношению к календарю. Существовала строгая приуроченность песенно-танцевальных и игровых образцов этого жанра к определённым славянским праздничным дням православного календаря. Вечёрочные песни с характерным «поцелуйным окончанием» в тексте, сюжете звучали на молодёжных игрищах в течение всегоСвяточного периода с 7-го по 19 января (по новому стилю). В Мясоед с 20 января до Масленичной недели устраивались игры молодежи, но уже в рамках свадебных вечёрок, которые продолжались в период осенних свадеб «от Семёна до Гурия»: с 14 октября Покрова дняпо 28 ноября до начала Рождественского поста. Разрешались увеселения молодёжи и вМасленичный период.

Танцевальное оформление вечёрочной игровой песни связано с её театрализацией: содержание поэтического текста как бы разыгрывается участниками молодёжного собрания в лицах. Остальные исполнители песни при этом или сидят в горнице, или двигаются по кругу в хороводе, приплясывая (хороводный и плясовой шаг в зависимости от характера песни). Игровые вечёрочные песни поются (бытовали) без инструментального сопровождения.

Образцы танцевально-игрового фольклора данной авторской коллекции, представляющие вторую жанровую группу (песенно-театрального “высказывания” молодежи), исходя из функционального принципа и, учитывая типы разыгрывания вечерочных песен, можно объединить в несколько самостоятельных групп.

РазделIII

Весенне-летние орнаментальные хороводы

Весенне-летние орнаментальные хороводы в курсе программы ФЭТТ становятся вторым(основным) этапом изучения сибирских танцевальных традиций. Вместе с парными танцами(промежуточно-подготовительным разделом программы) они готовят учащихся к третьему (заключительному) этапу работы: пляскам и кадрилям.

РазделIV

Парные танцы

Танцы, предлагаемые для изучения в курсе даннойПрограммы,в основе своей являются парными и представляют собой более поздний по времени бытования жанр, нежели хороводы. Исполняются танцы в течение свободного от земледельческих работ периода жизни крестьян во время различных молодёжных гуляний.

Танцевальные движения, как правило, просты, легко повторяемы и удобны для быстрого разучивания. Количество движений каждого танца строго и конкретно (локально) ограничено, поэтому народные танцы разных регионов мира – любимое средство общения людей /посредством языка пластики тела/.

Ритм, темп и характер танца обусловлен качеством инструментального сопровождения: гармонь, балалайка, скрипка, бубен с пестом, духовые инструменты в отдельном или ансамблевом звучании, часто с припевками.

Большая часть этого материала была записана и собрана на территории Сибири и Алтая. В Приложении 4 представлено описание оригинальной коллекции сибирских плясок и кадрилей, собранных за последнее десятилетие.

РазделV

Пляски и кадрили

Кадрили – жанр преимущественно молодёжный. Парный состав в кадрили (девушка и парень) обязателен, т. к. именно в этом жанре формируются и кристаллизуются собственно мужские и женские самобытные движения, которые теперь уже сильно отличаются друг от друга /чего не отмечалось в танцах, а тем более в хороводах/.

Это самый сложный и виртуозный жанр традиционной хореографии, требующий особой выученности, знаний, умений и навыков. Исполняются кадрили в любое время года, в свободные дни от земледельческих работ. Слаженность в движениях, ритмическое единство и пластическое взаимопонимание каждой отдельной пары накладывает отпечаток особой серьёзности в выборе партнёра. В отношении кадрилей можно говорить о высоком техническом уровне исполнения, которого достигают единичные пары: парень «ломает колена», девка бьёт дроби. В Вологодской области известно немало случаев сватовства после знакомства в кадрилях, где отмечается более 25 «колен» (фигур). Отсюда возникает и большое количество разнообразных, неповторяющихся движений, и серьёзная роль импровизации каждой отдельно взятой пары.

В контексте кругового согласованного взаимопонимания “мастеровые” кадрили и пляски на 4 пары являются вершиной народно – исполнительского мастерства. Здесь ошибка, несогласованность в движении одного танцора влечет за собой распад, слом всей кадрили в целом. Поэтому для корректировки организованного движения в этом жанре традиционно “назначаются” основные, главные пары, где мужчины, как диспетчеры, управляют ходом и развитием пляски. В кадрилях и танцах организующим ритмическим началом, безусловно, является наигрыш (гармонь, балалайка).

Методическое приложение.

Учебный курс ФЭТТ имеет в своей основе две основные формы обучения:

а) пассивное наблюдение – освоение танцевально-игрового материала,

б) действенное включение в творческий процесс овладения мастерством

На первых этапах помогает принцип “самопоказа“ преподавателя: “делай как я“. Здесь же помогает видеоматериал (этнографические записи исполнения, фестивали, концерты и др.). Важным элементом курса является теоретическое осмысление исторически сложившихся традиционных форм, жанров, элементов движений и т. д.

Безусловно, самой важной и лучшей формой освоения традиционных танцевальных движений была и остается фольклорно-этнографическая экспедиция: непосредственное общение с живым мастером, носителем традиционной культуры. Подобные обучающие встречи с этнографическими исполнителями, коллективами из разных регионов России часто происходят на Всероссийских фестивалях РФС. Мастеровой этнографический коллектив становится участником не только концертов, но и семинаров, творческих лабораторий, где в течение 3–4-х дней проводится детальная работа по расшифровке, объяснению, а затем и воспроизведению отдельных движений. На подобных семинарах-лабораториях через живое общение с этнографическим исполнителем студенты из разных городов России могут знакомиться с региональными особенностями пляски, пения, инструментального исполнительства. Поэтому студенты фольклорно-этнографического отделения НОККиИ за годы обучения выезжают в экспедиции по Новосибирской области и участвуют в фольклорных фестивалях: Дмитриев день в Екатеринбурге (1999-2003 гг.), Ильин день в Перми (2002 г.), Всероссийскаятворческая мастерская «Фольклор и молодёжь» в Новосибирске (2001, 2004 гг.), Фольклорная весна в Москве (1999 г.) и др.

Приложение

2. Структура экзаменационной письменной работы.

  1. Паспортные данные этнографических исполнителей.

  2. Словесное описание танцевальных движений.

  3. Схема, графическое изображение танцевальных элементов (с расшифровкой условных обозначений); рисунки (зарисовки отдельных движений).

Анализ этих основных параметров даёт возможность оценивать и сравнивать качественные характеристики экзаменационных работ.

3. Репертуар для практического освоения

  1. Игры.

  1. Игры «для самых маленьких».

1.Мышка, мышка, где ты была? д. Платоновка Северного района НСО

2. В криночки.

3. Есть овёс продажный?

  1. Мужские игры-состязания.

4. Перетягивание на палках – Платоновка

5. Перетягивание на поясах.

6. Цыганского борца.

7. Мак толочь.

  1. Юношеско-подростковые игры.

8.Корыто колыбатса – д. В. Лобаново Юрлинского района Пермской об

9. В коты. – с. Балман Куйбышевского района НСО

10. В беса. – Псковская губерния

11. Кум-куманёк, продай уголок!

12.Растяпа. – с. Балман

13. Пеньки продажные. – Магнитогорск.

14. В редьку.

15. В коршуна.

16. Гори, гори ясно (2 варианта).

17. В ремешок.

18. Моргала.

19. Золотые ворота – Подмосковье.

20. Как у дяди Трифона.

21. Уж я улком шла.

22. Корзиночки.

23. Колесо.

24. Я весёлая ткачиха.

25. Месим, месим тесто.

26. Мак маковистый.

D. Предсвадебные игры.

26.В кобылки – д. Сосновка Заринского района Алтайского края

27.В номера c. Локти Мошковского района НСО

28.Суседи.

29. В цветы.

30. Пошла пытка по порядку – Платоновка

31. Конями – д. Мироново Юрлинского района Пермской области

32. Разлука.

33. Селязень утку загонял.

  1. Вечёрочные песни и игры.

с.Балман Куйбышевского района Новосибирской области

  1. Как за двором, за двором.

  2. Из-за гор гусей гнала.

  3. Как на печке на приплечке.

  4. Кто у нас хороший.

  5. Поедем, жена, во Китай-город гулять.

  6. Прокачу я кольцо.

д. Платоновка Северного района Новосибирской области

  1. Ай, бабы нет.

  2. Розычка аленькая.

  3. Хороша наша деревня.

  4. Вот как мой мажучок.

  5. Бояры, а мы к вам пришли.

  6. Нановой намастырь становился.

  7. Пущу я кубел(ы) под гору.

  8. Как поманивал парень девчонку.

  9. Там(ы) шли-прошли всё два молодца.

  10. Что на нашем на поле.

  11. А мы просо сеяли.

  12. Сам пойду во Иван-город каменный.

с. Бергуль Северного района Новосибирской области

  1. Там ехали купцы с Москвы.

  2. Александрывская бярёза.

с. Локти Мошковского района Новосибирской области

  1. Не сидел ли да мужичонка.

  2. Летели две птички.

  3. Эй, ходит царь.

  4. Вот, княгини, мы до вас пришли.

  5. Во тереме.

  6. Со вьюном я хожу.

  7. Я посею, млада, мяту.

  8. А две ли девчоночки.

  9. У нас молодцы молоденькие.

  10. Заскочил-то козёлик в огород.

д. Мамоново Маслянинского района Новосибирской области

  1. Не летай-ко сокол.

  2. Во зелененьком садочке.

  3. Как на речке, речке.

д. Шайдурово Сузунского района Новосибирской области

  1. А некуды заинке выскочить.

  2. Молодой кущер Ванюша.

д. Верхнее Лобаново Юрлинского района Пермской области

  1. Кони вы, кони.

  2. Не со вечера пороша.

  3. Ходит холост, неженатый.

  4. Выдавали красну девку молоду.

  5. Я бегу, бегу с-по пожинке.

  1. Летал голубь, летал сизый.

д. Яутла Курганской области

  1. Сидел наш Яшенька.

  2. У нас семь молодцов.

  3. Раз пойду ль я, выйду ль я.

Тобольск

  1. Прокачу я кольцо.

46. Во тюреме.

с. Мышланка Сузунского района НСО

47. У девисы-красависы разгораетса лисо.

д. Крутиха Кыштовского района Новосибирской области

  1. Хожу я гуляю вдоль по карагоду.

Д. Козино Усть-Таркского района Новосибирской области

  1. Из-за лесу в огород кони вабегали.

п. Майский Усть-Тарского района Новосиибрской области

50.У нас Васенька нонче женится.

с. Верх-Алеус Ордынского района Новосибирской области

51. На дошечку, на плошечку постелю платочек.

д. Варюхино Кемеровской области

52. Сидит Дрёма.

  1. Весенне-летние орнаментальные хороводы.

с. Балман Куйбышевского района Новосибирской области

  1. Разливалась лужговатая река.

  2. Сею-вею белый-то леночек.

  3. Перевешу млада хмелю.

  4. Вечёр девку сговорили.

  5. Посеемте, девки, лён.

  6. Ты заря, моя ты зоренька.

  7. Да во полюшке липынька.

  8. Ты Анютка маленька.

  9. Я кроила рубашку милу дружку.

с. Бергуль, д. Платоновка Северного района НСО

  1. Зыплятися, плятень, зыплятися.

  2. Вот мы сеяли, сеяли ленок.

  3. Ихохо, да там тятёра йшла.

  4. Я у батюшки жила.

  5. Аляксандрывская бярёза.

  6. Пахал мужик огород.

  7. Там(ы) шли-прошли всё два молодца.

с. Верх-Алеус Ордынского района Новосибирской области

Шла утка лугом, вяла дятей кругом.

д. Крутиха Кыштовского района Новосибирской области

1. Селязень мой сиз, косастый.

2. Ой, да сидор-видор… мой белай Леночек.

д. Верхнее Лобаново Юрлинского района Пермской обл.

А мы просо сеяли, сеяли

хутор Филинский Кумылженского района Волгоградск. о.

Селязень за уткой гоняет.

д. Сосновка Заринского района Алтайского края

Девки сеяли капустку, приговаривали.

Ай, пойду млада в тём(ы)най лес (д. Воронопашня Асиновского района Томской области, запись А.М. Мехнецова, 1967 г.).

Селязень утку загонял (Свердловская область).

Мак маковистый (из репертуара РФС)

  1. Парные танцы.

д. Платоновка Северного района Новосибирской обл.

Платоновский чижик,

На речушке, на мосту,

Хороша наша деревня,

Краковяк,

Краковяк в две девки (Бергуль),

Коханочка,

Полька крутая,

Полька капризная,

Девчоночка хором, хором.

с. Балман Куйбышевского района Новосибирской обл.

Во саду ли, в огороде,

Краковяк в две девки,

Полька простая с метлой.

д. Берёзово Маслянинского района Новосибирской обл.

Ту степ

Светит месяц (Подмосковье),

Марийская (Пермь),

Полька «Бабочка» с переходом (Волгоградская область),

На реченьку (Алтайский край),

Яблочко (с. Сростки, Алтайского края, 1989 г.).

  1. Пляски и кадрили.

д. Еланка Куйбышевского района Новосибирской обл.

Еланский чижик,

Еланская лентея,

Еланская кадрель,

Толстая кадрель (Толстый).

д. Шмаково Куйбышевского района Новосибирской обл.

Шмаковская лентея.

д. Платоновка Северного района Новосибирской обл.

Платоновская кадриль,

Кадриль в две девки,

Сухорукая кадриль,

Кадриля с подскоком,

Сибирочка.

д. Кандереп Болотнинского района Новосибирской обл.

Кандерепская «Подгорная».

с. Укыр Красночикойского района Читинской области

Укырская восьмёрка.

д. Захарово Красночикойского района Читинской обл.

Захаровская пляска.

станица Тулата Чарышского района Алтайского края

Тулатинская восьмёрка.

село Нюксеница Вологодской области

Арханочка,

Берёзонька,

Восьмёрка,

Грунюшка,

Метелица,

Сударушка.

с. Верхотурье Свердловской области

Верхотурская заметелица

Усть-Цилёмские пляски на Красную горку (Коми АССР),

Ильинская «Метёлка», Шестёра, Казачок (Пермская область),

Сыртинская кадриль (Магнитогорская область),

Большегрызловская кадриль (Подмосковье).

Рекомендуемая литература

к первому разделу

  1. Современные издания

1Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. – Минск, 1978.

2 Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. – Иркутск, 1925.

3 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930.

4.Гилярова Н.Н. Детский музыкальный фольклор Рязанской области. Рязань, 1992.

5.Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М.: Изд-во «Родникъ»; Российский союз любительских фольк. ансамблей, 1996.

6.Игры народов СССР /под. ред. В.Н.Всеволодского-Генгросса. – М. – Л., 1933.

7.Капица О.И. Детский фольклор. – Л.,1928.

8 Капица О.И. Детский фольклор и быт. – Л., 1930.

9 Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 2 издание. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.

10 Мельников М.Н. О народных традициях воспитания детей. – Новосибирск, 2000.

11.Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. – Новосибирск, 1970.

12.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987.

13.Мир детства и традиционная культура. – М., 1995-1996. – Вып. III

14.Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I: Младенчество. Детство /Сост. Аникин. – М., 1991.

15.Мухомедшина Л. Детский фольклор Приангарья. – Иркутск, 1994.16

16.Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. – М., 1977.

17.Науменко Г.М. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М. Вып. I. – 1977; Вып. II. – 1981; Вып. III. – 1984; Вып. IV. – 1986; Вып. V. – 1988.

18.Науменко Г.М. Чудесный короб: Русские народные детские песни, сказки, игры, загадки. – М.,1988.

19.Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань!: Русское народное детское музыкальное творчество. – М., 1988.

20.Науменко Г.М. Котенька-коток: Русские народные детские песни. – М., 1990.

21.Науменко Г.М., Якунина Г.Т. Солнышко- вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. – Архангельск. 1994.

22.Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М., 1996.

23.Новицкая М.Ю. Этнокультурный компонент содержания образования – фундамент современной системы обучения и воспитания детей //Проблемы этнологии и этнопедагогики. – Новосибирск: НГПУ, 1998. – с.132-133.

24.Слепцова И.С., Морозов И.А. Не робей, воробей!: Детские игры, потешки, забавушки Вологодского края. – М., 1995.

25.Тихоницкая Н.Н. Русская народная игра «Просо сеяли». – Сов. этнография, 1938, № 1, с. 145-166.

26.Фомин А.С. Детский танец в системе воспитания и образования: Методические рекомендации. – Новосибирск, 1989.

27.Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь /Сост. В.И.Байтуганов, Т.Ю.Мартынова. – Новосибирск: Книжица, 2001.

28.Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографических материалов. /Запись, составление, нотации и фотографии Г.М. Науменко. – М.: Российский союз любительских фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998.

  1. Старинные издания

1.Галлер К. Рай детей. – СПб., 1886.

2.Гросс К. Душевная жизнь ребёнка. – СПб., 1906.

3.Зобнин Ф. Игры (в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа) //ЖС. – 1896. Вып. 3–4. – С. 541 – 542.

4.Каптерев П. О детских играх и развлечениях. – СПб., 1898

5.К.Б. О детских играх в Западной Сибири. Этнографический очерк //Тобольские губернские ведомости. – 1886. ­­– № 1, 2, 3.

6.Обольянинова Н. Игры детские. – , 1916.

7.Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 1994.

8.Соболев А.Н. Детские игры и песни //Труды Владимирской учёной архивной комиссии. – Владимир, 1914. – Кн. 16. – с. 1 – 48.

Рекомендуемая литература ко второму разделу

а) Современные издания

1.Аркин Е.Я. Со венком я хожу: народные песни Омской области. – Омск 93.

2.Бернштам Т.А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX – нач. XX в. – М.:88.

3.Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодёжных играх «Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) //Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л.:90.

4.Владыкина – Бачинская Н.М. Свадебная песня Приангарья //Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, ч. 1. – Новосибирск, 1971.

5.Гидеон С.Г. Вечёрочные песни русского населения Омской области (к проблеме словесно-музыкального единства) //Материалы Второго семинара Западно-Сибирского регионального вузовского центра по фольклору. – Омск: 95.

6.Гилярова Н.Н. Кузьма и Демьян – «курятники», «кашники», работники /Истоки //Народное творчество. – 1990. – №11.

7.Григорьева Н. «Поцелуй, радость, меня» /О сибирском игровом фольклоре //Народное творчество. – 1992. – №5-6. – с.22-24.

8.Добровольская В. Целовать уста, чтобы рожь густа /Игры и потехи //Народное творчество. – 1994. – №6. – с..20-21.

9.Заградская С. Настали Святки /Истоки. Народное творчество.–1990. – №1.

10.Захарченко В.Г., Мельников М.Н. Свадьба Обско-Иртышского междуречья /ред. Е. Гиппиуса. – М.: 83.

11.Золотова Т.Н. Песни и игры святочных вечёрок у русских Тоболо-Иртышского региона //Материалы пятого научно-практического семинара Западно-Сибирского вузовского центра по народной культуре. Омск:97.

12.Из истории семьи и быта сибирского крестьянства XVII - начала XX вв. – Новосибирск,1976.

13.Мельников М.Н., Мосолов А.Н. Новый «Домострой» или как выбирать невесту? – Новосибирск, 1998.

14.Миненко Н. Вечерки. /Старинные забавы русских северян //Родина. - 2002. - № 9. – с. 52-57.

15.Новоселова Л.В. Народный календарь и его поэзия в Западной Сибири. Ст. 1. Новогодняя и масленичная обрядность //Фольклор и литература Сибири, вып. 1., Омск, 1974.

16.Новосёлова Н.А. Жанровое своеобразие сибирской проходочной припевки //Сибирский фольклор. Новосибирск, 1980.

17.Новосёлова Н.А. Песенно-игровая традиция – в Енисейском уезде //Сибирский фольклор. Новосибирск, 1980.

18.Пархоменко Н. Русские народные песни Томской области. – М., 1985.

19.Покровский Н.Н. Крестьянская община в Сибири XVIIIXIX веков. – Новосибирск, 1977.

20.Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока /Сост. С.И. Красноштанов, В.С. Левашов, В.М. Щуров. – Новосибирск:97.

21.Русские народные песни Красноярского края /Вып.III. – М., 1959, 1962.

22.Свадебные песни Томского Приобья /Запись, нотация А.М. Мехнецова. – Л.-М.,1977.

23.Старовойтов А. Жанровая специфика игровых проходочных песен. – Ученые записки Пермского государственного педагогического института, 1971, т. 90.

24.Филипповки /Традиции, обычаи, обряды //Народное творчество. – 1993. –№8. – с.25-27.

25.Фольклор Западной Сибири /Сост. Т.Г. Леонова. – Омск:1974.

26.Фурсова Е.Ф. Календарные обычаи и обряды восточнославянских народов Новосибирской области. – Новосибирск: 2002.

27.Хороводные и игровые песни Сибири /Сост. Ф.Ф.Болонев, М.Н. Мельников. – Новосибирск: 1985.

28.Шенталинская Т.С. Марковские вечерки. – Магадан, 1983.

  1. Старинные издания

Арефьев В.С. Крестьянские вечёрки в Енисейском округе. – Енисей, 1898, №34, 37,39.

Вечёрка в Нижне-Колымске (с песнями) //Сибирь. – 1877. – № 29, 30.

Городцов П.А. Праздники и обряды крестьян Тюменского уезда //ЕТГМ. – 1916. Вып. 16. – С. 1- 65.

Ишимская вечёрка //Сибирь. – 1883. – № 49.

Кашин Н. Празднества и забавы приаргунцев //Вестник РГО. – 1858. – Ч. 24. – № 10. – С. 7-24.

Костров Н.Н. Святки в Минусинском округе Енисейской губернии //Записки СО РГО. – 1858. – № 5. – С. 20-33.

Костюрина М.Н. Сибирские народные песни, записанные в подгородных деревнях около Тобольска летом 1894г. – Тобольск, 1895.

Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края. – Записки Зап.–Сиб. отдела РГО, Омск, 1903, кн. 30; //Альманах «Русская традиционная культура» № 1, 1996.

Щукин Н.С. Народные увеселения в Иркутской губернии //Записки РГО по отделению этнографии. – СПб., 1869. – Т. 2. – С. 382-398.

Рекомендуемая литература к третьему разделу

а) Современные издания

Абрамова О. А. Русская традиционная культура Алейского района Алтайского края: Материалы фольклорных экспедиций, вып. № 8. – Барнаул: ДЮФЦ “Песнохорки”, БГПУ, 2002.

Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. – Минск, 1978.

Асафьев Б.В. Происхождение русского народного песенного творчества, его история, социальная база, связь с бытом //О народной музыки /Сост. И.И. Земцовский, А.Б. Кунанбаева. – Л.: Музыка, 1987. – с. 96-97.

Байтуганов В.И. Песенно-танцевальный фольклор с. Макаровка Кыштовского района Новосибирской области в народном календаре //Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. – Новосибирск, 1998.

Бачинская Н.М. Русские хороводы и хороводные песни. – М. – Л., 1951.

Болонев Ф.Ф. Народный календарь семейских Забайкалья /вторая половина XIX – начало XX в. – Новосибирск, 1987.

Веретенников И.И. Южнорусские карагоды. – Белгород, 1993.

Владыкина - Бачинская Н.М. Музыкальный стиль русских хороводных песен. – М., 1976.

Владыкина - Бачинская Н.М. Подмосковные хороводы. – М., 1964.

Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). – М.: Изд-во «Родникъ»; Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996.

Громыко Н.Н. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII – первая половина XIX веков). – Новосибирск, 1975.

Гуляев С.И. Былины и песни Южной Сибири. – Новосибирск, 1952.

Дорофеев Н.И. Русские народные песни Забайкалья. Семейский распев. – М., 1989.

Захарченко В.Г. Девичья песня. Новосибирск, 1975.

Захарченко В.Г. Песни села Балман. –Новосибирск, 1969.

Кандыба В.М. История русского народа. – М: “КСП”, 1995.

Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – Л.-М., 1962.

Корепова А.Е. Нижегородские хороводы. – Горький, 1989.

Кулаковская Н.Н. Кулаковский Л.В. За народной мудростью, М.: Сов. композитор, 1975.

Кулаковский Л.В. Искусство села Дорожево: У истоков народного театра и музыки. – М., 1965.

Лирическая песня Томского Приобья /Запись, нотация А.М. Мехнецова. – Л., 1986.

Махова Л.П. Хороводы старожилов Западной Сибири //Вестник Российского фольклорного союза. – 2002. – №4(5). – С. 25-27.

Мехнецов А.М. Из сибирских коллекций (экспедиционные записи 1967 – 1975 годов) //Альманах «Русская традиционная культура» №1, 1996.

Пархоменко Н. Русские народные песни Томской области. – М., 1985.

Руднева А.В. Курские танки и карагоды. – М., 1975.

Руднева А.В. О ритме и форме хороводных и плясовых песен //Русские народные хороводы и танцы. – М., 1948.

Руднева А.В., Щуров В.М., Пушкина С. И. Русские народные песни в многомикрофонной записи. – М., 1979.

Русские лирические песни Сибири и Дальнего Востока /Сост. С.И. Красноштанов, В.С. Левашов, В.М. Щуров. – Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1997.

Русские народные хороводы и танцы Ярославской области /Запись М.Д. Яницкой. – М.: 1994.

Русские старожилы Сибири /Отв. ред. Л.Е. Элиасов. – Новосибирск, 1979.

Русский фольклор Прибайкалья //Под общ. Ред. Л.Е. Элиасова. – Улан-Удэ, 1968.

Селищев А. Забайкальские старообрядцы. – Иркутск, 1970.

Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов /XIX – начало XX в./ – М.: Наука, 1979.

Тихоницкая Н.Н. Русская народная игра «Просо сеяли». – Сов. этнография, 1938, № 1, с. 145-166.

Хороводные и игровые песни Сибири /Сост. Ф.Ф.Болонев, М.Н. Мельников. – Новосибирск: Наука, 1985.

Хороводные песни, записанные в Томской области /Запись, нотация А.М. Мехнецова. – Л.-М., 1973.

Хороводы Калининской области. – Калинин, 1960.

Хрестоматия сибирской русской народной песни. Детский народный календарь /Сост. В.И.Байтуганов, Т.Ю.Мартынова. – Новосибирск: Книжица, 2001.

Щуров В.М. Песни Нижней Тунгуски. – М., 1977.

Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири, ч. 1. – Улан-Уде, 1958.

Элиасов Л.Е., Ярневский И. Фольклор семейских. – Улан Удэ, 1963.

b) Старинные издания

Арефьев В.С. К вопросу о сибирской народной песне. – Сиб. Сб., Иркутск, 1899, вып. 1.

Гуляев С.И. О Сибирских круговых песнях. –Отечественные записки, 1839. - №3, №5, отд. «Смесь», с. 53-72.

Рекомендуемая литература к четвёртому разделу

а) Современные издания

Алексютовiч Л.К. Беларускiя народныя полькi. – Мiнск: Беларусь, 1995.

Алексютович Л.К. Белорусские народные танцы, хороводы, игры. – Минск, 1978.

Афанасьева А. Традиционный танцевальный фольклор русской деревни: Автореферат… – М., 1984.

Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. – М., 1958.

Богданов Г.Ф. Несколько шагов к фольклорному танцу. - М.,1996.

Василенко К. украинский народный танец. – М., 1981.

Васильева Т.К. Секрет танца. – С.-П., 1997.

Власенко Г. Танцы народов Поволжья. – Самара,1992.

Всеволодский –Генгросс В.Н. Крестьянский танец //Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Т.2. – Л., 1928.

Годенко М., Мельник А. Танцы народов Сибири. – Красноярск, 1968.

Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. – М., 1964.

Гребенщиков С. Сценические белорусские танцы. – Минск, 1974.

Гуменюк А. Украiнскi народнi танцi. – Киiв, 1969.

Ефименкова Б.Б. Танцевальные жанры в творчестве… – М., 1962.

Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка. - М., 1991.

Заикин Н.И. Хореографическое творчество Орловской области. – Орёл, 1988.

Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца. – Орёл, 1999.

Кальвэ Л.О. Хрестоматия русского народного танца. – М., 1988.

Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.

Климов А.А. Русские народные танцы. Выпуск 1. Север России. – М., 1996.

Князева О. Танцы Урала. – Свердловск, 1962.

Кожевникова Н.Е., Соковикова Н.В. Проблемы танцевальной педагогической деятельности. Русский танец как средство развития положительных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Новосибирск, 2002.

Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. – Л. – М., 1939.

Мельник А.И. Танцевальное творчество русского населения Енисейского, Мотынинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. – Красноярск, 1993.

Методические рекомендации по фольклорному танцу Саратовской области /Составитель Е.Н. Филипова. – Саратов, 1989.

Народные танцы Горьковской области: Сборник. – Горький, 1971.

Народный танец. Проблемы изучения: Сборник научных трудов. – СПб., 1991.

Настюков Г.А. Народный танец на самодеятельной сцене. – М.: 1976.

Палилей А.В. Сибирский русский народный танец. Методические рекомендации. – Кемерово, 1991.

Ромм В.В. Танец и секреты древнейших цивилизаций. – Новосибирск, 2002г.

Русские танцы для молодёжных танцевальных коллективов. Сборник. – М., 1993.

Скрынник Т. Традиционные танцы как источник изучения при создании сценических композиций /Репертуар художественной самодеятельности: современность традиций. – М., 1983, с. 83-89.

Соколова А. Проблема изучения танцевального фольклора //Методы изучения фольклора. – Л., 1983, с. 126-138.

Степанова Л. Народные танцы. – М.: 1968.

Сюжетные и народные танцы. – М., 1977.

Танцевальная культура Костромского края /Сост. Л.П. Бакина. – Ярославль, 1990.

Танцевальный фольклор: проблемы сохранения. Тамбов: ТГУ, 2000.

Танцы Архангельской области /Запись танцев В.Н. Нигоф.– Архангельск, 1970.

Танцы Калининской области: Сборник описаний. – Калинин, 1954.

Танцы народов СССР. – М., 1983.

Ткаченко А.Ф. Детский танец /Запись Г.А. Настюкова. – М., 1962.

Ткаченко Т.С. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.

Ткаченко Т.С. Народные танцы. – М., 1975.

Топорков В. Заокские пляски. – Рязань, 1956.

Топорков В. Рязанские пляски. – Рязань, 1956.

Традиционный фольклор Владимирской области. – М., 1972.

Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. – М., 1996.

Устинова Т.А. Русский народный танец. – М., 1976.

Филиппов Э.К. Русские народные танцы Иркутской области. – Иркутск, 1965.

Фомин А.С. Авторская программа «Развитие и гармонизация личности в игровом танце» //Образовательная выставка: перспективы участия. – Новосибирск: НГПУ, 2001.

Чуркiн М. Беларускiя народныя песнi, танцы. – Мiнск, 1949.

Чурко Ю. М. Белорусский народный танец: историко-теоретический очерк. – Минск, 1972.

Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор. – Минск, 1990.

Шилин А.И. Народный танец: Учебно-методические материалы для студентов-заочников музыкальных вузов /Сост. В.А. Бурлаков, отв. Ред. Л.В. Шамина. – М., 2002.

Шилин А.И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии //Мужской сборник. Выпуск 1. Мужчина в традиционной культуре. – М., 2001.

Шумилова З. Объект изучения – фольклорный танец //Советский балет, 1983, № 2, с. 12-13.

Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. – М., 1981.

b) Старинные издания

Ович А. Белорусские танцы с припевкой //Маяк. Т. 13. СПб, 1844, с. 94-95.

Рекомендуемая литература к пятому разделу

а) Современные издания

Абрамова О.А. Живые родники:Материалы фольклорных экспедиций по Самарской области. – Барнаул: ДЮФЦ”Песнохорки”, 2000.

Индан (Кутафина) Н.С. Об опыте работы Новосибирского семейного фольклорного театра «Радоница». //Фольклор и молодежь. От истоков к современности. М.: Российский фольклорный союз, 2000.

Кутафина Н.С. Учебно-методические материалы по курсу «Народный танец». – Новосибирск, 2003.

Климов А.А. Основы русского народного танца. – М., 1994.

Климов А.А. Русские народные танцы. Выпуск 1. Север России. – М., 1996.

Мельник А.И. Танцевальное творчество русского населения Енисейского, Мотынинского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края. – Красноярск, 1993.

Палилей А.В. Сибирский русский народный танец. Методические рекомендации. – Кемерово, 1991.

Парадовская Г.П. Традиционная пляска на Вологодчине //Вестник Российского фольклорного союза. – 2002. – №3-4. – с. 21-26.

Ткаченко Т.С. Народные танцы. – М., 1975.

Топорков В. Заокские пляски. – Рязань, 1956.

Топорков В. Рязанские пляски. – Рязань, 1956.

Традиционный фольклор Владимирской области. – М., 1972.

Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. – М., 1996.

Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор. – Минск, 1990.

Шилин А.И. Народный танец: Учебно-методические материалы для студентов-заочников музыкальных вузов /Сост. В.А. Бурлаков, отв. Ред. Л.В. Шамина. – М., 2002.

Шилин А.И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии //Мужской сборник. Выпуск 1. Мужчина в традиционной культуре. – М., 2001.

Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. – М., 1981.

Рекомендуемая литература к методическому приложению
  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. IV. – М., 1980.

  2. История Сибири. Т.2. – Л., 1968.

  3. Леонова Н.В. Русский фольклор //Музыкальная культура Сибири: В 3т. Т. 1, кн. 2. – Новосибирск, 1997. – с. 8-33.

  4. Мельников М.Н. Опыт культурной типологии поселений восточных славян в Сибири в связи с изучением фольклора //Сибирский фольклор. – Новосибирск, 1980, с.3-14.

  5. Мельников М.Н. Проблемы изучения межнациональных фольклорных связей в Сибири //Сибирский фольклор, вып.3. – Новосибирск, 1976, с. 3-20.

  6. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М., 1998.

  7. Ромм В.В. Танец и секреты древнейших цивилизаций. – Новосибирск, 2002г.

  8. Словарь русских старожильческих говоров Средней части бассейна реки Оби. – Томск, 1963 – 1967.

  9. Снегирёв И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М., 1838. – Вып.1.

  10. Современный русский фольклор Сибири /Отв. ред. Л.Е. Элиасов. – Новосибирск, 1979.

  11. Чагин Г.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века: Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1993. – 184 с.

  12. Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. – СПб., 1898. – Т.1. – 376 с.

  13. Шилин А.И. Народный танец: Учебно-методические материалы для студентов-заочников музыкальных вузов /Сост. В.А. Бурлаков, отв. Ред. Л.В. Шамина. – М., 2002.

  14. Шилин А.И. Традиция мужского исполнительства в русской народной хореографии //Мужской сборник. Выпуск 1. Мужчина в традиционной культуре. – М., 2001.

  15. Яницкая М.Д. Методика собирания и записи танцевального фольклора. – М., 1981.



Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Рабочая программа по предмету «ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ" Задачи курса: -Познакомить с разными, видами, жанрами, особенностями традиционной хореографии; -Дать представление об истории развития фольклорно-этнографического танца; -Освоить ключевые элементы и композиционные особенности различных танцевальных жанров этнохореографии; -Дать представление о способах записи изучаемых образцов традиционной хореографии;» в ДМШ.
0 ₽