Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2) Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекция» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у младших школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), (вариант 7.2). Педагог планирует содержание своей работы на основании примерных адаптированных рабочих программ, примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности детей. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Рассмотрено на заседании методического объединения СППС ________________________________

Протокол №___ от ______202г.

Руководитель СППС

____________/

Согласовано

Старший методист

___________/___________

Утверждено

на заседании

педагогического совета

Протокол №_______

от __________202 г.

Утверждена

Приказом

от _______202 г. №_____

директор ________/

________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция»

уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс

АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)

на 202 -202 учебный год

Shape1

Составитель:

Учитель-дефектолог



Москва, 202 г

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….………3

  2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса…………………….4

  3. Содержание коррекционно – педагогической работы.…….………………...…..5

  4. Календарно-тематическое планирование...………………………….....................6

  5. Список литературы…………….……….………………………….....……...……10

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главный принцип работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать коррекционно - развивающие занятия по курсу «Психокоррекция».

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Основными задачами программы являются:

        • создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

  • развитие психических функций внимания, памяти, воображения, процессов мышления;

  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности.

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности;

2) повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий

происходит в новых ситуациях на новых предметах.

Это необходимо:

  • чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям;

  • для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий обеспечивается субъективное переживание успеха учеником на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью используется система условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

  • развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

  • развитие в адекватном темпе;

  • вовлечение в интересную деятельность;

  • воздействие через эмоциональную сферу;

  • объяснение материала в интересной форме;

  • гибкая система контроля знаний и их оценки.

Место коррекционного программы в учебном плане

Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью проводятся в рамках плана работы с обучающимся 3 класса в рамках внеурочной деятельности. На коррекционно – развивающие занятия для детей с умственной отсталостью в 3 классе отводится 34 часа за учебный год (1 раз в неделю, 40 мин., групповая форма работы).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • увеличить скорость и гибкость мышления;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;

  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

  • концентрировать, переключать своё внимание;

  • развивать свою память;

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

  • самостоятельно выполнить задания;

  • находить несколько способов решения задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативных способностей

Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива. (3 часа)

Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (5 часов)

Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением.

Раздел 4. Развитие мнестических способностей (5 часов)

Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания.

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (5 часов)

Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления.

Раздел 6. Развитие двигательной сферы (3 часа)

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта.

Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (2 часа)

Формирование пространственных и квазипространственных отношений.

Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (3 часа)

Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.

Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения (2 часа)

Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.

Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств (2 часа).

Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

Раздел 11. Обобщающие занятия, итоговая диагностика (3 часа)

Определение динамики развития детей.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

ДДата проведения

Раздел 1. Вводное занятие

1

Вводное занятие

1

Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведение психогимнастические упражнений.

Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей

2

Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива

3

Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда».

3

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты»

4

Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации.

Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения

5-9

Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением

5

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции.

Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Раздел 4. Развитие мнестических способностей

10-14

Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания

5

  • Развитие объема кратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций.

Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктан­ты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зри­тельные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвенье­вых инструкций; заучивание букв).

Развитие ассоциативной памяти.

Обучение способам эффективного запоминания.Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации

15-19

Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления

5

Развитие логического мышления и сообразительности.Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления;  игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.

Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Раздел 6. Развитие двигательной сферы

20-22

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта

3

Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.

Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики,

Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями.

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»

Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений

23

Формирование собственно пространственных и квазипротранственных представлений

2

Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото»

24

Формирование квазипространственных представлений

Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»

Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы

25-27

Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.

3

Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд

Работа с чувством страха и тревожности.

Формирование умения различать и принимать эмоции других людей

Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций

Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения

28-29

Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.

2

Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия.

Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п.

Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:

«Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности».

Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа.

Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств

30-31

Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

2

Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества.

Тренинг « Как и почему начинаются ссоры?»

Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие»

Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения.

«Как мы все похожи!»

«Какие мы все разные!»

Сказкотерапия «Качества, важные для общения»

Тренинг: Правила дружбы.

Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда»

Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)».

Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика.

32

Обобщающие занятия

1

 Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

33-34

Итоговая диагностика

2

Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  3. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

  4. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

  1. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

  2. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.

  4. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

  5. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону:

ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

  1. Языканова Е.В., составление «Развивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство

«Экзамен», 2012

11

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2) Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекция» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у младших школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), (вариант 7.2). Педагог планирует содержание своей работы на основании примерных адаптированных рабочих программ, примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности детей. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
0 ₽
Аннотация к рабочей программе коррекционно – развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2) Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекция» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у младших школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), (вариант 7.2). Педагог планирует содержание своей работы на основании примерных адаптированных рабочих программ, примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности детей.
0 ₽