Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Коррекционная работа
  3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2) Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекция» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у младших школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), (вариант 7.2). Педагог планирует содержание своей работы на основании примерных адаптированных рабочих программ, примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности детей. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Коррекционная работа

Категория

Коррекционная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Рассмотрено на заседании методического объединения СППС ________________________________

Протокол №___ от ______202г.

Руководитель СППС

____________/

Согласовано

Старший методист

___________/___________

Утверждено

на заседании

педагогического совета

Протокол №_______

от __________202 г.

Утверждена

Приказом

от _______202 г. №_____

директор ________/

________________________________________________________________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция»

уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс

АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)

на 202 -202 учебный год

Shape1

Составитель:

Учитель-дефектолог



Москва, 202 г

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….………3

  2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса…………………….4

  3. Содержание коррекционно – педагогической работы.…….………………...…..5

  4. Календарно-тематическое планирование...………………………….....................6

  5. Список литературы…………….……….………………………….....……...……10

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главный принцип работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.

Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.

Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать коррекционно - развивающие занятия по курсу «Психокоррекция».

Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.

Основными задачами программы являются:

        • создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

  • развитие психических функций внимания, памяти, воображения, процессов мышления;

  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.

Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности.

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности;

2) повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий

происходит в новых ситуациях на новых предметах.

Это необходимо:

  • чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям;

  • для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий обеспечивается субъективное переживание успеха учеником на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью используется система условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и реализовался охранительный режим обучения.

Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:

  • развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;

  • развитие в адекватном темпе;

  • вовлечение в интересную деятельность;

  • воздействие через эмоциональную сферу;

  • объяснение материала в интересной форме;

  • гибкая система контроля знаний и их оценки.

Место коррекционного программы в учебном плане

Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью проводятся в рамках плана работы с обучающимся 3 класса в рамках внеурочной деятельности. На коррекционно – развивающие занятия для детей с умственной отсталостью в 3 классе отводится 34 часа за учебный год (1 раз в неделю, 40 мин., групповая форма работы).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:

  • логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

  • увеличить скорость и гибкость мышления;

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;

  • сравнивать предметы, понятия;

  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

  • концентрировать, переключать своё внимание;

  • развивать свою память;

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

  • самостоятельно выполнить задания;

  • находить несколько способов решения задач.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативных способностей

Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива. (3 часа)

Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (5 часов)

Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением.

Раздел 4. Развитие мнестических способностей (5 часов)

Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания.

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (5 часов)

Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления.

Раздел 6. Развитие двигательной сферы (3 часа)

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта.

Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (2 часа)

Формирование пространственных и квазипространственных отношений.

Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (3 часа)

Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.

Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения (2 часа)

Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.

Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств (2 часа).

Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

Раздел 11. Обобщающие занятия, итоговая диагностика (3 часа)

Определение динамики развития детей.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Примерные темы занятий

Кол-во часов

Примерное содержание занятия

ДДата проведения

Раздел 1. Вводное занятие

1

Вводное занятие

1

Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведение психогимнастические упражнений.

Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей

2

Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива

3

Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда».

3

Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты»

4

Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации.

Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения

5-9

Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением

5

Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля.

Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу.

Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции.

Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти.

Раздел 4. Развитие мнестических способностей

10-14

Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания

5

  • Развитие объема кратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций.

Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктан­ты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зри­тельные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвенье­вых инструкций; заучивание букв).

Развитие ассоциативной памяти.

Обучение способам эффективного запоминания.Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации

15-19

Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления

5

Развитие логического мышления и сообразительности.Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления;  игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.

Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать

Раздел 6. Развитие двигательной сферы

20-22

Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта

3

Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором.

Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики,

Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями.

Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот»

Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений

23

Формирование собственно пространственных и квазипротранственных представлений

2

Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото»

24

Формирование квазипространственных представлений

Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи»

Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы

25-27

Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.

3

Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд

Работа с чувством страха и тревожности.

Формирование умения различать и принимать эмоции других людей

Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций

Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения

28-29

Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.

2

Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия.

Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п.

Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения:

«Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности».

Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа.

Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств

30-31

Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

2

Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества.

Тренинг « Как и почему начинаются ссоры?»

Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие»

Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения.

«Как мы все похожи!»

«Какие мы все разные!»

Сказкотерапия «Качества, важные для общения»

Тренинг: Правила дружбы.

Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда»

Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)».

Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика.

32

Обобщающие занятия

1

 Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы

33-34

Итоговая диагностика

2

Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

  2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  3. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006

  4. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003

  1. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров

  2. Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.

  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.

  4. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998

  5. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону:

ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

  1. Языканова Е.В., составление «Развивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство

«Экзамен», 2012

11

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2) Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекция» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у младших школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), (вариант 7.2). Педагог планирует содержание своей работы на основании примерных адаптированных рабочих программ, примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности детей. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
0 ₽
Аннотация к рабочей программе коррекционно – развивающего курса «Психокоррекция» уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс АООП для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2) Курс коррекционно-развивающей области «Психокоррекция» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков психического развития у младших школьников, получающих образование в соответствии с ФГОС ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), (вариант 7.2). Педагог планирует содержание своей работы на основании примерных адаптированных рабочих программ, примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам. В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной сфер личности детей.
0 ₽