Рассмотрено на заседании методического объединения СППС ________________________________ Протокол №___ от ______202г. Руководитель СППС ____________/ | Согласовано Старший методист ___________/___________ | Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №_______ от __________202 г. | Утверждена Приказом от _______202 г. №_____ директор ________/ |
________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционно-развивающего курса «Психокоррекция»
уровень образования (класс): начальное общее, 3 класс
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (Вариант 7.1, Вариант 7.2)
на 202 -202 учебный год
Составитель:
Учитель-дефектолог
Москва, 202 г
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………….………3
Планируемые результаты освоения коррекционного курса…………………….4
Содержание коррекционно – педагогической работы.…….………………...…..5
Календарно-тематическое планирование...………………………….....................6
Список литературы…………….……….………………………….....……...……10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главный принцип работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации интеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать коррекционно - развивающие занятия по курсу «Психокоррекция».
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, воображения, процессов мышления;
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности.
Принципами построения занятий являются:
1) частая смена видов деятельности;
2) повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий
происходит в новых ситуациях на новых предметах.
Это необходимо:
чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям;
для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий обеспечивается субъективное переживание успеха учеником на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью используется система условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и реализовался охранительный режим обучения.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
развитие в адекватном темпе;
вовлечение в интересную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
объяснение материала в интересной форме;
гибкая система контроля знаний и их оценки.
Место коррекционного программы в учебном плане
Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью проводятся в рамках плана работы с обучающимся 3 класса в рамках внеурочной деятельности. На коррекционно – развивающие занятия для детей с умственной отсталостью в 3 классе отводится 34 часа за учебный год (1 раз в неделю, 40 мин., групповая форма работы).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
увеличить скорость и гибкость мышления;
выделять существенные признаки и закономерности предметов;
сравнивать предметы, понятия;
обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
концентрировать, переключать своё внимание;
развивать свою память;
улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
самостоятельно выполнить задания;
находить несколько способов решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативных способностей
Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива. (3 часа)
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (5 часов)
Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением.
Раздел 4. Развитие мнестических способностей (5 часов)
Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания.
Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (5 часов)
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления.
Раздел 6. Развитие двигательной сферы (3 часа)
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта.
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (2 часа)
Формирование пространственных и квазипространственных отношений.
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (3 часа)
Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.
Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения (2 часа)
Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств (2 часа).
Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.
Раздел 11. Обобщающие занятия, итоговая диагностика (3 часа)
Определение динамики развития детей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | ДДата проведения | |
Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведение психогимнастические упражнений. | ||
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей | |||||
2 | Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива | 3 | Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда». | ||
3 | Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты» | ||||
4 | Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации. | ||||
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения | |||||
5-9 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | 5 | Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. | ||
Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. | |||||
Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции. | |||||
Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | |||||
Раздел 4. Развитие мнестических способностей | |||||
10-14 | Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания | 5 |
| ||
Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). |
Развитие ассоциативной памяти. | |||||
Обучение способам эффективного запоминания.Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | |||||
Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации | |||||
15-19 | Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления | 5 | Развитие логического мышления и сообразительности.Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | ||
Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. | |||||
Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | |||||
Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | |||||
Раздел 6. Развитие двигательной сферы | |||||
20-22 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта | 3 | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. | ||
Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики, Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. | |||||
Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот» | |||||
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений | |||||
23 | Формирование собственно пространственных и квазипротранственных представлений | 2 | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» | ||
24 | Формирование квазипространственных представлений | Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи» |
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы | |||||
25-27 | Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом. | 3 | Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд | ||
Работа с чувством страха и тревожности. | |||||
Формирование умения различать и принимать эмоции других людей | |||||
Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций | |||||
Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения | |||||
28-29 | Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей. | 2 | Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия. | ||
Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. | |||||
Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. | |||||
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств | |||||
30-31 | Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. | 2 | Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества. Тренинг « Как и почему начинаются ссоры?» Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие» | ||
Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. «Как мы все похожи!» «Какие мы все разные!» | |||||
Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». | |||||
Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика. | |||||
32 | Обобщающие занятия | 1 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | ||
33-34 | Итоговая диагностика | 2 | Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики |
Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
Локалова Н.Л. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов/- М.: Ось-89, 2006.
Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону:
ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.
Языканова Е.В., составление «Развивающие задания: тесты, тигры, упражнения: 1, 2, 3, 4 класс – М.: Издательство
«Экзамен», 2012
11