Частное общеобразовательное учреждение «РЖД лицей № 6»
ПРИНЯТА решением школьного методического объединения воспитателей протокол от «__»________2023г. №_____ Бутакова А.Е./ФИО руководителя ШМО/ | СОГЛАСОВАНА заместителем директора по ВР Поникаровская Ж.В./ФИО зам. директора по ВР/ «__»_____________2023г. |
Рабочаяпрограмма учебного курса внеурочнойдеятельности
«КРАЕВЕДЕНИЕ И ТУРИЗМ»
уровень начального общего образования
срокосвоения:1год
направление:духовно-нравственное
Составитель:
Евстафиевская Т.В.
Барабинск,2023г
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Краеведение и туризм» (далее – рабочая программа) для воспитанников начального общего образования является составной частью основной образовательной программы начального общего образования частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицея № 6» (далее - РЖД лицей).
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на целевые приоритеты, сформированные рабочей программой воспитания РЖД лицея. Это позволяет обеспечить единство требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
•Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
•приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
•приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
•СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
•указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение и туризм» включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности.
4.Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности «Краеведение и туризм», и возможность использования по темам электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочая программа также содержит указания на формы проведения занятий.
Основные цели программы: формирование всесторонне развитой личности посредствам краеведения и туризма; совершенствование гражданского и патриотического воспитания; создание условий для самореализации, социальной адаптации и оздоровления воспитанников.
Задачи:
оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование
навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды;
развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения
местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия
туризмом;
воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.
Место учебного курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
Класс | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
1-4 | 2 | 34 | 68 |
всего | 68 |
Содержание программы представлено разделами: «Краеведение», «Основы туристической подготовки», «Гигиена и первая доврачебная помощь», «Общая и специальная физическая подготовка».
Форма промежуточной аттестации: демонстрация достижений (туристско-краеведческие олимпиады и конкурсы, продукты проектов, участие в краеведческом посткроссинге).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию обучающихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родной республики. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передаче духовных ценностей была нарушена.
Программа «Краеведение и туризм» является типовой. Особенностью её является то, что в ней особое место занимает изучение истории Барабинского района и Барабинска. Программа создана на местном краеведческом материале: учит методам исследовательской работы, в частности, использованию проектно-поискового метода; настраивает на сохранение преемственности народных, семейных традиций; учит оформлению собранного материала и его паспортизации. Туристские знания преподаются обучающимся в системе комплексного подхода и включает информацию по различным областям знаний, тематически стыкуется с базовыми учебными курсами по географии, биологии, экологии, основам безопасности жизнедеятельности, физическому воспитанию и др.
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов в год – 68 часов, в которые входят теоретические беседы, экскурсии, прогулки по городу,практические занятия в помещении и на местности (в том числе подготовка походов исоставление отчетов), а также проведение учебно-тренировочных походов иучастие в конкурсах и соревнованиях.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения – очная.
Возраст обучающихся: 7–10 лет.
Кол-во обучающихся: от 8 до 12 человек.
Форма проведения занятий: теоретические знания даются в учебном кабинете,
умения и навыки отрабатываются как в помещении, так и в спортзале, на
местности, стадионе, в парке. Краеведческие темы изучаются с помощью метода проектов,
с организациейэкскурсий по городу (знакомство с архитектурными особенностями города), экскурсий в музей (знакомство с музейными экспонатами, с историей прошлого). Используется беседа (в соответствии с тематикой занятий), инструктаж (в том числе ТБ), практическая работа, выход на природу (отработка практических навыков), поход (практические навыки и умения), учебные соревнования.
В отдельных случаях реализация программы может осуществляться с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий посредством различных форм обучения (видео-мастер-класс,
видеофильм, видеолекция, видеоурок, виртуальная экскурсия, онлайн
тестирование, мини-поход и другие) на базе электронных ресурсов: платформы
Скайп, группы ВКонтакте, Zoom и других. В таком случае последовательность
освоения тем может меняться, если это не противоречит логике обучения.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется
педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. После
обучения в рамках учебных часов планируется проведение зачетного туристского мероприятия – похода, слета,соревнования, туристского лагеря, сборов и т.д.
Программа разбита на четыре раздела: «Краеведение», «Основы туристической подготовки», «Гигиена и первая доврачебная помощь», «Общая и специальная физическая подготовка».
Целью изучения курса является формирование всесторонне развитой личности средствами краеведения и туризма, с элементами спортивного ориентирования на местности; создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи курса:
Образовательные:
формирование системы знаний в сферах пешеходного, велосипедного, лыжного, горного туризма;
овладение навыками исследовательской деятельности при подготовке и проведении походов;
расширение и углубление знаний учащихся по истории, географии и традициям Барабинского района Новосибирской области;
формирование навыков работы с краеведческой литературой, энциклопедиями, справочниками.
Развивающие:
развитие мышления, памяти, фантазии, литературной речи;
развитие устойчивого интереса к туристической деятельности, краеведению;
развитие выносливости, гибкости, ловкости, общей физической силы, умения управлять собственным телом;
развитие навыков межличностного взаимодействия в группе;
развитие организаторских способностей и лидерских качеств;
развитие навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности.
Воспитывающие:
воспитание любви и бережного отношения к своему краю, уважения к своим предкам и согражданам;
воспитание стремления к здоровому образу жизни;
воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки и личной ответственности;
воспитание патриотических чувств (гордость за страну, любовь к малой Родине).
Пути реализации задач
Объявлять дни краеведа и туриста, где учащиеся проявляют себя, полагаясь на приобретённые знания и умения.
Отводить время на сбор информации.
Отводить время на оформление отчётов и заданий, выполненных на экскурсиях и в походах.
Объявлять дни первой доврачебной помощи для определения умений определять опасные и ядовитые растения края и правильной транспортировки пострадавшего.
Связь с рабочей программой воспитания РЖД лицея № 6
Рабочая программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Рабочая программа носит историко-просветительскую и гражданско-патриотическую направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего образования:
– осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе;
– понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания;
– проявление обучающимися уважения к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
– сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к духовно-нравственным ценностям российского общества, к достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в прошлом и современности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1–4 классы
1 раздел. Краеведение – 38 часов. ТЕМА №1:Беседа о целях и задачах курса на учебный год.Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, в походах, соревнованиях, спортзале и на природе. Подбор девиза, эмблемы –ТЕОРИЯ1ч.ТЕМА №2:Родина начинается с человека (Моя семья. Профессии родителей. Семейные династии) мини-проект –3ч.ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА 2ч. ТЕМА №3:Мой дом. Рубленая изба. Экскурсия в краеведческий музей, ознакомление с особенностями архитектуры родного края. - 3ч.ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 2ч. ТЕМА №4:Основные ремесла родного края. Традиции и обычаи. Организация творческой работы учащихся (рисунки, фото на конкурсы)- 2ч. ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 1ч. ТЕМА №5: Подвижные игры народов родного края ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 2ч. Фестиваль народных игр. ТЕМА№6:Богатства родного края. Природные ресурсы. ТЕОРИЯ – 2ч.ПРАКТИКА – 2ч. ТЕМА №7: Флора и фауна Новосибирской области ТЕОРИЯ – 2ч.ПРАКТИКА – 2ч. ТЕМА №8: Красная книга ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 1ч. Организация творческой работы учащихся (рисунки, фото). ТЕМА №9: Знаменитые люди родного края. Знаменитые земляки, их роль в развитии края. ТЕОРИЯ – 2ч.ПРАКТИКА – 1ч. ТЕМА№ 10:Культура и достопримечательности. Театры, музеи, памятники и мемориалы НСО. ТЕОРИЯ – 2ч.ПРАКТИКА – 1 ч. ТЕМА №11:История родного края. История возникновения станции Барабинск. Сибирь в период ВОВ. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №12 Музей в локомотивном депо. Железнодорожный транспорт, профессии людей, работающих на железной дороге. ТЕМА №13:Природа и экология, охрана природы и памятников.Принципы природоохранного поведения, экологический туризм. Фотографирование, видеосъемка, рисование родного края, выставка работ.ТЕОРИЯ – 2ч.ПРАКТИКА – 2ч. ТЕМА №14:Знатоки родного края. Викторина по пройденным блокам: история, культура и достопримечательности, знаменитые люди, природные богатства родного края.ПРАКТИКА – 2ч. ТЕМА №15: Краеведческий посткроссинг. Обмен почтовыми письмами и открытками с учащимися, увлекающимися туризмом и краеведением в других школах и городах России и дружественных стран. Туристско-краеведческое движение Новосибирской области «ОТЕЧЕСТВО» ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 1ч.
2 раздел. Основы туристической подготовки– 17 часов. ТЕМА №1: Туристические путешествия. Виды туризма. Пешеходный, водный, автомобильный туризм. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №2:Одежда, обувь туриста по сезону. Погода, местные признаки погоды. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №3: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №5: Личное и групповое туристическое снаряжение. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №6: Питание в туристическом походе. ТЕОРИЯ – 1ч. ТЕМА №7: Правила движения в походе. Преодоление препятствий. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №8: Геокешинг. Игра, обучение и туризм: общее, сфера интересов. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №9: Понятие о расстоянии. Способы измерения расстояния (шагами, рулеткой, парами шагов). ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 1ч. ТЕМА №10: Понятие о топографической карте.Топографические знаки (отдельно стоящее дерево, дорога, река). ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №11:Знакомство с компасом. Части света. Ориентирование на местности. ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА – 1ч. ТЕМА №12: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №13: Подготовка к туристической игре - геокешингу. ТЕОРИЯ – 1ч.ТЕМА №14: Туристический геокешинг. ПРАКТИКА – 2ч
3 раздел. Гигиена и первая доврачебная помощь – 6 часов. ТЕМА №1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 1ч. ТЕОРИЯ – 1ч.Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. ТЕМА №2:Походно-медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 1ч. ТЕОРИЯ – 1ч. Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях. ТЕМА №3:Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 2ч. ТЕОРИЯ – 1ч.Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.ПРАКТИКА – 1ч.Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.ТЕМА №4: Приемы транспортировки пострадавшего – 2ч. ТЕОРИЯ – 1ч.ПРАКТИКА 1ч.Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, носилках.
4 раздел. Общая и специальная физическая подготовка –7 часов. ТЕМА №1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 2ч. ТЕОРИЯ – 1ч. ПРАКТИКА-1чКраткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма. ТЕМА №2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 2ч.ТЕОРИЯ – 1ч.Значение врачебного контроля и самоконтроля. ПРАКТИКА-1ч Оказание первой помощи при спортивных травмах.ТЕМА №3: Общая физическая подготовка – 3ч. ТЕОРИЯ – 1ч.Значение регулярной общей физической подготовки в укреплении здоровья и подготовке к походам, ПРАКТИКА-2ч Упражнения для развития различных групп мышц. Знакомство с нормативами по физической подготовке.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения данного курса связаны с развитием критического, технического, творческого, логического мышления, организаторских способностей, формированием умения публично презентовать результаты своей деятельности.
Будут сформированы личностные результаты изучения учебного курса:
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности детей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать целостное мировоззрение, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развить моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметныерезультаты изучения курса:
Будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Будут сформированы регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения курса:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по истории, русскому языку, литературе, ОБЖ, физической культуре и др.
Тематическое планирование
с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании
1-4 классы
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | ЦОР | Форма проведения занятий | |
Теория | Практика | ||||
1 Раздел. Краеведение – 38 часов | |||||
Беседа о целях и задачах курса на учебный год. Правила техники безопасности на занятиях, экскурсиях, в походах, соревнованиях, спортзале и на природе. Подбор девиза, эмблемы. | 1 | https://novikovnn.ru/wp-content/uploads/9/c/c/9cc4c4c0cfd3c52d7a4114e138b66cd5.jpeg | Беседа |
Родина начинается с человека. | 1 | 2 | https://turizm.nso.ru/ru/content/obshchie-svedeniya | Мини - проект | |
Мой дом. Рубленая изба. | 1 | 2 | https://infourok.ru/prezentaciya-po-tehnologii-russkaya-izba-2-klass-6243360.html | Экскурсия, в краеведческий музей/практика | |
Основные ремесла родного края. Традиции и обычаи. | 1 | 1 | http://bsk.nios.ru/ | Экскурсия в краеведческий музей, практика | |
Игры народов родного края | 1 | 2 | https://schci.ru/russkie_narodnie_igry.html | Лекция/ Фестиваль народных игр | |
Богатства родного края. | 2 | 2 | https://www.balatsky.ru/NSO/NSO.htm https://usemake.ru/raznitsa/chem-vydelyaetsya-novosibirskaya-oblast-osobennosti-prirody-ekonomiki-i-kultury?ysclid=lmqapny11o35449910 https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/ | Проектная деятельность | |
Флора и фауна Новосибирской области | 2 | 2 | |||
Красная книга | 1 | 1 | |||
Знаменитые люди родного края | 2 | 1 | https://сезоны-года.рф | Презентация, практика | |
Культура и достопримечательности | 2 | 1 | https://crpdo.ru/tourist/kraevedenie/ | Презентация, практика | |
История родного края | 2 | https://bibotdel.jimdofree.com/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/ | Беседа, экскурсия в историко-патриотический музей "Наследие" | ||
Музей в локомотивном депо | 1 | 1 | https://infourok.ru/scenarij-obrazovatelnoj-deyatelnosti-muzej-lokomotivnogo-depo-uroven-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-6773703.html | Экскурсия, практика | |
Природа и экология, охрана природы и памятников | 1 | 1 | https://ecodelo.org/3296-17_turizm_i_okhrana_prirody_minusy_i_plyusy-ekologicheskii_turizm_kak_sovremennaya_ideologiya_p | Групповая работа, практика | |
Знатоки родного края | 2 | Викторина | |||
Краеведческий посткроссинг | 1 | 1 | Презентация/ практика | ||
2 Раздел. Основы туристической подготовки 17 | |||||
Туристические путешествия. | 1 | https://crpdo.ru/tourist/ | Лекция | ||
Одежда, обувь туриста по сезону. | 1 | https://www.vpoxod.ru/page/odezhda | Беседа | ||
Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий | 1 | https://tourlib.net/statti_tourism/totonova.htm | Лекция | ||
Личное и групповое туристическое снаряжение | 1 | https://tourlib.net/books_tourism/spravochnik02.htm | Лекция | ||
Организация туристического быта, привалы и ночлеги | 1 | https://tourlib.net/books_tourism/spravochnik02.htm | Лекция | ||
Питание в туристическом походе | 1 | http://budetinteresno.info/pitanie_v_pohode.htm | Проблемная дискуссия | ||
Правила движения в походе. | 1 | https://tourlib.net/ | Лекция | ||
Геокешинг | 1 | https://geocaching.su/?pn=36 | Беседа, презентация | ||
Понятие о расстоянии. Способы измерения расстояния (шагами, рулеткой, парами шагов) | 1 | 1 | https://tourlib.net/ | Лекция, практика | |
Понятие о топографической карте. Топографические знаки (отдельно стоящее дерево, дорога, река) | 1 | https://www.yaklass.ru/p/geografiya/5-klass/izobrazheniia-zemnoi-poverkhnosti-i-ikh-ispolzovanie-131512/uslovnye-znaki-na-plane-mestnosti-153917/re-b5f1611f-b645-419c-9d9d-4f37fcdee050 | Презентация, беседа |
Знакомство с компасом. Ориентирование на местности. | 1 | 1 | https://turclub-pik.ru/blog/kak-pravilno-polzovatsya-kompasom/ | Лекция/ практика | |
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки | 1 | http://budetinteresno.info/orientirovanie-na-mestnosti.htm | Лекция | ||
Подготовка к туристическому квесту | 1 | Беседа | |||
Туристический квест | 2 | Практика | |||
3 раздел. Гигиена и первая доврачебная помощь – 6 часов | |||||
Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания | 1 | http://budetinteresno.info/Gigiena-turista.htm | Лекция | ||
Походно-медицинская аптечка, использование лекарственных растений | 1 | https://tourlib.net/books_tourism/ganopolsky22.htm | Проблемная дискуссия | ||
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 1 | 1 | Лекция/ практика | ||
Приемы транспортировки пострадавшего | 1 | 1 | Лекция/ практика | ||
4 Раздел. Общая и специальная физическая подготовка – 7 часов | |||||
Краткие сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | https://tourlib.net/books_tourism/ganopolsky05.htm | Беседа | |
Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках | 1 | 1 | https://tourlib.net/books_ukr/filipov8-4.htm | Беседа/ практика | |
Общая физическая подготовка | 1 | 2 | https://tourlib.net/ | Лекция | |
38 | 30 |
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходимо иметь:
1.Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности.
2. Столы для обучающихся – 15 штук.
3. Стулья – 30 штук.
4. Стол – тумба – 1 штука.
5. Доска – 1 шт.
6. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов.
7. Дидактический материал: кроссворды, ребусы, контурные карты, головоломки, тесты, задания.
8. Оборудование:
коврики туристические – 8 шт.
аптечка -1 комплект
спортивные и топографические карты - 8 комплектов
Личное снаряжение:
Коврик туристический.
Рюкзак.
Компас.
Список литературы для педагога
1. Берман А.Е. Юный турист. – М.: ФиС, 2009.
2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани. Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. – Москва: Издательство «АСТ-лтд», 2008.
3. Губаненков С.М. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков. – СПб.: Петрополис, 2007.
4. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. – М.: ФиС, 2011.
5. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Лето, дети и туризм. – М.: ЦДЮТур России, 2010.
6. Питание в туристском путешествии. – М.: Профиздат, 2007.
7. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. – М.: Профиздат, 2009.
8. Шибаев А.С. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени. – М.: ЦДЮТур России, 2009.
Список литературы для учащихся
1. Балабанов И.В. Узлы. – М., 2010.
2. Дихтярев В.Я. Вся жизнь – поход. – М.: ЦДЮТур, 2012.
3. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профиздат, 2009.
4. Фесенко Б.А. Книга молодого ориентировщика. – М., 2006.
5. Энциклопедия туриста. – М.: БРЭ, 2011.
Интернет ресурсы
Узлы - http://sizz.name/88-uzly-dlya-turizma
Памятка по оказанию первой помощи МЧС - http://www.balticbereg.ru/images/stories/sutur/SUTur%2008-02-2019/SUTur%2008-02-2019%20metod%20MCS.pdf
Питание в туристском походе - http://poxod.ru/material/pitalex/p_pitalex_energozatraty_a.html
Сайт РМКК - https://www.balticbereg.ru/index.php/syutur/mkk-ko
Виктор Дехтярев, книга «Вся жизнь – поход» - http://lib.ru/TURIZM/dihtyarew.txt
Энциклопедия туриста - http://tyr-zo.narod.ru/liter/enc_tyr/turizm_1.htm
Опасности в горах – методические рекомендации - http://poxod.ru/material/danger/p_danger_gipoksiiacqk_a.html
«Школа туриста» - https://www.youtube.com/playlist?list=PL7bWOwIK0XTKjwjtGzElKekF_YoyCH7d
Общая физическая подготовка - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785222163061.html